Развитие наглядно-образного мышления детей средней группы посредством игр со строительным материалом
методическая разработка по конструированию, ручному труду (средняя группа)

Дарья Барчугова

В современном обществе все более актуально встает вопрос о воспитании творческой личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно мыслить, решать новые жизненные проблемы. Для того, чтобы выжить в ситуации постоянных изменений, чтобы адекватно на них реагировать, человек должен активизировать свой творческий потенциал. Разнообразные занятия с применением строительных игр в детском саду предоставляют реальный шанс каждому малышу раскрыть свои конструктивные способности, развить логическое и пространственное мышление, воображение, самостоятельность и навыки взаимодействия, а педагогам позволяют увлечь ребят техническим творчеством. Ключевая роль воспитателя - организовать пространственно-образовательную среду, создать необходимые условия, пробуждающие познавательную активность ребёнка и его стремление к самосовершенствованию.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_po_kontruirovaniyu_srednyaya_gruppa.docx20.33 КБ

Предварительный просмотр:

В современном обществе все более актуально встает вопрос о воспитании творческой личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно мыслить, решать новые жизненные проблемы. Для того, чтобы выжить в ситуации постоянных изменений, чтобы адекватно на них реагировать, человек должен активизировать свой творческий потенциал. Разнообразные занятия с применением строительных игр в детском саду предоставляют реальный шанс каждому малышу раскрыть свои конструктивные способности, развить логическое и пространственное мышление, воображение, самостоятельность и навыки взаимодействия, а педагогам позволяют увлечь ребят техническим творчеством. Ключевая роль воспитателя - организовать пространственно-образовательную среду, создать необходимые условия, пробуждающие познавательную активность ребёнка и его стремление к самосовершенствованию.

В тексте Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее ФГОС ДО) говорится, что игра является сквозным механизмом развития ребёнка [1, с. 43], посредством которой реализуются содержание пяти образовательных областей: «Социально - коммуникативное развитие»; «Познавательное развитие»; «Речевое развитие»; «Художественно - эстетическое развитие»; «Физическое развитие». Игра является ведущим видом деятельности детей, а также формой организации детской деятельности.

В дошкольном детстве закладываются основы всех будущих знаний и умений, именно в этот период формируются творческие способности и наглядно-образное мышление, играющее ключевую роль в познании окружающего мира.

Изучением развития наглядно-образного мышления детей занимались такие авторы, как Л.А. Венгер, Л.С. Выготский, Ж. Пиаже, Л.С. Рубинштейн, Ф.А. Сохин, Г.А. Урунтаева, В.И. Ядешко и др.

Л.С. Выготский подчеркивал важность наглядно-образного мышления для дошкольников в его работах. Он утверждал, что это мышление является основным способом познания мира в дошкольном возрасте. [5]

Л.С. Выготский выделял несколько ключевых аспектов:

  1. Моделирование и символизация: Дети начинают использовать образы и символы для понимания окружающей действительности, что активно способствует развитию их ума.
  2. Социальное взаимодействие: Общение с взрослыми и сверстниками помогает детям усваивать новые образы и соотношения, формируя их мышление.
  3. Игра: Выготский видел в игре важный инструмент для развития наглядно-образного мышления, так как игра стимулирует креативность и позволяет экспериментировать с образами.

Детская игра – это первая и основная деятельность детей, которая берет на себя роль всестороннего развития личности ребенка. Во время игры ребенок, не подозревает сам, что получает жизненный опыт. Он как бы проигрывает все эти ситуации в игре. В процессе игры ребенок развивается и получает подготовку к дальнейшей деятельности.

Особое внимание заслуживают дети 4-5 лет, где активная и познавательная игра становится важнейшим инструментом обучения. Игры со строительным материалом, являясь не только увлекательным занятием, но и мощным средством творческого самовыражения, способны развивать внимание, воображение и мелкую моторику.

Изучением строительных игр занимались такие авторы, как А.Н. Давидчук, Л.В. Куцакова, И.А. Лыкова, В.Г. Нечаева, Л.А. Парамонова, и др. В издании Л.В. Куцаковой «Конструирование и ручной труд в детском саду. Программа и методические рекомендации. Для занятий с детьми 2–7 лет», говорится: Конструирование и ручной труд являются обязательным компонентом развития базовых и творческих способностей ребенка, важнейшим средством умственного, художественно-эстетического развития и нравственного воспитания.

Е.И. Корзакова, З.В. Лиштван и В.Г. Нечаева доказали, что развитие конструктивных способностей детей находится в прямой зависимости от руководства воспитателя детской деятельностью. Если воспитатель систематически обучает детей сооружению различных построек, знакомит их с конструктивными особенностями материалов. то практически все дети овладевают определенным объемом умений и навыков. Строительные игры становятся богаче по содержанию, постройки более разнообразными, лучше технически выполнены.

В процессе игры возрастает потребность в различных предметах, необходимых для реализации игрового замысла. В результате этого повышается интерес детей к строительному материалу как средству воплощения игрового замысла.

В педагогическом руководстве играми детей средней группы открываются возможности для постановки и решения довольно сложных воспитательных задач. Кроме того, строительные игры способствуют развитию мышления, пространственного воображения, лежащих в основе конструкторской деятельности.

В условиях стремительных изменений в образовательной сфере, исследование новых форм взаимодействия с детьми является актуальным и важным для повышения образовательных стандартов и создания комфортной обучающей среды. Противоречия теории и практики состоят в том, что несмотря на большой ассортимент современных строительных материалов для детей, строительная игра в детском саду становится спонтанной, неорганизованной.

Наглядно-образное мышление представляет собой одну из важнейших форм познавательной деятельности детей дошкольного возраста. Этот тип мышления характеризуется непосредственным восприятием объектов окружающего мира через образы, которые формируются в сознании ребенка, без необходимости в абстракции. В отличие от абстрактного мышления, которое оперирует с символами и теоретическими концепциями, наглядно-образное мышление связано с реальным опытом и взаимодействием с окружающими предметами.

Таким образом, игры с строительными материалами являются мощным инструментом развития наглядно-образного мышления у детей дошкольного возраста. Они помогают детям развивать пространственные представления, логическое мышление, творческие способности, а также улучшают эмоциональное и социальное развитие. Важно отметить, что эти игры становятся основой для формирования более сложных познавательных процессов, таких как абстрактное мышление и логическое рассуждение, которые будут необходимы ребенку в дальнейшем обучении.

Роль педагога в этом процессе крайне важна, так как он должен не только организовать процесс игры, но и направить детей на поиск решений, стимулировать их познавательную активность и развивать самостоятельность. Через создание разнообразных задач и ситуаций для детей, педагог помогает развить их способность анализировать, планировать и принимать решения. Также педагог способствует развитию социальных навыков, обучая детей работать в группе и понимать важность взаимодействия с другими.

Таким образом, строительные игры оказывают значительное влияние на всестороннее развитие детей, создавая условия для их интеллектуального, эмоционального и социального роста. Они становятся важным инструментом формирования навыков, которые в дальнейшем будут использоваться детьми в процессе обучения в школе и в жизни в целом.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155. – Москва: Эксмо, 2014. -52 с.
  2. Венгер, А. Л. Клиническая психология развития : учебник и практикум для вузов / А. Л. Венгер, Е. И. Морозова. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 312 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-03304-5. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: (дата обращения: ).
  3. Выготский, Л. С. Психология развития. Избранные работы / Л. С. Выготский. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 281 с. — (Антология мысли). — ISBN 978-5-534-07290-7. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: (дата обращения: ).
  4. Куцакова, Л.В. Конструирование и ручной труд в детском саду. Программа и методические рекомендации. Для работы с детьми 2-7 лет / Л.В. Куцакова ; под общей редакцией М. А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой – Москва : Издательство МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. – 20 с. – ISBN 978-5-86775-635-2. – Текст : электронный – URL : (дата обращения: ).
  5. Нечаева, В.Г. Строительные игры в детском саду : учебное пособие / В.Г. Нечаева, Е.И. Корзакова – Москва: Просвещение, 1966. – 140 с. – Текст : электронный – URL : ;dl=Z5uM4gdQ0CpZEr7ZtECvOvIUzdS5J17HTbrRlGBQozk/ (дата обращения: )


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Курсовой проект «РАЗВИТИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ ПОСРЕДСТВОМ ИГРЫ.»

проект можно использовть в работе с детьми средней группы по  развитию  элементов логического мышления  посредством игры...

«Развитие познавательной активности детей раннего возраста посредством игр со строительным материалом»

Сообщение из опыта работы ДОУ. Игры со строительным материалом очень интересны и увлекательны для малышей, они также и незаменимы для умственного развития и воспитания ребенка...

Проект «РАЗВИТИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ, ВНИМАНИЯ И ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ ПОСРЕДСТВОМ ИГРЫ»

Все мы хотим, чтобы наши дети были смышлеными, любознательными, догадливыми, предусмотрительными, сообразительными – короче говоря – умными. Умен тот, кто умеет мыслить. Разве это умение н...

Развитие музыкальных способностей у детей средней группы посредством сказкотерапии « Путешествие в страну сказок К. И. Чуковского»

План-конспект занятия: "Развитие музыкальных способностей у детей средней группы посредством сказкотерапии "Путешествие в страну сказок К. И. Чуковского" (сказки "Федорино горе&quo...

Развитие познавательной активности детей раннего возраста посредством игр со строительным материалом

Развитие познавательных способностей и познавательного интереса дошкольников — одна из главных и трудных задач в воспитании и развитии детей дошкольников.От того, насколько будут...

План самообразования. Тема самообразования: «Развитие диалогического общения у детей средней группы посредством коммуникативных игр»

Тема самообразования: «Развитие диалогического общения у детей средней группы посредством коммуникативных игр»...