Психологические аспекты сопровождения детей с ОВЗ ( с умственной отсталостью)
статья по коррекционной педагогике
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
psihologicheskie_aspekty_soprovozhdeniya_detey_s_ovz_s_umstvennoy_otstalostyu.docx | 18.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Психологические аспекты сопровождения детей с ОВЗ (с умственной отсталостью)
Дети с умственной отсталостью характеризуются стойкими нарушениями и недоразвитием познавательной деятельности и личностной сферы.
Все аспекты личностной сферы формируются у умственно отсталого ребенка замедленно и с большими отклонениями.
Для детей с умственной отсталостью характерны:
- низкая потребность во взаимодействии со взрослыми и сверстниками
- обособленность от окружающего мира
- отсутствие саморегуляции
-нестабильность чувств
-чувство повышенной тревожности
-агрессия
-упрямство
-однообразное поведение к склонностью к стереотипным движениям.
В работе с умственно отсталыми дошкольниками важно руководствоваться правилами:
- индивидуальный подход к каждому ребенку
- сниженный темп в работе (психическая деятельность снижена, поэтому для формирования действий нужно больше времени)
- структурная простота (в действии выделяют каждую операцию)
- повторность в действии (формирует условно-рефлексивные связи, помогают делать перенос умений в новую ситуацию)
Развитие и коррекция эмоций умственно отсталых детей определяется правильной организацией всей их жизни, специального педагогического воздействия.
Благоприятные условия способствуют
- сглаживанию импульсивных проявлений гнева, обиды, радости
-выработке правильного бытового поведения
-закрепления необходимых для жизни в обществе навыков и привычек.
Создаем в группе благополучную эмоциональная атмосферу. Важно, чтобы дошкольнику было комфортно находиться в новых условиях, в новом помещении, видеть новых взрослых и детей.
Создание положительного эмоционального состояния ребенка
- доброжелательная и спокойная атмосфера
- добрая открытая улыбка педагога
- эмпатия педагога ( я понимаю тебя, я принимаю тебя)
- спокойная речь и интонация (речь педагога конкретна, проста)
- контакт педагога с ребенком «глаза в глаза»
- позитивные телесные контакты (поглаживания, прикосновения)
- приглашение к совместной деятельности
- похвала за самые маленькие достижения
Организация предметно-пространственной среды в группе
В группе создается обстановка, в которой детям будет спокойно и комфортно.
Предметное пространство выступает как естественный фон жизни ребенка, снимает утомляемость, способствует положительному настроению у детей.
Игрушки подобраны с учетом психологического возраста детей. Выделяются зоны для отдыха и уединения ребенка.
- сухой бассейн
- диваны для отдыха
-мягкий коврик
-уголок уединения
- фотографии на шкафчиках детей в раздевалке и для полотенец
- альбом с фотографиями детей и членами их семьи
Соблюдение режима дня воспитанников
Важную роль в жизни дошкольников с нарушением интеллекта играет режим дня.
Соблюдение четкого режима дня и формирование стереотипного поведения в определенных, часто повторяющихся ситуациях – залог предупреждения негативных реакций и деконструктивного поведения дошкольников с умственной отсталостью.
Повторяемость элементарных действий, создание определенных ритуалов, формируют модель поведения и понимания, что мир устроен по правилам.
Стереотипные бытовые ситуации, повторяющиеся до деталей из раза в раз становятся для особых детей каркасом действий, которые ребенок может сначала с помощью взрослого, затем самостоятельно выполнять.
Цикличность и постоянство формирует положительное отношение к выполнению режимных моментам, снижают у ребенка эмоциональное беспокойство, адаптирует его к жизни в группе, способствует закреплению положительных качеств личности, конструктивно организует жизнь особых детей.
Социализация личности дошкольника с интеллектуальными нарушениями в условиях компенсирующей группы
Для сохранения психологического здоровья дошкольников с умственной отсталостью важно вырабатывать практические умения и навыки общественной жизни, которые способствуют воспитанию положительных черт личности, открывает особому ребенку перспективу самостоятельной трудовой жизни и интеграции в общество.
Мы формируем у воспитанников чувство коллективизма, заботы о друге, желание оказать другу помощь, чувство радости за достигнутый успех!
-каждое занятие мы приветствуем друг друга: отстукиваем свое имя в бубен, машем рукой, говорим «Привет!»
- в конце занятия мы хлопаем друг другу, хвалим всех за труд
-один раз в неделю проводим занятие «Круг».
На «Круге» дети садятся в круг, приветствуют друг друга. Занятия приближены к реалистичным жизненным. «Чаепитие» - дети сами расставляют посуду каждому участнику, наливают воду (горячую или холодную), трогают чайник, понимают, что горячий чай, бросают сахар в чашку, мешают чай, дуют.
Дети приобретают навыки и умения взаимодействовать друг с другом в группе через обучение самообслуживанию и культурно-гигиеническим навыкам,
трудовые и бытовые поручения: «Мы с игрушками играем, мы игрушки убираем», «Помощники», «Ставим стульчики на место», «Уголок природы»
Такие занятия детям очень нравятся. Они завлекают детей, в то же время проживают жизненную реальную ситуацию, которая жизненно важна.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
формирование игры у детей дошкольного возраста с умственной отсталостью
В игре ребенок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будут зависеть успешность учебной и трудовой деятельности, его отношения с людбми. однако у умст...
Коррекционно-педагогические и социально-психологические аспекты сопровождения детей с задержкой психического развития
1. Психологическое сопровождение, как вид комплексной помощи детей с ОВЗНа современном этапе развития системы образования на первый план выдвигаются задачи создания условий для становления лично...
Программа индивидуальных занятий по психокоррекции для детей дошкольного возраста подготовительной группы ДОО (для детей с легкой степенью умственной отсталости)
Данная программа занятий по психокоррекции для детей дошкольного возраста подготовительной группы ДОУ разработана для индивидуальной работы с детьми с легкой степенью умственной отсталости. Основ...
Коррекционный модуль к адаптированной основной образовательной программе (АООП) для детей с интеллектуальными ограничениями: «Формирование временных представлений у детей дошкольного возраста с умственной отсталостью"
В статье представлен коррекционный модуль к адаптированной основной образовательной программе (АООП) для детей с интеллектуальными ограничениями: «Формирование временных представлени...
Статья: "Психологический аспект сопровождения детей ОВЗ в рамках инклюзивного образования в ДОО".
Проведение в жизнь идеи инклюзии, изменение образовательной практики в соответствии с принципами инклюзии – задача сложная. Идея включения требует от нас не только «включить», но и ...
Психологическое здоровье детей дошкольного возраста с умственной отсталостью.
Формы работы применяемые в группе компенсирующей направленности для психологического здоровья детей....
Тема: Коррекционно – педагогические и социально – психологические аспекты сопровождения детей с задержкой психического развития.
МБДОУ « Детский сад 52 « Аленький цветочек» города Смоленска Тема: Коррекционно – педагогические и социально – психол...