Презентация "Особенности работы учителя - логопеда с детьми дошкольного возраста с ЗПР"
презентация по коррекционной педагогике

Чухина Марина Александровна

Описывается работа логопеда с детьми с ЗПР

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Калининграда центр развития ребенка- детский сад № 87 Учитель - логопед: Чухина Марина Александровна

Слайд 2

Особенности работы учителя – логопеда с детьми с ЗПР

Слайд 3

«Ребенок с диагнозом ЗПР - это ребёнок, который ничего не знает, не умеет и не хочет, но надо чтобы он знал, хотел и умел!» Эдуард Сеген

Слайд 4

Задержка психического развития (ЗПР) – это такое нарушение нормального темпа психического развития, при котором ребенок, достигший школьного возраста, продолжает оставаться в кругу дошкольных, игровых интересов. Дети с ЗПР проходят тот же путь развития, что и дети, не имеющие отклонения в развитии. Однако, темпы развития у них - иные. При ЗПР имеют место все виды нарушений речи, наблюдающиеся и у детей с нормальным интеллектом. Характерным признаком клинической картины нарушений у большинства детей с ЗПР является сложность речевой патологии, наличие комплекса речевых нарушений, сочетание различных дефектов речи.

Слайд 6

Дефекты звукопроизношения у детей с ЗПР встречаются чаще и характеризуются большим количеством нарушенных звуков. Такие нарушения звуков могут быть обусловлены как нарушениями фонематического восприятия, так и ослаблением контроля со стороны ребенка за артикуляцией звуков, когда основное внимание его сосредоточено на смысловой стороне высказывания. Коррекция звукопроизношения дошкольников с ЗПР осуществляется сложнее и дольше, чем у здоровых сверстников.

Слайд 7

Классификация детей с ЗПР с учетом характера их речевых нарушений Первая группа – неправильное произношение лишь одной группы звуков, нарушение строения артикуляторного аппарата, недоразвитие речевой моторики. Вторая группа – фонетико – фонематические нарушения. Дефекты звукопроизношения охватывают 2 – 3 фонетические группы. Наблюдаются нарушения слуховой дифференциации звуков и фонематического анализа. Третья группа – недоразвитие всех сторон речи (ОНР). Нарушения лексико – грамматической стороны речи.

Слайд 8

Речевые отклонения отрицательно сказывается на воображении, восприятии, внимании, памяти, мышлении, что очевидно не позволяет личности развиваться полноценно. Поэтому детям с ЗПР необходима специальная логопедическая помощь. Воспитание и обучение детей осуществляется в двух формах: - в повседневной жизни (воспитатель, родитель) - в процессе обязательных регулярных занятий (все специалисты ДОУ).

Слайд 9

Обучение и воспитание дошкольников с ЗПР ведется в строгом соответствии с нормативно-правовыми документами, а именно: - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; - «Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования»; - «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных образовательных организациях».

Слайд 10

В качестве методологической базы используются программы: - Т.Б. Филичевой и Г.В. Чиркиной «Программа логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей»; - Л.В. Лопатиной «Примерная адаптированная основная образовательная программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи»; - Н.В. Нищевой «Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи с 3 до 7 лет».

Слайд 11

На основе этих документов специально для работы с детьми с ЗПР разработана «Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования детей с ЗПР». В нашей группе основной формой организации логопедической работы с детьми с ЗПР являются индивидуальные занятия.

Слайд 12

Задачами коррекционно- логопедическогообучения дошкольников с ЗПР являются: развитие и совершенствование общей и ручной моторики; развитие и совершенствование артикуляционной моторики (статической, динамической организации движений; переключения движений; объема, тонуса, темпа, точности, координации); развитие слухового восприятия, внимания; развитие зрительного восприятия, памяти; развитие ритма; формирование произносительных умений и навыков: коррекция звукопроизношения и слоговой структуры слова; совершенствование лексических и грамматических средств языка; развитие навыков связной речи.

Слайд 13

Проявления нарушений звукопроизношения у детей с ЗПР включает: - отсутствие звука, - искажение звука, - замену звука; - смешение звуков.

Слайд 14

Этапы логопедического воздействия: I. Подготовительный. Цель этого этапа – подготовка к правильному восприятию и воспроизведению звука. На этом этапе идет работа одновременно по нескольким направлениям: - формирование точных движений органов артикуляционного аппарата; - формирование направлений воздушной струи; - развитие мелкой моторики рук; - развитие фонематического слуха; - отработка опорных звуков.

Слайд 18

II. Этап постановки звука. Цель этого этапа – добиться правильного звучания изолированного звука. К следующему этапу автоматизации звука переходят только тогда, когда ребенок может легко, без предварительной подготовки, без поиска нужной артикуляции произнести поставленный звук (но не звукоподражание).

Слайд 19

III. Этап автоматизации звука. Цель этого этапа – добиться правильного произношения звука во фразовой, т.е. в обычной речи. На этом этапе постепенно, последовательно поставленный звук вводится в слоги, слова, предложения (стихи, рассказы) и в самостоятельную речь ребенка.

Слайд 21

На этапе автоматизации звуков ведется работа над активизацией словаря, коррекцией грамматического строя речи.

Слайд 23

Одним из факторов, определяющих успешность работы по коррекции звукопроизношения у детей с ЗПР, является частота повторений правильно произносимого звука. Задача по коррекции звукопроизношения может решаться в течение всего дня с помощью дидактических игр, а также игровых упражнений, которые включаются в различные режимные моменты.

Слайд 24

Использование зрительных опор при коррекции звукопроизношения, наглядного моделирования при формировании речевого высказывания, а так же бесед, игр - драматизаций, инсценировок стимулирует речевую активность детей с ЗПР, способствует адекватному ведению диалога, побуждает к более объемным высказываниям.

Слайд 25

Логопед в своей работе учитывает особенности дошкольника с ЗПР: быструю утомляемость, частое переключение внимания, инфантильность. Следовательно, возникает необходимость поиска различных путей и методов, способствующих более качественному усвоению необходимых знаний, обозначенных программой обучения.

Слайд 26

Помимо традиционных способов коррекции звукопроизношения (подготовка с помощью логопедического массажа и дыхательной гимнастики, и непосредственная постановка звука с помощью комбинации механического способа и способа постановки звука по образцу), в современной практике используют, инновационные приёмы, такие как: - фонетическая ритмика (система специальных упражнений, сочетающая речь и движение, где проговаривание речевого материала (звуков, слогов, слов, текстов)); сопровождается движением рук, ног, головы, корпуса.

Слайд 27

- арт-терапия, один из эффективных методов развития мелкой моторики, то есть лечение с помощью искусства. Детям интересно заниматься творчеством, что позволяет предлагать им к освоению новых способностей; - дидактические игры, она помогает ребенку пробрести знания в легкой, доступной и непринужденной форме. Для постановки и автоматизации звуков предлагает использовать игры «Кто дольше?», «Кто больше?», «Научи Петрушку», «Заборчик», «Забиваем гвозди в забор», «Строим дом», «Я рисую», «Подбери слово», « Свистляндия », «Вагоновожатый» «Что с чем», «Назови, кто это или что это?», «Чего не бывает», «Что рисуют дети» и другие.

Слайд 28

- Су-Джок терапия. Нетрадиционные методы воздействия оптимизируют процесс коррекции речи детей, содействуют созданию условий для речевого высказывания и восприятия, способствуют оздоровлению всего организма ребёнка. Поиск новых форм и методов работы с детьми с ЗПР подтолкнул нас к идее разработки проекта «Игротека».

Слайд 29

Воспитатель в вечерний отрезок времени осуществляет индивидуальную работу по заданиям дефектолога и логопеда: работает над развитием внимания, памяти, восприятия, мышления, фонематического слуха, а также закрепляет умения и навыки детей, связанные с усвоением учебной программы.

Слайд 30

Организация логопедической работы предусматривает соблюдение следующих необходимых условий: взаимосвязь осуществления коррекции речи дошкольников с развитием познавательных процессов (восприятия, памяти, мышления); соответствие с программами по подготовке к обучению грамоте, ознакомлению с окружающим миром и развитию речи; проведение логопедических занятий на любом этапе над речевой системой в целом (фонетико-фонематической, лексической и грамматической); максимальное использование при коррекции дефектов речи у дошкольников с ЗПР различных анализаторов (слухового, зрительного, речедвигательного , кинестетического).

Слайд 31

Логопед работает в тесном сотрудничестве с родителями. В начале учебного года на родительском собрании знакомит со спецификой коррекционной группы, с результатами диагностики в индивидуальном порядке. Приглашает родителей на консультации. Для родителей оформлен стенд, где вывешиваются консультации, памятки для выполнения домашних заданий. Работа по выполнению домашних заданий заключается в том, что родитель совместно с ребенком закрепляет те умения и навыки, которые были приобретены на занятиях (развитие лексико — грамматических средств языка, обучению грамоте и звукопроизношению).

Слайд 32

Таким образом, логопедические занятия становятся при этом не только средством подготовки к школе, но и одним из важнейших условий коррекции психического развития, активизации познавательной деятельности и всестороннего развития личности.

Слайд 33

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Специфика работы учителя-логопеда с детьми дошкольного возраста с СДВГ.

Описана специфика логопедической работы с детьми с СДВГ в детском саду....

"Использование приёма куклотерапии в работе учителя - логопеда с детьми дошкольного возраста с ОНР"

В статье говорится о том, что в работе с детьми дошкольного возраста с ОНР хорошо использовать дидактическую куклу.  Какие коррекционные задачи решаются с помощью неё....

Коррекционная работа учителя-логопеда с детьми дошкольного возраста с ОНР, осложнённое дизартрией и моторной алалией.

В материале описывается опыт работы учителя-логопеда с детьми , имеющими речевые отклонения. Рассказывается о этапах, методах и приёмах работы с детьми с ОВЗ. Чётко описывается перечень документации, ...

Театрализованная деятельность в работе учителя-логопеда с детьми дошкольного возраста.

Дошкольный возраст – основной период развития личности, который характеризуется становлением целостности сознания как единства эмоциональной и интеллектуальной сферы, становлением основ самостоя...

«Сторителлинг-интерактивный метод работы учителя-логопеда с детьми дошкольного возраста»

Вы замечали, как внимательно дети слушают педагога, когда он рассказывает им сказку,и как быстро они начинают отвлекаться, если он читает ее в книге? Что привлекает их в первом случае? Дети больше люб...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТНР.

Современный период развития общества характеризуется сильным влиянием на него компьютерных технологий, которые проникают во все сферы человеческой деятельности.Неотъемлемой и важной частью этих процес...

План коррекционной работы учителя-логопеда с детьми дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи (задержкой речевого развития; ОНР I ур.р.р,алалией)

Поэтапное планирование индивидуальной коррекционной работы с детьми с алалией и задержкой речевого развития....