Альтернативная система коммуникации карточки «PECS»
методическая разработка по коррекционной педагогике

Филимонова Наталья Олеговна

PECS система предполагает - научить ребёнка спонтанно называть слова, становится возможным общение вербальных навыков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pecs_.docx15.68 КБ

Предварительный просмотр:

Альтернативная система коммуникации

карточки «PECS»

Коммуникация – это общение людей в процессе совместной деятельности, обмен информацией, идеями, мыслями. Коммуникационный процесс – это процесс передачи информации от одного человека другому или другим людям.

PECS – коммуникативная система обмена изображениями (карточками), разработана в 1985г. доктором Энди Бонди и логопедом Лори Фрост и, основана на желании ребенка что-то получить.

PECS система предполагает – научить ребенка спонтанно называть слова, можно научить вокальной имитации, становиться возможным обобщение вербальных навыков.

Используется для детей с РАС, ДЦП, нарушениями речи и др. лицами, испытывающими коммуникативные нарушения.

Преимущества:

  • материалы системы помогают достичь высоких успехов.
  • наглядная коммуникация.
  • уменьшение нежелательного поведения. 
  • самостоятельная коммуникация.
  • способствует развитию устной речи.

Развитие любых коммуникативных навыков значительно повышает вероятность того, что ребенок начнет пользоваться устной речью. Если же ребенок все еще недостаточно владеет ею, то система PECS поможет ему научиться использовать альтернативный способ общения в ситуациях, когда «не хватает слов». Достаточно часто аутичные дети в определенный момент перестают использовать карточки, поскольку у них развивается обычная речь – более простой и эффективный способ общения по сравнению с обменом изображениями.

Обучение по данной системе длится довольно долго, однако полученные результаты не могут не радовать. Молчащие дети обучаются самовыражаться, сообщать о своих желаниях и потребностях, продуктивно коммуницировать с другими людьми.

Этапы освоения:

В систему включены 6 основных этапов обучения и овладение базисными навыками (да, нет, дай)

  1. Этап. Представление о том, как нужно коммуницировать. Ребенок обучается основам общения между людьми.

Конечная цель: ребенок берет карточку и передает ее тому, с кем коммуницирует.

  1. Этап. Увеличение дистанции между участниками коммуникаций.

Конечная цель: ребенок подходит к своему индивидуальному альбому для занятий, берет карточку, подходит к педагогу, привлекает его внимание и кладет карточку в руку педагогу. Важная составляющая находить нужную карточку. (Можно использовать коммуникационное поле альбома, дома холодильник).

  1. Этап. Различение карточек.

Конечная цель: Ребенок подходит к альбому для занятий и выбирает нужную карточку из нескольких  имеющихся, приближается к собеседнику и отдает ее. Или же ребенок ищет показываемый на карточке предмет. («Что сначала?», «А что будет потом?» Расписание). Карточки следует располагать таким образом, чтобы занятия по программе чередовались с любимыми занятиями ребенка, такими как просмотр мультиков, прогулкой и т.д.

  1. Этап. Построение из карточек осмысленных предложений.

Конечная цель: ребенок заканчивает на полоске фразу «Я хочу» картинкой, изображающей желаемую вещь, после чего отдает полоску собеседнику.

  1. Этап. Обучение отвечать на простые вопросы при помощи карточек. («Что ты хочешь?»)
  2. Этап. Обучение комментированию при помощи карточек различных ситуаций («Что ты слышишь?», «Что у тебя в тарелке?»)

Создатели системы PECS подчеркивают, что педагоги должны пройти специальное обучение, для того чтобы правильно использовать стратегию общения и чтобы аспекты поведенческого анализа и методы обучения поведению применялись в сочетании с программой PECS.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система альтернативной коммуникации с помощью карточек (PECS) помогает «запустить» речь.

Система альтернативной коммуникации с помощью карточек (PECS) помогает «запустить» речь....

PECS - альтернативная система коммуникации

PECS – коммуникативная система обмена изображениями (карточками), разработана в 1985г. доктором Энди Бонди и логопедом Лори Фрост и, основана на желании ребенка что-то получить....

Развитие коммуникативных умений у детей с расстройствами аутистического спектра с использованием системы альтернативной коммуникации с помощью карточек PECS

В материале представлен опыт работы по теме "Развития коммуникативных умений у детей с расстройствами аутистического спектра с использованием системы альтернативной коммуникации с помощью карточе...

Карточки PECS и- система альтернативной коммуникации для не говорящего ребенка

Pecs – это мировой лидер альтернативной коммуникации.Данная система коммуникации была разработана Лори Фрост (Lori Frost) и Энди Бонди (Andy Bondy) в 1985 году. Основные способы обучения общению...

Карточки PECS – система альтернативной коммуникации для детей аутистов.

Главной проблемой детей с особенными потребностями является то, что они не могу говорить и выразить свои потребности. Если родители еще как-то могут понять, чего хочет их ребенок, то при общении с нез...