«Использование метода синквейна в развитии связной речи у детей с ТНР»
статья по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа)

Смирнова Ирина Александровна

В настоящее время наблюдается огромный рост детской речевой патологии, поэтому устранение нарушений речи необходимо начинать как можно раньше.

У детей с нарушением речи, очень бедный словарный запас, они не умеют составлять рассказы по сюжетным картинкам, пересказывать прочитанный текст, им трудно выучить наизусть стихотворение. Поэтому так важно заботиться о своевременном формировании речи детей, о ее лаконичности и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения.

Сегодня существует множество методик, с помощью которых можно регулировать процесс развития речи у детей.

В коррекционной работе применяют, как общепринятые технологии, так и нетрадиционные.

К одной из таких новых технологий относится дидактический синквейн.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Использование  метода синквейна в развитии связной речи у детей с ТНР»

Грамотная речь занимает одно из важнейших мест в развитии ребенка. Только через родной язык дети входят в окружающую их жизнь.

В настоящее время наблюдается огромный рост детской речевой патологии, поэтому устранение нарушений речи необходимо начинать как можно раньше.

У детей с нарушением речи, очень бедный словарный запас, они не умеют составлять рассказы по сюжетным картинкам, пересказывать прочитанный текст, им трудно выучить наизусть стихотворение. Поэтому так важно заботиться о своевременном формировании речи детей, о ее лаконичности и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения.

Сегодня существует множество методик, с помощью которых можно регулировать процесс развития речи у детей.

В коррекционной работе применяют, как общепринятые технологии, так и нетрадиционные.

К одной из таких новых технологий относится дидактический синквейн.

Дидактический синквейн - технология, не требующая особых условий для использования и органично вписывающаяся в работу по развитию и совершенствованию лексико–грамматических категорий у дошкольников.

Ведь, как известно, речь старших дошкольников с общим недоразвитием речи ограничена, она характеризуется бедностью словаря, нарушением лексико – грамматических категорий, низким уровнем сформированности связной речи. Исходя из  опыта работы с такими детьми, можно сказать, что им требуется больше усилий на то, чтобы изложить правильно свои мысли.

Синквейн — слово французское, в переводе означает «стихотворение из пяти строк».

Форма синквейна была разработана американской поэтессой Аделаидой Крэпси, которая опиралась на японские стихи — хокку и танка.

В России синквейн появился в 1997 году, как эффективный метод развития образной речи.

Актуальность и целесообразность использования данной технологии:

- Не нарушает общепринятую систему воздействия на речевую патологию и обеспечивает её логическую завершенность;

- Способствует обогащению и актуализации словаря, уточняет содержание понятий.

- Носит характер комплексного воздействия не только развивая речь, но и способствуя развитию высших психических процессов (памяти, внимания, мышления,)

- Позволяет ребенку быть активным,  творческим участником образовательного процесса.

Процедура составления дидактического синквейна позволяет гармонично сочетать элементы всех трех основных образовательных систем: информационной, деятельностной и личностно-ориентированной, что соответствует требованиям ФГОС ДО и запросам современного информационного общества. Данный метод может легко интегрироваться с другими образовательными областями коррекционной программы, а простота построения синквейна позволяет быстро получить результат. При составлении дидактического синквейна количество слогов в каждой строке уже не имеет значения. В нем  самое главное - это смысловое содержание и часть речи, которая используется в каждой строке. Можно сказать, что это свободное мини-творчество, подчиненное определенным правилам.

 Оригинальность формы, её увлекательность повышает познавательную активность. Этот метод научит также анализировать и сравнивать, обобщать и выделять существенные признаки предметов, рассуждать. У детей улучшится качество таких психических процессов, как произвольное внимание, логическое мышление, зрительное и слуховое восприятие и что самое главное, эта технология способствует формированию интереса к получению знаний, что является важным условием для дальнейшего обучения в школе.

Синквейн составляется по определенным правилам.

I строка - одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею;

II строка - два слова, прилагательные;

III строка - три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы;

IV строка - фраза из нескольких слов, показывающая отношение к теме;

V строка - одно слово (существительное) или словосочетание –

ассоциация, синоним, который повторяет суть темы в 1-ой строчке.

https://vospitatel.online/storage/app/docs/116/952/000/116952/620ef8d2c9089023561852.jpg

Примеры синквейнов.

СОБАКА

Умная, верная

Защищает, лает, бегает.

Самый лучший  друг  человека.

Верность.

МАШИНА

Быстрая, легковая.

Едет, сигналит, обгоняет.

Моя машина самая быстрая.

Транспорт.

МЕДВЕДЬ

Бурый, косолапый.

Спит, рычит, карабкается.

Весной готовятся к спячке.

Хищник.

ЛАНДЫШ

Зеленый, свежий.

Растет, цветет, пахнет.

Красивый весенний цветок.

Растение.

Из приведенных примеров видно следующее:  для того, чтобы правильно составить синквейн, ребенку необходимо иметь достаточный словарный запас в рамках темы; знать обобщающие слова, оперировать такими понятиями, как слово-предмет (живой - не живой), слово-действие, слово-признак. Дошкольники должны уметь слышать вопросы и давать правильные на них ответы. Отсюда следует, что перед составлением синквейна учителем – логопедом должна быть проведена предварительная работа по созданию речевой базы.

Подготовительный этап.

Работа начинается с уточнения, расширения и совершенствования словаря. При знакомстве детей с понятиями «слово, обозначающее предмет», «слово, обозначающее действие предмета», «слово, обозначающее признак предмета», готовится основа и накапливается материал для последующей работы над предложением. Дети овладевают понятиями «живой» и «неживой» предмет, учатся правильно ставить вопросы к словам, обозначающим предметы, действия и признаки предмета. В этой работе используются различные картинки, предметы. После того, как у детей сформировалось представление о словах, обозначающих предмет и его действия, их подводят к понятию о предложении и начинают работу над структурой и грамматическим оформлением предложения.

Основной этап.

Происходит знакомство с алгоритмом составления синквейна, формирование первоначального умения составлять синквейн (с помощью педагога).

Дошкольники не умеют писать, поэтому работа над составлением синквейна проходит с использованием  схем, алгоритмов.

Обязательно  подбирается  наглядный дидактический материал. Разрешается необязательное правило соблюдения синквейна: в четвертой строке синквейна предложение может  состоять не из четырех слов, а из трех или пяти; в пятой строке тоже одно слово необязательно, может быть два или три.

Идет работа с пословицами, крылатыми  выражениями или афоризмами на заданную тему.

Свои работы (синквейны) дети оформляют как в форме графических рисунков, которые помогают дошкольникам более конкретно ощутить границы слов и их раздельное написание, так и в виде устных сочинений с опорой на схему. Сначала работа идет с участием педагога, позже, когда  детям понятна схема работы, дети заполняют синквейн самостоятельно.

Практический этап.

На следующем этапе  продолжается работа по обогащению и активизации словаря; составлению предложений из нескольких слов, показывающих отношение к теме, выражающих личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту, предметной (сюжетной) картине. Зная особенности  речевого развития детей данного возраста, предварительную работу перед занятиями можно усложнить, подбирая различные формы активизации мыслительной деятельности у детей: важно научить детей выражать своё личное отношение к теме одной фразой; а так же использовать знание пословиц, поговорок по заданной теме.

А к концу подготовительной группы дети, умеющие читать, создают синквейн, записывая его печатными буквами на листе бумаги.

Синквейн может использоваться в индивидуальной, подгрупповой и фронтальной работе, на занятиях, в режимные моменты, в совместной деятельности педагогов с детьми, а также рекомендуются родителям.

Активно используя технологию «синквейна» в своей работе, можно сказать, что дети имеют значительные успехи в развитии речи, в творческом развитии, дети учатся анализировать, делать выводы; придумывать интересные и «красивые» слова, стихотворения. Синквейны используются практически на любом этапе работы по развитию речи – поиск решения проблем, развитие логического мышления, введение в тему занятия, заключительное задание по пройденному материалу, проведение рефлексии, анализа и синтеза полученной информации. Все зависит от педагога, какую цель он преследует, используя технологию «синквейнов» в работе с дошкольниками. Значимость «Синквейна» в том, что он основывается на личностно-ориентированном, деятельностном, комплексном подходе, что в свою очередь соответствует ФГОС ДО.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Использование технологии дидактического синквейна для развития связной речи детей с ОНР"

В презентации представлены итоги использования технологии дидактического синквейна в ходе реализации логопедического проекта "Картинки без запинки"....

«Использование метода синквейн в развитии связной речи у детей дошкольного возраста с ТНР»

   Технология синквейн не требует особых условий его применения и органично вписывается в работу по развитию лексико-грамматических категорий, а простота построения позволяет быстро п...

Презентация «Использование метода синквейна в развитии связной речи у детей с ТНР»

В работе с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи, целесообразно применение инновационных технологий, в частности, составление синквейнов, позволяющих расширить коммуникативную компетенцию....

Статья «Использование метода синквейна в развитии связной речи у детей с ТНР»

В современном образовательном процессе используются разнообразные виды педагогических технологий. Учителя – логопеды в коррекционной работе применяют как общепринятые технологии, так и нетрадици...

Статья «Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста через инновационную технологию «синквейн»

В статье рассматривается развитие связной речи у старших дошкольников через технологию "синквейн"...