Развитие коммуникативных навыков у детей среднего дошкольного возраста через игровую деятельность
материал (средняя группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_kommunikativnyh_navykov.docx | 8.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие коммуникативных навыков у детей среднего дошкольного возраста через игровую деятельность
Слово коммуникация происходит от латинского communicatio, что означает сообщение или передачу. То есть, в общем смысле под коммуникацией мы понимаем обмен информацией между собеседниками или же передачу сообщения от одного лица другому.
А что же такое коммуникативные навыки?
Под коммуникативными навыками понимается способность человека взаимодействовать с другими людьми, адекватно интерпретируя получаемую информацию, а также правильно ее передавая. Эти навыки очень важны в обществе, когда ежедневно необходимо взаимодействовать со многими людьми. Ребенок, обладающий коммуникативными навыками, может конструктивно организовывать межличностное взаимодействие с другими участниками и находить адекватные решения коммуникативных задач, оно ставит его в позицию активного партнёра и, как следствие, позволяет «найти себя» в коллективе сверстников. Отсутствие коммуникативных навыков и несформированность умений не только приводит к обратному результату, но ставит ребёнка в позицию отвержения со стороны сверстников, что наносит непоправимый вред его психическому и морально-нравственному развитию.
В настоящее время, с появлением компьютеров и планшетов ребенок стал получать меньше общения не только с взрослыми, но и с друг другом. Человеческое общение существенно обогащает жизнь детей, раскрашивает яркими красками сферу их ощущений. Практика показывает, что дети, которые мало общаются или не умеют организовать общение более уязвимы и отвергнуты. А это может привести к эмоциональному неблагополучию: снижению самооценки, замкнутости, формированию тревожности, или, наоборот, к чрезмерной агрессивности поведения.
Согласно новым требованиям государственного стандарта образования в Российской Федерации одним из ведущих приоритетов является коммуникативная направленность учебного процесса. Это является значимым, так как формирование личности способной к организации межличностного взаимодействия, решению коммуникативных задач обеспечивает успешную ее адаптацию в современном социокультурном пространстве.
Проблемы развития коммуникативной культуры детей нашли свое отражение в работах отечественных педагогов и психологов: И. И. Иванец, Г. М. Андреевой, М. Г. Елагиной, Л. В. Чернецкой, И. А. Кумовой и других. Детей в возрасте 4-5 лет не всегда адекватно могут выразить свои мысли, чувства, ощущения, что является препятствием для установления полноценного контакта между взрослым и ребенком. Ребенок в этом возрасте отличаются особой чуткостью к языковым явлениям, у него появляется интерес к осмыслению. Нельзя обучать детей общению, не включив их во взаимодействие друг с другом, не обусловив речевое действие и поведение какой-то другой деятельностью (игровой, практической, познавательной и т.д.)
В среднем дошкольном возрасте очень важно развивать у малыша коммуникативные способности. Это необходимо для того, чтобы малыш был адаптирован к жизни в социуме, имел активную и ответственную социальную позицию, смог реализовать себя, всегда мог найти общий язык с любым человеком и завести друзей. В игре, созданной под руководством педагога, создается новая жизненная ситуация, в которой ребенок стремится полнее реализовать формирующуюся с возрастом потребность в общении с другими детьми. Процесс формирования полноценной коммуникативной деятельности должен строиться на основании учета ведущей деятельности – игровой. Работа осуществляется в форме игровой терапии, поскольку игра является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте, а также дает возможность ребенку развиваться и взаимодействовать с окружающим миром, со сверстниками и взрослыми. Одной из наиболее эффективных форм взаимодействия детей являются совместные коммуникативные игры, в которых дети действуют одновременно и одинаково.
Отсутствие соревновательного начала в таких играх, общность действий и эмоциональных переживаний создают особую атмосферу единства и близости со сверстниками, что благоприятно влияет на развитие общения и межличностных отношений. Ниже представлены игры, направленные на развитие коммуникативных навыков.
Для развития умения устанавливать контакт с собеседником детям предлагаются следующие упражнения.
1. "Как можно нас называть по – разному?"
2. "Улыбка"
3. "Комплимент".
Для совершенствования у детей общаться без слов сначала дают детям распознать изображенный жест (на рисунке, фотографии, диафильме), а затем предлагают игры:
1. "Угадай"
2. "Походки"
3. "Иностранец"
4. "Расскажи стихи без слов".
5. "Изобрази пословицу".
Для совершенствования умения ясно и четко произносить слова детям предлагают:
1. изобразить как бушует море, каким голосом говорит Баба Яга, Золушка и другие сказочные персонажи;
2. произнести знакомое четверостишие - шепотом, максимально громко, как робот, со скоростью пулеметной очереди, грустно, радостно, удивленно, безразлично.
Для развития у детей умения вести себя в конфликтной ситуации анализируют с детьми такие ситуации, которые имели место в прошлом опыте детей. Для анализа поведения конфликтовавших детей используют аналогичное поведение известных им сказочных персонажей. Если ребенок вел себя по отношению к другому очень жестоко, то его поведение сравнивают с поведением Карабаса - Барабаса, Бармалея и т. д.
Для развития у детей эмпатии и эмпатийного поведения им предлагают:
1. участие в кукольном спектакле, драматизации сказок, то в качестве зрителей, то в качестве актеров (происходит сближение с персонажем; свободный выбор и ролевое изображение помогает ребенку глубоко понять художественное произведение);
2. сюжетные творческие игры, с повторением сцен - ребенок играет сначала одну роль, затем тут же другую (это помогает научить детей видеть эмоциональное состояние другого);
3. разговор по телефону со сказочными персонажами, выражая свое отношение к тому или иному персонажу
4. "Опиши друга"
5. "Подари подарок другу"
6. "Царевна - Несмеяна" Для закрепления коммуникативных умений у детей предлагают им такую форму общения, как общение с малышами. Им нужно будет ответить на жалобу малыша; разрешить конфликт; отреагировать на неэтичные высказывания детей. 1. «Что ты делаешь?» 2. «Что мы знаем о Васе?» 3. «Западня» 4. «Запомни внешность» 5. «Ужасные гляделки» 6. Упражнение «Свеча мнений» 7. Упражнение «Нити дружбы» 8. Тренинг - "паутинка" На НОД и в самостоятельной деятельности в качестве основных методов и приемов, направленных на развитие коммуникативной сферы можно использовать: - коммуникативные игры-упражнения; - беседы на различные темы; - ситуации общения, разыгрывание и решение «трудных» ситуаций; - игры со словом; - хороводы, танцы, театрализация сказок; - чтение и совместное обсуждение художественных произведений; - обыгрывание эмоционального состояния; - спортивные, подвижные игры; - совместные праздники, развлечения, вечера отдыха для детей и взрослых.
Также, не стоит забывать, что эффективное развитие коммуникативных навыков будет только тогда, когда родители будут принимать активное участие в процессе. Родители совершенствуют способы общения с ребенком в направлении личностно-ориентированного взаимодействия с ним. Необходимо сотрудничество с родителями по вопросам развития у детей коммуникативных способностей. В раздевалке группы стоит организовать уголок, где воспитатель группы будет вывешивать информацию для родителей (консультации по теме «Коммуникация». На собраниях воспитатель совместно с родителями поднимают интересующие родителей вопросы, совместно обсуждают вопросы взаимоотношений взрослых с детьми, разыгрывают разнообразные ситуации, предлагают коммуникативные игры, которые помогут сформировать и поддержать адекватную самооценку у детей, научат вступать в разговор, поддерживать его.
Воспитатель группы должен проводить и индивидуальные беседы: «Как правильно научить ребенка общаться»; «Застенчивый ребенок»; «Как вести себя с агрессивным ребенком»; «Самооценка ребенка» и др. Большую роль в формировании сплоченности коллектива родителей, детей и педагогов играет организация совместных праздников и развлечений. В программу каждого мероприятия мы включаем театрализацию или инсценировку сказки, в которых участвуют дети и родители. Это способствует сплоченности коллектива, в глазах детей поднимается авторитет родителей, а родители лучше узнают своих детей, видят их отношения со сверстниками.
У педагогов с родителями общая задача – сделать детей счастливыми, создать атмосферу радости, обеспечить право каждого ребенка на выдумку, веселье. Только в такой атмосфере может формироваться личность, происходит расширение круга общения у детей, повышается самооценка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы по теме: «Развитие социально – коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность»
Опыт работы по теме: «Развитие социально – коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность»...
Консультация для воспитателей на тему: " Развитие коммуникативных навыков общения у детей среднего дошкольного возраста через игровую деятельность."
Слово коммуникация происходит от латинского communicatio, что означает сообщение или передачу. То есть, в общем смысле под коммуникацией мы понимаем обмен информацией между собеседниками или же переда...
Статья «Развитие коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность»
В статье рассматриваются игры-ситуации в театрализованной деятельности как средство развития коммуникативных навыков дошкольников....
Консультация для родителей ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
По мере роста и взросления ребёнка развивается и его коммуникативная культура - появляются привязанности и доверие к близким к ребёнку взрослым, забота о них. Ребёнок уже м...
РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИПосещая дошкольное образовательное учреждение, каждый ребенок получает возможность полноценно жит...
«Развитие социально-коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности»
*Социализация является важным условием гармоничного развития ребенка. Освоение ребенком культуры, общечеловеческого опыта невозможно без взаимодействия и общения с другими людьми. Через коммуник...
Тема: «Развитие навыков социально-коммуникативной грамотности у детей среднего дошкольного возраста через театрализованную деятельность».
Презентация из опыта работы "Развитие навыкрв социально - коммуникативной грамотности у детей среднего дошкольного возраста чепез театрализованную деятельность"....