Психологические аспекты сопровождения детей с ОВЗ ( с умственной отсталостью)
статья по коррекционной педагогике

Савченко Марина Анатольевна
Забота о воспитании психологически здорового ребенка - главная задача в работе педагога каждого дошкольного образовательного учреждения. Тем более она является наиглавнейшей в работе воспитателя с особыми детьми. Как будет себя чувствовать дошкольник с особыми потребностями, насколько комфортно и спокойно ему будет находиться в стенах детского сада, в группе, на занятиях, на прогулке, как будет проходить адаптация, взаимодействие с другими взрослыми людьми, со сверстниками? Что важно учитывать в работе с детьми с ОВЗ (умственной отсталостью) воспитателю, чтобы построить весь педагогический процесс, который способствовал бы психологическому здоровью такого дошкольника?

Скачать:


Предварительный просмотр:

Психологические аспекты сопровождения детей с ОВЗ (с умственной отсталостью)

Дети с умственной отсталостью характеризуются стойкими нарушениями  и недоразвитием познавательной деятельности и личностной сферы.

Все аспекты личностной сферы формируются у умственно отсталого ребенка замедленно и с большими отклонениями.

Для детей с умственной отсталостью характерны:

- низкая потребность во взаимодействии со взрослыми и сверстниками

- обособленность от окружающего мира

- отсутствие саморегуляции

-нестабильность чувств

-чувство повышенной тревожности

-агрессия

-упрямство

-однообразное поведение  к склонностью к стереотипным движениям.

В работе с умственно отсталыми дошкольниками важно руководствоваться правилами:

-  индивидуальный подход к каждому ребенку

- сниженный темп в работе (психическая деятельность снижена,  поэтому для формирования действий нужно больше времени)

- структурная простота (в действии выделяют каждую операцию)

- повторность в действии (формирует условно-рефлексивные связи, помогают делать перенос умений в новую ситуацию)

Развитие и коррекция эмоций умственно отсталых детей определяется правильной организацией всей их жизни, специального педагогического воздействия.

Благоприятные условия способствуют

- сглаживанию импульсивных проявлений гнева, обиды, радости

-выработке правильного бытового поведения

-закрепления необходимых для жизни в обществе навыков и привычек.


Создаем  в группе благополучную эмоциональная атмосферу. Важно, чтобы дошкольнику было комфортно находиться в новых условиях, в новом помещении, видеть новых взрослых и детей.

Создание положительного эмоционального состояния  ребенка

-      доброжелательная и спокойная  атмосфера

-      добрая открытая улыбка педагога

-      эмпатия  педагога ( я понимаю тебя, я принимаю тебя)

-  спокойная речь и интонация (речь педагога конкретна, проста)

-      контакт педагога с ребенком «глаза в глаза»

- позитивные телесные контакты (поглаживания, прикосновения)

-     приглашение к совместной деятельности

-      похвала за самые маленькие достижения


Организация предметно-пространственной среды в группе

В группе создается обстановка, в которой детям будет спокойно и комфортно.

Предметное пространство  выступает как естественный фон жизни ребенка, снимает утомляемость, способствует положительному настроению у детей.

Игрушки подобраны с учетом психологического возраста детей. Выделяются зоны для отдыха и уединения ребенка.

- сухой бассейн

- диваны для отдыха

-мягкий коврик

-уголок уединения

- фотографии на шкафчиках детей в раздевалке и для полотенец

- альбом с фотографиями детей и членами их семьи


Соблюдение режима дня воспитанников

Важную роль в жизни дошкольников с нарушением интеллекта играет режим дня.

Соблюдение четкого режима дня и формирование стереотипного поведения в определенных, часто повторяющихся ситуациях – залог предупреждения негативных реакций и деконструктивного поведения дошкольников с умственной отсталостью.

Повторяемость элементарных действий, создание определенных ритуалов, формируют модель поведения и понимания, что мир устроен по правилам.

Стереотипные бытовые ситуации, повторяющиеся до деталей из раза в раз становятся для особых детей каркасом действий, которые ребенок может сначала с помощью взрослого, затем самостоятельно выполнять.

Цикличность и постоянство формирует положительное отношение к выполнению режимных моментам, снижают у ребенка эмоциональное беспокойство, адаптирует его к жизни в группе, способствует закреплению положительных качеств личности, конструктивно организует жизнь особых  детей.

Социализация личности дошкольника с интеллектуальными нарушениями в условиях компенсирующей группы

Для сохранения психологического здоровья дошкольников с умственной отсталостью важно вырабатывать  практические умения и навыки общественной жизни, которые способствуют воспитанию положительных черт личности, открывает особому ребенку перспективу самостоятельной трудовой жизни и интеграции в общество.

Мы формируем у воспитанников чувство коллективизма, заботы о друге, желание оказать другу помощь, чувство радости за достигнутый успех!

-каждое занятие мы приветствуем друг друга: отстукиваем свое имя в бубен, машем рукой, говорим «Привет!»

- в конце занятия   мы хлопаем друг другу, хвалим всех за труд

-один раз в неделю проводим занятие «Круг».

На «Круге» дети садятся в круг, приветствуют друг друга. Занятия приближены к реалистичным жизненным. «Чаепитие» - дети сами расставляют посуду  каждому участнику,  наливают воду (горячую или холодную), трогают чайник, понимают, что горячий чай, бросают сахар в чашку, мешают чай, дуют.

Дети приобретают навыки и умения взаимодействовать друг с другом в группе через обучение самообслуживанию и культурно-гигиеническим навыкам,

трудовые и бытовые поручения: «Мы с игрушками играем, мы игрушки убираем», «Помощники», «Ставим стульчики на место», «Уголок природы»

Такие занятия детям очень нравятся. Они завлекают детей, в то же время проживают жизненную реальную ситуацию, которая жизненно важна.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

формирование игры у детей дошкольного возраста с умственной отсталостью

В игре ребенок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будут зависеть успешность учебной и трудовой деятельности, его отношения с людбми. однако у умст...

Коррекционно-педагогические и социально-психологические аспекты сопровождения детей с задержкой психического развития

1. Психологическое сопровождение, как вид комплексной помощи детей с ОВЗНа современном этапе развития системы образования на первый план выдвигаются задачи создания условий для становления лично...

Программа индивидуальных занятий по психокоррекции для детей дошкольного возраста подготовительной группы ДОО (для детей с легкой степенью умственной отсталости)

Данная программа занятий по психокоррекции для детей дошкольного возраста подготовительной группы ДОУ разработана для индивидуальной работы с детьми с легкой степенью умственной отсталости. Основ...

Коррекционный модуль к адаптированной основной образовательной программе (АООП) для детей с интеллектуальными ограничениями: «Формирование временных представлений у детей дошкольного возраста с умственной отсталостью"

В статье представлен коррекционный  модуль к  адаптированной основной образовательной  программе (АООП) для детей с интеллектуальными ограничениями: «Формирование временных представлени...

Статья: "Психологический аспект сопровождения детей ОВЗ в рамках инклюзивного образования в ДОО".

Проведение в жизнь идеи инклюзии, изменение образовательной практики в соответствии с принципами инклюзии – задача сложная. Идея включения требует от нас не только «включить», но и ...

Психологическое здоровье детей дошкольного возраста с умственной отсталостью.

Формы работы применяемые в группе компенсирующей направленности для психологического здоровья детей....

Тема: Коррекционно – педагогические и социально – психологические аспекты сопровождения детей с задержкой психического развития.

МБДОУ « Детский сад 52 « Аленький цветочек» города Смоленска         Тема: Коррекционно – педагогические и социально – психол...