Индивидуальное сопровождение ребенка с расстройствами аутистического спектра и интеллектуальными нарушениями
рабочая программа по коррекционной педагогике

Бутылина Наталья Николаевна

Индивидуальное сопровождение ребенка 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vyyavlennye_problemy.docx22.48 КБ

Предварительный просмотр:

Индивидуальное сопровождение ребенка с расстройствами аутистического спектра и интеллектуальными нарушениями 

Целью, является развитие умений социального взаимодействия.

1 период —1 период — установление контакта. Первое взаимодействие с ребенком может длиться очень недолго, буквально 3 секунды. Но постепенно время активного контакта я увеличиваю, предлагая ему сенсорные стимулы (мыльные пузыри, вращающиеся предметы — волчки, колесики, заводные и музыкальные игрушки), игры с мячом или конструктор. Учитываю личные предпочтения ребенка, доступность игры для него и пользу, и цель, которые планирую достичь при помощи игровых действий.

Любые задания предлагаю в наглядной и игровой форме, объяснения простые, повторяющиеся по несколько раз. Речевые задания произношу голосом разной громкости, с обращением внимания на тональность. Занятия носят ритуальный характер. Проводятся 2-4 раза в неделю. Длительность занятий варьируется (от 15 до 30 минут).

2 период — формирование навыков учебного поведения. Ведущей задачей является общая организация поведения ребенка: формирование установки на выполнение задания, выработка усидчивости, удержания внимания, привыкание к ситуации обучения. Я соблюдаю принцип постепенности и дозирования подачи нового материала, так как дети с РАС негативно воспринимают все незнакомое.

Включаю игры с ритмичным стуком (барабан, палочки, музыкальные тарелочки и др.), раскачивание на качелях, лазание по шведской стенке, кружение на вращающемся тренажере; игры на развитие мелкой моторики (нанизывание бусин на стержень, проволоку, шнурок; различные обводки, шнуровки и др.), которые помогают улучшить контакт, увеличить спектр чувственных ощущений, улучшить моторные навыки.

Инструкции и задания во время образовательной деятельности формулирую четко и кратко. Подкрепляю желаемое поведение ребенка с помощью значимых для него стимулов и похвалы.

3 период — развитие познавательной сферы. На данном этапе решаю задачи интеллектуального развития ребенка. В коррекционной работе с ребенком с РАС положительная динамика наблюдается тогда, когда ему все меньше требуется развернутая помощь взрослого. Если в начале работы я сопровождаю все свои действия эмоциональными комментариями (даже если ребенок никак не реагирует на происходящее), то через некоторое время ребенок включается в совместные действия со мной.

Выявленные проблемы

Образовательная область

Задачи

Методы. Приемы. Упражнения

Зрительный контакт устанавливает на короткое время

Не имитирует действия других

Социально- коммуникативное

развитие

Познавательное развитие

Учить устанавливать зрительный контакт (1 – 5 секунд);

Учить проявлять эмоциональную реакцию на ласковое обращение к нему знакомого взрослого;

Формировать потребность эмоционально-личностного контакта со взрослым;

Формировать фиксацию взора на яркой и озвученной игрушке и действиях с ней (прослеживание за ее перемещением по горизонтали и вертикали на расстояние 30 см) Научить удерживать взгляд на предметах, объектах.

Прослеживать взглядом за упавшим предметом

Формировать умение имитировать действия других (постучи по столу, помаши, поздоровайся за руку, положи кубик ведро, шарик в бутылку, стукни молотком)

«Кто это?», «Где Ваня?», «Где тетя?». (Стребелева Е.А. стр 8)

 «Испечем оладушки»,

«Кто спрятался», «Кто это», «Ку-ку»

Стребелева Е.А. стр. 7

 «Позови петрушку»,

«Кто в домике живет»

(Стребелева Е.А. стр79)

 

Дидактические игры: «Прокати шарик», «Собери мозаику», «Постучи молотком».

Игры с кубиками и мячиками (Бах, упало)

Сделай как я.

Совершает однообразные, стереотипные действия с предметами

Познавательное развитие

Учить совершать действия со строительным материалом (кубиками).

Давай построим  дом, башню, мост

Нет активной речи, ограничено понимание речи

Речевое развитие

Учить понимать обращенную речь;

Учить выполнять единичные команды

Учить понимать и выполнять одноступенчатую инструкцию взрослого.

(сядь, встань, помаши «пока», «привет», дай мне руку).

Формировать умения пользоваться рукой как средством коммуникации, выполняя согласованные, направленные на другого человека движения рукой, телом и глазами

Способствовать привлечению внимания ребенка голосу взрослого

Формировать двигательное подкрепление эмоциональной реакции

Дидактическая игра

«Укажи и покажи» «Кто это? Что это?»

 

Игры по методике

 Е. Железновой

«Наши ручки», «Мошка», «Кубики», «Оладушки» (Е.А. Стребелева

Низкий уровень зрительно-моторной координации

Познавательное развитие

Учить находить предметы, игрушки.

Учить дотягиваться до интересного предмета.

Учить рассматривать предмет в руке

Учить перекладывать предметы из одной руки в другу.

Учить манипулировать предметами

Игры в сухом бассейне, с мячиками из разного материала

 

Игры с кубиками (строим башню)

«Поймай мяч», «Бусы», «Прокати шарик» (Стребелева стр 82 -83

Слабо развита тонкая моторика рук

Физическое развитие

Познавательное развитие

 

 

 

 

 

 

 

Художественно-эстетическое развитие

Учить имитировать движения

 

Учить приемам самомассажа

Учить выполнять движения кистями рук по подражанию с использованием соответствующих стихотворных текстов.

 

Учить сжимать и разжимать кулаки

 

Учить выполнять движения кистями рук по подражанию

 Учить выполнять движения кистями рук по подражанию

Игры в физкультурном зале «бежим», «идем», «прыгаем». Игры в большом сухом бассейне.

 

Игра с массажными мячиками «Ходит ёжик без дорожек»,

игра с массажными ковриками «Колючий ёжик»

 Игры по методике Е. Железновой

«Наши ручки», «Мошка», «Кубики Игры с мячами «Кати мяч».

 

Игра «Спрячь мягкий мячик»,

Игры с пищащими игрушками.

Игры в сухом бассейне (фасоль, песок, крупы, тесто)

«Найдем игрушку», «Спрячь игрушку».

 

Рисование пальчиковыми красками

Не проявляет интерес к рисованию, лепке

Художественно-эстетическое

Воспитывать интерес к процессам изобразительной деятельности.

Учить наблюдать за действиями взрослого, совершать действия совместно со взрослым (рука в руке)

Обучать рисованию пальчиковыми красками, толстыми фломастерами.

Стимулировать осознание связь между движением руки и линиями, которые появляются на листе бумаги. Учить выполнять различные действия с пластичными материалами – мять и разрывать на кусочки, соединять их в целый кусок.

Проведение горизонтальных и вертикальных линий (взрослый рукой ребенка)

 Действия с кинетическими песком, цветным тестом, шариковым пластилином.

Слабо сформированы культурно- гигиенические навыки

Познавательное развитие

Вырабатывать навык мыться рук по алгоритму

 

Учить пользоваться ложкой

Мытье рук по алгоритму дома и в детском саду

 

Во время еды в детском саду и дома держать ложку и подносить её ко рту самостоятельно.

Источники:

https://www.defectologiya.pro/zhurnal/soprovozhdenie_detej_s_rasstrojstvom_autisticheskogo_spektra_v_dou/   

https://pedlib.ru/Books/1/0083/index.shtml 

https://www.defectologiya.pro/zhurnal/psixologo_pedagogicheskoe_soprovozhdenie_rebenka_s_ras/ 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционно-развивающая программа психологического сопровождения ребенка с расстройством аутистического спектра, воспитанника средней группы ДОУ

Коррекционно-развивающая программа психологического сопровожденияребенка с расстройством аутистического спектра, воспитанника средней группы ДОУ2016-2017 учебный год   Составитель:педаг...

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ СОПРОВОЖДЕНИЯ РЕБЕНКА С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ (социально-коммуникативное развитие ребенка с расстройством аутистического спектра)

Аутизм – это нарушение развития, которое обычно характеризуется задержкой и нарушением социальных навыков, речи и поведения. Они не хуже и не лучше обычных детей, они просто другие. Эти дети нуж...

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РЕБЕНКА С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА В УСЛОВИЯХ ДОУ.

Инклюзивное образование в дошкольном образовательном учреждении направлено на реализацию гарантированного права обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее – с ОВЗ), на получение к...

КОНСПЕКТ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ У РЕБЕНКА С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА

Начало формыКонец формыКОНСПЕКТ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ У РЕБЕНКА С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА (не говорящий) второй год обучения.Тема: Слово «Мама...

Адаптированная индивидуальная программа развития дошкольного образования с расстройством аутистического спектра с интеллектуальными нарушениями (легкой умственной отсталостью)

Адаптированная индивидуальная программа развития дошкольного образования с расстройством аутистического спектра с интеллектуальными нарушениями (легкой умственной отсталостью)...

Статья "Психолого-педагогическое сопровождение семьи, воспитывающей ребенка с расстройством аутистического спектра

Статья адресована в помощь родителям, воспитывающих детей с расстройством аутистического спектра...

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ БУЧАЮЩЕГОСЯ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА

Программа разработана в соответствии: - с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее – ФГОС ДО); - с Порядком организации и осуществлением образовательной ...