Сенсорная интеграция в системе помощи детям с нарушениями развития
учебно-методический материал по коррекционной педагогике на тему
В нашем городе проходило обучение специалистами ЦЛП г. Москва, нейропсихологом Ермолаевым Д.В. и детским и семейным психологом Ратынской Т.М. по теме "Сенсорная интеграция в системе помощи детям с нарушениями развития". Готова поделиться знаниями и информацией, полученной на семинаре.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sensornaya_integratsiya.doc | 43.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Круглый стол по теме:
«Сенсорная интеграция в системе помощи детям с нарушениями развития»
09.11.2014г. и 10.11.2014г. в нашем городе проходило обучение специалистами ЦЛП г. Москва, нейропсихологом Ермолаевым Дмитрием Владиславовичем и детским и семейным психологом Ратынской Татьяной Михайловной.
Готова поделиться знаниями и информацией, полученной на семинаре.
1. Книга Дж. Айрес «Сенсорная интеграция»
Автором теории сенсорной интеграции является Джин Айрес. Теория Дж.Айрес основана на взаимосвязи процессов обработки сенсорной информации с поведением и обучением ребенка. Несмотря на сложный подход, специальную терминологию, связанную с функционированием мозга, книга доступна к пониманию, читается и изучается достаточно легко и даже интересно. Очень подробно описаны все возможные нарушения развития сенсорных систем. Кроме этого, очень много примеров и реальных историй детей, а также есть опросные листы, позволяющие увидеть наличие сенсорных нарушений у ребенка. Есть также советы родителям.
2. Что же такое Сенсорная интеграция? Это процесс, в ходе которого мы принимаем, различаем и обрабатываем ощущения, которые поступают к нам через различные сенсорные системы: зрительную, слуховую, обонятельную, тактильную, проприоцептивную (это сенсорная система, с помощью которой мы можем контролировать положение тела в пространстве), вестибулярную (используется для управления положением головы и туловища и соблюдения равновесия).
Когда функции мозга не нарушены, мы хорошо управляем движениями тела, легко учимся и адекватно себя ведем. Но, к сожалению, бывает так, что мозг воспринимает информацию от сенсорных систем не правильно или не совсем правильно. В таких случаях мы уже будем говорить о проблемах сенсорной интеграции.
3. Например, вестибулярная система связана почти со всеми зонами мозга. И, если функции этой системы нарушены, мы будем неправильно понимать все, что происходит с нами и вокруг нас. Так, ребенку с проблемами развития вестибулярной системы, будет очень сложно кататься на велосипеде, ходить без опоры по лестнице, играть в мяч (ловить его), застегивать пуговицы, завязывать шнурки, закручивать крышки на банках, будет сложно понять, в какую сторону нужно повернуть кран, чтобы потекла вода. Чтобы посмотреть на что -то такой ребенок может совершать поворот не головой, а всем корпусом. На первый взгляд может показаться, что такие дети имеют проблемы со зрением. Они часто спотыкаются, падают, натыкаются на мебель. Но проверка зрения ничего не выявит. И все потому, что в какой-то степени нарушена работа мозга.
4. Сенсорные системы продолжают оставаться довольно гибкими на протяжении всех детских лет, т.е в период детства мы можем влиять на их развитие и совершенствовать их. К примеру, вестибулярная система, начинает формироваться еще во внутриутробном периоде и к 5-му месяцу внутриутробного развития вестибулярная система уже хорошо развита. На протяжении всей беременности будущая мама стимулирует вестибулярную систему плода движениями своего тела. К 10 годам в большинстве областей мозга формирование сенсорных связей завершается. У более старших детей и взрослых эти связи формируются уже не столь легко.
5. Вообще, обнаружить проблемы сенсорной интеграции достаточно сложно даже опытным специалистам. Оценить работу мозга можно только наблюдая за игрой ребенка, за его действиями, за тем, как он выполняет какие -то тесты. Если нарушения выражены не сильно, даже родители часто их не замечают до тех пор, пока ребенок не пойдет в школу.
Некоторые ранние симптомы:
- Младенцы с НСИ начинают ползать, переворачиваться, сидеть или стоять позднее своих сверстников;
- Ребенок неловко двигается, запинается во время бега, неуклюжий, часто падает, спотыкается, часто роняет предметы, шире расставляет ноги при хотьбе, держится за перила, в эмоционально-трудных ситуациях (испуг, порицание взрослым) пытается сесть, лечь, либо группируется. Если такого ребенка попросить встать на балансировочную доску, он не использует ноги, не сгибает их, наклоняет весь корпус вперед, будет вскидывать руки.(девочка — холодильник: поворачивается всем корпусом);
- У ребенка плохо развиты игровые навыки, он не включается в совместную игру с другими детьми и не понимает ее смысла. Он часто ломает игрушки и часто сам получает повреждения;
- ЗРР;
- НСИ может превратить даже очень простые действия в сложные: ребенок не может раскрашивать фигуры (вместо штриховки, он будет черкать на одном месте, складывать мозаику, резать ножницами, совмещать края 2-х листов бумаги;
- Ребенка могут раздражать свет или шум;
- Ребенок может отрицательно реагировать на тактильный контакт, когда до него дотрагиваются;
- Гиперактивность (ребенок постоянно находится в движении);
- Проблемы с поведением (ребенок часто подавлен или чем-то недоволен; ему трудно делиться игрушками или едой; другие особенности в поведении, которые отличают его от обычных детей) ;
- Низкий мышечный тонус (дети слабые, вялые), ребенок не в состоянии сидеть и поддерживать тело в вертикальном положении (такой ребенок при работе за столом будет ложиться на него, удерживать голову рукой или «стекать» на стуле);
- Проблемы с обучением в школе.
- Неспособность играть — очень распространенный симптом нарушений сенсорной интеграции: ребенок, у которого не получается построить домик из кубиков, удержать игрушку, сложит простую картинку, выложить мозаику, вероятнее всего , будет иметь проблемы с сенсорной интеграцией.
Но беспокоиться мы будем лишь тогда, когда подобных симптомов несколько и проявляются они постоянно. Если же все -таки они будут иметь стойкий характер, то бесполезно заставлять такого ребенка хорошо себя вести, делать все правильно - по образцу. Это все для него непосильно.
6. В том случае, когда родители обращаются с подобными проблемами, специалисты выполняют диагностику:
- Интервью с родителями (Какая проблема в развитии ребенка волнует? Имеют ли место самостимуляции? Чем занят ребенок в течение дня? Чего ребенок боится? Бытовые навыки и др.; далее выделить 3 основные проблемы, оценить важность этих проблем по 10-бальной системе).
- Наблюдение за поведением ребенка и клинические пробы. Таких проб очень много. Некоторые из них приведены в книге Дж. Айрес (“Держать ребенка за руку и просить ее забрать”; “Упираться ладонью в ладонь ребенка, пытаясь получить мышечный ответ, т.е. в N ребенок должен оттолкнуть ладонь взрослого).
- Нейропсихологическое обследование по методу ASI® (Ayres Sensory Integration) или метод сенсорной интеграции Джин Айрес c успехом применяется от рождения до подросткового возраста (результаты обрабатываются по нормативной шкале и делается заключение: сюда же входит анкетирование детей с использованием SIPT- сенсорная интеграция и праксис – тест – 4 теста для детей от 5 до 8 лет. Стандартизированные тесты для исследования функционирования сенсорной сферы позволяют с большой точностью определить причины неадекватной моторной или эмоциональной/поведенческой реакции ребенка.
7. В результате диагностики намечается план коррекционной работы.
Вмешательство в развитие ребенка, основанное на методах сенсорной интеграции, не сосредоточено на обучении конкретным навыкам, например таким, как выделение величины, формы или классификации по цвету. Оно учит ребенка, как организовать мозг, чтобы он лучше работал. А это поможет ему в освоении как раз уже конкретных умений и навыков. Фундаментом когнитивных функций служит сенсомоторное развитие (ощущения и движения). Поэтому, играя в самые обычные игры («Шумелки», «Стучалки", Лего, подвижные игры) ребенок учится основе основ: он учится учиться.
Так, занятия специалистов в сфере сенсорной интеграции проводятся 2р/нед. по 30 мин. в спортивном зале (большие мячи, кегли, наклонные доски на колесах, пуфики, балансировочные доски и др.)
Таким образом, нарушения в развитии сенсорных систем - это реальные первичные проблемы, с которыми нужно работать. Специалисты ЦЛП работают в команде (нейропсихолог, детский психолог, логопед, дефектолог). Совместно составляют маршрут, по которому ведут ребенка, выполняя при этом каждый свои функции.
ЦЛП г. Москва осуществляет повышение квалификации по программе дополнительного профессионального образования “Современные подходы и новые технологии в работе с детьми и взрослыми, имеющими ограниченные возможности здоровья”.
Тема 1. Использование инновационных технологий в ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья.
Тема 2. Специфика подходов и нестандартные приемы работы с детьми, имеющими расстройства аутистического спектра.
Тема 3. Использование инновационных технологий в ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья.
В программу включено направление “Методы организации взаимодействия родителей и педагогов, семейная служба (психологическая и правовая поддержка семей, воспитывающих детей-инвалидов) и др.
Каждый курс 72 часа (6 календарных дней). Удостоверение о краткосрочном повышении квалификации. Стоимость (2014г.) 12 000 руб. Содействие в подборе общежития гостиничного типа стоимостью от 450 руб./сут.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Концепция развития системы помощи детям с нарушениями зрения Приморского р-на
Целью разработки данной концепции является научное обоснование путей развития ДОУ № 36 Приморского района Санкт-Петербурга, определение реальных перспектив перестройки системы....
Научное исследование в области педагогики и психологии по проблеме помощи детям с нарушением слуха в условиях интеграции в общеобразовательное учреждение
На сегодняшний день, перед родителями слабослышащего ребёнка стоит очень важный вопрос: куда отправить учиться своего ребёнка – в специальное образовательное учреждение II типа или в интегрированный к...
Групповые занятия с использованием верботонального метода в системе ранней помощи детям с нарушением слуха и их семьям в условиях реабилитационного центра.
Работа в группе позволяет наилучшим образом развить довербальную активность, невербальную, а затем и вербальную коммуникацию. Применение «Комплексных верботональных занятий» д...
Развитие системы помощи детям с нарушениями опорно-двигательного аппарата в Россиии
Развитие системы помощи детям с нарушениями опорно-двигательного аппарата в Россиии.Авторы статьи Арланова В. М., Кожанова Т. М, Иванова Е. П.В статье рассмотрены особенности психолого-педагогического...
Развитие навыков общения у детей с нарушениями развития с помощью групповых адаптивно-игровых занятий
Опыт работы по развитию навыков общения у детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития с помощью групповых адаптивно-игровых занятий...
Статья_ Агавелян О.К., Бочкарева Т.О., Черкашина Т.А. Некоторые проблемы современной системы образования детей с нарушениями развития//Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал.
Публикация: Агавелян О.К., Бочкарева Т.О., Черкашина Т.А. Некоторые проблемы современной системы образования детей с нарушениями развития//Мир педагогики и психологии: международный научно-практически...