Значение сформированности восприятия сенсорных эталонов для готовности к школьному обучению ребёнка с нарушением зрения.
статья (подготовительная группа) по теме
В статье говорится об особенностях развития зрительного восприятия и формирования сенсорных эталонов у детей с нарушением зрения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
glazovskaya_seminar.doc | 51 КБ |
Предварительный просмотр:
О.Б.Глазовская,
учитель-дефектолог
ГОУ начальная школа-детский сад №662
Кронштадтского района
Санкт-Петербурга
Значение сформированности восприятия сенсорных эталонов для готовности к школьному обучению ребенка с нарушением зрения.
Уважаемые коллеги.
Безусловно, сформированность восприятия сенсорных эталонов ребенком с нарушением зрения, необходимо рассматривать как составную часть системного комплексного обучения и непрерывной коррекции в период дошкольного и младшего школьного возраста.
Ни для кого не секрет, что, говоря о готовности к школе детей с амблиопией и косоглазием, необходимо отмечать значительное отставание у них формирования познавательных интересов, и как следствие изменение количества и качества представлений о явлениях и предметах окружающего мира, что приводит к возникновению трудностей в обучении и снижению успеваемости. Постоянная ситуация неуспеха, зачастую становится источником отрицательных эмоций, перерастающих в негативные эмоциональные состояния, может в дальнейшем явиться причиной формирования отрицательных качеств личности.
Вот почему так важно создать в образовательном учреждении условия для формирования у дошколят зрительного восприятия сенсорных эталонов, помогающих познавать предметы и явления окружающего мира через такие, на наш взгляд, простые характеристики, как форма, цвет и величина.
Нарушение зрения может отрицательно сказаться на усвоении общеобразовательных предметов, в том числе и математики. А поскольку установить связь между эталонами геометрических форм и окружающими предметами детям с нарушением зрения удается не сразу, то эту работу важно начинать уже с дошколятами. Предлагать им сравнить форму различных предметов с формой геометрических тел, которые выполняют роль эталонов и служат материальной основой для выработки обобщений по форме предметов.
Здесь важно обращать внимание на обучение детей правильному обследованию геометрических тел. Упражнения, по возможности, надо проводить в игровой форме, так как это создает условия для более легкого усвоения соответствующей терминологии, что зачастую очень сложно дается нашим воспитанникам и ученикам.
Как просто… Форма, цвет, величина.
Но здесь деталь любая так важна.
Что же важно знать и помнить педагогу?
У детей с амблиопией и косоглазием
нарушена способность выделять объемные предметы в пространстве;
медленнее происходит соотнесение форм объемных предметов с эталоном формы, выделение размера объекта
осложнено восприятие цвета сине-фиолетовых тонов.
У детей с миопией и высокой степенью гиперметропии наблюдается нечеткое восприятие объектов.
При астигматизме:
размытые границы контура предметов;
трудности в восприятии формы и размеров, узнавании деталей в изображениях;
снижена различительная способность при восприятии цветов одной цветовой гаммы (красный, желтый, оранжевый).
При осуществлении преемственности важно помнить не только о проблемах детей с различными зрительными диагнозами, но и о важности создания условий:
соблюдение режима зрительной нагрузки;
рекомендации врача-офтальмолога;
соблюдение светового режима;
соблюдение правил посадки;
соблюдение требований к демонстрационному материалу.
Поскольку сегодня на семинаре достаточно компетентная аудитория, то, на наш взгляд, нет необходимости подробно говорить о санитарно-гигиенических условиях, способствующих предупреждению трудностей в обучении, обусловленных состоянием зрения ребенка. Это – наша святая обязанность.
А вот представить небольшую палитру педагогических находок в данном направлении мы сегодня попытаемся.
У каждого человека в жизни должна быть сказка, сколько бы ему ни было лет. Главное впустить ее в сердце в раннем детстве, когда вокруг все видится по-особому ярко, и пронести через всю жизнь, как частицу надежды на какое-то чудо, которое обязательно когда-то должно произойти, как веру в воплощение своей заветной мечты.
И сказка эта может быть о цвете.
Вся наша жизнь наполнена цветом.
Цвет – это журчащая синева ручья, слепящее золото солнечных лучей, малиновые зори и лиловые сумерки.
Каждый цвет содержит целую гамму оттенков, от тончайших и нежных до глубоких, пронизанных мудростью и знанием.
А знания и мудрость педагога должны помочь детям овладеть цветовым богатством окружающего мира, основанном на сенсорном развитии ребенка.
Опыт показывает, что дошкольник не имеет богатого, разностороннего опыта восприятия цвета, цветовых отношений, не может передавать его и в своем творчестве.
Однако к 6-7 годам при соответствующей педагогической работе уже складываются необходимые предпосылки для развития эстетического чувства цвета.
Вот почему так важно у детей дошкольного возраста, имеющих нарушение зрения, целенаправленно развивать восприятие и чувство цвета.
Эта работа проводится на прогулках, экскурсиях, в играх…и, конечно, на коррекционных занятиях.
Игры
на подбор нужного цвета,
сравнение предметов по цвету,
сочетание цветов,
локализацию цвета помогают формировать понятия о цвете, учить ребенка различать предметы по цвету с помощью операций сравнения однородных и разных по цвету предметов.
Безусловно, мы продолжаем эту работу и в школьный период обучения.
У детей с нарушением зрения не развиты бинокулярный, стереоскопический и глубинный глазомер (при косоглазии, амблиопии и других зрительных патологиях). Но ведь известно, каким огромным замещающим потенциалом обладает человеческий организм. Человек видит не только глазами, но и сердцем. Вспомним Экзюпери: «Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь».
Именно сердцем мы стараемся увидеть все проблемы наших воспитанников и учеников, осуществляя преемственность в системе дошкольного и начального образования детей с нарушением зрения для того, чтобы предупредить трудности в их обучении, учитывая индивидуальные особенности зрительного восприятия каждого ребенка с целью решения главной задачи педагогики – подобрать каждому свою «номинацию», в которой он может быть победителем!
Занятия по изобразительной деятельности в детском саду, а в школе – уроки изобразительного искусства занимают одно из ведущих мест в формировании сенсорной сферы, так как позволяют:
выделять форму, цвет и величину предметов;
формировать понятия о разнообразии формы и цветовой окраски окружающих объектов;
развивать умение соотносить предметы по величине;
различать и называть цвета;
определять цветовую насыщенность;
выбирать колорит работы, подбирать цвета в соответствии с техникой и т. д.
Опираясь на опыт работы Т.С.Комаровой, представленный в книге «Цвет в детском изобразительном творчестве дошкольников» нами была разработана система занятий по изодеятельности.
На занятиях дети овладевают различными приемами и способами рисования, участвуют в превращении красок. Смешение цвета и получение нового – вот загадка и волшебство, которое малыши могут сделать сами.
Педагоги школы продолжают работу, направленную на развитие познавательного интереса учащихся, постоянно расширяя и углубляя знания детей об окружающем мире.
И вот яркий пример результативности данной деятельности - картотека стихов и загадок о цвете пополняется авторскими работами наших повзрослевших воспитанников – учеников начальной школы. Разве это не победа? Конечно, наша общая победа!
Белое море
Белым зовётся
Лишь потому,
Что у севера льётся.
Там белый снег,
Глыбы белого льда…
Там белизной
Всё покрыто
Всегда! Ремишевская Карина
Чёрное море,
Как небо ночное,
Как каменный уголь,
Как нефть,
Как смола.
Съезжу я летом
На Чёрное море
И чернокожим
Стану тогда. Митюков Михаил
Каждый на глобусе
Море заметит.
Жёлтое море,
Как солнышко светит. Тихомиров Алексей
Интересным в свое время нам показался и опыт Н.М.Погосовой по организации цветового игротренинга. И вот новое открытие!
Занятия по цвету могут быть направлены на развитие и коррекцию эмоционально-волевых процессов у детей. Эффективности работы способствует взаимодействие с психологом через проведение бинарных занятий, на которых, погружая детей в мир цвета, мы пытаемся помочь им:
осознать себя как личность;
осознать свои взаимосвязи с миром и свое место в окружающей действительности.
Безусловно, эта работа положительно влияет на процесс адаптации первоклассников.
А вот творчески самореализоваться помогают праздники ЦВЕТА, ставшие традиционными в нашем ОУ:
«День рождения Белой Краски»
«Цветная ярмарка»
«Ай, да Радуга-дуга!»
«В гостях у тётушки Палитры»
Они позволяют пробудить фантазию, воображение. Творческие способности и детей, и взрослых.
Праздники ЦВЕТА помогают каждому участнику не только расширить представление о цвете, но и раскрыть удивительно яркий неповторимый цветной мир в музыке, в поэзии, в танце.
Таким образом, одним из важных критериев готовности к школе детей с нарушением зрения, безусловно, должен стать уровень сформированности восприятия сенсорных эталонов.
А осуществление преемственности между ДОУ и начальной школой способствует решению общей задачи – созданию условий для формирования у детей сенсорной сферы и устранению некоторого разрыва между детьми с нарушением зрения и социумом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Теоретические основы проблемы готовности к школьному обучению детей с нарушением слуха
Данные педагогических и психофизиологических наук, в частности таких, как детская и педагогическая психология, психофизиология дошкольного возраста, являются основой построения программного содержания...
Готовность к школьному обучению,детей с нарушениями интеллектуального развития
к концу дошкольного возраста у умственно отсталых детей не фомируется психологической готовности к школьному обучению....
Готовность к школьному обучению детей с нарушением речи
Готовность к школьному обучению- одна из важных задач дошкольного образования детей с ОНР....
Готовность к школьному обучению детей с нарушением речи
Готовность к школьному обучению детей с нарушениями речи Система обучения и воспитания детей с речевыми нарушениями в специализированных дошкольных учреждениях включает коррекцию речевого де...
Готовность к школьному обучению детей с нарушением речи
Готовность к школьному обучению детей с нарушениями речи Система обучения и воспитания детей с речевыми нарушениями в специализированных дошкольных учреждениях включает коррекцию речевого дефекта и по...
Методическая разработка "Диагностика психологической готовности к школьному обучению с речевыми нарушениями"
Методическая разработка....
Коррекционная работа по овладению сенсорных эталонов величины и измерения величины с детьми с нарушением зрения
Коррекционная работа, направленная на обучение восприятию величины, не только развивает сенсорную сферу, но и учит ребёнка с нарушенным зрением видеть объёмность окруж...
Комментарии
формирование сенсорных эталонов у детей с нарушением зрения.
из опыта работы.