Программа дополнительного образования «Песочная терапия, как нетрадиционный метод воздействия в работе логопеда с детьми, имеющими нарушения речи». «Песочные чудеса»
рабочая программа по логопедии (старшая группа)
Песочная терапия – одна из разновидностей игровой терапии. Принцип «терапии песком» был предложен Карлом Густавом Юнгом, основателем аналитической терапии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_dopolnitelnogo_obrazovaniya.docx | 33.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Радуга» г. Козловка Чувашской Республики
Программа дополнительного образования
«Песочная терапия, как нетрадиционный метод воздействия в работе логопеда с детьми, имеющими нарушения речи».
«Песочные чудеса»
Разработала: учитель-логопед Зюляева М. С.
г. Козловка - 2022
Песочная терапия – одна из разновидностей игровой терапии. Принцип «терапии песком» был предложен Карлом Густавом Юнгом, основателем аналитической терапии. Естественная потребность ребенка «возиться» с песком, определяет возможности использовать песочницу в своей работе не только психотерапевту, но и логопеду. Как правило, первые контакты детей друг с другом – в песочнице. Это традиционные игры с песком. Песочную терапию можно использовать в работе с детьми, начиная с трех лет. Помимо общепринятых направлений в работе по коррекции нарушения речи у детей логопатов, я использую на логопедических занятиях кружковой работы элементы песочной терапии и изоритмики. Ребенок копает, лепит, рисует на песке, создает на нем отпечатки, что-то говорит… Основная деятельность дошкольника – игра. В ней он познает себя и окружающий мир. Личность каждого ребенка уникальна. «Песочная терапия» - одна из техник, которая позволяет раскрыть индивидуальность каждого ребенка, разрешить его психологические затруднения, развить способность осознавать свои желания и возможность их реализации.
При корректно поставленных целях, такие игровые занятия имеют важное терапевтическое обучающее и воспитательное значение. Играя с песком, у ребенка возникает чувство безопасности, так как песочный мир – это мир под контролем.
Игры на песке - одна из форм естественной деятельности ребенка. Именно поэтому можно использовать песочницу в развивающих и обучающих занятиях.
Большой вклад в развитие «песочной терапии» внесли отечественные педагоги - Санкт – Петербургского Института специальной педагогики и психологии, которые являются авторами ряда книг по данной теме – Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. «Чудеса на песке. Песочная игротерапия», Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. «Игры в сказкотерапии», Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Нисневич Л.А. «Как помочь "особому" ребенку», Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. «Чудеса на песке: Практикум по песочной терапии».
Технология песочной терапии многофункциональна, она позволяет одновременно решать задачи диагностики, коррекции и развития речи. Сам же ребенок решает задачи самовыражения, самоосознавания и развивает самооценку, учится работать в коллективе.
Игра на песке с фигурками особенно плодотворна в работе с детьми, которые никак не могут выразить свои переживания. Дети с заниженной самооценкой, повышенной тревожностью и застенчивостью обычно охотно выбирают фигурки и переключают свое внимание. Дети же с неустойчивым вниманием весьма экспрессивны, игра дает им богатые кинестетические ощущения.
Во многих случаях игра с песком выступает в качестве ведущего метода коррекционного воздействия. В других случаях – в качестве вспомогательного средства, позволяющего стимулировать ребенка, развивать его сенсомоторные навыки.
Цель: развитие связной речи, эмоционально-личностной сферы, мелкой моторики рук посредством песочной игротерапии.
Задачи:
Образовательные:
1. Учить детей последовательно и точно передавать увиденное, с учетом развития сюжета.
2. Обучить умению отвечать на вопросы проблемно - поискового характера.
3. Обучить специальным движениям и их выполнение детьми.
4. Учить выстраивать композиции на песке по образцу.
5. Закрепить представления об окружающем мире.
6. Совершенствование навыков и умений практического общения, используя вербальные и невербальные средства.
Развивающие:
1. Развивать психические процессы (внимание, память).
2. Развивать логическое мышление.
3. Развивать тонкие тактильные ощущения, мелкую моторику.
4. Развивать умение действовать по инструкции.
5. Развитие фонематического слуха, автоматизация звука в слогах, словах, обучение чтению.
6. Дифференциация, автоматизация звуков, обучение чтению и письму.
7. Стимулировать развитие сенсорно-перцептивной сферы, особенно тактильно-кинестетической чувствительности.
Воспитательные:
1. Вызывать эмоционально положительное состояние, удовольствие от игр и совместной деятельности с другими детьми.
2. Воспитать внимательное отношение к коллективу при организации групповой деятельности.
3. Воспитывать слуховое внимание и память.
4. Воспитывать доброту, бережное отношение ко всему живому.
5. Совершенствовать навыки позитивной коммуникации.
6. «Проигрывание» разнообразных жизненных ситуаций, создание композиций на песке.
Методы и приёмы учебно-воспитательного процесса: словесные, наглядные, исследовательские и практические.
Для усиления воздействия песочной терапии в процессе игр и упражнений используем музыкальные произведения, например: «Звуки природы», релаксационную и классическую музыку, рекомендованную для детей дошкольного возраста. А также цветовой модуль для подсвечивания песка, где дети создают свои рисунки на песке, что позволяет ребенку раскрыть в естественной обстановке свой творческий потенциал, развить воображение, фантазию.
Ожидаемые результаты:
• Обеспечение психологического эмоционального благополучия, снятие мышечной напряжённости, стабилизация эмоционального состояния;
• Снижение негативных проявлений (страх, агрессия, тревожность, уменьшение проявлений отрицательных эмоций (злость, обида, гнев и т. д.) ;
• Повышение тактильно-кинетическую чувствительности, познавательной активности и мелкой моторики рук;
• Повышение уровня развития психических познавательных процессов;
• Повышение и обогащение словарного запаса, коммуникативных навыков детей;
• Повышение самооценки дошкольника;
• Воспитание положительных нравственных качеств личности.
Для организации процесса песочной терапии потребуются песочница (ящик для песка или пескограф), песок или манка, коллекция миниатюрных фигурок.
ПЕСОЧНИЦА:
Песочница представляет собой деревянный ящик. Традиционный его размер в сантиметрах 50х 70х 8
Занятия рассчитаны на 5-6 летних детей (старшая группа. Проводятся 1 раза в неделю, с октября по май.
Проводя педагогические, коррекционные мероприятия в песочнице, мы даем ребенку новую площадку, создаем мотив для получения знаний. Однако работа с песком – искушение для ребенка, в первую очередь за счет интереса и нестандартных ощущений.
Именно поэтому необходимо оговорить с детьми общие правила поведения в песочницею. Таким образом, выделяют ритуал входа.
Ритуал входа:
Этот этап обязателен в психотерапевтической работе.
Цель: определить, правила поведения в песочнице. Особая ценность метода заключается в том, что с этого момента контролирующие и регулирующие функции переходят от логопеда, к персонажу.
Основная часть:
Проводятся занятия по различным проблемам развития речи как для детей с нормальным речевым развитием , так и для детей с нарушениями.
Особенность проведения занятия по развитию речи и ознакомлению с окружающим в песочнице – возможность ее использования на протяжении всего занятия или в отдельной его части.
Развитие мелкой моторики рук:
Это часть работы представляется наиболее очевидной и приятной. Дети старшего дошкольного возраста выполняют движения или задания по описанию, собственному опыту или подражанию, а вот малыши только учатся, и поэтому следует первоначально действовать «рука в руке».
Работа над фонематической стороной:
Работа в песочнице позволяет не только решать задачу развития фонематического слуха, но и успешно автоматизировать и дифференцировать поставленные звуки. Для развития фонематического слуха детям предлагают выбрать называемые педагогом фигурки с определенным звуком. Для автоматизации то же задание можно использовать с активным называнием слов.
Работа над лексической стороной речи:
Обогащение и закрепление слов родного языка – одна из самых важных задач развития и коррекции речи.
- Расширять и активизировать лексику, связанную с песочницей: песок, песчинка, песчанка, песочек и т. д.
- Можно обогащать словарь детей соответствующим материалу глаголами.
- На базе песочницы можно проводить работу по закреплению и активизации словаря.
Работа над грамматической стороной речи:
Говоря о грамматической стороне речи, мы подразумеваем способность в рамках языковой нормы образовывать новые слова, пользуясь префиксальным, суффиксальным и префиксально – суффиксальным способом.
Работа над формированием фразовой речи:
В основе возможностей формирования фразовой речи – лежит соединение методики В. К. Воробьевой с активным действием ребенка в песочнице. Первоначально количество героев и совершенных ими действий резко ограничено, так как следует учитывать сниженные возможности памяти.
Ритуал выхода:
Ритуал выхода необычайно важен с психологической стороны, особенно благодарность. Получение положительного заряда в конце занятия выгодно выделяет деятельность в песочнице и закрепляет желание ее повторять.
Коснемся еще одного вида нетрадиционной техники – это ИЗОРИТМИКА.
Изоритмика – это целый комплекс игровых упражнений для развития мелкой моторики пальцев рук, которые сопровождаются проговариванием соответствующих рисунку стихотворных четверостиший. При этом очень важно, чтобы речь и движение пальцев рук совпадали. Учёные доказали, что движения пальцев рук стимулируют развитие центральной нервной системы и ускоряют развитие речи ребёнка. Поэтому, постоянная стимуляция зон коры головного мозга, отвечающих за мелкую моторику, является необходимым элементом в системе коррекционно-педагогического воздействия.
Очень эффективными в этом направлении является игровые упражнения по изоритмике, которые предполагают формирование у детей ориентировки на пескографе, закрепления представлений о форме, цвете, величине предметов; развитие произвольного внимания, речеслуховой памяти, абстрактного мышления, творческого воображения, мелкой моторики пальцев рук, что в итоге способствует развитию связной речи детей.
Использование в кружковой работе по развитию речи игровых изоритмических упражнений даёт положительные результаты:
- у детей развивается способность замечать характерные особенности предметов;
- закрепляются знания о цвете, форме, величине;
- подготавливается рука к письму;
- формируются произвольное внимание, речеслуховая память, творческое воображение, художественный вкус;
- развивается мелкая моторика пальцев, ритм правильного дыхания, что способствует развитию связной речи детей.
Изоритмические игровые упражнения можно использовать не только в рамках образовательной деятельности, но и на прогулке. Дети с удовольствием рисуют предметы палочками на мокром песке или земле. Так приятно со стороны наблюдать за ребятишками! Рисуя, дети шевелят губами, проговаривая стихи. Они сосредоточенные, серьёзные и такие смешные.
Все игры, с использованием песочной терапии, делятся на три направления:
Обучающие игры. Такие игры направлены на развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук. А главное ребенок говорит о своих ощущениях, тем самым спонтанно развиваем его речь, словарный запас слов, восприятие темпа речи, высоту и силу голоса, работаем над дыханием. Происходит развитие внимания и памяти, фонематического слуха. Главное, идет обучение письму и чтению.
Познавательные игры. С их помощью мы помогаем познавать многогранность нашего мира.
Проективные игры. Направлены на осуществление психологической диагностики, коррекцию и развитие ребенка.
Игры с песком можно использовать, как индивидуальную работу, так и подгрупповую или же на фронтальных занятиях. Ничего трудного для этих игр нет. В магазинах продают огромное количество игрушек – это и животные, различные дома и замки, растения, рыбы, машинки... Таким образом, все наши лексические темы мы можем обыгрывать на песке, тем самым дети быстрее запоминают, что где растет, кто где живет.
План на 2021 – 2022 учебный год
Старшая группа
Месяц | дата | занятие | цель |
Октябрь | «Ознакомление с песочницей». Изоритмическое игровое упражнение «Елочка» | Прививать в процессе познавательной деятельности любовь к окружающему. | |
«Умный карандаш». Изоритмическое игровое упражнение «Елочка» | Совершенствование речевых навыков. | ||
Ознакомление с физическими свойствами песка». Изоритмическое игровое упражнение «Облачко» | Развивать умение в процессе экспериментальной деятельности устанавливать причинно – следственные связи, расширять словарный запас. | ||
«Морская семья». Изоритмическое игровое упражнение «Облачко» | Закреплять навыки драматизации, умения отгадывать загадки, отвечать на вопросы логопеда. | ||
Ноябрь | Ознакомление с глиной и сравнение с песком. Изоритмическое игровое упражнение «Солнце» | Развивать мелкую моторику рук, интерес к познавательной деятельности, расширять словарный запас | |
«Хитрая лиса». Изоритмическое игровое упражнение «Солнце» | Совершенствование речевых навыков. Развивать воображение. | ||
«Город на песке». Изоритмическое игровое упражнение «Кошелек» | Развивать воображение, любознательность, мелкую моторику. | ||
«Приключения маленького поросенка. Овечки и пчелки. Изоритмическое игровое упражнение «Кошелек» | Совершенствование речевых навыков. Обучение творческому рассказыванию по предложенному сюжету. | ||
Декабрь | «Живые картинки на песке». Изоритмическое игровое упражнение «Шарик» | Развивать воображение, любознательность, мелкую моторику | |
«Дом для поросенка». Изоритмическое игровое упражнение «Шарик» | Совершенствование речевых навыков. Обучение творческому рассказыванию по предложенному сюжету. | ||
«Что спрятано в песке». Изоритмическое игровое упражнение «Колобок» | Развивать мелкую моторику рук, интерес к познавательной деятельности, расширять словарный запас. | ||
«Друзья». Изоритмическое игровое упражнение «Колобок» | Помочь детям запомнить и осмыслить новую сказку. | ||
Январь | «Птицы рядом с нами» Изоритмическое игровое упражнение «Осьминог» | Воспитывать доброе, бережное отношение и сочувствие к пернатым друзьям. | |
«Корова, лошадь и собака» Изоритмическое игровое упражнение «Осьминог» | Совершенствование речевых навыков. Обучение творческому рассказыванию по предложенному сюжету. | ||
«Песочные шашки» Изоритмическое игровое упражнение «Рыбка» | Развивать мелкую моторику рук, внимательность, сообразительность. | ||
Февраль | «Волшебный гриб». Изоритмическое игровое упражнение «Рыбка» | Совершенствование речевых навыков. Развивать воображение. | |
«Дождик для художника» Изоритмическое игровое упражнение «Рыбка» | Развивать мелкую моторику рук, внимательность, сообразительность, художественные способности. | ||
«Мышонок». Изоритмическое игровое упражнение «Черепашка» | Закреплять навыки драматизации, умения отгадывать загадки, отвечать на вопросы логопеда. | ||
«Наш любимый д/с» Изоритмическое игровое упражнение «Черепашка» | Активизировать социально – эмоциональный опыт детей путем расширения их представлений об окружающем мире. | ||
Март | «Смелая внучка». Изоритмическое игровое упражнение «Кораблик» | Совершенствование речевых навыков | |
«Прогулка у реки». Изоритмическое игровое упражнение «Кораблик» | Закреплять порядковый и количественный счет до 10. | ||
Мы на кораблике плывем». Изоритмическое игровое упражнение «Дом» | Совершенствовать навыки выразительного чтения стихотворения. | ||
«Цветик – семицветик» Изоритмическое игровое упражнение «Дом» | Учить четко и обоснованно отвечать на вопросы. | ||
Апрель | «Найди и сравни». Изоритмическое игровое упражнение «Грибок» | Формировать пространственные представления. | |
«Учимся хорошим поступкам». Изоритмическое игровое упражнение «Грибок» | Познакомит детей с рассказом В. Драгунского «Тайное становится явным. | ||
«Жил – был Козленок». Изоритмическое игровое упражнение «Цветок» | Познакомит детей с произведением А. Пресейна «Про Козленка, который умел считать до 10. | ||
«Литературная викторина» Изоритмическое игровое упражнение «Цветок» | Закрепить знания о прочитанных ранее произведениях. | ||
Май | « Путешествие в песочную страну» Изоритмическое игровое упражнение «Поросенок» | Развивать тактильно-кинестетическую чувствительность и мелкую моторику рук, развивать пространственное воображение, воспитывать чувство гордости за красоту и звучание родного языка. | |
«Путешествие к песочной Фее». Изоритмическое игровое упражнение «Котенок» | Развитие познавательных процессов. | ||
«Волшебный песок». Изоритмическое игровое упражнение «Гусеница» | Развивать фантазию, наглядно-образное и словесно-логическое мышление. |
Используемая литература:
Сапожникова О.Б., Гарнова Е.В., «Песочная терапия в развитии дошкольников.-М.: ТЦ Сфера, 2018 – 64с.
Сапожникова О.Б., Гарнова Е.В., «Игры с песком для обучения пересказу детей 5 7 лет.
Грабенко Т.М., Зинкевич – Евстигнеева Т.Д.Чудеса на песке. Песочная игротерапия. Методическое пособие для педагогов и родителей / Т.М. Грабенко, Т.Д. Зинкевич - Евстигнеева. – СПб.: Институт специальной педагогики и психологии,1988. – 48с.
Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по песочной терапии /Т.М. Грабенко, Т.Д. Зинкевич - Евстигнеева - СПб.: Речь, 2002. – 224 с.
Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Чудеса на песке / Т.М. Грабенко, Т.Д. Зинкевич - Евстигнеева – СПб.: Речь, 2008.- 340с.
Епанчинцева О. Ю. Роль песочной терапии в эмоциональной сфере детей дошкольного возраста: Конспекты занятий. Картотека игр. – Спб. : ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2010.
Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Грабенко Т. М. Практикум по креативной терапии /Т.М. Грабенко, Т.Д. Зинкевич - Евстигнеева – М.: Сфера Речь,2001.С.279–299.
Инновации – в логопедическую практику/ Методическое пособие для дошкольных образовательных учреждений/ Сост. О. Е. Громова. – М.:ЛИНКА-ПРЕСС, 2008. – 232 с.
Набойкина. Е.Л. Сказки и игры с «особым» ребенком / Е.Л. Набойкина – СПб.: Речь, 2006.-144с.
Сакович Н. А. Технология игры в песок. Игры на мосту / Н.А. Сакович – СПб. : Речь,2006.– 176с.
Песочная терапия на сайте ndou195.ru›index.php…
Чудеса из песка на сайте stranagnomov.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Песочная терапия, как нетрадиционный метод воздействия в работе с детьми, имеющими нарушения речи».
Практический материал для педагога по работе с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими нарушения речи....
"Использование информационно-коммуникационных технологий в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда с детьми, имеющими нарушения речи»
Рассказывается об актуальности использования ИКТ в работе с детьми, имеющими нарушения речи, варианты использования ИКТ на разных этапах коррекционно-развивающей деятельности. Даётся перечень компьюте...
Песочная терапия как нетрадиционный метод воздействия в работе учителя-логопеда с детьми, имеющими нарушения речи
Песочная терапия как нетрадиционный метод воздействия в работе учителя-логопеда с детьми, имеющими нарушения речи...
Программа дополнительного образования на тему: «Песочная терапия, как нетрадиционный метод воздействия в работе логопеда с детьми, имеющими нарушения речи». «Песочные чудеса»
Программа дополнительного образования на тему: «Песочная терапия, как нетрадиционный метод воздействия в работе логопеда с детьми, имеющими нарушения речи».«Песочные чудеса»...
Песочная терапия как нетрадиционный метод воздействия в работе с детьми, имеющими нарушения речи
ЧТО ТАКОЕ ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ?Песочная терапия – одна из разновидностей игровой терапии. Принцип «терапии песком» был предложен Карлом Густавом Юнгом, основателем аналитической терапии....
«Песочная терапия, как нетрадиционный метод воздействия в работе логопеда с детьми, имеющими нарушения речи»
В презентации представлен мой опыт использования песочной терапии в коррекционой логопедической работе....
Использование кинезиологических упражнений в работе логопеда с детьми, имеющими нарушения речи.
Одним из методов повышения эффективности работы является развитие межполушарного взаимодействия, который называется кинезиология. Это наука о развитии умственных способностей и физического здоровья че...
- Мне нравится (1)