Финансовая грамотность
план-конспект занятия по коррекционной педагогике

Семенова Светлана Мухарамовна

В данном разделе представлен конспект организованной образовательной деятельности и перечень игр, которые могут быть использованы педагогами 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение №1 «Сказка»

Технологическая карта

 ООД по финансовой грамотности в подготовительной группе  

" Зачем нужно работать?"

Подготовила: учитель-дефектолог

Семенова Светлана Мухарамовна

г. Мегион, 2022

Технологическая карта занятия по обучению финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста

Тема: Зачем нужно работать?

Цель: формирование доступных пониманию старших дошкольников представлений о базовых финансово-экономических понятиях.

Задачи:

образовательные: закреплять понимание экономических категорий «потребности», «труд», «профессия», «специальность»;

продолжать формировать элементарные представления о различных профессиях, специальностях;

обогатить словарный запас дошкольников;

развивающие: продолжать развивать артикуляционный аппарат, мелкую моторику пальцев рук.

воспитательные: воспитывать принятие социокультурных ценностей, правил и норм поведения в интересах человека и общества; стимулировать мотивацию к бережливости.

Целевые ориентиры: активно взаимодействуют со сверстниками и взрослыми; проявляют любознательность, интерес к исследовательской деятельности, устойчивый интерес к различным видам детской деятельности.

Освоение содержания образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое».

Виды деятельности:  игровая, речевая, двигательная, коммуникативная.

Средства реализации: различные предметы, атрибуты, обозначающие профессии людей.

Ход занятия

№ п/п

Этапы занятия

Задачи

Деятельность Дефектолога

Деятельность детей

1

Организационно-мотивированный этап

Мотивация учебной деятельности, включая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы, любознательность и интерес к новому содержанию

 Здравствуйте ребята! Этот день мы посвятим финансовой грамотности, а что это, мы узнаем на нашем занятии. Слушайте внимательно и узнаете много интересного

Ребята, станем вместе в круг!

Руку дал другу друг.

Аня дала руку Полине,

А Миша дал руку Саше

(про каждого ребенка по кругу)

Вот и собрался наш круг.

(покачать руками вместе)

Здороваются

Встают в кружочек

2

Введение в тему занятия

Воспитывать умение слушать педагога и ответы товарищей, воспитывать активность, самостоятельность

 На прошлых занятиях мы с Вами говорили о труде и профессиях. Разные профессии помогают людям удовлетворять свои потребности.

- Назовите профессии, которые вы знаете.

- А все ли вы знаете, кем работают Ваши родители? Дети рассказывают о профессиях своих родителей.

- Как вы думаете, зачем родители ходят на работу?

- Люди работают, а что получают взамен?

Деньги не появляются сами собой – их люди зарабатывают своим трудом, своими знаниями и умениями. Для того, чтобы потратить деньги, их нужно сначала заработать. Чем больше человек может заработать и чем разумнее он в своих расходах, тем больше у него получится купить.

Цена товаров тоже не появляется просто так. Она зависит от качества товара, от его нужности и популярности. А ещё товар – это результат труда других людей, который тоже стоит денег.

В наше время большая часть денег хранится не у людей дома или в кошельках, а в банках. А люди пользуются банковскими карточками. Этот кусочек пластика может заменить целую пачку бумажных денег и целую гору монет. Поэтому пользоваться им очень удобно.

Деньги любят счёт. Поэтому свои доходы и расходы нужно уметь планировать заранее. К твоим деньгам всегда есть интерес у других людей, поэтому реклама и предлагает тебе купить то и это. Но важно не быть легко внушаемым, а покупать только то, что тебе действительно

нужно. Тогда деньги всегда будут для тебя верным средством изменить свою жизнь к лучшему.

Но не всё в нашей жизни продаётся и покупается. Самые главные ценности – здоровье, любовь и дружбу – ни за какие деньги купить невозможно!

Дефектолог: домашняя работа оплачивается?

 Дефектолог: для чего мама работает на кухне для вас?

Дефектолог размещает на доске картинки-путаницы с изображением людей различных профессий.

Дефектолог: Ребята, посмотрите, что на нашей доске?

Дефектолог: Молодцы, тут изображены различные предметы, атрибуты, обозначающие профессии людей. Угадайте какие профессии я загадала?

Ответы Дефектолог создает проблемную ситуацию, чтобы подвести детей к пониманию

значимости труда.

Дефектолог: Ребята, а как вы думайте, если бы у нас не было поваров в садике? Не было бы доктора в поликлинике? Продавца в магазине?.) .

К чему это приведет

В ходе беседы дети делают вывод, что деятельность всех взрослых имеет результат труда для общества - делать людей здоровыми, образованными, красивыми, жить в порядке. Все, кто работают, приносят пользу людям.

Ответы детей

Нет, домашняя работа не оплачивается, но она очень нужна и детям и взрослым.

Ответы детей

тут изображены различные предметы, атрибуты, обозначающие профессии людей.

детей (руль-водитель, касса-продавец, фен-парикмахер и т. д.)

рассуждения детей

3

Пальчиковая гимнастика

Развивать мелкую моторику

Торговля

Деньги были не всегда. (все пальчики гладят большой палец )
Люди многие года (пальчики вверх и пошевелить)
Покупали, торговали.(выкладываем по очереди ладошки вверх)
И при этом всё меняли(руки перед собой, на уровне груди, ладошки вниз)
Соль – на шкуры, на зерно.(Солим, показываем ладошку-шкуру)
Мех – на злато, серебро.(меха –гладим по себе, серебро-трясём «домик»)
Люди торговать учились,(ладошки вниз, движения от себя к себе)
Деньги позже появились.(все пальчики гладят большой палец)

(Л. Шмакова)

Дети выполняют за Дефектологом

Физминутка

Развивать общую моторику

Мы в профессии играем,

(дети идут по кругу, взявшись за руки, останавливаются)

Их с друзьями называем.

Врач, учитель, адвокат,

(каждый ребёнок делает шаг вперёд)

Президент и дипломат,

Сторож, дворник, музыкант,

Есть у каждого талант.

(руку сгибать в локте и поднимать указательный палец вверх)

Токарь, швея, продавец,

(каждый ребёнок делает шаг вперёд)

Менеджер и певец,

Колхозник и акушер,

Садовод, милиционер,

Все профессии нужны,

(ходьба по кругу, взявшись за руки)

Все профессии важны.

Пора занятие продолжать.

4

Итог занятия

Подвести итоги занятия. Выявить качественную оценку работы детей.

 Мы с вами узнали, что получают люди за свою работу. Работа бывает разнообразной…

А какая работа не оплачивается? Каждый труд важен и полезен для людей.

Нужно трудиться, чтобы всем пригодиться.



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

№1 «Сказка»

Перечень игр

по финансовой грамотности

в группе компенсирующей направленности

Подготовила: учитель-дефектолог

Семенова Светлана Мухарамовна

г. Мегион, 2020

Примерный перечень дидактических игр:

1. «Что откуда берется?»

Цель – дать детям представление о производстве товаров.

Задачи:

- Сформировать представление у детей о том, что такое «производство» товаров.

- Закрепить представление о ресурсах.

Ход игры: предложить ребенку карточки с изображением различных продуктов и фруктов. Что можно съесть сразу, а что нужно приготовить? Предложить карточки с изображением вещей. Из чего сделаны? Можно ли самим сделать такое? И т.д.

 

2. Игра "Сигнальщики"

Ход игры: дети поднимают красные знаки, если слышат, что речь идет о товаре, или синие, если слышат, что речь идет не о товаре:

Фермер привез на рынок молоко (товар).

Папа починил детям игрушку (не товар).

Мама испекла пирог к празднику (не товар).

Плотник сделал шкаф и продал его (товар).

Маша сварила варенье для Миши (не товар).

На фабрике сделали игрушки и отвезли их в магазин (товар).

Кот Матроскин сшил Шарику фартук (не товар).

В издательстве напечатали много детских книг (товар).

 

3. «Бюджет».

Цель – познакомить с понятием «бюджет».

Задачи:

- Сформировать представление о том, что такое «бюджет».

- Сформировать представление о том, что такое «доход».

- Сформировать представление о том, что такое «расход».

- Закреплять умение составлять «список покупок» и следовать ему.

- Закреплять умение использовать для покупок заданную сумму денег.

Ход игры: выдать каждому ребенку сумму, которую ему нужно будет потратить на определенную цель. Цели могут быть различные – продукты для завтрака, для семейного торжества, подарки друзьям к Новому году и т.д.

 

4. «Назови профессии»

Цель: научить ребенка устанавливать зависимость между результатами трудовой деятельности и профессией человека, воспитывать уважение к профессии взрослых, развивать интерес к людям разных профессий.

Оборудование: цветок ромашки, на лепестках которой изображены картинки труда людей разных профессий.

Ход игры: ребенок, отрывая лепесток ромашки, называет профессию.

 

5. «Магазин игрушек»

Цель: Дать возможность детям практически осуществить процесс купли – продажи; развить умение «видеть» товар: материал, место производства, цену (стоимость).

Оборудование: Разные игрушки, ценники, товарные знаки, игровые деньги.

Ход игры: прежде, чем купить понравившуюся игрушку, ребенок называет материал, из которого она сделана (дерево, метал, пластмасса, ткань, и т.д.), место производства (где и кто сделал). Далее определяется цена игрушки. Ребенок отсчитывает определенную сумму денег, и покупает игрушку. По мере того, как игрушки раскупаются, продавец добавляет новые.

 

6. «Угадай, где продаются»

Цель: научить детей соотносить название магазина с товарами, которые в нем продаются; развить умение обобщать группы предметов.

Оборудование: картинки с изображением овощей, фруктов, мебели, обуви и т.д.

Ход игры: Дети подбирают группы карточек с изображением овощей, фруктов, мебели и т.д. Выкладывают их перед соответствующей сюжетной картинкой, где нарисованы магазины «Мебель», «Овощи», «Супермаркет» и др. Устанавливают зависимость между названием магазина и товарами, которые в нем продаются.

7. «Объяснялка»

Цель: развитие словарного запаса.

Ход игры: Дети должны подумать и рассказать, что обозначают словосочетания:

-звонкая монета;

-фальшивая монета;

-памятная монета;

-старинная монета;

Иностранная монета.

8. «Закончи предложение»

Цель: научить детей согласовывать слова в предложении, пополнить словарный запас.

Ход игры: Закончите предложения словом «Монета»

У Тани в кошельке лежат ...

У Вани в кармане нет …

У меня много … и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совет педагогов «Современные подходы к повышению к повышению финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста: азы финансовой грамотности в ДОУ»

Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – это новое направление в дошкольной педагогике, так как финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, неотделим...

Анализ содержания вариативных программ дошкольного образования, направленных на формирования предпосылок финансовой грамотности у дошкольников: «Тропинки» и «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности"

Анализ содержания двух вариативных программ дошкольного образования, направленных на формирования предпосылок финансовой грамотности у дошкольников.Основная образовательная программа дошкольного образ...

Игра-путешествие по финансовой грамотности с использованием STEM-образования в подготовительной коррекционной группе «Путешествие Буратино в страну Финансовой грамотности»

Игра-путешествие разработана в соответствии с программой STEM-образование и дополнительной программы "Финансовая грамотность для дошкольников". В разработке использованы все 6 модулей STEMа:...

Конспект занятия по формированию финансовой грамотности детей старшего возраста. Тема: «Обучение Буратино финансовой грамотности»

Содействие финансовому просвещению и экономическому восприятию детей старшего дошкольного возраста....

Проект по формированию финансовой грамотности у дошкольников (6-7 лет) «Приключения Буратино в стране финансовой грамотности»

Проект по формированию финансовой грамотностиу дошкольников (6-7 лет)«Приключения Буратино в стране финансовой грамотности»Основы финансовой культуры необходимо прививать детям с малых лет...

Проект по формированию финансовой грамотности у дошкольников по теме «Приключения Буратино в стране финансовой грамотности».

Проект по формированию финансовой грамотности у дошкольников по теме "Приключения Буратино в стране финансовой грамотности"....