"Коррекционно-развивающий потенциал методики FLOORTIME Гринспена Стенли"
консультация по коррекционной педагогике

Мороз Софья Владимировна

Коррекционно-развивающий потенциал методики FLOORTIME Гринспена Стенли

Стенли Гринспен отметил: когда взрослые не заставляют ребенка делать то, что сами считают нужным, а стараются понять, что его увлекает, и присоединяются к его занятиям, то ребенок вовлекается во взаимодействие с ними. 

Floortime — это распространенная система помощи детям с расстройствами аутистического спектра.

Флортайм это вид терапии, основанный на игре. В этом процессе терапевт и родитель использует время, когда ребенок вовлечен и активен для того, чтобы помочь ему развиваться и справляться с трудностями развития и обогащать свои навыки и умения во всех сферах. Подход Флортайм был разработан доктором С. Гринспеном и имеет целью объединить терапевтическую и коррекционную среду с игровой.

Идея терапии состоит в том, чтобы она была естественной, а среда теплой и безопасной для ребенка, и тогда он будет чувствовать себя непринужденно, весело и спокойно. Также одним из преимуществ этого подхода есть то, что самые близкие для ребенка люди – родители, могут обучиться основным идеям и ключевым моментам терапии для осуществления ее дома.

          Цель методики Fboortime – формирование эмоционально значимого взаимодействия в учебных ситуациях, способствующего развитию шести базовых уровней развития.

          Основная гипотеза Floortime заключается в успешной работе с эмоциями ребенка, создающей  базу для развития его интеллекта, навыков коммуникации.

          Концепция методики Floortime базируются на предположении о том, что, работая с эмоциональными, или аффективными, проявлениями, мы можем благотворно влиять на базовые способности, ответственные за отношения, мышление и общение, даже если мы имеем дело с детьми с серьезными проблемами. 

У Floortime есть две основные задачи. Иногда они легко сочетаются друг с другом, иногда почти вступают в противоречие, но обе всегда нужно иметь в виду. Первая, куда более известная и реализуемая, состоит в том, чтобы следовать за ребенком или использовать его естественные интересы. Вторая задача — ввести ребенка в наш общий мир.

Основные принципы стратегии FLOORTIME

u Игра один на один с ребенком

u Следование за ребенком и его интересами

u Наделение смыслом его действий

u Вовлечение ребенка в общение

u Построение двустороннего взаимодействия

u Создание препятствий

u Постановка задач в игре

u Предоставление выбора

u Задавание вопросов

u Поведение и навыки специально не тренируются и не поощряются

u Отсутствие инструкций

u Запрет и прекращение игры в случае опасности u

 Нет неприемлемых тем или занятий u

Нет неприемлемых чувств

 

Флортайм реализуется в работе с: 1. Детьми с аутизмом 2. Детьми с проблемами развития, такими как дефицит внимания, гиперактивность. 3. Детьми с трудностями адаптации и социализации 4. Детьми, имеющими поведенческие трудности (агрессия, страхи, тревожность).

 

Выделяют три основные идеи в основе подхода флортайм:

1. Взрослый следует потребностям ребенка и подключается к его эмоциональному состоянию.

2. Взрослый создает условия для того, чтобы ребенок был спонтанным, креативным, создавал идеи и проявлял инициативу. 3. Взрослый подключает все сенсорные системы ребенка и его актуальные способности, эмоции для дальнейшего развития.

Преимущества подхода Флортайм: 1. Возможность раннего начала терапии. 2. Возможность обучения родителей для поддержания терапии дома. 3. Естественная, безопасная терапевтическая среда для ребенка.

          Флортайм не рассматривает речь, когнитивные и функциональные навыки по отдельности. Терапия использует и направляет эти умения комплексно на эмоциональное развитие ребенка.

    В общем и целом, терапия Флортайм побуждает детей с аутизмом использовать весь свой потенциал на пути к эмоциональному и интеллектуальному развитию. Она развивает концепцию «кто ест я», а не «что диагноз говорит обо мне».

 

Над чем работает специалист, применяя методику Floortime?

 

1.    Саморегуляция: повышение внимания, концентрации и интереса к миру, способность быть уравновешенным и активным.

2.    Вовлеченность в общение: налаживание контакта, доверие к оппоненту и выражение эмоций.

3.    Двусторонняя целевая коммуникация: способность инициировать общение и социализироваться в мини-среде.

4.    Сложная коммуникация: совместное решение социальных задач, формирование самосознания, выражение собственного «Я».

5.    Формирование и использование символов, слов, понятий и эмоций, способность создания эмоционально значимых идей.

6.    Построение логистических мостов – связи между отдельными идеями: развитие эмоционального мышления, логики и чувства реальности.

7.    Многопричинное, «треугольное» мышление (для школьников с 7 лет).

8.    Нюансированное, трехстороннее мышление (для школьников с 7 лет).

9.    Рефлексивное, спонтанное мышление (для школьников с 12 лет).

 

“Играя” со специалистом по методике Floortime, у ребенка развиваются коммуникативные навыки всех видов, эмоциональный интеллект, когнитивные способности и способность к умножению своих внутренних возможностей.

При помощи этой методики дети овладевают ключевыми способностями, отсутствующими или нарушенными в процессе их развития: способностью к приятным и теплым отношениям с окружающими, целенаправленному и полноценному общению (поначалу жестами, потом нередко и словами) и, в различной степени, логическому и творческому мышлению.

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Коррекционно-развивающий потенциал методики FLOORTIME Гринспена Стенли Подготовила: Учитель – дефектолог МБДОУ д/с №48 «Вишенка» Мороз Софья Владимировна

Слайд 2

Стенли Гринспен отметил : когда взрослые не заставляют ребенка делать то, что сами считают нужным, а стараются понять, что его увлекает, и присоединяются к его занятиям, то ребенок вовлекается во взаимодействие с ними. Доктор медицины, психиатр, профессор психиатрии, науки о поведении и педиатрии

Слайд 3

Floortime « Флортайм » (англ. « Floortime », букв. «время, проведенное в игре на полу ») это распространенная система помощи детям с расстройствами аутистического спектра. Флортайм это вид терапии, основанный на игре. В этом процессе терапевт и родитель использует время, когда ребенок вовлечен и активен для того, чтобы помочь ему развиваться и справляться с трудностями развития и обогащать свои навыки и умения во всех сферах.

Слайд 4

Цель методики F l oortime – формирование эмоционально значимого взаимодействия в учебных ситуациях, способствующего развитию шести базовых уровней развития Основная гипотеза F l oortime заключается в успешной работе с эмоциями ребенка, создающей базу для развития его интеллекта, навыков коммуникации . Концепция методики Floortime базируются на предположении о том, что, работая с эмоциональными, или аффективными, проявлениями, мы можем благотворно влиять на базовые способности, ответственные за отношения, мышление и общение, даже если мы имеем дело с детьми с серьезными проблемами. Развитие личности ребенка – на первом месте.

Слайд 5

У Floortime есть две основные задачи. Первая задача состоит в том, чтобы следовать за ребенком или использовать его естественные интересы. Вторая задача состоит в том, чтобы ввести ребенка в наш общий мир.

Слайд 6

Основные принципы стратегии FLOORTIME Нет неприемлемых чувств Игра один на один с ребенком Следование за ребенком и его интересами Наделение смыслом его действий Вовлечение ребенка в общение Построение двустороннего взаимодействия Создание препятствий Постановка задач в игре Предоставление выбора Задавание вопросов Поведение и навыки специально не тренируются и не поощряются Отсутствие инструкций Запрет и прекращение игры в случае опасности  Нет неприемлемых тем или занятий

Слайд 7

Флортайм реализуется в работе с: Детьми с аутизмом Детьми с проблемами развития, такими как дефицит внимания, гиперактивность . Детьми с трудностями адаптации и социализации Детьми , имеющими поведенческие трудности (агрессия, страхи, тревожность).

Слайд 8

Выделяют три основные идеи в основе подхода Ф лортайм : Взрослый следует потребностям ребенка и подключается к его эмоциональному состоянию. Взрослый создает условия для того, чтобы ребенок был спонтанным, креативным, создавал идеи и проявлял инициативу. Взрослый подключает все сенсорные системы ребенка и его актуальные способности, эмоции для дальнейшего развития.

Слайд 9

Преимущества подхода Флортайм : Возможность раннего начала терапии . Возможность обучения родителей для поддержания терапии дома. Естественная , безопасная терапевтическая среда для ребенка.

Слайд 10

Над чем работает специалист, применяя методику Floortime ? 1 . Саморегуляция : повышение внимания, концентрации и интереса к миру, способность быть уравновешенным и активным. 2. Вовлеченность в общение: налаживание контакта, доверие к оппоненту и выражение эмоций. 3. Двусторонняя целевая коммуникация: способность инициировать общение и социализироваться в мини-среде. 4. Сложная коммуникация: совместное решение социальных задач, формирование самосознания, выражение собственного «Я ».

Слайд 11

Над чем работает специалист, применяя методику Floortime ? 5. Формирование и использование символов, слов, понятий и эмоций, способность создания эмоционально значимых идей. 6. Построение логистических мостов – связи между отдельными идеями: развитие эмоционального мышления, логики и чувства реальности. 7. Многопричинное, «треугольное» мышление (для школьников с 7 лет). 8. Нюансированное, трехстороннее мышление (для школьников с 7 лет). 9. Рефлексивное, спонтанное мышление (для школьников с 12 лет).

Слайд 12

“ Играя” со специалистом по методике Floortime , у ребенка развиваются коммуникативные навыки всех видов, эмоциональный интеллект, когнитивные способности и способность к умножению своих внутренних возможностей. При помощи этой методики дети овладевают ключевыми способностями, отсутствующими или нарушенными в процессе их развития: способностью к приятным и теплым отношениям с окружающими, целенаправленному и полноценному общению и , в различной степени, логическому и творческому мышлению.

Слайд 13

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности пространственно - аналитической деятельности дошкольников с ОВЗ и методика коррекционно-развивающей работы по обучению ориентироваться в схеме собственного тела и в окружающем пространстве

Данная статья посвящена  особенностям пространственно - аналитической деятельности дошкольников с ОВЗ, а также трудностям и проблемам, с которыми может столкнуться ребенок в процессе обучения,есл...

«Развивающий и коррекционно-развивающий потенциал использования на занятиях ИЗО нетрадиционных техник рисования»

Нетрадиционные техники рисования на занятиях ИЗО несут в себе развивающий и коррекционно-развивающий потенциал, так как отвечают возрастным особенностям и потребностям ребенка, соответствуют современн...

Сборник коррекционно-развивающих игр, упражнений, методик диагностики признаков и проявлений дезадаптации для детей раннего дошкольного возраста

В сборнике дано описание коррекционно-развивающих игр, упражнений,  методик диагностики признаков и проявлений дезадаптации для детей раннего дошкольного возраста. Данный сборник может помочь пси...

Проект "Повышение эффективности коррекционно-развивающей работы путем активизации энергетического потенциала организма ребенка через сенсомоторное развитие"

В свете современных требований повышение эффективности коррекционной работы с детьми с нарушениями развития является актуальной проблемой. В проекте представлено использование приемов сенсомотрного ра...

«Использование коррекционно-развивающего потенциала»

laquo;Использование коррекционно-развивающего потенциала»...