Конспект организации НОД детей в старшей группе с учетом образовательных возможностей и психофизиологических особенностей части воспитанников, испытывающих умеренные трудности в процессе обработки сенсорной информации "Мы рады зиме"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
В данном конспекте размещен материал для проведения занятия для детей с ОВЗ, имеющими затруднения в сенсорном восприятии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_nod_sensorika.doc | 125.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект организации непосредственно образовательной деятельности детей в старшей группе с учетом образовательных возможностей и психофизиологических особенностей части воспитанников, испытывающих умеренные трудности в процессе обработки сенсорной информации
по теме: «Мы рады зиме»
Цель: Обогащение сенсорного опыта детей.
Задачи приоритетной образовательной области:
- «Познавательное развитие» – развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий и первичных представлений об объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях, развивать проприоцептивную и кинестетическую чувствительность, мелкую моторику пальцев;
Образовательные задачи в интеграции образовательных областей:
- «Речевое развитие» - обогащение активного словаря (блестящий, белый, холодный; лед скользкий, гладкий; приглашение); развитие связной, грамматически правильной речи.)
- «Художественно-эстетическое развитие» - развитие продуктивной деятельности детей; удовлетворение потребности детей в самовыражении;
- «Социально-коммуникативное развитие» - воспитывать эмпатические чувства, желание оказывать друг другу эмоциональную поддержку.
- «Физическое развитие» - приобретение опыта двигательной деятельности, направленной на развитие координации движений, крупной и мелкой моторики рук, выполнение основных движений;
- «Познавательное развитие» - формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях: обогащение и систематизация представлений детей о свойствах льда; обобщение представлений детей о признаках зимы (зимой идет снег; солнце светит, но не греет; деревья стоят без листьев; на улице холодно; люди тепло одеты; зимой бывает лед; лед – это замерзшая вода); развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации.
Планируемые результаты НОД:
Целевые ориентиры: ребёнок проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми; различает условную и реальную ситуации; ребёнок проявляет любознательность, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы; склонен наблюдать, экспериментировать; обладает элементарными представлениями из области живой природы; владеет устной речью, может использовать речь для построения речевого высказывания в ситуации общения; ребёнок может следовать правилам в разных видах деятельности, соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены; у ребёнка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими.
Предпосылки УД: коммуникативные – умение слушать и отвечать на вопросы; участвовать в совместной деятельности; познавательные – умение ориентироваться по условным обозначениям; выделять существенные признаки объектов окружающего мира (признаки зимы; свойства снега и льда); регулятивные – умение осуществлять действия по образцу и заданному правилу; умение слушать взрослого и выполнять его инструкции.
Оборудование: «Зеркальный шар», фонарик, конверт с рисунком «Зимы», «медальоны» с разными запахами (футляры от киндер-сюрпризов с отверстиями, картинки фруктов, овощей, хвои, пушистые варежки, елочка, ленточки, замороженные бусины.
Структура НОД | Содержание НОД | Образовательная область (вид деятельности) | Формы работы | Наличие средства | Образовательные цели и задачи по ФГОС | Итоговый образовательный результат (целевые ориентиры) | |||||
Вводная часть | Дети входят в группу. Игровая зона. Создание «волшебной» атмосферы с помощью эффекта плавающих по всему залу, (группе) световых пятен. На зеркальный шар направляется луч света. -На что похожи эти пятна? -Что вы себе представляете, глядя на них? -Правда, похоже на звездное небо? В детстве я любила смотреть на звездное небо и мечтать. А вы? О чем вы мечтаете? (о путешествиях, о подарках) -Посмотрите, ребята, мы не сразу заметили, а теперь при свете огоньков видна коробка. Давайте посмотрим, что это за сюрприз. Воспитатель достает из коробки конверт (на конверте изображены снежинки и зимние узоры). - Ребята, что у меня в руках? - А что на нём изображено? - Ребята, здесь на конверте написано – приглашение. - А что такое приглашение, как вы думаете? - Интересно, от кого может быть это приглашение, как вы считаете? Выслушиваются предположения детей. | Познавате-льное развитие (коммуни-кативная) | Рассматрива-ние | Слово, установка «Зеркальный шар» | Развитие интересов детей, любознательно-сти, познавательной мотивации; формирование познавательных действий и первичных представлений об объектах окружающего мира Обогащение активного словаря | Ребёнок активно взаимодействует со взрослым Различает условную и реальную ситуации; проявляет любознательность Владеет устной речью, может использовать речь для построения речевого высказывания в ситуации общения | |||||
Вводная часть | - Сейчас я вам загадаю загадку, и мы с вами узнаем, кто же прислал нам такой красивый конверт. - Дел у меня немало – я белым одеялом Всю землю укрываю, в лед реки убираю, Белю поля, дома, зовут меня…. (Зима). - Ребята, так кто же прислал этот сюрприз? -А прислала его сама Зимушка – Зима. И приглашает она нас поиграть. Ну что отправляемся в путешествие? | Познаватель-ное развитие (коммуникати-вная) | Рассматривание | Слово | Развитие интересов детей, любознательно-сти, познавательной мотивации Формирование первичных представлений об объектах окружающего мира | Ребёнок активно взаимодействует со взрослым, проявляет любознательность | |||||
- Ребята, что нам надо сделать, если мы с вами собираемся пойти зимой в лес? (Ответы детей). - Конечно, надо тепло одеться: Все на улицу – вперед! (одна рука на колени ладонью, вторая рука согнута в локте, кулак (меняем). | Физическое развитие (двигательная, коммуникативная) | Физкульт-минутка (логоритмическое упражнение) | Слово и движение | Приобретение опыта двиг. деятельности, направленной на разв-е координа- ции движений, крупной и мелкой моторики рук, выполнение основных движений | У ребёнка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими. | ||||||
Структура НОД | Содержание НОД | Область (вид деятельнос-ти) | Формы работы | Средство | Цели и задачи по ФГОС | Результат (целевые ориентиры) | |||||
Теплые штаны наденем, (ладонями проводим по ногам). Шапку, шубу, валенки (ладонями проводим по голове, по рукам, топаем ногами). Руки в варежках согреем (круговые движения ладонями одной руки вокруг другой ладони) И завяжем шарфики (ладони прикладываем друг на друга к основанию шеи). - Все тепло оделись? - А теперь давайте дружно скажем волшебные слова: 1, 2, 3, 4, 5 (хлопаем в ладоши) В зимний лес пойдем гулять (ходьба на месте) Влево, вправо наклонись (наклон влево, вправо) Вокруг себя обернись (покружиться) В лесу зимнем окажись. | Физическое развитие (двигатель-ная, коммуникативная) | Физкультминутка (логоритмическое упражнение) | Слово и движение | Приобретение опыта двигательной деятельности, направленной на развитие координации движений, крупной и мелкой моторики рук, выполнение основных движений | У ребёнка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими.
| ||||||
Структура | Содержание НОД | Область (вид деятельно-сти) | Формы работы | Средство | Цели и задачи по ФГОС | Результат (целевые ориентиры) | |||||
Основная часть | - Ребята, вот мы и в зимнем лесу. Смотрите, какая еще одна красивая коробка. В коробке находятся медальоны с запахами (апельсина, мандарина, лука, чеснока, яблока, хвои).- Давайте откроем ее и попробуем узнать запахи зимы. Дидактическая игра «Узнай по запаху» -Отгадайте по запаху, что спрятано в медальонах и покажите соответствующую картинку. Стихотворение «Запах Нового года» Вкусно пахнет Новый год! Скоро, скоро он придет! Пахнет он смолистой хвоей, Мандаринов кожурою, Пахнет сдобным тестом сладким И ванильной шоколадкой! -Какой праздник ждут зимой все ребята? -Что он нам принесет?
| Речевое развитие (коммуникативная) | Игра на определение запахов, беседа | Слово, коробка с медальонами из киндеров и «сюрпризы» в них. | Обогащение активного словаря; развитие обоняния, связной, грамматически правильной речи.
| Ребёнок проявляет инициативу и самостоятельность в общении. Различает условную и реальную ситуации; проявляет любознательность. Обладает элементарными представлениями из области живой природы; владеет устной речью, может использовать речь для построения речевого высказывания в ситуации общения. Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности – умение слушать взрослого и выполнять его инструкции. | |||||
Структура | Содержание НОД | Область (вид деятельно-сти) | Формы работы | Средство | Цели и задачи по ФГОС | Результат (целевые ориентиры) | |||||
Основная часть | Давайте представим себе, что мы находимся в лесу: ветерок шумит, снежок хрустит, дятел по дереву стучит. Мы присели на полянке. Как хорошо, приятно и спокойно отдыхать! Но что это? Вот хрустнула ветка, вот еще одна… Кто это? Как страшно нам стало! Мы сжались в комочек, застыли. Брови подняли вверх, глаза широко раскрыли, рот приоткрыли. Боимся пошевелиться и вздохнуть, голову втянули в плечи, глаза закрыли. Ой, страшно! Что же это за огромный зверь? И вдруг у своих ног мы услышали: «Ой!». Открыли глаза. Да это же зайчата! Возьмите их в руки (пуховые варежки). Расскажите о своих зайчатах, какие они? Вот видите, дети, зайчики ласковые. А мы - то думали, что это? Кого вы себе представляли? А на самом деле это были маленькие зайчата. Поэтому в народе говорят «У страха глаза велики!». | Речевое развитие (коммуникативная) | Ситуативный разговор, тактильное изучение предметов | Слово, обследовательские действия | Развитие тактильной чувствительности связной, грамматически правильной речи.
| Ребенок владеет устной речью, может использовать речь для построения речевого высказывания в ситуации общения. | |||||
-Скажите, какое дерево в декабре самое главное? -Конечно елка! Елке в каждом доме рады. Наряжают ее, как королеву, украшают, балуют обновками, песенки ей поют. Елки в декабре повсюду: живые и искусственные, маленькие и большие. Я для вас приготовила маленькую елочку. Воспитатель вносит елочку, предлагая детям потрогать ее и ответить на вопрос какая она. Проводится сравнение с зайчатами. Давайте ее украсим. Предлагаю нарядить ее разноцветными бантиками. Выбирайте, какой цвет понравился (дети называют цвета ленточек). -Завязывают бантики и располагают их на елке (обговорить: выше - ниже - между). | Познаватель-ное развитие (речевое) | Практические действия. Рассматривание | Слово, Обследователь-ские действия | Формирование познавательных действий и первичных представлений об объектах окружающего мира.
| Ребенок проявляет любознательность. Обладает элементарными представлениями из области живой природы; владеет устной речью, может использовать речь для построения речевого высказывания в ситуации общения. Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности - умение слушать взрослого и выполнять его инструкции. | ||||||
Основная часть | Хороша наша елка. Но чего-то не хватает! (ответы детей) Да! Надо добавить бусы, я сейчас принесу бусинки. Внести кубики льда с замороженными в них бусинками. Странно но, здесь только льдинки. - А что такое лед? (лед – это замерзшая вода) - Как можно сказать про лёд, какой он? - Давайте возьмём льдинки в руки. Что вы чувствуете, какой лед на ощупь? (лед холодный, твердый, гладкий, скользкий). -Я нечаянно уронила их в воду. А Дед Мороз заморозил их и попали бусинки в плен. Как же быть? Как можно освободить бусинки из ледяного плена? (Высказывания детей). -Погреть в руках; -положить на батарею; -отковырнуть ножом; -положить в теплую воду; -оставить в группе. Выбираем три гипотезы и проверяем: 1. Поставить на батарею. 2. Погреть в руках. 3. Положить в теплую воду. Предлагаю разделиться на группы: кто, какую картинку выберет, тот такой способ и будет использовать (воспитатель предлагает по количеству детей картинки с условным обозначением способа разморозки льда, дети выбирают картинки и распределяются по трем группам, у каждой группы – свой стол с соответствующим условным обозначением и оборудованием). Дети проводят опыты, используя выбранный способ разморозки льда, воспитатель оказывает индивидуальную помощь. Вывод: быстрее всего бусинки освободила теплая вода. | Познаватель-ное развитие (познавательно – исследовательская) | Практические действия. Рассматривание Практические действия Ситуативный Разговор | Обследовательские действия , слово Наблюдение Опыты Слово | Формирование познавательных действий и первичных представлений об объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях.
Развитие интересов детей, любознатель-ности и познавательной мотивации Развитие познавательно – исследовательской деятельности Развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации | Ребёнок проявляет инициативу и самостоятельность в познавательно-исследовательской деятельности; проявляет любознательность, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы; склонен наблюдать; обладает элементарными представлениями из области живой природы; Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности - умение слушать взрослого и выполнять его инструкции. Ребенок склонен наблюдать, экспериментировать; обладает элементарными представлениями из области живой природы. | |||||
Основная часть | Нанизываем бусинки на нитку, украшаем елку. | Художественно-эстетическое | Выполнение поделки | Практические действия, слово | Развитие мелкой моторики рук продуктивной деятельности детей; удовлетворение потребности детей в самовыражении | У ребенка хорошо развита тонкая моторика пальцев и рук, проявляет инициативу и самостоятельность в выполнении задания | |||||
Структура | Содержание НОД | Область (вид деятельности) | Формы работы | Средство | Цели и задачи по ФГОС | Результат (целевые ориентиры) | |||||
Заключительная часть | - А теперь, давайте скорей возвращаться в детский сад. - Дружно скажем волшебные слова: 1, 2, 3, 4, 5 (хлопаем в ладоши). В лес ходили мы гулять (ходьба на месте). Влево, вправо наклонись (наклон влево, вправо) Вокруг себя обернись (покружиться). В детском садике окажись! | Физическое развитие (коммуникативная, двигательная) | Логоритмическое упражнение | Игровые двигательные действия Слово | Приобретение опыта двигательной деятельности | Ребенок подвижен, владеет основными движениями | |||||
Заключительная часть | - Ребята, сегодня мы с вами были на прогулке в лесу. - А кто нас с вами туда пригласил? - Что мы видели в зимнем лесу? - Что интересного было для вас сегодня, что особенно понравилось и запомнилось? | Речевое развитие(коммуникативная) | Ситуативный разговор | Слово | Развитие связной, грамматически правильной речи. | Ребенок владеет устной речью, может использовать речь для построения речевого высказывания |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ НОД ПО МАТЕМАТИКЕ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ С УЧЕТОМ ФГОС
Конспект по ФЭМП для детей старшей группы с участием "Цветика -семицветика". В конспекте даны задания на развитие логического мышления, для закрепления порядкого и количественного счёта, умению ...
Конспект НОД по математике в старшей группе с учетом ФГОС
Тема "Цветик семецветик"...
Конспект занятия по математике в старшей группе с учетом ФГОС
Детям понравится играть с героями мультфильма" Фиксики" :-) ...
КОНСПЕКТ НОД ПО МАТЕМАТИКЕ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ С УЧЕТОМ ФГОС Тема: «Цветик - семицветик».
КОНСПЕКТ НОД ПО МАТЕМАТИКЕ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ С УЧЕТОМ ФГОС Тема: «Цветик - семицветик»....
Конспект по развитию речи в старшей группе с учетом ФГОС «В деревне у бабушки и дедушки. Домашние животные»
Конспект по развитию речи...
Конспект организации нод детей в старшей группе по теме « У белочки в гостях»
Содержит разнообразные речевые игры и упражнения, чистоговорки, дидактические игры....
Конспект организации НОД детей в старшей группе по теме «Как звери зимой в лесу живут»
Данный материал будет поллезен воспитателям дошкольных образовтельных учреждений при проведении занятий по познавательному развитию....