Слушание музыки - вид музыкальной деятельности дошкольников
статья по коррекционной педагогике
Слушание музыки - вид музыкальной деятельности дошкольников
Важное место во всестороннем музыкальном развитии ребенка занимает деятельности слушания музыки. Именно в этом виде деятельности активно развивается восприятие музыки ребенком – способность к сопереживанию и пониманию эмоционального содержания музыки. Ведь для того, чтобы разучить песню, ее надо сначала услышать, а выучив, прислушаться, выразительно ли она спета, как звучит. Двигаясь под музыку, ребенок слушает музыку постоянно, следит за развитием, передавая настроение и характер музыки.
Слушание музыки .как вид муз деятельности находит отражение в программе музыкального воспитания в д/ саду в разделе «Слушание музыки».
Слушая музыку на муз.занятиях, дети знакомятся с муз .произведениями разнообразных жанров. Знакомя ребенка с произведениями яркой эмоциональной окраски, его побуждают к эмоциональному отклику, к размышлению об услышанном. В представлении детей музыка всегда о чем-то повествует, поэтому они ждут рассказа о содержании музыки, проявляют живой интерес к программным пьесам, поэтическим текстам песни. Теплов Б.М. отмечал, что музыка не может быть понята детьми вне опоры на муз .средства. Поэтому так важно включать в репертуар для слушания музыки программные произведения.
Оставлять ребенка дошкольного возраста на уровне лишь общего восприятия музыки вряд ли целесообразно. Прислушиваясь к муз .речи, он способен уловить связь между эмоционально-образным содержанием музыки и выразительно-изобразительными средствами, ознакомление с которыми ему доступно.
Для развития умения слушать и воспринимать музыку важную роль играет сенсорное музыкальное воспитание, особенно на начальных этапах музыкального воспитания детей (ранний и младший дошкольный возраст).
Оно предполагает развитие у детей восприятия звуков различной окраски, высоты, в их простейших сочетаниях. Сенсорные способности маленьких детей развиваются в процессе муз-дидактических игр. Развитие сенсорных способностей важно, поскольку высотные, ритмические, тембровые и динамические свойства звука являются средствами муз выразительности (стр. 105, К.).
Слушание музыки как вид деятельности складывается из следующих действий:
- слушания произведений, специально созданных для этого вида деятельности;
- слушания в процессе разучивания песен, хороводов, танцев;
- слушания с целью определения свойств муз- звуков в дидактических играх.
В основе развития муз восприятия дошкольников лежит выразительное исполнение произведения, умелое использование слова и наглядных средств, помогающих раскрыть его содержание.
Для лучшего восприятия музыки с детьми старшего возраста можно проводить развернутые беседы: при этом их внимание привлекается к развитию муз образа, поясняется значение отдельных выразительных средств.
Рассказывая детям о содержании музыкального произведения следует осторожно указать на связь музыки с теми или иными жизненными явлениями, которые отражены в ней. Содержание музыки хорошо воспринимается, если привлекается худ литература – короткий образный рассказ, сказка, стихотворение.
Таким образом, при слушании музыки используются различные виды наглядности (наглядность не обязательно требует зрительного восприятия). Характер наглядности зависит от того, из какого источника ребенок получает дополнительную информацию о музыке. В том случае, если речь идет о литературном произведении (стихи, цитаты, загадки, пословицы) или о фрагментах из самого произведения, то можно говорить о применении слуховой наглядности, ибо она обращена к слуху ребенка. При этом можно использовать технические средства – аудиозаписи.
Слушая «живое» исполнение и аудиозапись, дети воспринимают музыку по-разному. Общение с исполнителем облегчает восприятие музыки. Но аудиозапись имеет и свои преимущества – например, прослушивание знакомого муз произведения в оркестровом исполнении обогащает впечатления ребенка, дети получают наглядное представление о разном характере звучания одного и того же произведения.
Кроме слуховой наглядности с той же целью – раскрыть содержание муз произведения для лучшего его восприятия, используют зрительную наглядность: иллюстрации, репродукции, а также методические пособия, активизирующие восприятие детей. Например, карточки с изображением шагающих и марширующих детей. Прослушав танец или марш, дети показывают соответствующую карточку.
Слуховая, зрительная наглядность, технические средства обучения играют вспомогательную роль, но в практике муз воспитания дошкольников используются достаточно широко.
2.Слушая произведение, дети не только должны понимать содержание музыки, но и выделять (различать) отдельные ее выразительные средства. Вычленение в восприятии музыки некоторых из этих средств (темпа, динамики, регистра) возможно уже на ранних этапах. Поэтому необходима определенная последовательность в развитии муз восприятия.
Выделяются следующие этапы: целостное восприятие, осознание общего характера произведения (при первом ознакомлении, послушивании0; дифференцированное восприятие, уточнение представления, различение отдельных эпизодов в произведении (при повторном прослушивании); осознание выразительной роли отдельных средств в связи с развитием муз образа и повторное целостное восприятие (при завершении работы над произведением, в конце ряда занятий).
Любое муз произведение прослушивается ребенком неоднократно. Предусматривается такая методика работы, при которой каждая новая встреча с песней или пьесой доставляет ребенку радость, он должен узнавать что-либо новое, ранее еще не отмечавшееся в
Руководство процессом слушания музыки требует от педагога инициативы и творчества. Чтобы раскрыть перед ребенком эмоциональное содержание музыки нужно не просто выразительно ее исполнить, но и «заразить» ребенка ее настроением, побудить к сопереживанию (быть своего рода артистом), найти пути вариативного представления музыкального материала при повторном прослушивании и т.д.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
slushanie_muzyki.docx | 18.22 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Слушание музыки - вид музыкальной деятельности дошкольников
Важное место во всестороннем музыкальном развитии ребенка занимает деятельности слушания музыки. Именно в этом виде деятельности активно развивается восприятие музыки ребенком – способность к сопереживанию и пониманию эмоционального содержания музыки. Ведь для того, чтобы разучить песню, ее надо сначала услышать, а выучив, прислушаться, выразительно ли она спета, как звучит. Двигаясь под музыку, ребенок слушает музыку постоянно, следит за развитием, передавая настроение и характер музыки.
Слушание музыки .как вид муз деятельности находит отражение в программе музыкального воспитания в д/ саду в разделе «Слушание музыки».
Слушая музыку на муз.занятиях, дети знакомятся с муз .произведениями разнообразных жанров. Знакомя ребенка с произведениями яркой эмоциональной окраски, его побуждают к эмоциональному отклику, к размышлению об услышанном. В представлении детей музыка всегда о чем-то повествует, поэтому они ждут рассказа о содержании музыки, проявляют живой интерес к программным пьесам, поэтическим текстам песни. Теплов Б.М. отмечал, что музыка не может быть понята детьми вне опоры на муз .средства. Поэтому так важно включать в репертуар для слушания музыки программные произведения.
Оставлять ребенка дошкольного возраста на уровне лишь общего восприятия музыки вряд ли целесообразно. Прислушиваясь к муз .речи, он способен уловить связь между эмоционально-образным содержанием музыки и выразительно-изобразительными средствами, ознакомление с которыми ему доступно.
Для развития умения слушать и воспринимать музыку важную роль играет сенсорное музыкальное воспитание, особенно на начальных этапах музыкального воспитания детей (ранний и младший дошкольный возраст).
Оно предполагает развитие у детей восприятия звуков различной окраски, высоты, в их простейших сочетаниях. Сенсорные способности маленьких детей развиваются в процессе муз-дидактических игр. Развитие сенсорных способностей важно, поскольку высотные, ритмические, тембровые и динамические свойства звука являются средствами муз выразительности (стр. 105, К.).
Слушание музыки как вид деятельности складывается из следующих действий:
- слушания произведений, специально созданных для этого вида деятельности;
- слушания в процессе разучивания песен, хороводов, танцев;
- слушания с целью определения свойств муз- звуков в дидактических играх.
В основе развития муз восприятия дошкольников лежит выразительное исполнение произведения, умелое использование слова и наглядных средств, помогающих раскрыть его содержание.
Для лучшего восприятия музыки с детьми старшего возраста можно проводить развернутые беседы: при этом их внимание привлекается к развитию муз образа, поясняется значение отдельных выразительных средств.
Рассказывая детям о содержании музыкального произведения следует осторожно указать на связь музыки с теми или иными жизненными явлениями, которые отражены в ней. Содержание музыки хорошо воспринимается, если привлекается худ литература – короткий образный рассказ, сказка, стихотворение.
Таким образом, при слушании музыки используются различные виды наглядности (наглядность не обязательно требует зрительного восприятия). Характер наглядности зависит от того, из какого источника ребенок получает дополнительную информацию о музыке. В том случае, если речь идет о литературном произведении (стихи, цитаты, загадки, пословицы) или о фрагментах из самого произведения, то можно говорить о применении слуховой наглядности, ибо она обращена к слуху ребенка. При этом можно использовать технические средства – аудиозаписи.
Слушая «живое» исполнение и аудиозапись, дети воспринимают музыку по-разному. Общение с исполнителем облегчает восприятие музыки. Но аудиозапись имеет и свои преимущества – например, прослушивание знакомого муз произведения в оркестровом исполнении обогащает впечатления ребенка, дети получают наглядное представление о разном характере звучания одного и того же произведения.
Кроме слуховой наглядности с той же целью – раскрыть содержание муз произведения для лучшего его восприятия, используют зрительную наглядность: иллюстрации, репродукции, а также методические пособия, активизирующие восприятие детей. Например, карточки с изображением шагающих и марширующих детей. Прослушав танец или марш, дети показывают соответствующую карточку.
Слуховая, зрительная наглядность, технические средства обучения играют вспомогательную роль, но в практике муз воспитания дошкольников используются достаточно широко.
2.Слушая произведение, дети не только должны понимать содержание музыки, но и выделять (различать) отдельные ее выразительные средства. Вычленение в восприятии музыки некоторых из этих средств (темпа, динамики, регистра) возможно уже на ранних этапах. Поэтому необходима определенная последовательность в развитии муз восприятия.
Выделяются следующие этапы: целостное восприятие, осознание общего характера произведения (при первом ознакомлении, послушивании0; дифференцированное восприятие, уточнение представления, различение отдельных эпизодов в произведении (при повторном прослушивании); осознание выразительной роли отдельных средств в связи с развитием муз образа и повторное целостное восприятие (при завершении работы над произведением, в конце ряда занятий).
Любое муз произведение прослушивается ребенком неоднократно. Предусматривается такая методика работы, при которой каждая новая встреча с песней или пьесой доставляет ребенку радость, он должен узнавать что-либо новое, ранее еще не отмечавшееся в
Руководство процессом слушания музыки требует от педагога инициативы и творчества. Чтобы раскрыть перед ребенком эмоциональное содержание музыки нужно не просто выразительно ее исполнить, но и «заразить» ребенка ее настроением, побудить к сопереживанию (быть своего рода артистом), найти пути вариативного представления музыкального материала при повторном прослушивании и т.д.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект музыкально-тематического занятия по слушанию музыки Тема: «Музыкальные инструменты симфонического оркестра. Струнно-смычковая группа»
На данном занятии дети знакомятся с новыми музыкальными понятиями: «симфонический оркестр», струнно-смычковая группа инструментов симфонического оркестра,учатся слышать красоту звучания инструментов, ...
Конспект музыкально-тематического занятия по слушанию музыки Тема: «Музыкальные инструменты симфонического оркестра. Деревянные духовые»
На данном занятии дети знакомятся с новыми музыкальными понятиями: «симфонический оркестр», группа деревянных духовых инструментов симфонического оркестра,учатся слышать красоту звучания ...
Конспект музыкально-тематического занятия по слушанию музыки Тема: «Музыкальные инструменты симфонического оркестра. Медные духовые»
На данном занятии дети знакомятся с новыми музыкальными понятиями: «симфонический оркестр», группа медных духовых инструментов симфонического оркестра,учатся слышать красоту звучания инструментов, зап...
Конспект музыкально-тематического занятия по слушанию музыки Тема: «Музыкальные инструменты симфонического оркестра. Группа ударных инструментов»
На данном занятии дети знакомятся с новыми музыкальными понятиями: «симфонический оркестр», группа ударных инструментов симфонического оркестра,учатся слышать красоту звучания инструментов, запо...
Конспект музыкально-тематического занятия по слушанию музыки Тема: «Музыкальные инструменты симфонического оркестра. Струнно-смычковая группа»
Знакомство детей с инструментами симфонического оркестра можно сделать простым и интересным, если оно будет в игровой форме. Ведь игравая форма помогает облегчить для детей сложный материал....
«Слушание музыки - как вид музыкальной деятельности дошкольников»
Статья на тему «Слушание музыки - как вид музыкальной деятельности дошкольников»...
Алгоритм слушания музыки на музыкальных занятиях в детском саду.
Алгоритм слушания музыки на музыкальных занятиях в детском саду...