Статья «Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста через инновационную технологию «синквейн»
статья по развитию речи

Гусак Светлана Михайловна

В статье рассматривается развитие связной речи у старших дошкольников через технологию "синквейн"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_o_sinkveyne.docx20.52 КБ

Предварительный просмотр:

Статья

«Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста

через инновационную технологию «синквейн»

«Без речи нет ни сознания, ни самосознания» 
                                                                       (Лев Семёнович Выготский)

     Проблема формирования речи у детей дошкольного возраста актуальна на сегодняшний день и является важной задачей.

И от  современного  педагога требуется более глубокого продумывания методов и приѐмов к организации образовательной деятельности.

Поиск подходов к повышению эффективности образовательного процесса вызывает необходимость уделять большое внимание применению инновационных педагогических технологий и методов. Одним из эффективных интересных методов, который позволяет активизировать познавательную деятельность и способствует развитию речи, является работа над созданием нерифмованного стихотворения, «синквейна».

      Данная  технология универсальна, она не требует особых условий применения и органично вписывается в работу по развитию лексико-грамматических категорий, способствует обогащению словаря, дает педагогам оценить уровень усвоения ребенком пройденного материала, развивает психические функции (память внимание, мышление) и позволяет ребенку быть активным творческим участникам образовательного процесса; создает условия для развития личности, способной критически мыслить, т. е. исключать лишнее и выделять главное, обобщать, классифицировать.

      «Синквейн» происходит от французского слова «пять» и означает «стихотворение пяти строк». Родоначальником «синквейна» считают американскую поэтессу Аделаиду Крэпси. Такое понятие, как «синквейн», она создала, вдохновившись короткими японскими стихами - хоку. Хоку - жанр японской поэтической миниатюры, как правило, короткий стих из трех строчек.В детском саду  применяется дидактический«синквейн», в котором четкое соблюдение правил составления не обязательно.

    «Синквейн» состоит из 5 строк:

1. Первая строка «синквейна» - заголовок, тема, состоящие из одного слова (обычно существительное или местоимение, означающее предмет или действие, о котором идёт речь). Чаще всего в первой строке пишется всего одно слово, но иногда и небольшое словосочетание. Обычно, первое слово отвечает на вопросы: кто? что?

2. Вторая строка - два слова (или словосочетание), которые описывают свойства и признаки этого предмета или явления. По части речи это обычно причастия или прилагательные, отвечающие на вопросы: какой? какая? какое? какие? Это описание признаков предмета или его свойств, раскрывающие тему «синквейна».

3. Третья строка обычно состоит из трёх глаголов или деепричастий (иногда это могут быть словосочетания), описывающих действия предмета или явления. Отвечают на вопрос: что делает? что делают?

4. Четвёртая строка - это словосочетание или предложение, состоящее из нескольких слов, которые отражают личное отношение автора «синквейна» к тому, о чем говорится в тексте. Иногда это может быть просто известный афоризм, фраза или что-то подобное, иногда даже небольшой стих. Самый традиционный вариант, когда эта фраза состоит из четырех слов.

5. Пятая строка - последняя. Одно слово - существительное для выражения своих чувств, ассоциаций, связанных с предметом, о котором говорится в «синквейне», то есть это личное выражение автора к теме или повторение сути, синоним. Обычно, как часть речи также существительное или местоимение и отвечает на вопрос: кто? что?

  Достоинством этого метода можно считать его интегрированность,

использование в разных видах совместной деятельности с детьми ДОУ.

  Для того, чтобы ясно, связно и грамматически точно выразить свою мысль, ребенок должен иметь достаточный словарный запас. Поэтому, работу необходимо начинать с расширения и совершенствования словаря. Чем богаче будет словарный запас ребёнка, тем легче ему будет построить не только «синквейн», но и пересказать текст и выразить свои мысли. Обучение дошкольников составлению «синквейна» осуществляется поэтапно.

     На  подготовительном этапе надо знакомить и обогащать словарь дошкольников словами-понятиями: «слово-предмет», «слово-определение», «слово-действие», «слово-ассоциация», «предложение», использовать  такие формы организации образовательного процесса как: занятие, словесные игры и упражнения, дидактические игры, игры малой подвижности.

     В основном этапе  знакомить детей  с алгоритмом составления «синквейна», сформировав первоначальные умения составлять «синквейн», с помощью педагога. На практическом этапе,  для закрепления изученной лексической темы,  совершенствовать навыки составления «синквейна»  с  детьми старшего дошкольного возраста. При составлении «синквейна» с дошкольниками важно помнить, что необходимо использовать только хорошо известные темы и обязательно показывать образец.

     При помощи наводящих вопросов дети учатся выделять главную мысль, отвечать на вопросы, и по определенному алгоритму создают свои устные нерифмованные стихотворения. «Синквейн» является игровым приёмом и обеспечивает непроизвольное запоминание материала. Это вид новой творческой речевой деятельности, который основан на развитии интеллектуальных возможностей (так как необходимо запомнить алгоритм и следовать ему). При его составлении открываются новые творческие, речевые возможности, и каждый ребёнок можетреализовать их.
Таким образом, представленная технология, применяемая в работе по развитию речи у детей дошкольного возраста, безусловно, способствует успешному развитию всей речевой системы в целом и позволяет быстро получить желаемый результат.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование связной речи у детей старшего дошкольного возраста через включение их процесс создания развивающей предметно-пространственной среды

Формирование связной речи у детей старшего дошкольного возраста через включение их процесс созданияразвивающей предметно-пространственной среды...

Консультация для родителей «Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста через разные виды творческих рассказов»

Что такое связная речь? Связная речь - смысловое развёрнутое высказывание (ряд логически сочетающихся предложений), обеспечивающее общение и взаимопонимание людей. Ребенок в повседневной жизни, о...

Социальный проект «Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста через использование схем и моделей»

Проект состоит из трёх этапов. Подготовительный этап заключается в изучении методической литературы и выявлению уровня речевого развития детей, создание картотек мнемотаблиц для обучения рассказыванию...

Мастер-класс «Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста через составление рассказа по серии сюжетных картинок с помощью использования современных средств и приемов работы»

Обучение составлению рассказов по серии сюжетных картинок способствует развитию всех психических процессов у детей дошкольного возраста....

Консультация для родителей «Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста через разные виды творческих рассказов»

Консультация для родителей «Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста через разные виды творческих рассказов»...

Самообразование на тему «Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста через обучение составлению рассказов по картине и серии картинок»

        Актуальность темы: Проблема развития связной речи детей хорошо известна широкому кругу педагогических работников: воспитателям, логопедам, психологам....

Тема самообразования: «Речевое развитие детей старшего дошкольного возраста через инновационные технологии»

     Сегодня дошкольным образовательным учреждениям предъявляются всё более серьезные требования, заставляющие пересматривать традиционную систему работы. Понимание роли педагога...