Проект «РАЗВИТИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ, ВНИМАНИЯ И ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ ПОСРЕДСТВОМ ИГРЫ»
проект по математике
Все мы хотим, чтобы наши дети были смышлеными, любознательными, догадливыми, предусмотрительными, сообразительными – короче говоря – умными. Умен тот, кто умеет мыслить. Разве это умение не дано нам природой от рождения? Разве не рождаемся мы уже умными или «не очень», как в сказке П.Ершова: «Старший умный был детина, средний был и так и сяк, младший вовсе был дурак». Да, мы рождаемся с разными задатками, в том числе мыслительной деятельности. Однако не следует думать, что развитие логического мышления –это природный дар, с наличием или отсутствием которого следует смириться. Существует большое количество исследований, подтверждающих, что развитием логического мышления можно и нужно заниматься. Логическое мышление формируется на основе образного и является высшей стадией детского мышления. Достижения этой стадии – длительный и сложный процесс, так как полноценное развитие логического мышления требует не только высокой активности, которые закреплены в словах. Не следует ждать, когда ребенку исполнится 14 лет, и он достигнет стадии формально-логических операций, когда его мышление приобретет черты, характерные для мыслительной деятельности взрослых.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_logicheskoe_myshlenie.docx | 514.24 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ№1 а.Кошехабль
Проект
«РАЗВИТИЕ ЭЛЕМЕНТОВ
ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ, ВНИМАНИЯ И ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ
ПОСРЕДСТВОМ ИГРЫ»
Подготовила:
воспитатель МБДОУ №1
Шевацукова Ф.С.
«Научные понятия не усваиваются и
не заучиваются ребенком, не берутся
памятью, а возникают и складываются с помощью напряжения всей активности
его собственной мысли».
Л.С.Выготский
Актуальность
Все мы хотим, чтобы наши дети были смышлеными, любознательными, догадливыми, предусмотрительными, сообразительными – короче говоря – умными. Умен тот, кто умеет мыслить. Разве это умение не дано нам природой от рождения? Разве не рождаемся мы уже умными или «не очень», как в сказке П.Ершова: «Старший умный был детина, средний был и так и сяк, младший вовсе был дурак». Да, мы рождаемся с разными задатками, в том числе мыслительной деятельности. Однако не следует думать, что развитие логического мышления –это природный дар, с наличием или отсутствием которого следует смириться. Существует большое количество исследований, подтверждающих, что развитием логического мышления можно и нужно заниматься. Логическое мышление формируется на основе образного и является высшей стадией детского мышления. Достижения этой стадии – длительный и сложный процесс, так как полноценное развитие логического мышления требует не только высокой активности, которые закреплены в словах. Не следует ждать, когда ребенку исполнится 14 лет, и он достигнет стадии формально-логических операций, когда его мышление приобретет черты, характерные для мыслительной деятельности взрослых.
Начинать развитие логического мышления следует в дошкольном возрасте.
Но зачем логика маленькому ребенку, дошкольнику? Дело в том, что на каждом возрастном этапе создается как бы определенный «этаж2, на котором формируется психические функции, важные для перехода к следующему этапу. Таким образом, навыки, умения, приобретенные в дошкольный период, будут служить фундаментом для получения знаний и развития способностей в более старшем возрасте – в школе. И важнейшим среди этих навыков является навык логического мышления, способность «действовать в уме». Ребенку, не овладевшему приемами логического мышления, труднее будет даваться учеба – решение задач, выполнение упражнений потребует больших затрат времени и сил. В результате может пострадать здоровье ребенка, ослабнет, а то и вовсе угаснет интерес к учению.
Овладев логическими операциями, ребенок станет более внимательным, научиться мыслить ясно и четко, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы, убедить других в своей правоте.
Учиться станет легче, а значит, и процесс учебы, и сама школьная жизнь будут приносить радость и удовлетворение.
Лев Николаевич Толстой говорил о первых годах своей жизни, что именно тогда приобрел все то, чем теперь живет, и приобрел так много, так быстро, что за всю остальную жизнь не приобрел и сотой доли того: «От пятилетнего ребенка до меня только один шаг. А вот от новорожденного до пятилетнего огромное расстояние».
Логические приемы – сравнение, синтез, анализ, классификация, доказательство и другие применяются во всех видах деятельности. «Сейчас в условиях коренного изменения характера человеческого труда ценность такого знания возрастет. Свидетельство тому – растущее значение компьютерной грамотности, одной из теоретических основ которой является логика» (Ивин Л.А. Логика)
Знание логики способствует культурному и интеллектуальному развитию личности.
Цель проекта.
Создать систему работы по развитию у детей:
- умственных способностей;
- высокой познавательной мотивации;
-свободной, самостоятельной, активной, проявляющей инициативы в деятельности и в общении;
-чувство собственного достоинства и способность уважать других.
Задачи проекта
1.Изучить новинку литератур по данной проблеме.
2. Провести мониторинг мышления детей 4-5 лет.
3. Разработать систему игр по развитию элементов логического мышления.
4. Создать мультимедийные материалы по данной проблеме.
5. Разработать модель взаимодействия с родителями.
Ожидаемые результаты
1. Усвоение детьми приемов анализа, синтеза, сравнения, классификации, умение устанавливать определенной последовательности некоторых событий(семя-росток-цветок и др.)
2.Выработка устойчивого интереса к развивающим играм.
3.Повышение степени активности в самостоятельной деятельности.
4.Высказывание суждения, доказательства. Это достаточно сложная речевая деятельность, но очень необходима. (Ребенок должен уметь объяснять свою позицию, выразить свое мнение и не стесняться этого)
5.Обогащение предметно-пространственной среды в группе.
6. Повышение педагогической культуры родителей.
Участники проекта: 24 детей, воспитатели: Дагужиева Р.Ч., Ешева З. А., Машитлева Н.К., Бореева Р.Н., Дечева С.А., муз. работник Шалбаева О.К. родители.
Этапы реализации проекта:
- Подготовительный.
Сроки: октябрь-2018.
Задачи этапа:
Создать условий, необходимых для проведения успешной работы по исследуемой проблеме.
Составление проекта поэтапного плана работы;
Анализ проблемы: как повысить способность «действовать в уме» у детей среднего возраста;
Создание банка идей и предложений; подбор методической, справочной литературы по выбранной тематике проекта;
подбор необходимых игр и пособий для практического обогащения проекта.
Вводный мониторинг выявления уровня логического мышления детей средней группы.
Разработка конспектов игр-занятий, интеллектуальных викторин, КВН.
Методы:
- Анализ литературы.
- Тестирование детей
- Практическая работа по созданию условий.
- Основной
Сроки: октябрь-декабрь 2018.
Задачи этапа:
- Определить новые направления в работе с родителями.
- Составить новые формы работы с детьми
- Привлечь родителей к сотрудничеству с воспитателем.
- Совершенствование способов мышления, расширение круга мыслительных задач.
- Развитее пространственного и логического мышления
Формы работы с детьми:
Задачи | Способ реализации | сроки |
Определить уровень логического мышления детей - диагностирование | Банк диагностических методик «Мышление детей 4-5 лет» | Октябрь |
Показать достижение детей | Провести день открытых дверей | Октябрь-Ноябрь |
Развивать логическое мышление, внимание, упражнять в нахождении закономерности и обоснование найденного решения, развивать способности самоконтроля | «Бим и Бом в гостях у гнома» | |
Учить решать логические задачи на основе зрительного воспринимаемой информации. Учить понимать поставленную задачу и решать ее. Формировать навык самоконтроли и самооценки | «Поможем Буратино» | октябрь |
Учить решать логические задачи. Учить элементам элементарных рассуждений, развивать поисковую активность детей | «Найти закономерность» «Преврати каждый кружок в какое-нибудь необычное изображение» | октябрь |
Развивать поисковую активность и интеллектуальные способности. Формировать способности к анализу и синтезу. | «Торопись да не ошибись» «Путаница» «Танграм» | октябрь |
Развивать логическое мышление, пространственное представление , смекалку и сообразительность. | «клуб находчивых» «геометрическая таблица» | октябрь |
Учить решать логические задачи на основе зрительно воспринимаемой информации. Формировать навыки самоконтроля и самооценки. | «волшебное яблоко» «найди дорожку» | октябрь |
Учить решать логические задачи на поиск лишней фигуры, группировать предметы по форме, величине, месту расположения. | «Найди ошибку» «кого не хватает» «что лишнее» «мастерская ковров» | ноябрь |
Развивать мышление детей путем классификации предметов по разным признакам. Развивать гибкость и оригинальность мышления. | КВН внутри группы | ноябрь |
Учить решать интеллектуальные задачи на поиск следующей или пропущенной. | Интеллектуальные игры: «четвертый лишний», «Веселые соседи», «торопись да не ошибись», «нарисуй следующую фигуру» | ноябрь |
Развивать интеллектуальное мышление детей | Клуб «всезнайка» | Октябрь-Ноябрь |
Повторение и закрепление знаний и умений детей | Использование интеллектуальных игр во всех видах деятельности | ноябрь |
Работа с родителями
Задачи | Способы реализации | сроки |
Поощрить родительский опыт по использованию педагогически эффективных приемов по развитию мышления детей среднего дошкольного возраста. Повышать педагогическую культуру родителей | Консультации и беседы с родителями на тему «Интеллектуальные игры в жизни детей», «Развитие мышления детей 4-5 лет» | Окт. |
Познакомить родителей эффективными методами обучения детей. | «день открытых дверей» | Нояб. |
Вовлечь родителей к сотрудничеству с воспитателями, выработать у каждого умение организовывать с ребенком игры по развитию логического мышления | Провести родительское собрание на тему «Дидактические игры в интеллектуальном развитии детей» | Окт. |
Определить находчивость, сообразительность и смекалку. Уметь работать в команде. | Провести математический КВН. Деловая игра | Нояб. |
Обогащать родительский опыт новыми интеллектуальными играми | Оформить папку передвижку на тему «игра в жизни ребенка» «Интеллектуальные игры-как средство познания мира математики» | Ноябрь-Декабрь |
Самостоятельная деятельность
Задачи | Способы реализации | сроки |
Закрепление и применение полученных знаний | Экспериментирования | В течении проекта |
Контролировать активность детей | Различные подвижные и настольные игры детей | |
Расширить кругозор. Повышение умственной активности детей | Рассматривание книг, пособий, картин | |
Закрепление и применение полученных знаний | Работа в рабочих тетрадях по развитию мышления детей | |
Закрепление и применение полученных знаний | Игры детей между собой |
Заключительный этап
Сроки: декабрь 2018.
- Подведение итогов по реализации проекта в форме конкурса КВН.
- Повторный мониторинг логического мышления детей.
- Выступление на семинаре воспитателей дошкольных групп с презентацией проекта по данному направлению.
Система работы
1. Классификация игр.
Средством достижения поставленной цели и задач я выбрала игры на развитие логического мышления, творческого и пространственного воображения.
Разделила их следующим образом:
- Предметные: - дидактические (настольно - печатные) - на нахождение размера, цвета, формы, на классификацию предметов и др.
- Роль игры - научить ребенка выполнять поставленную перед ним задачу, действовать по правилам, стремиться к результату, играть самостоятельно или со сверстниками.
Дети должны уметь объяснять правила игры, сразу замечать допущенные ошибки и исправлять их.
Функции дидактических игр для детей среднего возраста разнообразны. Это - игры на сравнение предметов по разным признакам (размеру, форме, цвету, назначению и т.п.), группировку предметов на основе общих признаков (это - посуда, это - обувь и др.). Составление целого изображения из частей, «рядов» из одинаковых предметов по убыванию и возрастанию того или иного признака (по размеру, по ширине, высоте и др.)- развивающие(т.е. имеющие несколько уровней сложности,многообразные в применении): Блоки Дьенеша, палочки Кюизера и др.
Работа с данным материалом подробно описана в книге «Логика и математика для дошкольников.
Блоки Дьенеша. Дидактический материал «Логические блоки» состоит из 48 объемных геометрических фигур, различающихся по форме, цвету, размеру и толщине. В процессе разнообразных действий с логическими блоками (разбиение, выкладывание по определенным правилам, перестроение и др.) дети овладевают различными мыслительными умениями, важными как в плане предматематической подготовки, так и с точки зрения общего интеллектуального развития. К их числу относятся умения анализа, абстрагирования, сравнения, классификации, обобщения, кодирования - декодирования, а также логические операции «не», «и», «или». В специально разработанных играх и упражнениях с блоками у малышей развиваются элементарные навыки алгоритмической культуры мышления, способность производить действия в уме. С помощью логических блоков дети тренируют внимание, память, восприятие.
Палочки Кюизенера. Это универсальный дидактический материал. Основные его особенности - абстрактность, высокая эффективность. Велика их роль в реализации принципа наглядности, представлении сложных абстрактных математических понятий в доступной малышам форме. Работа с палочками позволяет перевести практические, внешние действия во внутренний план. Заниматься с ними дети могут индивидуально или подгруппами. Игры могут носить соревновательный характер. Достаточно эффективным оказывается использование палочек в индивидуально - коррекционной работе с детьми, отстающими в развитии. Палочки могут использоваться для выполнения диагностических заданий. Операции: сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация и сериация выступают не только как познавательные процессы, операции, умственные действия, но и как методические приемы, определяющие путь, по которому движется мысль ребенка при выполнении упражнений.
- игры на развитие пространственного воображения:
строительный материал;
Игры со строительным материалом. Эти игры развивают пространственное воображение, учат детей анализировать образец постройки, чуть позже - действовать по простейшей схеме (чертежу). В творческий процесс включаются логические операции - сравнение, синтез (воссоздание объекта)
счетные палочки;
Игры со счетными палочками развивают не только тонкие движения рук и пространственные представления, но и творческое воображение. Во время этих игр можно развивать представления ребенка о форме, количестве, цвете. Предлагаются следующие задания (для детей 4 - 5 лет):
· выложить;
· сосчитать количество палочек в каждой фигуре;
· назвать геометрические фигуры, из которых составлена фигура;
· сосчитать геометрические фигуры, из которых составлена общая фигура (сколько треугольников? квадратов?);
· сосчитать углы, входящие в фигуру;
· построить фигуру по образцу;
· самому придумать и сложить фигуру.
Игры с палочками можно сопровождать чтением загадок, стихов, потешек, считалок, подходящих по тематике, конструкторы.
- Словесные: - загадки,
- игры на развитие воображения (в том числе - по по ТРИЗ - технологии).
В «Литературной энциклопедии» загадка характеризуется как «замысловатое поэтическое описание какого - либо предмета или явления, испытывающее сообразительность отгадывающего».
Детям пятого года жизни предлагается широкая тематика загадок: о домашних и диких животных, предметах домашнего обихода, одежде, питании, явлениях природы, о средствах передвижения. Характеристика предмета загадки может быть дана полно, подробно, загадка может выступать как рассказ о предмете:
На спине иголки
Длинные и колкие,
А свернется он в клубок
Нет ни головы, ни ног.
(Еж)
Признаки предметов в загадках должны быть определены конкретно и четко, выражены словами в их прямых значениях. Они должны отражать своеобразие внешнего вида и отличительные свойства предмета загадки. Например, в загадке «Брови дугой, нос кочергой, на голове колпак, а сам весельчак» охарактеризован внешний вид героя («брови дугой, нос кочергой»), названа такая часть костюма, как «колпак», а также главная черта его характера - «весельчак». Детям остается объединить все признаки в одно целое, и логическая задача решена - это Петрушка. Для детей средней группы рекомендуются загадки с простыми сравнениями и прозрачными метаморфозами, например: «С неба падают зимою и кружатся над землею легкие пушинки белые…»(снежинки). Сравнение «снежинки - пушинки» точное, ясное, знакомое и понятное детям по их наблюдениям в природе. Облегчает задачу и рифмующаяся отгадка. В загадках «Скатерть бела всю землю одела», «Пушистая вата плывет куда - то», «Чем вата ниже, тем дождик ближе», снег - это «скатерть бела», туча - это «вата». Подобные образные средства понятны детям, благодаря большому внешнему сходству предмета сопоставления - с предметом загадки и конкретному ясному языку, что и делает загадки доступными.
Условия отгадывания. Обучение детей умению отгадывать загадки начинают не с их загадывания, а с воспитания умения наблюдать жизнь, воспринимать предметы и явления с разных сторон, видеть мир в многообразных связях и зависимостях. Развитие общей сенсорной культуры, развитие внимания, памяти, наблюдательности ребенка является основой для мыслительной работы, которую он совершает при отгадывании загадок. Главные условия, обеспечивающие правильное понимание загадок и правильное их отгадывание:
1. предварительное ознакомление детей с теми предметами и явлениями, о которых пойдет речь в загадке (через наблюдение);
2. дополнительные знания, специально подводящие ребят к отгадыванию;
3. знание языка, умение понимать переносное значение слов;
4. чтение художественной литературы.
Найти приемы отгадывания и воспользоваться ими - значит понять логический механизм загадки и овладеть им.
Чтобы отгадать загадку, нужно провести следующие операции в такой последовательности:
·- выделить указанные в загадке признаки неизвестного объекта, т.е. произвести анализ;
·- сопоставить и объединить эти признаки, чтобы выявить возможные связи между ними, т.е. произвести синтез;
·- на основе соотнесенных признаков и выявленных связей сделать вывод (умозаключение), т.е. отгадать загадку.
Тематический подбор загадок дает возможность формировать у детей начальные логические понятия. Для этого, после отгадывания загадок, целесообразно предлагать детям задания на обобщение, например: «А как одним словом назвать лесных обитателей: зайца, ежа, лису? (звери) и т.д.
- Пальчиковые игры:
Эти игры активизируют деятельность мозга, развивают мелкую моторику рук, способствуют развитию речи и творческой деятельности. «Пальчиковые игры» - это инсценировка каких - либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «вверх», «вниз» и т.д. Если ребенок усвоит какую - нибудь одну «пальчиковую игру», он обязательно будет стараться придумать новую инсценировку для других стишков и песенок.
Пример: «Мальчик - пальчик»
- Мальчик - пальчик, где ты был?
- С этим братцем в лес ходил,
С этим братцем щи варил,
С этим братцем кашу ел,
С этим братцем песни пел.
Для успешного усвоения детьми логических операций необходима работа в системе, как на занятиях, так и вне их.
2. Организация работы на занятиях
Учитывая обучающую функцию занятий, я предпочла тематическое планирование. Каждая неделя несет информационный материал по каждой теме («одежда», «игрушки», «транспорт» и др.). Так детьми легче усваивается операция классификации.
Работа на занятиях в первую неделю планируется следующим образом:
1. Познавательное развитие - вносится:
- или 1 объект для подробного изучения (рассказ, объяснение воспитателя, рассматривание объекта, его внешних признаков, функций - подробный анализ);
- или 2 объекта сразу, имеющих общие и отличительные признаки (например, здесь будет проведена активная работа по обучению детей операции сравнения).
(Используются стихи с описанием свойств предмета)
2. На развитии речи идет процесс синтеза - составления короткого рассказа об объекте на основании полученных знаний. Эффективно используются опорные схемы для облегчения рассказывания.
3. На занятии по изодеятельности знания закрепляются на основе синтеза - сначала мысленного, после - практического соединения частей в одно целое.
То же происходит на занятии по конструированию. Здесь можно использовать предварительный анализ постройки. Операция «упорядоченность действий» берется перед самостоятельным выполнением задания (Воспитатель: «Что мы будем делать сначала? Что потом?...» Можно составить вместе с детьми схему - опору последовательности их действий).
На второй неделе для закрепления материала берутся:
· Загадки;
· Использование игр «Что лишнее?», «Угадай по описанию»;
· Словесные игры, в том числе на развитие воображения (по методике ТРИЗ)
В совместную деятельность вносится соответствующий дидактический и развивающий материал.
Занятия проводятся всей группой или по подгруппам. Очень эффективна работа в парах. Занятия делятся на:
- познавательные;
- занятия - наблюдения;
- исследовательские;
- закрепляющие.
Используется наглядный материал - картины, карточки с изображением предметов, сами предметы.
На занятиях по математическому развитию вносятся Блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, танграмы, счетные палочки.
На конструирование берутся строительные наборы - настольные, напольные. Вносятся простейшие схемы - чертежи построек. Ведется работа с конструктором.
Из экспериментального уголка может быть заимствован материал для проведения исследовательской деятельности. Например, для знакомства с единицей измерения на математическом развитии детей подводят к выводу, что измерить можно и воду и песок и ленточку, но только с помощью подходящей мерки - стаканчика, палочки и др. так же могут исследоваться свойства предметов - на познавательном развитии, смешивание красок и получение оттенков - на рисовании.
В ходе занятий используются следующие игровые приемы:
1. Игровая мотивация, побуждение к действию (в том числе мыслительной деятельности);
2. Пальчиковая гимнастика (стимулирующая активность мозга, кроме того - являющаяся прекрасным речевым материалом). Каждую неделю разучивается новая игра.
3. Элементы драматизации - для повышения интереса детей к подаваемому педагогом материалу, создание эмоционального фона занятия.
Пример: В группе имеется набор резиновых игрушек - Хрюша, Степашка, Филя, Каркуша. Когда Хрюша «устраивает» со своими друзьями игру в прядки, то дети охотно помогают ему:
Хрюша: Ребята, где же спрятался Филя?
Дети: Он в шкафу!
(Хрюша забирается на шкаф)
Дети: Да не на шкафу, а в шкафу!
(Хрюша исправляется)
Хрюша: Вот Каркушу мне точно не найти…
Дети (наперебой): Она под кроватью! А Степашка за шкафом стоит.
Итог: Хрюша - доволен. Дети - тоже. Воспитатель же выполнил поставленную задачу - провел работу по ориентации в пространстве и активизировал детский словарь (предлоги на, за, под,…)
Включение детей в драматизацию очень эффективно. Они даже не замечают, что с ними «проводится занятие».
Если ребенок неверно формулирует свои мысли (суждения), то тот же герой (Хрюша) может попросить его объяснить все снова. Ребенок не обижается, а с радостью исправляет свою ошибку (здесь возможна помощь воспитателя).
Метод предварительной ошибки - так же эффективен, особенно при закреплении материала.
Пример: Хрюше дается задание - построить квадрат. Он строит фигуру из 3х палочек. Дети сразу же замечают ошибку (на предыдущем занятии они сравнивали квадрат с треугольником).
Хрюша настаивает на том, что у него получился квадрат. Дети доказывают обратное: «Здесь у фигуры 3 угла и 3 стороны. Значит это треугольник. У квадрата должно быть не 3 стороны, а 4; не 3 угла, а 4.» На вопрос Хрюши «Что же теперь делать?», дети хором отвечают: «Возьми еще одну палочку!». (Одному - двум детям предлагается помочь Хрюше). Воспитатель (обобщает): «Вот видите, теперь действительно получился квадрат: у него 4 равные стороны 4 прямых угла».
3. Организация самостоятельной деятельности.
Планируя свою педагогическую деятельность на неделю, я включаю следующую план - схему по организации игровой совместной и самостоятельной деятельности (он может корректироваться педагогом в течение всего учебного года).
- совместная деятельность - самостоятельная деятельность :
понедельник
Настольно/печатные дидактические игры;
· Загадки (на закрепление изученной ранее темы)
Игры на развитие мелкой моторики:
· Мозаика;
· Шнуровка;
· Игры с пересыпным материалом.
Вторник
Блоки Дьенеша Настольно/печатные
- дидактические игры
Среда
Палочки Кюизенера - Блоки Дьенеша;
- Игры в экспериментальном уголке
Четверг
- работа со строительным материалом (по схеме и без);
- работа со счетными палочками.
- палочки Кюизенера;
- кубики «Сложи узор», «Уникуб».
Пятница
- игры на развитие творческого воображения (элементы методики ТРИЗ);
- внесение новой дидактической игры (развивающей)
- работа со строительным материалом (со схемой и без);
- работа со счетными палочками.
Здесь я предусмотрела следующие пункты:
· Переход одного вида деятельности (игры) из совместной - в самостоятельную;
· Еженедельное внесение в игровую деятельность нового развивающего материала;
· Учитывание временных рамок (т.е., планируя небольшой по объему материал, я тем самым, не сделала ущербной столь важную для ребенка деятельность - сюжетно - ролевую игру).
Совместная деятельность проводится фронтально, но чаще - по группам (3 - 5 человек) и в парах.
Используется состязательный характер игр.
Таким образом, знания, полученные ребенком на занятии, закрепляются в совместной деятельности, после чего переходят в самостоятельную и уже после этого - в бытовую деятельность.
Пример:1. Занятие: знакомство с объектом - Игрушки (ранее - Посуда);
2. Совместная деятельность (игра «Что лишнее?», игры на классификацию и др.);
3. Самостоятельная деятельность:
- собери из частей картинку (чашка, чайник, мячик, пирамидка)
- лото (игрушки, посуда);
4. Использование знаний в бытовой деятельности (ребенок в с/ролевой игре: «Сейчас я вымою всю посуду, а потом - все игрушки…). «Сюда нельзя ставить пирамидку, здесь же стоит посуда! Пирамидку нужно поставить вот сюда, к игрушкам».
Следует отметить, что элементы мыслительной деятельности можно развивать во всех видах деятельности.
Пример: а) Работа в живом уголке:
· исследование (какие цветы политы, а какие нет?)- логическая операция «сравнение»;
· наблюдение за поведением (внешним видом) двух хомячков - логические операции «сравнение», «синтез», «обобщение».
б) Знакомство с березой и рябиной (на прогулке) – логическиеоперации «сравнение», «обобщение».
Диагностика развития мышления у детей в возрасте от 4 до 5 лет
В дошкольном возрасте у детей преобладает наглядно-образное мышление (оперирование образами), поэтому и задания на диагностику уровня развития мышления должны быть соответствующими. Предлагаемые задания могут также использоваться в качестве развивающих упражнений.
1. Методика "Нелепицы".
Методика направлена на выявление особенностей познавательной деятельности ребенка. Позволяет определить детей с выраженными нарушениями познавательной деятельности. Предназначена для детей 4 - 5лет.
Для организации обследования заранее готовится картинка:
Инструкция испытуемому.
Ребенку предлагается рассмотреть картинку. Через 30 секунд экспериментатор спрашивает: "Рассмотрел?" Если ответ отрицательный или неопределенный, дается еще время. Если утвердительный, испытуемому предлагается рассказать, что нарисовано на картинке. В случае затруднения ребенку оказывается помощь:
- Стимулирующая. Исследователь помогает ребенку начать отвечать, преодолеть возможную неуверенность. Он подбадривает ребенка, показывает свое положительное отношение к его высказываниям, задает вопросы, побуждающие к ответу: "Понравилась ли тебе картинка?" "Что понравилось?", "Хорошо, молодец, правильно думаешь'",
-Направляющая. Если побуждающих вопросов оказывается недостаточно, чтобы вызвать активность ребенка, задаются прямые вопросы: "Смешная картинка?", "Что в ней смешного?",
- Обучающая. Вместе с ребенком рассматривается какой-то фрагмент картинки и выявляется его нелепость: "Посмотри, что здесь нарисовано?", "А такое может быть в жизни?", "Тебе не кажется, что здесь что-то перепутано?", "А еще здесь есть что-нибудь необычное?".
Оценка выполнения задания.
При оценке учитываются:
а) включение ребенка в работу, сосредоточенность, отношение к ней, самостоятельность;
б) понимание и оценка ситуации в целом;
в) планомерность описания картинки;
г) характер словесных высказываний.
1-й уровень - ребенок сразу включается в работу. Правильно и обобщенно оценивает ситуацию в целом: "Тут все перепутано", "Путаница какая-то". Доказывает сделанное обобщение анализом конкретных фрагментов. Фрагменты анализирует в определенном порядке (сверху вниз или слева направо). В работе сосредоточен, самостоятелен. Высказывания емки и содержательны.
2-й уровень - ситуация оценивается правильно, но уровень организованности, самостоятельности в работе недостаточен. В ходе выполнения задания нуждается в стимулирующей помощи. При описании картинки фрагменты выделяются хаотично, случайно. Описывается то, на что упал взгляд. Ребенок часто затрудняется в поиске нужных слов.
3-й уровень - оценить правильно и обобщенно ситуацию ребенок сам не может. Его взгляд долго блуждает по картинке. Чтобы ученик начал отвечать, требуется направляющее участие педагога. Усвоенный с его помощью способ анализа применяется при описании, оценке других фрагментов, но работа идет очень вяло. Активность ребенка приходится все время стимулировать, слова вытягивать.
4-й уровень - дать правильную оценку ситуации ребенок не может. Стимуляцию, направляющую помощь "не берет". Образец анализа, данный педагогом, не усваивает, не может перенести его в новую ситуацию, применить при анализе других фрагментов.
Еще примеры заданий подобного типа:
2. Нахождение недостающих частей рисунка среди предложенных на выбор:
3. Задания на нахождение предметов, объединенных каким-то общим признаком (обобщение и классификация)
Оценка выполнения
Не может подобрать ни одной пары .......................0
Правильно подобрал одну пару .............................. 1
Правильно подобрал две пары ................................ 2
Правильно подобрал 4 пары.................................…3
4. Задания на нахождение закономерностей:
5. Простейшие умозаключения (определяется также запас знаний ребенка, эрудиция):
6. Задания на установление логических связей:
Список использованной литературы
- Береславский Л.Я. «Азбука логики»-М., 2001г.
- Венгер А., Дъяченко О.М., Говорова Р.И.,Цеханская Л.И. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста.-М.,1999г.
3. Волонина В.В. Занимательная математика С.Петербург, 1996г.
4 . КовалевВ.И. Развивающие игры:10 шагов к успеху. -М., 2004г.
5. Михайлова З.А. Игровые занимательные для дошкольников. -М., 1990г.
6. Мисуна С. Развиваем логическое мышление// Дошкольное воспитание 2005г. №12 с.21.
7. Мисуна С. Развиваем логическое мышление// Дошкольное воспитание 2005г. №8 с.48.
8.Моисеева Г.«Пальчиковые игры - упражнения»// Дошкольное воспитание 2000 г. № 10 с.45
9. Петорсон Л.Г., Кочемасова Е.Е., Игралочка -М., 2004г.
10. Савенкова А. Конкурс интеллектуалов// Дошкольное воспитание 1998 г. №2 с.6.
11.Синицына Е. Логические игры и задачи -М., 2004г.
12. Шумакова О.В. Математические сказки // Ребенок в детском саду 2004-№2 с.53.
13.Узорова О. Л., Нефедова С. Р. «Развиваем руки - чтоб учиться и писать и красиво рисовать» М. 2000 г.
14.Узорова О. Л., Нефедова С. Р.,«Пальчиковая гимнастика» М. 2002 г.
План проекта на тему:
«Развитие элементов логического мышления внимания и памяти у детей средней группы посредством игры.»
Цель проекта:Создать систему работы по развитию у детей:
-умственных способностей;
-высокой познавательной мотивации;
-свободной, самостоятельной, активной, проявляющей инициативы в деятельность и в общении;
-чувство собственного достоинства и способность уважать других.
Задачи проекта:
1.Изучить новинку литератур по данной проблеме.
2.Провести мониторинг мышления детей4-5 лет.
3.Разработать систему игр по развитию элементов логического мышления.
4.Создать мультимедийные материалы по данной проблеме.
5.Разработать модель взаимодействия с родитетями.
Этапы реализации проекта:
1.Подготовительный.
Сроки:октябрь2018
Задачи этапа:
Создать условий, необходимых для проведения успешной работы по исследуемой проблеме.
Составление проекта поэтапного плана работы;
Анализ проблемы: как повысить способность «действовать в уме» у детей среднего возраста;
Создание банка идей и предложений; подбор методической, справочной литературы по выбранной тематике проекта;
Подбор необходимых игр и пособий для практического обогощения проекта.
Вводный мониторинг выявления уровня логического мышления детей средней группы.
Разработка конспектов, игр-занятий, интеллектуальной викторины
Методы:
1.Анализ литературы.
2.Тестирование детей
3.Практическая работа по созданию условий.
2. Основной
Сроки: окт-декабрь
Задачи этапа:
1.Определить новые направления в работе с родителями.
2.Составить новые формы работы с детьми
3.Привлечь родителей к сотрудничеству с воспитателем.
4.Совершенствование способов мышления, расширение круга мыслительных задач.
5.Развитее пространственного и логического мышления.
3.Заключительный этап
Сроки: декабрь2018
1.Подведение итогов по реализации проекта в форме конкурса КВН.
2.Повторный мониторинг логического мышления детей.
3.Выступление на семинаре воспитателей дошкольных групп с презентацией проекта по данному направлению.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Курсовой проект «РАЗВИТИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ ПОСРЕДСТВОМ ИГРЫ.»
проект можно использовть в работе с детьми средней группы по развитию элементов логического мышления посредством игры...
Обобщение педагогического опыта РАЗВИТИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ПОСРЕДСТВОМ ИГРЫ (средний дошкольный возраст)
Большой популярностью в дошкольной педагогике пользуется методика ТРИЗ. Ее основная задача - развитие творческого воображения и творческих способностей дошкольников. В работе представлены нетрадиционн...
Развитие элементов логического мышления посредством игры в старшей группе.
Развитие элементов логического мышления посредством игры в старшей группе....
Занятие по развитию элементов логического мышления " Подбор родового понятия к видовым" (подготовительная группа)
Занятие разработано с учетом задач программы «Развитие+» (Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко, Н. С. Варенцова и др.). В конспект включены игры, упражнения, сюрпризные моменты, так нравящие...
Творческий педагогический проект «Развитие элементов логического мышления у детей старшего дошкольного возраста (5 -7 лет) с ЗПР посредствам дидактических игр и упражнений»
Именно в дошкольном возрасте очень важно стимулировать развитие мыслительных процессов: умение сравнивать, узнавать, обобщать, делать выводы для безболезненного, плавного перехода дошкольника из ДОУ в...
ПРОЕКТ "Развитие элементов логического мышления у воспитанников старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития посредством дидактических игр и упражнений"
Жизнь в двадцать первом веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной является проблема роста доли детей, имеющих отклонения в психическом развитии и нуждающихся в создани...
Проект «Развитие элементов логического мышления у детей средней группы посредством игры»
Все мы хотим, чтобы наши дети были смышлеными, любознательными, догадливыми, предусмотрительными, сообразительными – умными. Умен тот, кто умеет мыслить. Разве это умение не дано нам природ...