Использование системы альтернативной коммуникации с помощью карточек (PECS) в работе с детьми с ОВЗ
презентация по логопедии

Кузьмина Елена

Использование  карточек Пекс  в работе с детьми

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_microsoft_office_powerpoint.pptx266.07 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Методика PECS Использование системы альтернативной коммуникации с помощью карточек (PECS) в работе с детьми с ОВЗ

Слайд 2

C частье – это когда тебя понимают! Задумывались ли вы когда-нибудь что такое общение? Какую роль оно играет в нашей жизни, на сколько оно важно для вас и ваших детей? Так что же такое общение? На ум сразу приходит следующая картина: сидят два человека рядом и беседуют. Однако общение – это не просто беседа, а обмен информацией. Это возможность донести другому свои мысли, желания, выразить просьбу. В нашем привычном представлении обмен информацией происходит при помощи слов. Например в детстве мы просим понравившуюся игрушку или говорим маме, что хотим послушать любимую сказку. А что делать, если способность выражать свои чувства и желания при помощи слов не доступна? Если ваш ребенок не разговаривает? Как помочь ему сказать то, что ему так хочется выразить? Важно понимать, что коммуникация – это не только слова. Есть много дополнительных средств, которые облегчают как понимание, так и выражение мыслей. Этими средствами пользуются все люди, когда процесс коммуникации затруднен, они прибегают к жестикуляции, письменной речи и символическим изображениям 9картинкам, фотографиям, рисункам, значкам, пиктограммам, системам символов). Данные средства представляют в распоряжении «неговорящего» ребенка инструмент, позволяющий выразить ему свои желания, потребности, чувства.

Слайд 3

Методы и формы коррекционной работы с аутичными детьми • Прикладной анализ поведения (АВА-терапия) • Floor Time ( игровое время) • Система альтернативной коммуникации (PECS) • Сенсорная интеграция – терапевтический метод • Песочная терапия • Метод совместного рисования • Арттерапия

Слайд 4

Что такое методика PECS - система общения при помощи обмена карточками. Разработана Лори Фрост и Энди Бонди в 1985 году для преодоления трудностей при использовании различных программ обучения навыкам общения детей-аутистов и детей с другими социально- коммуникативными отклонениями, для которых характерно отсутствие целенаправ - ленной или социально приемлемой речи. Цель системы PECS – целенаправленное, самостоятельное инициируемое общение.

Слайд 5

Подготовка к PECS До начала работы с PECS необходимо : • Оценить навыки общения ребенка. • Определить, какие предметы ребенок любит больше всего, или какие предметы являются подкрепляющими. • Организовать игровую среду (труднодоступность желаемых предметов) . • Подготовить материал (карточки, альбомы)

Слайд 6

Оценка мотивационных факторов (5-10 факторов в к аждой категории) Любимые блюда, еда сладости Любимые напитки Любимые занятия Любимые игры (совместные, в одиночестве) Места, в которых любит бывать. Люди, с которыми любит проводить время Чем занимается в свободное время

Слайд 7

Систематическое тестирование мотивационных стимулов . Наиболее предпочтительный стимул/ предмет Наименее предпочтительный стимул/ предмет Нейтральный стимул 1. 2. 3.

Слайд 8

Этапы освоения Время прохождения каждого из этапов зависит от конкретного ребенка и может занимать от одного ознакомительного занятия до нескольких тренировочных занятий Этап I: «Как» осуществлять общение. Правила: 1. Два педагога: Собеседник и Помощник 2. Не используются словесные подсказки. 3. Показ одной карточки . 4. Создание нескольких ситуаций в течение дня. 5. Разнообразие подкреплений (еда, игрушки и т.д.) 6. Карточка должна соответствовать моторным навыкам ребенка (размер, толщина, текстура яркость рисунка и др.) и не имеет значение изображение на карточке Конечная цель: Увидев наиболее «предпочитаемый предмет», ребенок берет изображение этого предмета, дотягивается до собеседника и кладет карточку ему в руку.

Слайд 9

Этапы освоения Этап II: Расстояние и настойчивость Правила: 1. Два педагога (побуждение к действию дается вторым педагогом) 2. Не используются словесные подсказки. 3. Используется несколько карточек, предлагая их по одной 4. Регулярно и часто проводим оценку подкрепляющих стимулов по причине изменения предпочтений у ребенка и изменения в учебной среде. 5. Навык передвижения за педагогом и к альбому тренируем после работы за столом 6. Спонтанные просьбы в ходе занятий 7.Не надо чрезмерно привлекать ребенка к определенным предметам Конечная цель: Ребенок подходит к своему индивидуальному альбому для занятий, берет из него карточку, подходит и дает педагогу, привлекает его внимание и кладет карточку в руку педагога.

Слайд 10

Этапы освоения Этап III: Различение карточек Правила: 1. Не используются словесные подсказки 2. Частая оценка подкрепляющих стимулов 3. Разные преподаватели 4. Создание множества возможностей для спонтанных просьб. 5. Изменять положение карточек на доске/в учебном пространстве. Конечная цель: Чтобы попросить желаемый предмет, ребенок подходит к альбому для занятий выбирает нужную карточку из нескольких имеющихся, приближается к собеседнику и дает ему карточку.

Слайд 11

Этапы освоения Этап IV: Структура предложения Правила : 1. Не злоупотребляем словесными подсказками 2. Использовать стратегию обратных шагов 3. Создание множества возможностей для спонтанных просьб (различные занятия и дома) Конечная цель: Ребенок просит предметы, находящиеся или не находящиеся в непосредственном доступе, в форме фразы из нескольких слов, выполняя следующую последовательность действий: подходит к индивидуальному альбому для занятий, достает карточку «Я Хочу», помещает ее на шаблон для предложений, достает карточку с изображением желаемого предмета, помещает ее на шаблон для предложений, снимает шаблон с доски, подходит к собеседнику и передает ему шаблон.

Слайд 12

Этапы освоения Этап V: Ответ на вопрос «Что ты хочешь?» (просьба как ответ на вопрос) Правила: 1. Использование стратегии «Подсказка с задержкой» в процессе обучения на этом этапе. 2. Создание возможности как для ответа на вопрос «Что ты хочешь?», так и для спонтанных просьб. Конечная цель: Ребенок спонтанно просит разнообразные предметы и отвечает на вопросы «Что ты хочешь?»

Слайд 13

Этап 6: Комментирование Правила: 1. Обеспечить соответствующее поощрение каждого акта общения - материальное и социальное, для комментариев - только социальное. 2. Использование подсказок с задержкой при тренировке ответов на каждый новый вопрос 3. Проводить обучение различению между вводными карточками.

Слайд 14

Результаты PECS. Переход к другим формам общения Результаты: Снижение проявлений неадаптивного поведения. Улучшение социального поведения . Положительные сдвиги в речевом развитии. Мы привыкли, что дети сначала учатся говорить, а уж потом читать и писать. Но у детей с аутизмом может быть все наоборот. Для каждого ребенка с аутизмом важно найти свой способ общения.

Слайд 15

Самых распространенных ошибок при обучении ребенка пользоваться карточками РЕ CS На практике введение системы РЕ CS , не смотря на относительную простоту протокола обучения, бывает сопряжено с некоторыми трудностями, которые не позволяют ребенку последовательно продвигаться в приобретении данного навыка. И, как в большинстве случаев, причина этому находится не в затруднениях самого ребенка, а в неправильных действиях родителей и педагогов Ошибки бывают следующие: 1. Страх 2. Закрепление «некоммуникативных» действий. 3. Слишком быстрый переход к этапу различения карточек. 4. Ограниченная среда общения. 5. Сосредоточение на еде или пищевых поощрениях. 6. Закрепление неправильной цепочки поведения 7. Зависимость от подсказок 8. Требование речевых реакций в процессе использования карточек. 9. Ограничение доступа к карточкам или убирание карточек 10. Обучение не по протоколу.

Слайд 16

МИР «ОСОБОГО» РЕБЁНКА Мир «особого» ребёнка –интересен и пуглив. Мир «особого» ребёнка –безобразен и красив. Неуклюж, немного страшен, д обродушен и открыт Мир «особого» ребёнка и ногда он нас страшит. Почему он агрессивен? Почему он молчалив? Почему он так испуган? И совсем не говорит? Мир «особого» ребёнка… Он закрыт от глаз чужих. Мир «особого» ребёнка допускает лишь своих


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Система альтернативной коммуникации PECS"

Материалы данной статьи содержат информацию о понятии "альтернативная коммуникация", достоинствах использования PECS при общении с ребенком...

Система альтернативной коммуникации с помощью карточек (PECS) помогает «запустить» речь.

Система альтернативной коммуникации с помощью карточек (PECS) помогает «запустить» речь....

Система альтернативной коммуникации PECS как средство самовыражения и общения для детей с аутизмом.

Для детей, имеющих нарушения речи, карточки  PECS (альтернативная  система коммуникации и развития речи)  дают возможность общения, помогают им выразить свои мысли, чувства и желания, в...

Развитие коммуникативных умений у детей с расстройствами аутистического спектра с использованием системы альтернативной коммуникации с помощью карточек PECS

В материале представлен опыт работы по теме "Развития коммуникативных умений у детей с расстройствами аутистического спектра с использованием системы альтернативной коммуникации с помощью карточе...

Карточки PECS и- система альтернативной коммуникации для не говорящего ребенка

Pecs – это мировой лидер альтернативной коммуникации.Данная система коммуникации была разработана Лори Фрост (Lori Frost) и Энди Бонди (Andy Bondy) в 1985 году. Основные способы обучения общению...

«РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ С РАСТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СИСТЕМЫ АЛЬТЕРНАТИВНОЙ КОММУНИКАЦИИ С ПОМОЩЬЮ КАРТОЧЕК PECS»

laquo;РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ С РАСТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СИСТЕМЫ АЛЬТЕРНАТИВНОЙ КОММУНИКАЦИИ С ПОМОЩЬЮ КАРТОЧЕК  PECS»...