Помощь ребёнку с нарушениями обработки сенсорной информации
статья по коррекционной педагогике
Наше существование и успешное функционирование в окружающем мире напрямую зависит от входящего потока сигналов (информации от органов чувств), процесса обработки этой информации и формирования соответствующего ответа или реакции.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pomoshch_rebenku_s_narusheniem_obrabotkm_sensornoy_informatsii.docx | 29.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Помощь ребёнку с нарушениями обработки сенсорной информации
Наше существование и успешное функционирование в окружающем мире напрямую зависит от входящего потока сигналов (информации от органов чувств), процесса обработки этой информации и формирования соответствующего ответа или реакции. Этот процесс происходит на бессознательном уровне.
Попробуйте представить тело человека в виде компьютера. Информация вводится посредством клавиатуры и компьютерной мыши, процессор работает подобно головному мозгу, он обрабатывает поступившую информацию и вырабатывает ответ. Если на каком – то этапе происходит сбой, нормальная работа компьютера нарушается. Тело человека получает сигналы от внешней среды при помощи множества разнообразных рецепторов. Затем, в зависимости от конкретной информации, способа её поступления и нашего предыдущего опыта, связанного с подобной информацией, мы формируем выходной сигнал или ответ.
Теорию сенсорной интеграций разработала Джин Айрес в 50-х годах прошлого века. Её суть в том, что у человека есть 7 систем восприятия: обоняние, вкус, зрение, слух, тактильная система, вестибулярный аппарат и ощущение собственного тела.
Когда мозг правильно обрабатывает сенсорную информацию от этих систем, организм реагирует соответственно окружению.
Обычно это происходит автоматически и без нашего контроля:
1.На сенсорном входе мы получаем информацию от сенсорных систем;
2.Далее обрабатываем и оцениваем эту информацию, мозг подбирает вариант реакции;
3.Происходит моторный или поведенческий выход — мы выдаем реакцию на поступивший сигнал.
Проще говоря, когда мы подносим ложку ко рту, ходим по ступенькам, отличаем запах лимона и мыла, знаем, что обожжемся горячим чаем — наши системы восприятия работают адекватно.
Реакция нашего организма на полученную информацию выражается в виде изменения физиологических параметров, таких как частота сердечных сокращений, температура тела, потоотделение, скорость кровотока, пищеварения и многое другое. Именно благодаря им мы понимаем, что вокруг – звук, свет, объекты, во рту – кислая или сладкая еда, на теле – одежда, а само тело сидит и дышит.
Что включает в себя понятие сенсорная интеграция:
— это неврологический процесс передачи в мозг сенсорных импульсов, является основой адаптации человека;
- является бессознательным процессом, при котором в головном мозге на основании взаимодействия с окружающим миром происходит формирование понятий о предметах и явлениях;
-в процессе сенсорной интеграции происходит формирование новых нейронных связей, формируется основа для социализации и будущих поведенческих реакций;
-в процессе сенсорной интеграции осуществляется гармоничное взаимодействие всех сенсорных систем, что позволяет адекватно реагировать на изменение обстановки, действовать по ситуации;
-в процессе сенсорной интеграции осуществляется анализ, обнаружение, передача ощущений сенсорных систем в центральную нервную систему, их осознание и обработку.
Если мозг обрабатывает сенсорную информацию неправильно, на одном из этапов (вход — обрaботка — реакция) происходит сбой и ребенок не может дать адекватную реакцию на этот сигнал.
Если у человека нарушен процесс обработки сенсорной информации, это неминуемо приводит к проблемам, поскольку реакция организма на стимул имеет быть сильнее или слабее нормального уровня.
У одних людей нарушение сенсорной информации может проявляться в виде гиперчувствительности (слишком высокий уровень возбуждения), а у других – в виде гипочувствительности (слишком низкий уровень возбудимости). У некоторых людей отмечается нарушение смешанного типа.
На что следует обратить внимание, если есть предположение, что у ребёнка гиперчувствительность
(чрезмерная реакция на входящий поток информации от рецепторов):
- ребёнок старается всегда сохранять вертикальное положение и равновесие из – за страха неожиданных перемещений, противоположных силе притяжения;
- не может кататься на велосипеде или делает это крайне неуверенно;
- имеет пониженный тонус мышц;
- боится резких звуков или чрезмерно реагирует на неожиданные звуки;
- гиперчувствителен к запахам и прикосновениям;
- имеет ограниченный пищевой репертуар;
- демонстрирует чрезмерную реакцию на прикосновение других детей или случайные прикосновения с ними;
- становится возбужденным, когда вынужден стоять на близком расстоянии от других людей (например, в очереди) или когда находится в многолюдном месте (магазин, кафе, театр, на занятии с другими детьми);
- у него случаются истерики, связанные с одеждой – из – за прикосновения с этикеток, швов или ткани определенной текстуры в одежде и постельном белье);
- ребенка укачивает в машине или при повторяющихся движениях;
- сложности при переходе от летней одежды к зимней и наоборот;
- он или не любит, или становится возбужденным во время гигиенических процедур, например, когда чистит зубы, принимает ванну, причесывается;
- плохая зрительная интеграция – ребенок имеет трудности с ориентацией в пространстве.
На что следует обратить внимание, если есть предположение, что у ребенка гипочувствительность
(пониженная реакция или необходимость в повышенной стимуляции):
- пониженная чувствительность к болевым ощущениям, ребенок не обращает внимание на порезы и синяки;
- ему требуется постоянно находиться в движении: прыгать, раскачиваться, качаться на качелях, кружиться вокруг своей оси, прыгать в течение всего дня;
- импульсивное и опасное поведение – может прыгнуть с высоты, не задумываясь о последствиях;
- трудности с обработкой звуков и сигналов направления (право – лево);
- задержка речевого развития с нарушением звукопроизношения, фокусирование на звуках фона, а не речи собеседника;
- плохая координация во время выполнения визуальных задач;
- ребенок часто раскачивается на стуле;
-ему нравится издавать звуки; он предпочитает громкую музыку;
- часто неуместно реагирует на чувства других людей;
- постоянно нюхает предметы;
- часто и несообразно возрастной норме тянет в рот предметы, которые не связаны с приёмом пищи.
У одного и того же ребёнка нередко проявляются как гипер -, так и гипочувствительность. В этом случае для него будут характерны любые признаки из вышеперечисленных, а также некоторые из этих:
- слишком сильно / слабо надавливает на карандаш во время рисования;
-при общении с окружающими проявляет злость, страх или начинает расстраиваться;
-стремится избегать общения с людьми;
- не принимает во внимание чувства других людей;
- ему сложно успокоиться;
- ему сложно переходить от одного занятия к другому, а также выполнять задание до конца.
Выделяют состояния, сопряженные с нарушением сенсорной интеграции:
· задержка психического развития;
· трудности в обучении;
· аутизм;
· страхи, беспокойства, тревога;
· сложности социальной адаптации;
· неврозы, вестибулярные нарушения;
· одаренность;
· СДВГ.
Если в проблеме «виноваты» не рецепторы и нервы, по которым информация доходит до мозга, а процесс ее анализа, говорят о НОСИ.
Нарушения обработки сенсорной информации (НОСИ) или сенсорная дезинтеграция считаются частым состоянием при аутизме и синдроме дефицита внимания, неважно, с гиперактивностью или без нее.
При этом НОСИ – не официальный диагноз. Хотя нарушения зрения, слуха и т. д. – официальные. Разница в реакции мозга и в том, что он заставляет нас делать в ответ – избегать раздражителей или стремиться получить их побольше.
НОСИ может вызывать симптомы, сходные с СДВГ. Эти нарушения характеризуются недостаточной или чрезмерной чувствительностью к перечисленному выше.
Есть два способа, которыми дети с проблемами сенсорной обработки реагируют на сенсорный ввод:
1) Когда мозг недостаточно реагирует на сенсорную информацию, ребёнок стремится получать больше соответствующих раздражителей.
2)Если реакция слишком острая, мозг «перегружается» и заставляет избегать ввода новой информации.
Биологические доказательства НОСИ
Кто-то может считать, что ребёнок просто капризничает, избалован или боится – как с громкими звуками. Это может быть правдой, но далеко не всегда.
Исследования показывают, что НОСИ встречается у 5-16% детей школьного возраста без диагностированных расстройств. И это только те дети, чьи родители обращались с проблемой к специалистам.
Так что стойкая гипер- или гипореакция ребёнка на различные раздражители – не признак капризов, а физиологически обоснованный процесс.
Индикаторы для специалиста: есть ли у ребёнка нарушения сенсорной интеграции?
- Часто расстраиваются и впадают в стресс при выполнении ежедневных задач;
- Трудности с обучением или в социальных ситуациях;
- Трудности с неожиданными изменениями;
- Трудности в построении отношений;
- Трудности с вниманием;
- Трудности в игре и навыках самообслуживания;
- Проблемы влияют на успехи в обучении.
Зачем сенсорная интеграция нужна специалисту?
Адекватная работа сенсорных систем – это основа, которая помогает ребёнку выполнять ежедневные действия: ловко прыгать и лазить, спокойно спать и расчёсываться, нормально взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.
Если нервная система работает неправильно, нарушаются многие навыки, в том числе учебные:
- гиперчувствительный малыш не может сконцентрироваться на занятии, потому что испытывает сильный дискомфорт от раздражителей;
- ребёнок с гипочувствительностью регистрирует только интенсивные ощущения, не чувствует своё тело и лицо. В этом – причина ряда учебных трудностей, в том числе это касается познавательных процессов – памяти, внимания, мышления, восприятия, речи;
- дети с сенсорным поиском постоянно ищут способ стимулировать активность, поэтому всё время двигаются, трогают предметы и людей, не могут усидеть на месте и удержать внимание.
Правильная работа сенсорных систем – основа для формирования высших психических функций – чтения, письма, мышления, внимания и т.п. Поэтому проблемы, когда ребёнок плохо удерживает внимание, с трудом ходит по ступенькам и не может сидеть на занятии ровно, часто имеют один корень – некорректную работу вестибулярной и проприоцептивной систем. И работа со следствием (артикуляцией, вниманием), а не причиной, имеет слабый эффект.
Чтобы получить результат во всех сферах жизни ребёнка – обучении, игре, повседневных навыках, – специалист использует знания сенсорной интеграции.
Что делать с такой проблемой?
Есть два основных мифа о НОСИ: 1) ребёнку просто нужна «закалка», чтобы перестать так реагировать, 2) или самоконтроль, чтобы не проявлять яркие реакции.
На самом деле оба эти способа не работают. Многие дети перерастают период чувствительности – это факт, но нарочно заставлять привыкнуть к раздражителям – бессмысленный вариант, который ухудшит состояние ребёнка. Его мозг работает иначе.
Основное правило – создавать условия, которые соответствуют уровню восприятия ребёнка. Для работы с выраженными нарушениями специалисты рекомендуют трудотерапию и методики, которые используют в нейропсихологии – для «обучения» мозга адекватным реакциям на раздражители, и в психотерапии – неплохие результаты у старших детей показывают когнитивно-поведенческие методики. Для дошкольников при серьезных нарушениях важно использовать медикаментозную поддержку.
Занятия сенсорной интеграцией
В зависимости от результатов диагностики подбирается комплекс сенсорных секвенций — упражнений, помогающих улучшить восприятие, передачу и обработку информации. Несмотря на необычное название — секвенции — сами упражнения таковы, что дети воспринимают все в виде игры. Привычные бассейны с шариками, гамаки и качалки дополняются необычными приспособлениями, и ко всему есть свои цели движения. В бассейне нужно найти и собрать предметы,
качаясь в гамачке, необходимо умудриться переложить игрушку из одной коробки в другую,
стоя на балансире — выучить стихотворение… Все это призвано восполнить отсутствие тех навыков, которые дети в силу особенностей развития недополучили в сенситивный период. Снижение чувствительности к раздражителям или, наоборот, насыщение сенсорного голода помогают восстановить равновесие и не тратить силы и энергию на защиту от воздействия окружающей среды. А значит — развиваться быстрее, активнее и гармоничнее.
Терапевтическое вмешательство, основанное на принципах сенсорной интеграции, предоставляет взаимодействие с ребенком и побуждение его к деятельности и активности, которые носят естественный характер. Терапевтическое вмешательство должно включать в себя усиленные вестибулярные, проприоцептивные и тактильные ощущения, которые имеют практическое значение для улучшения обработки ощущений ЦНС.
СЕНСОРНАЯ ИНТЕГРАЦИОННАЯ ТЕРАПИЯ
Идеи для вестибулярной системы
При низкой сенсорной чувствительности.
- поощряйте занятия, которые способствуют развитию вестибулярной системы – лошади-качалки, качели, карусель и кресла-качалки, иппотерапия.
При высокой сенсорной чувствительности.
- разделяйте деятельность на маленькие шаги, используйте визуальные подсказки для обозначения финишной линии (напр. цветной скотч) или поощрения.
Идеи для проприоцептивной системы
При низкой сенсорной чувствительности.
- размещайте мебель у стены комнаты, чтобы сделать передвижение по комнате проще
- обозначайте границы передвижения с помощью яркого скотча на полу
- прививайте правило «вытянутой руки».
-Используйте вибромассажеры, вибрирующие игрушки, бинтование, утяжеленные одеяла.
При высокой сенсорной чувствительности.
Все виды занятий для развития мелкой моторики, любой вид рукоделия, бисероплетение, рисование и раскрашивание.
Идеи для развития органов восприятия внешних стимулов
Идеи для обонятельной системы
При низкой сенсорной чувствительности.
- применение веществ с сильными запахами в качестве награды или переключения внимания от неприемлемых обонятельных стимулов
-ароматерапия.
При высокой сенсорной чувствительности.
- использование чистящих средств и шампуней без запаха, отказ от ношения духов, избавление окружающей среды от запаха по мере возможностей
Идеи для зрительной системы
При низкой сенсорной чувствительности.
- увеличивайте применение визуальной стимуляции, использование ярких, мигающих игрушек.
- сопровождайте любые действия визуальными подсказками: предметами, карточками, игрушками.
При высокой сенсорной чувствительности.
- избегайте флуоресцентных ламп, используя вместо них окрашенные лампы, солнцезащитные очки
- создайте огороженное рабочее место в классе: пространство или парту с высокими стенками или ширмами по обеим сторонам, чтобы блокировать лишнюю визуальную стимуляцию спереди и по бокам
- используйте непроницаемые шторы
Идеи для слуховой системы
При низкой сенсорной чувствительности.
Музыкальная терапия часто применяется для людей аутичного спектра. Музыка предоставляет уникальные возможности для коммуникации, общения и самовыражения.
При высокой сенсорной чувствительности.
- закрывайте двери и окна, чтобы уменьшить внешние звуки
- готовьте ребёнка к тому, что придётся посетить шумное или людное место
- беруши
- аудиоплеер
- создание огороженного рабочего места
Идеи для тактильной системы
При низкой сенсорной чувствительности.
- тяжелые одеяла, спальные мешки, массажные коврики, растирание жёсткой мочалкой, развитие мелкой моторики, работа с материалами разной фактуры и плотности.
При высокой сенсорной чувствительности.
- всегда предупреждайте ребенка, что вы собираетесь прикоснуться к нему, приближайтесь к нему только спереди
- помните, что объятия могут быть скорее болезненными, чем утешающими
- постепенно знакомьте ребёнка с различными текстурами – приготовьте для этого коробку с материалами
- учите ребёнка самостоятельным действиям, позволяющим регулировать чувствительность (например, при расчесывании волос и мытье).
Некоторые виды сенсорных нарушений, их причины и примерные способы преодоления этих проблем.
- Слишком разборчивый едок – гиперчувствительность к вкусу или текстуре еды, возможно, неспособность чувствовать еду во рту – постепенное знакомство с ощущениями от разной текстуры во рту, например, фланель, зубная щетка, еда; используйте маленькие порции, меняйте текстуру еды. Поощряйте занятия, в которых участвует рот, например, свистки, мыльные пузыри, рисование соломинкой.
- Жуёт все подряд, включая одежду и предметы – возможно, находит это расслабляющим, получает удовольствие от тактильных ощущений – соломинки, жевательные кольца без латекса, твердые жевательные резинки (охлажденные в холодильнике).
- Отказывается носить определённую одежду – не нравится определенная структура или давление на кожу, выворачивает одежду наизнанку, чтобы избежать швов – удалите любые ярлыки или наклейки, позволяйте носить только ту одежду, в которой он чувствует себя комфортно.
- Трудности с засыпанием – возможно, трудно отгородится от ощущений, особенно зрительных и слуховых – используете непросвечивающие шторы, позвольте ребенку слушать музыку для блокировки внешних звуков, используйте тяжелые одеяла.
- Не может сосредоточиться на занятии – возможно, слишком много сенсорных ощущений: слишком шумно (разговоры, скрип стульев о пол), много визуальных стимулов (люди, картины на стенах), может быть трудно держать карандаш или ручку (слишком твердое/холодное) – отсадите ребенка подальше от дверей и окон, используйте мебель для создания зоны, свободной от отвлекающих стимулов или, если возможно, индивидуальное рабочее место, попробуйте различные текстуры, чтобы сделать карандаш или ручку более комфортабельными.
-Неуклюж, не может правильно обогнуть предмет, человека - это низкая чувствительность проприоцептивной сенсорной системы и вестибулярного аппарата. Рекомендованы занятия: подвижные игры - прыжки со скакалкой, плавание, иппотерапия, игры в которых нужно удерживать равновесие (велосипед, самокат, коньки и др.), игра с мячом, раскачивание, скольжение, игры лёжа на животе с опорой на локти, кидание предметов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Значение сформированности восприятия сенсорных эталонов для готовности к школьному обучению ребёнка с нарушением зрения.
В статье говорится об особенностях развития зрительного восприятия и формирования сенсорных эталонов у детей с нарушением зрения....
Сенсорная интеграция в системе помощи детям с нарушениями развития
В нашем городе проходило обучение специалистами ЦЛП г. Москва, нейропсихологом Ермолаевым Д.В. и детским и семейным психологом Ратынской Т.М. по теме "Сенсорная интеграция в системе помощи детям с нар...
Конспект организации НОД детей в старшей группе с учетом образовательных возможностей и психофизиологических особенностей части воспитанников, испытывающих умеренные трудности в процессе обработки сенсорной информации "Мы рады зиме"
В данном конспекте размещен материал для проведения занятия для детей с ОВЗ, имеющими затруднения в сенсорном восприятии....
«Обработка графической информации. Графические редакторы»
Для работы с изображениями и текстами, представленными в компьютерах в электронной форме, используются графические редакторы.Графические редакторы – это инструменты компьютера для получения граф...
Мастер-класс для педагогов ДОУ «Программы Microsoft Word и Microsoft Excel. Обработка текстовой информации. Таблицы и рисунки»
Практичные, удобные, с огромным набором возможностей, выходящих далеко за рамки обычного текстового редактора, Microsoft и Word Microsoft Excel стали незаменим в любой сфере, от детского сад...
НАРУШЕНИЕ ОБРАБОТКИ СЕНСОРНОЙ ИНТЕГРАЦИИ У ВОСПИТАННИКОВ ДОМА РЕБЕНКА. МЕТОДЫ КОРРЕКЦИИ ЧЕРЕЗ ИГРЫ С ЭЛЕМЕНТАМИ СЕНСОРНОЙ ИНТЕГРАЦИИ
В 2022/23 учебном году мы осуществляем проект «СЕНСОРНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ДОМА РЕБЕНКА». В рамках этого проекта мы подготов...
Помощь ребёнку с нарушениями обработки сенсорной информации
Теорию сенсорной интеграций разработала Джин Айрес в 50-х годах прошлого века. Её суть в том, что у человека есть 7 систем восприятия: обоняние, вкус, зрение, слух, тактильная...