Программа творческого объединения детей «Волшебный завиток»
рабочая программа по конструированию, ручному труду

Мартыновская Светлана Григорьевна

Предлагаемая программа предназначена для реализации работы по ознакомлению детей с различными способами художественной обработки бумаги через ознакомление с техникой оригами, различные виды аппликации, торцевание, квиллинг в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kruzhka_volshebnyy_zavitok.docx27.3 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Снежинка»

Программа творческого объединения детей «Волшебный завиток»

(средний и старший дошкольный возраст)

 

                                                                                 Разработала :

                                                                                 Мартыновская С.Г.

г. Гагарин

Пояснительная записка

«Истоки творческих способностей и дарований детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерства в детской ладошке, тем умнее ребенок».

Сухомлинский В.А.

Сегодня  время вносит свои коррективы в развитие дошкольников. Исходя из задач ФГОС - создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, и  взрослым, наиболее результативным становится то познание, которое достигнуто в результате совместного общения, игры, в результате осознания результата своей деятельности, фантазии.

Предлагаемая программа предназначена для реализации работы по ознакомлению детей с различными способами художественной обработки бумаги через ознакомление с техникой оригами, различные виды аппликации, торцевание, квиллинг в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Оригами – это сложение различных  фигур из разноцветных квадратных листов бумаги.  

Не перечислить всех достоинств оригами в развитии ребенка. Доступность бумаги как материала, простота ее обработки привлекают детей. Они овладевают различными приемами и способами действий с бумагой, такими, как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание.

Оригами развивает у детей способность работать руками под контролем сознания, у них совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев, происходит развитие глазомера. Разработка тонких и точных движений необходимо ребенку не только для того, чтобы уверенно управлять своим телом, деликатная моторика пальцев развивает мозг, его способность контролировать, анализировать, повелевать.

Оригами способствует концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат.

Оригами имеет огромное значение в развитии конструктивного мышления детей, их творческого воображения, художественного вкуса.

Оригами стимулирует и развитие памяти, так как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания.

 Оригами способствует созданию игровых ситуаций. Сложив из бумаги фигурки животных, дети включаются в игру-драматизацию по знакомой сказке, становятся сказочными героями, совершают путешествие в мир цветов и т. д. И это еще далеко не все достоинства, которые заключает в себе волшебное искусство оригами.

В процессе складывания фигур оригами дети познакомятся с основными геометрическими понятиями (угол, сторона, квадрат, треугольник и т. д.), одновременно  происходит обогащение словаря специальными терминами. Дети смогут легко ориентироваться в пространстве и на листе бумаги, делить целое на части, что необходимо детям дошкольного возраста. Кроме этого дети узнают  много  нового, что относится  к геометрии и математике.

Простейшие способы конструирования поделок основаны на умении складывать квадрат пополам, по вертикали или диагонали и последовательном сгибании бумаги  сначала вдоль, а потом поперек, подравнивая стороны к противоположным углам.

По мнению многих авторов, эти действия доступны детям дошкольного  возраста. Также не стоит забывать о том, что оригами развивает мелкую моторику рук, а,  следовательно, и речь (речевой центр и центр, управляющий  мелкими движениями пальцев, находятся рядом в головном мозге человека, взаимно влияют друг на друга).

Модульное оригами. Это новое модное направление искусства создания бумажных фигурок. Поделки модульного оригами выполняются из нескольких частей- модулей, которые могут сложить даже дети  средней группы, движение рук и модули превращаются в зверей, птиц, корабли и даже рыцарские замки. Для поделок подходят даже листы из старых журналов.

Квиллинг. В России искусство квиллинга считается корейским и известно как бумагокручение. Однако истоки этого рукоделия восходят к монастырям Европы XVI века, а по некоторым сведениям — даже к ранним цивилизациям Ближнего Востока и Древнего Египта, где оно эволюционировало из других видов филиграни. Технику квиллинга (квилинг, бумагокручение, бумажная филигрань) применяют для изготовления объёмных открыток, украшения предметов, создания декоративных панно и даже объёмных скульптур. Каждая композиция в квиллинге состоит из бумажных элементов различной формы, приклеенных к основе или склеенных между собой. Обычно для этого тонкие полоски бумаги скручиваются в рулончики (роллы), которым затем дают немного развернуться и придают форму, но существуют и другие способы изготовления элементов. Квиллинг часто комбинируют с другими техниками, например используют в скрапбукинге. В технике квиллинга делают открытки, панно, с его помощью декорируют предметы быта (коробочки, рамочки для фотографий и т.п.), из полосок бумаги также изготавливают ажурную и оригинальную бижутерию. 

Торцевание- это своеобразный вид аппликации из бумаги. Таким способом могут создаваться  мозаичные изображения. В основе торцевания лежит принцип вырезания квадратиков из гофрированной бумаги нужного цвета и размера, в зависимости от выполняемого изделия. Вырезанные квадратики с помощью клея или зубочистки закрепляются на поверхности формы. Торцеванием можно выполнить всевозможные панно, декоративные открытки, сюжетные композиции. Материалом для выполнения таких работ служит цветная бумага, а также цветная гофрированная бумага

В плане подготовки детей к школе знакомство с различными техниками работы с бумагой ценно еще тем, что посредством этой деятельности формируются важные качества  :

  • умение слушать воспитателя
  • принимать умственную задачу и находить способ ее решения
  • переориентировка сознания детей с конечного результата на способы выполнения
  • развитие самоконтроля и самооценки
  • осознание собственных познавательных процессов.

Цель программы

Ознакомление  детей с  искусством оригами,  всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе  овладение элементарными приемами техники оригами, как художественного способа конструирования из бумаги.

Задачи программы

Обучающие :

  1. Знакомить  детей с основными геометрическими понятиями и базовыми формами оригами.
  2. Формировать  умения следовать устным инструкциям.
  3. Обучать  различным техникам работы с бумагой: квиллинг, торцевание, оригами.
  4.  Учить самостоятельно создавать композиции  , выполненные в различных техниках .  

Развивающие :

  1. Развивать внимание, память, логическое и пространственное  воображения.
  2. Развивать мелкую моторику  рук и глазомер.
  3. Развивать  художественный  вкус, творческие способности и фантазии детей.
  4. Развивать у детей способность работать руками, приучать  к точным движениям пальцев,  совершенствовать мелкую моторику рук, развивать  глазомер.
  5. Развивать пространственное воображение.

Воспитательные :

  1. Воспитывать художественно-эстетический вкус.
  2. Расширять коммуникативные способностей детей.
  3. Способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей.
  4. Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.   

 

 

Календарно-тематическое планирование.

М

Е

С 

Я

Ц

№ п/п

Тема занятия

Материал

Средняя группа

Материал

Старшая группа

с

е

         н

т

я

б

р

ь

1

До свидания лето !

Полоски цветной бумаги 0.5 см, дырокольные стрекозы,бабочки

2

Дерево счастья

Полоски цветной гофрированной бумаги 2см х 7см, полоски коричневой гофр. бумаги 3х15см

3

Ягоды на тарелочке

Салфетки (красные , синие,оранжевые), де-коративные тарелочки

Полоски цветной бумаги для квиллинга  декоративные тарелки

4

Подсолнухи

Гофрированная бумага желтого, зеленого и черного цвета.

О

к

т

я

б

р

ь

5

Осенние деревья

Полоски  коричневой гофр. бумаги 3х15см. , дырокольные листочки разной формы

Полоски  коричневой гофр. бумаги 3х15см., треугольники цветной бумаги красно-оранже-вых оттенков (складыва-ем гармошкой)

6

Бархатцы

Салфетки оранжевого, желтого цвета

7

Грибы в корзинке

Салфетки , гофрированная бумага . выкладываем изображение цветными шариками из бумаги

Квадраты цветной бумаги , полоски для плетения корзины

8

Рябина

Салфетки красные, оранжевые, коричневые

Полоски бумаги 0,5 см. красного, оранжевого, зеленого цвета

н

о

я

б

р

ь

9

Друзья прилетели (вык-ладываем изображение)

Салфетки красного, жел-того цвета.  

Гофрированная бумага (торцевание)

10

Модульное оригами «Елочка»

Круги зеленого цвета

Квадраты зеленого цвета

11

Снегирь (синичка) на ветке (объемное изображение)

Красная, желтая, зеленая бумага

12

Открытка ко Дню Матери

д

е

к

а

б

р

ь

13

Коллективная работа «Зимняя встреча»

Красная, желтая, зеленая бумага

14

Еловая ветка с шишками

Гофрированная бумага зеленого и коричневого цвета

15

Новогодняя открытка

16

Символ года. Новогодний сувенир

я

н

в

а

р

ь

17

Пуансетия

Гофрированная бумага красного , зеленого и желтого цвета

18

Снеговики (выкладыва-ние изображение из бумажных комочков)

Гофрированная бумага белого цвета

19

Овечка из ватных палочек

Ватные палочки , нитки

ф

е

в

р

а

л

ь

20

Пудель из ватных комочков

Вата , шаблон пуделя

21

Яблоко с червячками

Красная бумага, полоски зеленой бумаги

22

Открытка для папы

23

Открытка для мамы

 м

а

р

 т

24

Мимоза

Гофрированная бумага желтого цвета, зеленая бумага для листьев

25

Коллективная работа «Мимоза»

Гофрированная бумага желтого цвета, зеленая бумага для листьев

26

Цыпленок (из комочков)

Гофрированная бумага желтого цвета

27

Весенняя ветка

а

п

р

е

л

ь

28

Коллективная работа «Космические дали»

Цветная бумага, ватман, акварель для фона

29

Тюльпаны

Цветная бумага, шаблон цветка

30

Пасхальный сувенир

Гофрированная бумага желтого цвета , яичная скорлупа

31

Коллективная работа «Пасхальная открытка»

Гофрированная бумага желтого , белого, коричневого цвета , яичная скорлупа,

м

а

й

32

Открытка для ветерана

Шаблон открытки, круги цветной бумаги

Шаблон открытки, квадраты цветной бумаги

33

Нарциссы

Белая бумага, квадраты желтой и оранжево гофрированной бумаги

34

Коллективная работа «Здравствуй , лето!»

Полоски белой бумаги, желтая гофрированная бумаги

Литература  

 

  1. Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Оригами в вашем доме.  М.: «Легпромбытиздат»,  1994 г.
  2. Афонькин С.Ю. Материалы Конференции по оригами в С.-Петербурге. Ж-л «Оригами» № 5.
  3.  Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю.    Все об оригами .   СПб.: Кристалл, М.: Оникс, 2004 г.,  
  4. Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Энциклопедия оригами для детей и взрослых 
  5.  Мусиенко С., Бутылкина Г.  Оригами в детском саду
  6. Труды I конференции по оригами в С.-Петербурге     «Оригами и педагогика», М.:Аким, 1997 г. 
  7. Шумаков Ю.В., Кочеткова Е.Р., Учимся оригами. Практический курс для начинающих Ростов-на-Дону, «Лицей», 1995.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования детей "Волшебный завиток"

Одним из новых и удивительно интересных способов увлеч детей творчеством, а так же развить мелкую моторику, аккуратность, художественный вкус, воспитать усидчивость и многое многое другое стал для мен...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности «ВОЛШЕБНЫЙ ЗАВИТОК» (квиллинг)

Программа "Волшебный завиток направлена на всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладения элементарными приемами техники «бумагокручение», как художе...

Рабочая программа творческого объединения "Сказка" для детей среднего дошкольного возраста

Художественно-эстетическое воспитание занимает одно из ве­дущих мест в содержании воспитательного процесса дошкольного образовательного учреждения и является его приоритетным на­правлением.В с...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа творческого объединения «Речевичок» (далее - Программа)социально- педагогической направленности для детей

В работе используется основной принцип дидактики: от простого к сложному, подбора занятий, их интенсивность, количественный и качественный состав (то есть количество упражнений, игр и степень их сложн...

Рабочая программа творческого объединения «Дорожная азбука» (дорожная безопасность) для детей старшего дошкольного возраста в МБДОУ «Радуга» на 2021-2022 учебный год

Программа по реализации дополнительных образовательных услуг по обучению дошкольников правилам дорожного движения и безопасному поведению на дороге «Дорожная азбука» в рамках реализац...

Программа по дополнительному образованию "Волшебный завиток"

Программа по дополнительному образованию детей средней группы "Волшебный завиток" (программа рассчитана на 3 года для детей средней, старшей и подготовительной к школе групп)...

Рабочая программа творческого объединения «Волшебная ниточка»

Программа творческого объединения «Волшебная ниточка» направлена на развитие художественного вкуса, художественных способностей и склонностей к различным видам искусства, творческого подхо...