Дополнительная адаптированная общеразвивающая образовательная программа художественной направленности: «ВОЛШЕБНЫЕ КАПЛИ ЭБРУ» (базовый уровень) для детей с ЗПР 6–7 лет.
рабочая программа по коррекционной педагогике (подготовительная группа)
Практика работы с детьми с особенностями в развитии показывает, что только ранее вмешательство и грамотно выстроенная работа с такими детьми позволяет добиться наилучшего результата в адаптации к социуму и развитии личности, в развитии познавательной сферы данной категории детей. Отличительная особенность, Новизна данной адаптированной образовательной программы художественной направленности: «Волшебные капли Эбру» в том, что данная программа разработана для детей дошкольного возраста 6-7 лет с задержкой психического развития. Отличительная особенность, адаптированной образовательной программы (далее - АДОП) художественной направленности «Волшебные капли Эбру» учитывает специфику работы с детьми с задержкой психического развития и особенности развития данной категории детей и направлена на приобретение определённых знаний по истории и теории изобразительного искусства, а также основополагающих практических умений и навыков в изобразительной деятельности в технике «эбру», а также на развитие и коррекцию проблем в развитии детей через создание особой творческой и образовательной среды, педагогических условий инклюзии (интеграции) детей дошкольного возраста с задержкой психического развития и нормотипичных детей. Грамотная организация образовательного процесса дополнительного образования в дошкольном учреждении с детьми с особенностями развития, с привлечением службы сопровождения специалистами детского сада, позволяет решать не только задачи развития творческой личности дошкольников через овладение техникой рисования на воде – «эбру», но и коррекционные задачи: по развитию познавательного интереса, укрепления психического здоровья, социализации дошкольников, а также повышения компетентности родителей/законных представителей в области организации всестороннего развития ребенка через занятие творчеством.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
adop_ebru_moya.docx | 74.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент образования и молодёжной политики Сургутского района
Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение детский сад "Снежинка"
Рассмотрена на педагогическом совете | Утверждаю: Заведующий МБДОУ детский сад "Снежинка" _______Макалович Н. А. Согласовано: Заместитель Заведующего МБДОУ детский сад "Снежинка" _________ Бутусова В. Ю. |
Дополнительная адаптированная общеразвивающая образовательная программа художественной направленности: «ВОЛШЕБНЫЕ КАПЛИ ЭБРУ» (базовый уровень) для детей с ЗПР 6–7 лет.
Возраст обучающихся: 6–7 лет
Срок реализации: 8 месяцев.
Автор-составитель:
педагог-психолог
Балабанова Елена Викторовна
с. п. Нижнесортымский – 2021 г.
Оглавление
1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной программы………..2
1.1. Пояснительная записка………………………………………………………………………………3
1.1.2. Характеристика детей с задержкой психического развития……………………………………3
1.1.3. Способ организации занятия для детей с ЗПР…………………………………………………...4
1.2. Цель и задачи программы…………………………………………………………………………...6
1.3..Содержательный раздел……………………………………………………………………………..7
1.4.Планируемые результаты…………………………………………………………………………...13
2. Комплекс организационно-педагогических условий:
2.1. Календарный учебный график……………………………………………………………………..13
2.2. Условия реализации программы…………………………………………………………………...14
2.3. Формы аттестации…………………………………………………………………………………..17
3. Литература……………………………………………………………………………………………..18
1.1. Пояснительная записка.
Практика работы с детьми с особенностями в развитии показывает, что только ранее вмешательство и грамотно выстроенная работа с такими детьми позволяет добиться наилучшего результата в адаптации к социуму и развитии личности, в развитии познавательной сферы данной категории детей. Отличительная особенность, Новизна данной адаптированной образовательной программы художественной направленности: «Волшебные капли Эбру» в том, что данная программа разработана для детей дошкольного возраста 6-7 лет с задержкой психического развития. Отличительная особенность, адаптированной образовательной программы (далее - АДОП) художественной направленности «Волшебные капли Эбру» учитывает специфику работы с детьми с задержкой психического развития и особенности развития данной категории детей и направлена на приобретение определённых знаний по истории и теории изобразительного искусства, а также основополагающих практических умений и навыков в изобразительной деятельности в технике «эбру», а также на развитие и коррекцию проблем в развитии детей через создание особой творческой и образовательной среды, педагогических условий инклюзии (интеграции) детей дошкольного возраста с задержкой психического развития и нормотипичных детей. Грамотная организация образовательного процесса дополнительного образования в дошкольном учреждении с детьми с особенностями развития, с привлечением службы сопровождения специалистами детского сада, позволяет решать не только задачи развития творческой личности дошкольников через овладение техникой рисования на воде – «эбру», но и коррекционные задачи: по развитию познавательного интереса, укрепления психического здоровья, социализации дошкольников, а также повышения компетентности родителей/законных представителей в области организации всестороннего развития ребенка через занятие творчеством.
1.1.2. Характеристика детей с задержкой психического развития.
Задержка психического развития – это негрубое нарушение познавательной сферы, временное отставание психики в целом или отдельных ее функций (моторных, сенсорных, речевых, эмоциональных, волевых). Это не клиническая форма, а замедленный темп развития. Термин «задержка» подчеркивает временный характер самого отставания, которое при своевременном и грамотном педагогическом вмешательстве преодолевается с возрастом.
Дошкольники с задержкой психического развития испытывают трудности самоконтроля поведения, нуждается в постоянном внимании со стороны педагога, направленного на регуляцию поведения ребенка, Контакт с нормативно развивающимися сверстниками вызывает затруднения. Манипулятивная деятельность нарушена, с трудом захватывает и удерживает предметы самостоятельно, Наблюдается моторная неловкость, нарушена точность и координация движений кисти руки, Повышенная утомляемость, требуется специальный режим чередования нагрузки и отдыха, Быстро пресыщается, теряет интерес к видам деятельности, связанным с направленностью программы обучения, Имеет индивидуальные особенности эмоционально-волевой сферы, требующие учета при обучении (своеобразие реакции на ситуацию успеха и неуспеха в собственной и чужой деятельности, поведения при утомлении, недомогании, переживании, реакции на новизну и т.п.), Имеет индивидуальные особенности когнитивной сферы, требующие учета при обучении (недостаточность, дефициты компонентов познавательных процессов - памяти, внимания, мышления, воображения), влияющих на освоении данной программы, Не сформированы виды детской деятельности (в соответствии с возрастом ребенка), влияющие на освоении данной программы. Таким образом, данная категория детей требует к себе особого подхода и особой системы работы, как в условиях семьи, так и в условиях образовательного учреждения.
Данная программа позволяет через участие в изобразительной деятельности детей с ЗПР, восполнить один из важнейших своих дефицитов, а именно развитие чувственного и эмоционального мира. Атмосфера занятий способствует раскрепощению ребёнка, повышения веры в свои силы, развитию творческого начала и креативности. В процессе взаимодействия с педагогом и другими детьми на занятии ребёнок социализируется. Ребенок с ЗПР, учиться сравнивать свою работу с работами сверстников, развивая, таким образом, критичность мышления. Учиться ждать своей очереди, пока педагог уделяет время другим детям в группе, что развивает эмоционально-волевую сферу. А, самое главное в данной программе, это достижение максимальной гармонии и равновесия ребенка с самим собой, в процессе рисования в стиле Эбру. По мере освоения техники рисования «эбру» обогащается и развивается внутренний мир ребенка. В своем рисунке ребенок может отразить весь спектр своих эмоций, которые он испытывает в повседневной действительности — это беспокойство, страх, неуверенность, агрессивность и т. д. Проживая, эти эмоции в своем рисунке, ребёнок снимает напряжение и накал, этих эмоций. Особая атмосфера на занятиях формирует не только коммуникативные способности, в процессе общения и взаимодействия ребёнка с педагогом, детьми, родителями, но и открывает чарующий мир эстетики, художественного вкуса и мира прекрасного. Данная адаптированная образовательная программа художественной направленности: «Волшебные капли Эбру»,актуальна, ввиду распространенности данной нозологии у детей дошкольного возраста. Приобщение детей с задержкой психического развития к миру прекрасного несут в себе большую как обучающую, так и воспитательную нагрузку и потенциал. Дети, приобщаясь к работе над техникой Эбру, учатся доводить начатое дело до конца, видеть прекрасное в обычном. Программа разработана с учётом особых образовательных потребностей детей с задержкой психического развития, на основе примерной адаптированной программы дошкольного образования для детей с ЗПР, Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 273-ФЗ, ФЗ N 273), Приказа Министерства РФ от 9 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам ( с изменениями и дополнениями от 5 сентября 2019 г., 30 сентября 2020 г.), Письма Министерства образования и науки РФ от 29 марта 2016 г. № ВК-641/09 «О направлении методических рекомендаций» приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г. N 1008 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам", с Требованиями к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей, изложенными в письме Министерства образования РФ от 18.06.2003 г. N 28-02-484/16) .
Содержание дополнительной художественной программы: «Волшебные капли Эбру» определяется образовательной программой, разработанной и утвержденной детским садом «Снежинка», осуществляющей образовательную деятельность, в соответствии с федеральными государственными требованиями. Дополнительное образование не имеет федеральных государственных образовательных стандартов, так как обеспечивает непрерывность образования и осуществляется параллельно нормативному вектору - обучению по основным образовательным программам. При реализации программы дополнительного образования дети с ЗПР могут включаться как во взаимодействие со здоровыми сверстниками, так и в группы детей со сходными или иными образовательными потребностями.
1.1.3. Способ организации занятия для детей с ЗПР.
Реализация АДОП предусматривает учет особых образовательных потребностей адресной группы обучающихся, включая потребности в создании специальных психолого-педагогических условий, способствующих развитию и совершенствованию навыков саморегуляции и самоконтроля, сохранении и укреплении физического и психического здоровья, развитии речи и коммуникативных навыков в побуждении интереса к социальному окружению, в помощи в установлении и расширении контактов и продуктивного взаимодействия со здоровыми детьми, сохранении и укреплении физического и психического здоровья, развитии речи и коммуникативных навыков в развитии двигательной сферы ребенка в обеспечении особой пространственной и временной организации среды с учетом недостатков внимания и работоспособности; в создании щадящего, комфортного, здоровьесберегающего режима; в специальной помощи в планировании и распределении нагрузки.
На первых занятиях, при знакомстве с ребенком и его возможностями, с целью построения индивидуального образовательного маршрута каждого ребенка совместно с несовершеннолетними обучающимися участвуют их родители (законные представители).
Уровень сложности АДОП «Волшебные капли Эбру»: базовый.
Форма обучения: очная
Форма реализации: групповая
Периодичность: 2 раза в неделю.
Продолжительность одного занятия: 30 минут.
Общее количество учебных часов необходимых для освоения программы: 34 часа.
Планируемые результаты освоения АДОП «Волшебные капли Эбру»,включают специальную группу образовательных результатов: положительные изменения в формировании и развитии навыков самоконтроля (ребенок меньше нарушает дисциплину по сравнению с началом обучения; может доступными способами выразить свои чувства, обозначить затруднения; увеличивается время, на протяжении которого он выполняет ту же деятельность, что и другие дети группы; улучшается самоорганизация деятельности (возрастает доля продуктивных действий по общей инструкции), положительные изменения в формировании и развитии навыков взаимодействия со сверстниками, может вступить в коммуникацию, задать вопрос; знает, как зовут детей в группе, обращается к ним по имени, пользуется при взаимодействии формулами речевого этикета; старается понять эмоции других детей; пользуется приемлемыми способами выражения своих чувств и желаний, положительные изменения в формировании и развитии манипулятивной деятельности (ребенок способен успешно выполнить большее количество доступных видов деятельности в ходе одного занятия по сравнению с началом обучения; ребенок понимает, какое действие от него требуется и выполняет его; действует по инструкции; может ответить на вопрос, что ему было делать сложно и почему; может обратиться за помощью к взрослому)
Формами контроля и подведения итогов реализации АДОП «Волшебные капли Эбру» являются:
1) участие детей в творческих конкурсах;
2) выставки детских творческих работ;
3) мониторинг достижений детей.
Методы обучения, в основе которых лежит способ организации занятия (табл. 1):
Таблица 1.
Словесные | Наглядные | Практические |
пошаговый алгоритм осуществления художественной деятельности | показ видеоматериалов, иллюстраций, рисунков | подготовительные тренировочные упражнения |
беседа, объяснение | показ педагогом приемов исполнения | упражнения (отработка художественных навыков) |
пошаговый анализ рисунка | наблюдение | рисование в технике «Эбру» |
работа по образцу | рисование с помощью шаблона |
- тип занятия: теоретический, практический.
- формы проведения занятий (табл. 2): Таблица 2.
вводное занятие | ознакомительное | занятие по памяти |
комбинированное занятие | занятие импровизация | занятие по образцу |
беседа, рассказ, инструктаж | эвристическая лекция | выставка |
вернисаж | мастер-класс | конкурс |
галерея | открытое занятие | творческая мастерская |
конкурс | наблюдение | творческий отчет |
занятие-игра | практическое занятие | сказка |
НОД (художественные практикумы) | презентация | эксперимент |
Основные формы, методы и приемы образовательной деятельности при реализации АДОП «Волшебные капли Эбру»:
- НОД (художественные практикумы);
- совместная деятельность (игровая, коммуникативная, двигательная, познавательно-исследовательская, продуктивная);
- игра (способствует развитию самостоятельного мышления итворческих способностей, на основе воображения, является продолжением совместной деятельности, переходящей в самостоятельную детскую инициативу);
- беседа, рассказ, инструктаж, (дети узнают информацию об объектах рисования, экспериментирования);
- показ, презентация, работа по инструкции;
- работа по образцу – дети выполняют задание в предложеннойпедагогом последовательности (по схеме), используя определенные умения и навыки;
- самостоятельное творчество;
- экспериментирование, творческие исследования, презентация своих рисунков;
- выставки работ;
- метод стимулирования и мотивации деятельности (игровые эмоциональные ситуации, похвала, поощрение).
Уровень сложности АДОП «Волшебные капли Эбру»: базовый.
Срок освоения программы АДОП «Волшебные капли Эбру»: 8 месяцев.
Форма обучения: очная
Форма реализации: групповая.
Режим занятий: 2 раза в неделю, по 30 минут.
Продолжительность одного занятия: 30 минут.
Общее количество учебных часов необходимых для освоения программы: 34 часа.
1.2. Цели и задачи реализации АДОП художественной направленности «Волшебные капли Эбру».
Цель реализации АДОП художественной направленности«Волшебные капли Эбру»: развитие творческой личности дошкольников с задержкой психического развития через овладение техникой рисования на воде – «Эбру»; целенаправленное формирование эмоционально-волевой, личностной, социально-коммуникативной, познавательной и двигательной сфер и коррекция недостатков их развития; максимально возможная минимизация недостатков предпосылок к овладению содержанием АДОП, предусматривающая вариативность итоговых достижений ребенка, особое внимание к его эмоциональному благополучию и возможности переживания успеха в деятельности и коммуникации, а также целенаправленное улучшение функционального состояния органов и систем организма, обеспечивающих физиологическую готовность к школьному обучению (зрение, осанка, координация движений и пр.)
Задачи реализации АДОП художественной направленности «Волшебные капли Эбру»:
- создавать условия для самостоятельного освоения способов и приѐмов работы в технике «Эбру»;
- отображать свои представления и впечатления об окружающем мире доступными и живописными средствами;
- познакомить с историей и особенностями техники «Эбру»;
- обучить владению инструментами и материалами;
- обучить создавать картины на воде с учетом смешения красок, ритма, симметрии;
- сформировать умения и навыки практической и исследовательской деятельности;
-формировать умения создавать несложные изображения в рисовании, ассоциировать изображение с предметами окружающего мира, способствовать развитию потребности активного участия воспитанников в культурной жизни;
-формировать способы зрительного и тактильного обследования различных объектов для обогащения и уточнения восприятия особенностей их формы, пропорций, цвета, фактуры;
познакомить с различными профессиями художественной направленности;
- освоить возрождающуюся восточную технику рисования на воде;
- формировать логическое и креативное мышление, умение анализировать изображения в технике «Эбру»;
-развивать навыки исследовательской работы дошкольников, творческих способностей детей и коммуникативных качеств личности;
- развивать системы интеллектуальных, практических умений и навыков по изучению и исполнению изображений в технике «эбру»;
- развивать зрительно-двигательную координацию рук и мелкой моторики пальцев, глазомер;
-сформировать устойчивый интерес к художественному творчеству;
- воспитывать умения замечать красоту окружающих предметов и объектов природы;
- воспитывать эстетический вкус;
- воспитывать аккуратность;
-воспитать эмоциональную отзывчивость и культуру восприятия произведений изобразительного искусства.
Среди задач обучения и воспитания особое внимание уделяется и специальным задачам коррекционно-развивающей направленности:
-сохранения и укрепления здоровья обучающихся:
- учить ребенка речевому сопровождению выполняемых практических действий;
- постепенно расширять меру самостоятельности ребенка в выполнении освоенных действий и алгоритмов;
- обучать элементарны приемам обозначения своего эмоционального состояния;
-обучать реагировать на символические обозначения, определяющие необходимую последовательность действий и невербальные знаки, требующие сосредоточения внимания, обозначающие неприемлемость поведения (напр., желтая и красная карточки);
- включать в ход занятия динамические паузы, смену рабочих поз, релаксационные упражнения и другие приемы, позволяющие снять утомление и нервно-психическое напряжение;
- развивать у ребенка крупную моторику и координацию движений, мелкую моторику предметных действий;
-зрительно-моторную координацию и пространственную ориентировку;
-учить ребенка составлять план своих действий;
- формировать умения следовать намеченному плану, выполнять его до конца, оценить результат своей работы.
1.3. Содержательный раздел.
Учебно-тематический план программы “Волшебные капли Эбру”.
№ п/п | Название разделов, тема | Количество часов | Формы контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
Раздел 1. Введение в технику «Эбра». | |||||
1. | Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. Учить пользоваться инструментами с соблюдением правил техники безопасности Знакомство с преподавателем, помещением, где будут проходить занятия. Правилами поведения на занятиях. Определение понятия рисование. | 30 минут | 15 минут | 15 минут | Беседа, опрос |
2. | Рисование. Знакомство с существующими техниками нетрадиционного рисования (ватными палочками, поролоном, пальчиками, ладонью). Знакомство с техникой Эбру. История происхождения техники Эбру | 1 час | 0,25 | 0,75 | Беседа |
Раздел 2. Первые шаги в технике Эбру. | |||||
3. | Определение понятия «техника Эбру» знакомство с инструментами и материалами. Определение понятия «техника Эбру» знакомство с инструментами и материалами, подготовка руки, развитие воображения и умения рисовать на воде. | 1 час | 0,25 | 0,75 | Наблюдение |
4. | Основные приёмы рисования в технике Эбру. Учить готовить раствор для рисования в технике Эбру, основным приемам рисования в технике Эбру: салют, волны, ромашки, сердечки и тюльпаны. Учить готовить раствор для рисования в технике Эбру, основным приемам рисования в технике Эбру: салют, волны, ромашки, сердечки и тюльпаны. | 2 часа 2 часа | 0,5 0,5 | 1,5 1,5 | Выставка рисунков |
5. | Рисую, как умею. Экспериментируем с красками. Выработка навыка ориентации в инструментах и материалах необходимых для рисования в технике Эбру, развивать творчество, умения слушать инструкцию педагога. | 1 час | 0,25 | 0,75 | |
6. | Фон: «Гель – гит». Учить создать фон: «Гель – гит»., приемам работы с органическими красками на воде. Развивать мелкую моторику рук. Умение ориентироваться на листе бумаги, действовать по словесной инструкции педагога с ориентацией на образец. | 1 час | 0,25 | 0,75 | |
7. | Свободное рисование (создание фона). Упражнять в умении экспериментировать с созданием фона. Умение планировать свои действия. Развивать творчество. Формировать эстетическое восприятие, эстетический вкус. | 30 минут | 30 минут | ||
8. | Деление круга пополам (сердце). Учить делить круг пополам используя необходимые приспособления для рисования в технике Эбру, сопровождая речевым сопровождением выполняемых практических действий. | 1 час | 0,25 | 0,75 | |
9. | Деление круга на 4 части (лист клевера). Учить делить круг пополам используя необходимые приспособления для рисования в технике Эбру, сопровождая речевым сопровождением выполняемых практических действий. | 1 час | 0,25 | 0,75 | |
10. | «Морозный узор на окне». Учить рисовать в технике Эбру: «Морозный узор». Развивать умение ориентироваться на зрительный образец. | 1 час | 0,25 | 0,75 | Выставка рисунков |
11. | Рисование: «Морозный узор на окне» по замыслу. Развивать творческую активность, желание экспериментировать в рисовании, используя 2 цветакрасок (белый, синий). Умение пользоваться в рисовании вспомогательными средствами. Воспитывать внимательность к деталям рисования. | 1 час | 0,25 | 0,75 | |
12. | Техника Баттл Эбру. Учить работать с различными материалами. Осваивать технику Баттл Эбру, разбрызгивание краски на воду при помощи кисти и перевод её на бумагу. Развивать подвижность кисти рук, умение расслаблять кисть руки. Воспитывать познавательный интерес к творчеству. | 1 час | 0,25 | 0,75 | |
13. | Создание рисунка «Снежинки». Учить работать шилом по поверхности воды. Вызвать положительный отклик на результаты своего творчества. Развивать детскую индивидуальность, умение проявлять себя через творческий процесс. | 1 час | 0,25 | 0,75 | Конкурс: «Снежинок». |
14. | Создание рисунка: «Ёлочка». Продолжать знакомить с одним из видов Эбру – Баттал, разбрызгивание красок при помощи веерной кисти. Развивать желание экспериментировать в рисовании, используя 2 цвета красок (белый, зелёный). Воспитывать аккуратность в работе с красками. | 30 минут | 30 минут | Подготовка подарка для родителей на новый год. | |
15. | Экспериментирование рисунок: «Новогодний салют». Упражнять в технике Эбру Баттал. Развивать творческую индивидуальность, мелкую моторику рук. Интерес к рисованию, положительные эмоции от процесса творчества. | 1 час | 0,25 | 0,75 | Оформление выставки в коридоре сада. |
16. | Создание рисунка: «Снежные горы». Закреплять рисование в технике: Эбру Баттал. Развивать зрительно-моторную координацию и пространственную ориентировку. | 1 час | 0,25 | 0,75 | |
17. | Свободное рисование (по замыслу). Учить ребенка составлять план своих действий; формировать умения следовать намеченному плану, выполнять его до конца, оценить результат своей творческой работы. | 1 час | 0,25 | 0,75 | |
18. | . Создание рисунка «Рукавички» (работа с шаблонами). Учить ребёнка работать с шаблоном рукавички. Проявлять интерес к украшению шаблона в технике ЭбруБаттал. Воспитывать аккуратность в работе с шаблоном. | 1 час | 0,25 | 0,75 | |
19. | Свободное рисование (по замыслу). Развивать желание экспериментировать с разными красками, инструментами для рисования Эбру, фантазировать. Вызвать положительный отклик на результаты своего творчества. Формировать мотивацию к занятиям творческой деятельностью. | 1 час | 0,25 | 0,75 | Конкурс: «Лучший креативный художник». |
20. | Создание рисунка: «Подарок папе на 23 февраля». Продолжать учить работать веерной кистью и шилом по поверхности воды. Развивать мотивацию к творческой деятельности. Воспитывать интерес к работе с различными инструментами в технике Эбру. | 1 час | 0,25 | 0,75 | Создание рисунка: «Подарок папе на 23 февраля». |
21. | Создание рисунка: «Кораблик». Учить рисовать кораблик в технике Эбру. Развивать зрительно-моторную координацию и пространственную ориентировку. Воспитывать эмоциональное отношение к результатам своего творчества. | 1 час | 0,25 | 0,75 | Оформление выставки для родителей. |
22. | Создание рисунка: «Солнышко». Закреплять знакомые приёмы работы в технике Эбру. Вызвать положительный отклик на результаты своего творчества. Расширять эмоциональный и творческий опыт ребёнка. | 1 час | 0,25 | 0,75 | |
23. | Создание рисунка Подарок для мамы: «Цветы». Учить сочетать цвета, создавать композиции, сравнивать результаты своей работы с другими работами детей (рефлексия). Развивать композиционные умения при изображении групп предметов. Умение ориентироваться на предъявленные шаблоны рисунков. Воспитывать эстетические чувства. | 1час | 0,25 | 0,75 | Создание рисунка Подарок для мамы: «Цветы». |
24. | Свободное рисование (Перенос рисунка на ткань). Учить переносить рисунок в технике Эбру на ткань. Воспитывать художественный вкус в познании прекрасного. Развивать творческие способности, эстетическое восприятие, способность к экспериментированию, цветовое сочетание, воображение. Воспитывать умение доводить начатое дело до конца. | 1 час | 0,25 | 0,75 | Выставка изделий для родителей. |
25. | Создание рисунка «Хатип (сердечки)». Учить создавать рисунок «хатип», сопровождая речевым сопровождением выполняемых практических действий. | 1 час | 0,25 | 0,75 | Оформление выставки в коридоре сада. |
26. | Создание рисунка: «Сад желаний». Учить рисовать в технике Эбру, с помощью веерной кисти, ориентируясь на зрительный образец и словесные инструкции педагога. Создавать ситуацию успеха. Умение радоваться от результатов своей творческой работы. | 1 час | 0,25 | 0,75 | |
27. | . «Красивая тарелочка» Перенос рисунка на дерево. Выставка рисунков детей. Учить работать с новым материалом: деревом; переносить рисунок в технике Эбру на дерево, сравнивать результаты своей работы с работами сверстников. Развивать координацию движений. Адекватность реакций на ситуацию успеха и неуспеха. Эмоциональную регуляцию | 1 час | 0,25 | 0,75 | |
28. | Создание рисунка: «Тюльпан». Учить рисовать тюльпан в технике Эбру. Развивать композиционные умения при изображении групп предметов. Воспитывать художественный вкус в познании прекрасного. Развивать творческие способности, эстетическое восприятие, цветовое сочетание, воображение, фантазию и мелкую моторику пальцев рук, интерес к познавательной деятельности. | 1 час | 0,25 | 0,75 | |
29. | Создание рисунка: «Ромашки». Учить рисовать ромашки, в технике Эбру. Развивать композиционные умения при изображении групп предметов. Воспитывать художественный вкус в познании прекрасного. Развивать творческие способности, эстетическое восприятие, цветовое сочетание, воображение, фантазию и мелкую моторику пальцев рук, интерес к познавательной деятельности. | 30 минут | 30 минут | ||
30. | Создание рисунка: «Звёздное небо». Развивать восприятие, воображение, ассоциативное мышление. Закреплять знакомые приёмы работы в технике Эбру. Вызвать положительный отклик на результаты своего творчества. | 1 час | 0,25 | 0,75 | Просмотр творческих работ. |
31. | «Пасхальный перезвон» перенос рисунка на яйцо. Учить переносить рисунок в технике Эбру на яйцо. Развивать композиционные умения при переносе рисунка на яйцо. Развивать мелкую моторику рук, творческие и композиционные умения, нестандартность мышления. | 1 час | 0,25 | 0,75 | Выставка-конкурс: «Пасхальное яйцо». |
32. | Создание рисунка: «Пасхальная открытка». Закрепить правила работы с красками Эбру Закрепить технические навыки умения работы с гребнем, шилом и веерной кистью. Воспитывать гордость за результат своей работы. | 1 час | 0,25 | 0,75 | Оформление Пасхальной открытки. |
33. | Итоговое практическое занятие. Рисование на свободную тему. Создать условия для применения усвоенных приемов работы в технике Эбру, реализация ребёнком своих ощущений, чувств и образов по законам искусства. Способствовать раскрепощению ребёнка, повышения веры в свои силы, развитию творческого начала и креативности, способности к экспериментированию. | 1 час | 0,25 | 0,75 | Просмотр творческих работ. Оформление выставки. |
Всего занятий: 33 | 34ч. | 8ч. 15 минут | 25ч.45минут |
1.4. Планируемые результаты освоения АДОП художественной направленности «Волшебные капли Эбру».
1.4. Планируемые результаты - совокупность знаний, умений, навыков, личностных качеств, компетенций, личностных, метапредметных и предметных результатов, приобретаемых учащимися при освоении программы по ее завершении, формулируются с учетом цели и содержания программы (табл. 4).
Таблица 4.
В результате обучения по АДОП «Волшебные капли Эбру» ребенок: | В результате обучения по программе у ребенка: |
- будет знать: названия цветов, инструментов и материалов необходимых для рисования в технике «Эбру», профессии художественного цикла, историю происхождения техники «Эбру», названия и особенности техники, особенности цветоведения и композиции, специальную терминологию. - будет уметь базовых основ образованности обучающегося в художественной деятельности;владеть приемами работы с органическими красками на воде; - готовить раствор; - составлять цвета и композиции; - пользоваться инструментами с соблюдением правил техники безопасности; - будет иметь представление о базовых основах в художественной деятельности; - будет стремиться взаимодействовать с коллективом сверстников. - будет обучен новым приёмам рисования. - овладеет понятиями: техника «Эбру», «Баттал эбру», шило, гребень, кисти, краски. - получит навыки самоконтроля, творческого самовыражения. - расширит представления о художественных техниках; - научится делать раствор для рисования в технике «Эбру». | - будет сформирована устойчивая потребность в творческом самовыражении, потребность в сотрудничестве со сверстниками, общая культура ребёнка с ЗПР, гармоничное взаимодействие ребенка и взрослого. - будут воспитаны морально-волевые и нравственные качества, накоплено дошкольниками с ЗПР социального опыта и обогащение навыками общения и совместной деятельности в процессе освоения дополнительной программы художественной направленности: «Волшебные капли Эбру»; - будет развита устойчивая потребность к самообразованию, коммуникативные навыки; - будет сформирована оптимальное развитие личности на основе педагогической поддержки индивидуальности учащегося (способностей, интересов, склонностей) в условиях специально организованной образовательной деятельности, активная жизненная позиция, толерантность. - будут развиты творческие способности. - будет воспитано уважение к нормам коллективной жизни. |
2. Комплекс организационно-педагогических условий реализации
АДОП «Волшебные капли Эбру»:
2.1. Календарный учебный график.
Продолжительность реализации АДОП «Волшебные капли Эбру» | ||
I полугодие | с 1.10.2021 по 30.12.2021 г. | 13 недель |
II полугодие | с 10.01.2021 г. по 31.05.2021 г. | 17 недель |
Период обучения | с 1.10.2021 г. по 31.05.2021 г. | 30 недель |
2.2. Условия реализации АДОП «Волшебные капли Эбру» для детей с ЗПР.
Данная АДОП «Волшебные капли Эбру» разработана для обучающихся дошкольного возраста
6-7 лет с задержкой психического развития и для её успешной реализации, необходимо учитывать особые образовательные потребности детей с ЗПР а именно:
-оказание помощи специалистами детям данной нозологии, как можно раньше;
- обеспечении коррекционно-развивающей направленности обучения в рамках основных образовательных областей;
-- в организации процесса обучения с учетом специфики усвоения знаний, умений и навыков обучающимися с ЗПР ("пошаговом" предъявлении материала, дозированной помощи взрослого, использовании специальных методов, приемов и средств, способствующих как общему развитию обучающегося, так и компенсации индивидуальных недостатков развития);
- в обеспечении непрерывного контроля за становлением учебно-познавательной деятельности обучающегося, продолжающегося до достижения уровня, позволяющего справляться с учебными заданиями самостоятельно;
- в обеспечении особой пространственной и временной организации образовательной среды с учетом функционального состояния центральной нервной системы (ЦНС) и нейродинамики психических процессов у обучающихся с ЗПР (быстрой истощаемости, низкой работоспособности, пониженного общего тонуса и др.);
- в постоянном стимулировании познавательной активности, побуждении интереса к себе, окружающему предметному и социальному миру;
- в постоянной помощи в осмыслении и расширении контекста усваиваемых знаний, в закреплении и совершенствовании освоенных умений;
- в специальном обучении "переносу" сформированных знаний и умений в новые ситуации взаимодействия с действительностью;
- помощь специалистов направленная на компенсацию дефицитов эмоционального развития и формирование осознанной саморегуляции познавательной деятельности и поведения;
- в развитии и отработке средств коммуникации, приемов конструктивного общения и взаимодействия (с членами семьи, со сверстниками, с взрослыми), в формировании навыков социально одобряемого поведения, максимальном расширении социальных контактов;
- в обеспечении взаимодействия семьи и образовательной организации (организации сотрудничества с родителями, активизации ресурсов семьи для формирования социально активной позиции, нравственных и общекультурных ценностей).
Условия, способствующие освоению детьми с ЗПР
АДОП «Волшебные капли Эбру».
- система разработанных приемов, направленных на поддержание мотивации деятельности, предварительно установив причину потери интереса (избыточная сложность или легкость, несоответствие индвивидуально-психологическим особенностям ребенка, дефицит субъективно переживаемого успеха и т.п.);
- развивать у ребенка с ЗПР осмысленное отношение к выполняемым заданиям;
-учить ребенка целенаправленным действиям под руководством взрослого, действиям на основе предшествующей демонстрации (при необходимости пошаговой);
- учить самостоятельным действиям по пошаговой словесной инструкции;
- предупреждать в процессе деятельности трудности, связанные с недостатками познавательных процессов за счет упрощения инструкции;
- при необходимости, увеличение доли индивидуальной помощи ребенку;
- модификация заданий для повышения вероятности их успешного выполнения;
--использование специальных методов и приемов, средств обучения;
- поддержание работоспособности ребенка, включая в ход занятия динамические паузы, смену рабочих поз; релаксационные упражнения, другие приемы, позволяющие снять утомление и нервно-психическое напряжение;
- формировать предпосылки, позволяющие усвоить АДОП;
- привлекая к этой деятельности родителей/законных представителей;
- формировать мотивацию для овладения необходимым видом деятельности за счет создания благоприятной эмоциональной атмосферы в группе и создании ситуаций успеха для ребенка;
- формировать базовые навыки, необходимые в учебной ситуации;
- обучать правилам социального взаимодействия.
Материалы с учётом нозологии детей:
- образцы рисунков, для копирования, с учетом психофизиологических особенностей детей с задержкой психического развития;
-подготовка демонстрационного материала по темам рисования;
- подготовка шаблонов для рисования;
Материально-технические условия с учетом нозологии детей с ЗПР.
Общие требования к образовательной среде соответствуют нормам САНПиН, специальные требования отсутствуют (за исключением особых случаев, отраженных в рекомендации ПМПК, ИПРА).
Безопасность образовательной среды обеспечено наличием световой и звуковой индикации тревожных кнопок (пожарной, эвакуационной, указателя на запасной выход); размещенные наглядные правила безопасного поведения на стендах; символы, предупреждающие об опасности, свето-звуковой сигнал для быстрого привлечения внимания обучающегося в чрезвычайных ситуациях.
При необходимости могут применяться технические средства обучения (смарт оборудования и др.), с применением специального программного обеспечения для демонстрации творческих работ, образцов и шаблонов рисунков в технике Эбру.
При организацииобучения детей дошкольного возраста с задержкой психического развития используются как наглядные и практические методы, а также
используются простые пошаговые схемы, алгоритмические предписания, таблицы, памятки, учебные / пособия / дидактические материалы, применяется для формирования последовательных шагов деятельности у обучающихся- алгоритмизации деятельности.
Применяемые материалы в работе с обучающимися с ЗПР – адаптированы, в соответствии с возможностями конкретного ребенка; используются наглядные пошаговые планы занятия с обязательной предварительной консультацией.
Методическое обеспечение программы..
Каждое занятие носит творческий характер. Материал подбирается в соответствии с тематикой занятия. Исходя из особых образовательных потребностей детей с ЗПР: обязательно использование наглядных пособий в виде игрушек, карточек, рисунков, таблиц, схем. Главным принципом построения совместной деятельности является опора на взаимодействие педагога и ребёнка, наглядность, игру. Структура образовательной деятельности: последовательность; доступность; создание игровых ситуаций. Основными особенностями реализации адаптированной программы «Волшебные капли Эбру» для детей с ЗПР являются:
• Дозированность учебного материала;
• Многократное повторение;
• Упор на наглядность;
•Дополнительная время для отдыха и переключения внимания: минутка релаксации;
•Пролонгированный период освоения программы (при необходимости);
• Частая смена видов деятельности.
Способы и направления поддержки детской инициативы: реализация данной программы предусматривает использование интерактивных методов: обучения в сотрудничестве, взаимного обучения. При организации работы по АДОП «Волшебные капли Эбру» происходит интеграция образовательных областей (художественно-эстетическое, познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие), что позволяет обеспечить единство решения художественно-эстетических, познавательных, практических и игровых задач. Игровые приемы, загадки, считалки, скороговорки, тематические вопросы также помогают при творческой работе.
При реализации программы дополнительного образования: «Волшебные капли Эбру», учитывая контингент детей, для которых была разработана данная программа, при не усвоении программного материала в срок, возможна пролонгация обучения, а также
в соответствии с рекомендациями ПМПК или ППк (при наличии) в рамках Приказа от 9 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», пункт №20.
Кадровые условия обеспечения реализации программы дополнительного образования: «Волшебные капли Эбру» для детей дошкольного возраста с ЗПР:
-обученный работе с детьми с особыми образовательными потребностями педагог дополнительного образования;
-наличие в образовательной организации специалистов коррекционного профиля: учителя-дефектолога, учителя-логопеда, психолога, тьютора), помогающие в сопровождении обучающихся с особыми образовательными потребностями;
- консультации педагогу дополнительного образования - ППС участников образовательных отношений (дефектолога, логопеда, психолога, тьютора);
- наличие консультационной помощи педагога-психолога(по запросу участников образовательных отношений и при необходимости);
- при необходимости техническое сопровождение обучающегося (ассистент, помощник);
- обеспечение, при наличии рекомендаций ПМПК, и при наличии специалистов в организации помощи ассистента.
Техническое обеспечение программы:
Помещение: оформленное в соответствии с профилем проводимых занятий оборудованный в соответствии с санитарными нормами: столы и стулья для педагога и учащихся, классная доска, шкафы и стеллажи для хранения учебной литературы наглядных пособий.
№ п/п | Наименования объектов и средств материально- технического обеспечения | Количество (шт.) |
Технические средства обучения (ТСО): | ||
1 | Аудио-проигрыватель | 1 |
2 | Компьютер | 1 |
3 | Мультимедийные оборудование | 1 |
Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование
№ п/п | Наименования объектов и средств материально- технического обеспечения | Количество (шт.) |
1. | Краски «Эбру Профи» (6 цветов). | 30 шт. |
2. | Лоток. Размер А-4, «Эбру Профи» | 5 шт. |
3. | Гребени | 5шт |
4. | Шило | 5 шт |
5. | Кисть веерная | 5 шт. |
6. | Кисть щетина | 10 шт. |
7. | Деревянные палочки | 50 шт. |
8. | Стаканы для воды | 5 шт. |
9. | Фартуки, нарукавники | 6 шт. |
10. | Порошок для раствора | 500 гр. |
11. | Ткань | по количеству обучающихся |
12. | Деревянные заготовки | |
13. | Бумага 160 мг/м | |
14. | Бумага для печатных машин | |
15. | Бумажные салфетки |
Методическое и дидактическое обеспечение программы.
№ п/п | Наименования объектов и средств материально- технического обеспечения | Количество (шт.) |
1. | Картины: «Эбру-рисование на воде», «Эбру и суминагаши», «Танцующие краски», «Мармарирования», «Ветер», «Облака», «Баттал», «Осветленное эбру», «Эбру шаль», «Соловьиное гнездо». | 10 |
2. | Презентации: «Магия-Эбру», «Эбру и суминагаши - древнейшее искусство», «Рисование на воде», «Турецкое мраморирование», «Из опыта работы Андриановой». | 5 |
3. | Видео-уроки: «Эбру - рисование на воде», «Техника Эбру», «История возникновения Эбру», «Эбру-Профи». | Интернет-источник |
2.3. Формы аттестации.
Основным предметом оценки выступает индивидуальная динамика обучающихся в достижении планируемых образовательных результатов освоения АДОП. Оценка результатов каждого учащегося производится по уровню активности и заинтересованности на занятиях. Проводится статистика посещаемости занятий, сохранение контингента учеников, наблюдение, анализ итоговых мероприятий, анализ продуктов деятельности педагога и его учеников.
Используются следующие подходы к оценке индивидуальной динамики:
- индивидуально-дифференцированный подход:
- личностно-ориентированный подход;
-здоровьесберегающий подход.
Личностно-ориентированный подход обеспечивает благоприятное эмоциональное состояние ребенка, формирование мотивации к занятиям деятельностью, предусмотренной АДОП «Волшебные капли Эбру».
Предусматривается использование следующих оценочных средств:
-карта мониторинга;
- анкета для родителей;
- лист наблюдений:
-анализ продуктов деятельности.
Мониторинг: для отслеживания результативности можно используются дневники достижений воспитанников- документальные формы, в которых могут быть отражены достижения каждого обучающегося (табл. 5):
Таблица 5
Педагогический мониторинг | Мониторинг образовательной деятельности детей |
диагностика личностного роста и продвижения | самооценка воспитанника |
анкетирование | ведение творческого дневника обучающегося |
педагогические отзывы | оформление листов индивидуального образовательного маршрута |
ведение журнала учета | ведение летописи |
введение оценочной системы | оформление фотоотчетов |
Анализ и интерпретация данных оценочных процедур предполагает оценку в
простой балльной оценке (от 0 до 3 баллов), где 0 баллов - отсутствие позитивной динамики в развитии эмоциональной регуляции, 1 балл - незначительная положительная динамика, отдельные эпизодические положительные изменения в формировании и развитии эмоциональной регуляции, 2 балла - наличие устойчивых положительных изменений, ребенок демонстрирует адекватность реакций на ситуацию успеха и неуспеха в собственной и чужой деятельности, адекватное поведение при утомлении, недомогании, переживании (с учетом особенностей возраста и здоровья, индивидуальных особенностей), 3 балла - значительный прирост в развитии эмоциональной регуляции.
Анализ и интерпретация данных оценочных процедур предполагает изменение динамики по заданным критериям (достижения в развитии крупной и мелкой моторики, в координации движений, в ориентировании в пространстве, а также в овладении речевыми и неречевыми средствами, используемыми в двигательных играх и упражнениях). Проводится простая балльная оценка (от 0 до 3 баллов), где 0 баллов - отсутствие позитивной динамики, сохранение или даже нарастание трудностей моторной координации, 1 балл - незначительная положительная динамика, отдельные эпизодические положительные изменения в формировании и развитии точности и координации движений, 2 балла - наличие устойчивых положительных изменений, ребенок в знакомых отработанных ситуациях воспроизводит сформированные навыки (по возрасту и с учетом особенностей здоровья, индивидуальных особенностей), демонстрирует скачок (относительно самого себя, стартовых возможностей), 3 балла - значительный прирост в развитии моторной координации, снижение утомляемости при соблюдении требований в режиму.
Рекомендации: после подведения итогов творческой деятельности детские работы переносятся на бумагу и фотографируются. В конце обучения из лучших работ оформляются выставка и альбом для каждого ребенка.
3. Литература.
1.Иванова О.Л., И.И.Васильева. Как понять детский рисунок и развить творческие способности ребенка. - СПб.: Речь; М.: Сфера,2015.
2.Логвиненко Г.М. Декоративная композиция: учеб. пособие для студентов вузов. – М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2012. - 144 с.
3.Медведева, Е.А., Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании / Е. А. Медведева, И. Ю. Левченко, Л. Н., Комиссарова и др. – М. Академия, 2013.
4.Окульская Л.В. Нетрадиционная техника рисования эбру [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы IVмеждунар.науч.конф. - г. Казань: Бук, 2016.-62-65с.
5. Цквитария Т.А., Нетрадиционные техники рисования. Интегрированные занятия в ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2015.-128с.
6. Маркова Л. С. Методическое пособие «Построение коррекционной среды для дошкольников с ЗПР. М., 2005.
7.Маркова Л.С., Организация коррекционно - развивающего обучения дошкольников с ЗПР. Практическое пособие. М, 2005.
8. Система работы со старшими дошкольниками с ЗПР в условиях дошкольного образовательного учреждения. Программно- методическое пособие / Под ред. Неретиной Т.Г..М., 2006.
9.Примерная адаптированная основная программа дошкольного образования для детей с ЗПР.
10. Бабкина, Н.В. Психологическое сопровождение детей с задержкой психического развития в условиях образовательной интеграции / Н.В. Бабкина // Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии. – 2012. – № 1. – С. 23-31.
11.Бабкина, Н.В. Саморегуляция в познавательной деятельности у детей с задержкой психического развития : монография / Н.В. Бабкина. – М. : Гуманитарный издат. центр ВЛАДОС, 2016. – 143 с.
12. Бабкина, Н.В. Выбор индивидуального образовательного маршрута для ребенка с задержкой психического развития / Н.В. Бабкина // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2017. – № 2. – С. 16-22.
13.Баряева, Л.Б. Интегративная модель математического образования дошкольников с задержкой психического развития : монография / Л.Б. Баряева. – СПб. : Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2015. 14..Борякова, Н.Ю. Формирование предпосылок к школьному обучению у детей с задержкой психического развития / Н.Ю. Борякова. – М. : Альфа, 2003.
15.Винник, М.О. Задержка психического развития у детей: методологические принципы и технологии диагностической и коррекционной работы / М.О. Винник. – Ростов н/Д. : Феникс, 2007. Л.Б. Баряевой, 2010.
16. Шевченко, С.Г. Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей / С.Г. Шевченко, Н.Н. Малофеев, А.О. Дробинская и др. ; под ред. С.Г. Шевченко. – М. : АРКТИ, 2001. 17. Екжанова, Е.А. Изобразительная деятельность в воспитании и обучении дошкольников с разным уровнем умственной недостаточности / Е.А. Екжанова. – СПб. : Сотис, 2002.
18. Екжанова, Е.А. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта (Коррекционно-развивающее обучение и воспитание) / Е.А. Екжанова, Е.А. Стребелева. – М. : Просвещение, 2003.
19. Екжанова, Е.А. Коррекционно-педагогическая помощь детям раннего и дошкольного возраста с неярко выраженными отклонениями в развитии / Е.А. Екжанова, Е.А. Стребелева. – СПб. : Каро, 2008.
Литература для детей:
1.Лахути М.Д. Как научиться рисовать. – М.: РОСМЭН, 2012.- 48с.
2.Панов В.П. Искусство силуэта. – М.: Юный художник, 2015.
3.Спейшер Р. Приключения в мире живописи. – М.: РОСМЭН, 2013.-97-105с.
4.Ткаченко Е.И. Мир цвета. – М.: Юный художник, 2017.
Интернет ресурсы:
- http://ebru-art.ru/techniq.html
- http://graphic.org.ru/video.html
- http://retrobazar.com/journal/interesting/1049_ebru-istorija-iskusstva-zhivopisi-na-vode-.html
- http://ped-kopilka.ru/blogs/tatjana-nikolaevna-strizhenova/master-klas-risovanie-na-vode.html
- https://www.youtube.com/watch YotTubeЭбру-искусстворисования на воде мастер-класс
- http://ebru-profi.ru/lessons
- http://ebru-profi.ru/texts
- http://ebru-profi.ru/education
- http://cprmo.ggtu.ru/2019/10/31/%d0%b7%d0%b0%d0%b3%d0%b0%d0%b4%d0%be%d1%87%d0%bd%d1%8b%d0%b9-%d0%bc%d0%b8%d1%80-%d1%8d%d0%b1%d1%80%d1%83/
10. Справочная правовая система «КонсультантПлюс». – Режим доступа:
11. Сайт ФГАУ «ФИРО». – Режим доступа: http://www.firo.ru
12. Российское образование. Федеральный образовательный портал. – Режим доступа: http://www.edu.ru
13 . https:// ikp-rao.ru Сайт Института коррекционной педагогики. Федеральный ресурсный центр по сопровождению детей с ограниченными возможностями здоровья. г. Москва.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности «Волшебный песочек» для детей 2 - 3 лет
Раннее детство – фундамент общего развития ребенка. Игра носит процессуальный характер, главное в ней — действия, которые совершаются с игровыми предметами, приближенными к реальности.Игра...
Авторская дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности "Волшебный завиток" для детей 5-7 лет
Цель Программы: всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие обучающихся в процессе овладения элементарными приёмами техники квиллинга, в рамках художественного конструирования из бумаги....
Рабочая программа к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе художественной направленности «Волшебная радуга»
Программа была разработана с целью направленного и последовательного воспитания у детей эстетической культуры в целях формирования эстетического отношения к окружающему миру и творческой самореализаци...
Дополнительная образовательная программа художественной направленности «ВОЛШЕБНЫЙ ЗАВИТОК»
Цель Программы: всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие обучающихся в процессе овладения элементарными приёмами техники квиллинга, в рамках художественного конструирования из бумаги....
Дополнительная образовательная программа художественной направленности «Волшебная кисточка»
Цель Программы: развитие художественно-творческих способностей обучающихся посредством использования нетрадиционной техники рисования. Развитие у детей мелкой моторики, фантазии, воображения средствам...
Рабочая дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности “Волшебный мир красок” для детей дошкольного возраста 4-7 лет (Срок реализации -1 учебный год)
Отличительные особенности программы. Настоящая программа описывает курс по рисованию с использованием нетрадиционных техник изображения для детей 4-7 лет. Программа дополнительного образован...
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Волшебный мир красок" (нетрадиционные техники рисования)
Возраст обучающихся: 4 – 6 летСрок реализации: 1 год...