Театрализованная деятельность в работе учителя-логопеда с детьми дошкольного возраста.
консультация по логопедии на тему
Дошкольный возраст – основной период развития личности, который характеризуется становлением целостности сознания как единства эмоциональной и интеллектуальной сферы, становлением основ самостоятельности и творческой индивидуальности ребенка в разных видах деятельности (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец и др.).
В последние годы отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушения речи. Плохая восприимчивость ко всему новому, неустойчивость внимания, нарушение эмоционально-волевой сферы, недостаточная познавательная активность, трудности в целенаправленном заучивании и припоминании чего-либо – основные недостатки, мешающие обучению детей с нарушениями речи. Поэтому проблема развития речи детей дошкольного возраста остается одной из актуальных проблем на сегодняшний день.
Театрализованная деятельность - это яркий, красочный и доступный восприятию ребёнка вид искусства, доставляющий детям радость, развивающий воображение и фантазию, способствующий творческому развитию.
Театрализованная деятельность и сама сказка наиболее близка и интересна ребёнку по мироощущению, ведь он воспринимает мир эмоционально-чувственно.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
teatr_master_klass.docx | 18.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Театрализованная деятельность в работе учителя-логопеда с детьми дошкольного возраста.
Как утверждал Л. С. Выготский, драматизация,
основанная на действии, совершаемом самим
ребенком, наиболее близко, действенно и
непосредственно связывает художественное
творчество с личными переживаниями.
Дошкольный возраст – основной период развития личности, который характеризуется становлением целостности сознания как единства эмоциональной и интеллектуальной сферы, становлением основ самостоятельности и творческой индивидуальности ребенка в разных видах деятельности (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец и др.).
В последние годы отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушения речи. Плохая восприимчивость ко всему новому, неустойчивость внимания, нарушение эмоционально-волевой сферы, недостаточная познавательная активность, трудности в целенаправленном заучивании и припоминании чего-либо – основные недостатки, мешающие обучению детей с нарушениями речи. Поэтому проблема развития речи детей дошкольного возраста остается одной из актуальных проблем на сегодняшний день.
Театрализованная деятельность - это яркий, красочный и доступный восприятию ребёнка вид искусства, доставляющий детям радость, развивающий воображение и фантазию, способствующий творческому развитию.
Театрализованная деятельность и сама сказка наиболее близка и интересна ребёнку по мироощущению, ведь он воспринимает мир эмоционально-чувственно.
Главной целью использования театрализованной деятельности является создание оптимальных условий для коррекции речевых нарушений у детей и развитие мотивации на устранение собственных речевых дефектов.
Исходя из основной цели, можно выделить следующие задачи (направления) театрализованной деятельности:
- развитие культуры речи: артикуляционной моторики, фонематического восприятия, речевого дыхания, правильного звукопроизношения.
- развитие общей и мелкой моторики: координации движений, мелкой моторики руки, снятие мышечного напряжения, формирование правильной осанки.
- развитие сценического мастерства и речевой деятельности: развитие мимики, пантомимы, жестов, эмоционального восприятия, совершенствование грамматического строя речи, монологической и диалогической формы речи, игровых навыков и творческой самостоятельности.
- психофизических способностей (мимики, пантомимики);
- психических процессов (восприятия, воображения, мышления, внимания, памяти и др.);
- речи (монолог, диалог);
- творческих способностей (умения перевоплощаться, импровизировать, брать на себя роль).
Театральную игру условно можно разделить на общеразвивающие и специальные.
Общеразвивающие игры учат ребенка умению ориентироваться в окружающей обстановке, развивают произвольную память и быстроту реакции, умение согласовывать свои действия с партнерами, активизируют мыслительные процессы. Также они способствуют адаптации детей в коллективе сверстников и создают предпосылки для успешной учебы в школе - в первую очередь за счет актуализации интеллектуального, эмоционально-волевого и социально-психологического компонентов.
Специальные игры развивают воображение и фантазию, готовят детей к действию в сценических условиях, где все является вымыслом.
Специальные игры можно разделить на:
1) Упражнения и этюды.
Любые действия в жизни совершаются естественно и оправданно. Ребенок не задумывается над тем, как он, например, поднимает упавший карандаш или кладет на место игрушку. Делать то же самое на сцене, когда за тобой следят зрители, не так просто.
Чтобы быть естественным, необходимо найти ответы на вопросы почему, для чего, зачем я это делаю? Развивают эту способность упражнения и этюды на сценическое оправдание (умение объяснить, оправдать любую свою позу или действие нафантазированными причинами - предлагаемыми обстоятельствами).
Темы для таких маленьких спектаклей (этюдов) близки и понятны детям (Ссора, Обида, Встреча). Умение общаться с людьми в различных ситуациях развивают этюды на вежливое поведение (Знакомство, Просьба, Благодарность, Угощение, Разговор по телефону, Утешение, Поздравления и пожелания). С помощью мимики и жестов разыгрываются этюды на основные эмоции (Радость, Гнев, Грусть, Удивление, Отвращение, Страх).
Если этюды разыгрываются по сказкам, вначале необходимо определить характер героя (ленивый или трусливый, добрый или злой, глупый или умный) и сформулировать его речевую характеристику. Каждый сказочный персонаж обладает собственной манерой говорить, которая проявляется в диалогах и делает их живыми и естественными.
Работа над этюдами развивает многие качества, в том числе умение действовать в условиях вымысла и общаться, реагируя на поведение партнера.
2)Речевые игры и упражнения.
Данный раздел объединяет игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, умение владеть правильной артикуляцией, четкой дикцией, разнообразной интонацией, логикой и орфоэпией. Сюда также включаются игры со словом, развивающие связную речь, творческую фантазию, умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы.
С социально-педагогической точки зрения сказка выполняет следующие функции:
- социализации, поскольку приобщает новое поколение к общечеловеческому и этническому опыту;
- креативную, поскольку выявляет, развивает и реализует творческий потенциал личности, его образное и абстрактное мышление;
- лексико-образную, поскольку формирует языковую культуру личности, активизирует и развивает внутреннюю слухоречевую память ребенка. При слушании и чтении сказок происходит интериоризация вербально-знаковых форм сказок, а при пересказе, драматизации - становление речевой культуры.
-галографическую функцию (пространственно-временное и чувственное содержание (место и время, сюжет и образ),
- развивающее – терапевтическую функцию (лечебный эффект, сказкотерапия), культурно-этническую функцию (особенности менталитета).
Перечисленные функции способствуют быстрейшей социализации детей, а лексико-образная функция дополнительно активизирует и развивает слухо-речевую память ребенка.
На своих занятиях можно использовать различные виды театра – для фланелеграфа или ковролина, настольный театр, теневой, плоскостной, пальчиковый. би-ба-бо, картинки и игрушки. В этих играх дети могут создать сценки, вести роль игрушечного персонажа. Они действуют за него, изображают его интонацией и мимикой. Совместная творческая деятельность вовлекает в процесс драматизации даже недостаточно активных детей и помогает им преодолеть трудность в общении. Как правило, материалом для сценического воплощения служат сказки. Русские народные сказки оказывают активизирующее воздействие как на речевую деятельность, так и на эмоциональную сферу ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование элементов театрализованной деятельности в работе учителя-логопеда
Одним из самых распространённых видов детского творчества является театрализованная деятельность. Она близка и понятна ребёнку, потому что связана с игрой. Данный материал содержит опыт работы учителя...
Использование игровых приёмов театрализованной деятельности в работе учителя-логопеда с детьми, имеющими тяжёлые нарушения речи
Работая с детьми, имеющими тяжёлые нарушения речи, учитель-логопед должен использовать весь арсенал доступных таким детям методов и приёмов. Важно, чтобы каждое занятие было для детей не только ...
Выступление на педагогическом совете. Использование элементов театрализованной деятельности в работе учителя – логопеда.
Оказание коррекционно-развивающей помощи – это цель работы любого логопеда....
Методическая разработка "Театрализованная деятельность в работе учителя-логопеда детского сада с детьми с ТНР "
В данном материале содержится описание видов театра, значимость его для детей с тяжелыми нарушениями речи....
Театрализованная деятельность в работе учителя-логопеда с детьми с ОВЗ.
Диалогическая речь выступает как основная форма речевого общения. Именно в диалоге дети учатся самоорганизации, самостоятельности, самоконтролю. Процесс развития диалогической речи ребенка дошкольного...
"Театрализованная деятельность в работе учителя-логопеда с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями"
В статье описаны виды театрализованной деятельности, которые использует учитель-логопед для коррекции речевых нарушений с детьми старшего дошкольного возраста. Разработаны игры, упражнения, этюды и иг...