Рабочая программа творческого объединения «Волшебная ниточка»
методическая разработка по коррекционной педагогике
Программа творческого объединения «Волшебная ниточка» направлена на развитие художественного вкуса, художественных способностей и склонностей к различным видам искусства, творческого подхода, эмоционального восприятия, подготовки личности ребенка дошкольного возраста, имеющего ограниченные возможности здоровья (далее ОВЗ), к постижению великого мира искусства, формированию стремления к воссозданию чувственного образа восприятия мира.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nitkografiya.docx | 59.88 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД КОМИБИНИРОВАННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ №4» ГОРОДА СОСНОВОБОРСКА
РАССМОТРЕНО педагогическим советом №__ МАДОУ ДСКН № 4 г.Сосновоборска Протокол №_____от_____2022 г. | УТВЕРЖДЕНО Заведующий МАДОУ ДСКН №4 г. Сосновоборска В.В. Тиншан Приказ №____от______2022 г. |
Рабочая программа творческого объединения
«Волшебная ниточка»
Составитель:
Учитель-дефектолог
Чильдинова Анна Викторовна
Сосновоборск
2022
Оглавление
Введение…………………………………………………………………………..
- Целевой раздел…………………………………………………………………
Пояснительная записка………………………………………………………….
- Содержательный раздел………………………………………………………..
- Организационный раздел………………………………………………………
Программное обеспечение……………………………………………………….
Введение
Рабочая программа «Волшебная ниточка» разработана в соответствии с основными нормативно-правовыми документами, регламентирующими деятельность дошкольников:
- Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273 – ФЗ (ред. от 31.07.2020) «Об образовании в Российской Федерации» с изменениями и дополнениями;
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования от 17.10.2013 г. № 1155;
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 года № 28 «Об утверждении СанПиН 2..4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдых и оздоровления детей и молодежи»;
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30 сентября 2020 г. № 533 «О внесении изменений в порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. №196»;
- Приказ Министерства просвещения РФ от 09 ноября 2018 года № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Стратегия развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 29.05.2015 г. № 996-р.
- Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р);
- Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования для детей с амблиопией и косоглазием;
- Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования для детей с нарушением зрения.
- Целевой раздел
1.1.Пояснительная записка.
Направленность программы.
Программа творческого объединения «Волшебная ниточка» направлена на развитие художественного вкуса, художественных способностей и склонностей к различным видам искусства, творческого подхода, эмоционального восприятия, подготовки личности ребенка дошкольного возраста, имеющего ограниченные возможности здоровья (далее ОВЗ), к постижению великого мира искусства, формированию стремления к воссозданию чувственного образа восприятия мира.
Новизна и актуальность.
Ниткография – вид изобразительного искусства, пришедший к нам из Мексики и представляющий собой подобие аппликации, в которой на основу наклеивают толстые разноцветные нити. Таким образом заранее нанесенный контур шаг за шагом заполняется цветом, как при рисовании фломастером. В настоящее время используется большое количество средств и методов для развития мелкой моторики, одним из которых является «ниткография».
Ниткография - выкладывание с помощью шнурка или толстой нити контурных изображений различных предметов, то есть «рисование» с помощью нити. Понятие «ниткография» имеет два смысловых корня: «нитка» - подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла, «графия» - создавать, изображать образ предмета.
Творческое объединение «Волшебная ниточка» ориентирован на интересное проведение досуга и творческое самовыражение. Каждое занятие включает мотивацию, художественное слово, пальчиковую гимнастику, физкультминутку. Во время выполнения работ в технике «ниткография» для снятия излишней возбудимости детей с нарушением зрения, создания непринужденной и творческой атмосферы используются аудиозаписи звуков живой природы и музыки, а также элементы сказкотерапии. В результате у детей происходит выравнивание психомоторных процессов, изменение их поведения, улучшение личных взаимоотношений. Благодаря занятию ниткографией, развиваются воображение, зрительное восприятие, мелкая моторика рук, а так же моторно-зрительная координация. Все вместе это позволяет подготовить руку ребенка к письму, наладить с ним психологический контакт, привить уважение к прекрасному, а так же развить талант в декоративно-прикладном творчестве. Недаром мудрая пословица гласит: «Рука научит голову». Развитие мелкой моторики пальцев рук является одним из показателей интеллектуальности ребенка.
Отличительные особенности программы.
Данная Программа направлена на решение задач ФГОС ДО в области художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста, имеющих нарушения зрения. Специфика образовательной деятельности с нитью расширяет возможности для познания прекрасного, для развития у детей эмоционально-эстетического отношения к действительности. Изобразительное искусство формирует убеждения ребенка, влияет на поведение, оказывает влияние на развитие чувства цвета, учит видеть красоту сочетания разных цветов и оттенков.
Цель и задачи программы:
Цель. Создание условий для развития творческих способностей дошкольников, их эстетического развития.
Задачи.
- Учить детей создавать изображение способом «ниткография»;
- Показать алгоритм выполнения рисунков техникой «ниткография», учить выкладывать рисунок из пряжи;
- Вызвать интерес к нетрадиционному художественному творчеству, способствовать развитию воображения при изготовлении поделки из ниток;
- Развивать чувство формы и цвета, мелкую моторику рук,
глазомер, сенсорное восприятие, логическое мышление, обогащать словарный запас;
- Формировать умение составлять простые композиции; личностное отношение к результатам своей деятельности;
- Воспитывать навыки аккуратной работы, самостоятельность, отзывчивость, доброту, желание участвовать в создании индивидуальных и коллективных работах, помогать товарищам.
Принципы:
- Наглядность.
- Сознательность и активность.
- Доступность.
- Учёт возрастных и индивидуальных особенностей детей с ОВЗ.
- Систематичность и последовательность.
- Вариативный подход.
Адресат программы
Для прохождения программы не требуется предварительная подготовка. Возраст обучающихся с нарушением зрения 5-7 лет. Наполняемость групп: 5-6 человек.
Сроки реализации программы и объем учебных часов
Программа рассчитана на 1 год обучения: 36 часов.
Формы обучения
Форма обучения по программе - очная.
2.Содержательный раздел.
Календарно-тематическое планирование.
Неделя | Тема | Цель | Оборудование |
Октябрь | |||
1 – 2 неделя | Знакомство детей с техникой рисования «ниткгорафия», с видами волокнистых материалов, с ножницами и правилом пользования ими. «Мяч» | Познакомить детей с техникой рисования «ниткография», учить создавать изображение мяча, ориентироваться на плоскости, развивать моторику рук, аккуратность, воспитывать интерес к изобразительным материалам. | Иллюстрации, альбомы, поделки, листы бархатной бумаги с изображением линий в разных направлениях, пряжа красного, жёлтого, зелёного, синего цвета. |
3 – 4 неделя | Знакомство детей с техникой рисования «ниткгорафия», с видами волокнистых материалов, с ножницами и правилом пользования ими. «Овощи» | . Учить детей подбирать цвет нитей в соответствии с цветом выбранного овоща; развивать мелкую моторику рук, внимание, усидчивость, воспитывать аккуратность. | Листы бархатной бумаги, шерстяные нити разных цветов, ножницы. |
Ноябрь |
|
| |
1 неделя | «Флаг России» | Познакомить с государственной символикой: флаг. Учить детей создавать изображение (флаг), использовать в работе необходимые цвета нитей. Развивать умение пользоваться ножницами. Воспитывать чувство гордости за родину, аккуратность. | Листы бархатной бумаги, шерстяные нити красного, белого и синего цвета, ножницы. |
2 неделя | «Тарелочка» | Вызвать у детей желание изготовить красивую тарелочку, проявляя свое творчество. Развивать умение пользоваться ножницами, быть аккуратным. Воспитывать усидчивость. | Листы бархатной бумаги, шерстяные нити разных цветов, ножницы. |
3 неделя | «Шапочка» | Продолжать учить детей создавать изображение (рукавичка), не выходя за контур, использовать в работе разнообразную цветовую гамму. Развивать усидчивость, мелкую моторику рук. Воспитывать аккуратность, желание помогать товарищам. | Листы бархатной бумаги, шерстяные нити разных цветов, ножницы. |
4 неделя | «Ваза с цветами» | Учить детей использовать в работе творческую фантазию, создавая изображение вазы с цветами. Развивать у детей эстетические чувства цвета и композиции. Воспитывать желание доводить начатое до конца, помогать товарищам, испытывающим затруднения в выполнении работы. | Листы бархатной бумаги, шерстяные нити разных цветов, ножницы. |
Декабрь | |||
1 неделя | «Рябинка для снегиря» | Продолжать учить детей вырезать кусочки ниток для работы, подбирать необходимые цвета нитей, создавая изображение. Развивать мелкую моторику рук, воспитывать, аккуратность, усидчивость, заботливое отношение к зимующим птицам. | Листы бархатной бумаги, шерстяные нити, красного, коричневого цвета, ножницы. |
2 неделя | «Снежинки» | Уточнить с детьми время года, зимние приметы. Учить детей создавать изображение снежинок. Развивать мелкую моторику рук, аккуратность, | Листы бархатной бумаги, шерстяные |
усидчивость, воспитывать желание помогать товарищам. | нити белого и синего цвета, ножницы. | ||
3 неделя | «Праздничное дерево» | Уточнить знания детей о деревьях. Учить рисовать ёлку способом «ниткография». Развивать умение использовать свою фантазию для оформления своей работы, воспитывать аккуратность при работе с ножницами. | Листы бархатной бумаги, шерстяные нити разных цветов, ножницы. |
4 неделя | «Зимняя фантазия» (коллективная композиция) | Учить создавать коллективную композицию на основе индивидуальных работ, составлять теплую и холодную цветовую гамму с помощью ниток. Закреплять умение пользоваться ножницами, Воспитывать внимательность, неторопливость. | Листы бархатной бумаги, шерстяные нити разных цветов, ножницы. |
Январь |
|
| |
1-2 неделя | Знакомство детей с техникой рисования «ниткгорафия», с видами волокнистых материалов, с ножницами и правилом пользования ими. «Шарик для елочки» | Продолжать знакомить детей с волокнистыми материалами и их свойствами; учить вырезать кусочки цветных нитей и наклеивать, сыпать их на основу; развивать умение работать ножницами, клеем. | Разноцветные нити, лист картона с изображением (елочной игрушки) шарика, клей ПВА, ножницы клеенка, кисть, салфетка. |
3 неделя | «Снеговик» | Продолжать учить детей использовать в работе приёмы «ниткографии» в соответствии с предложенным содержанием. Уточнить способ изображения снеговика. Развивать мелкую моторику рук, воспитывать интерес к неживой природе, аккуратность. | Нити белого, оранжевого, черного, зеленого цвета, лист картона с изображением снеговика, клей ПВА, ножницы клеенка, кисть, салфетка. |
4 неделя | «Домик» | Учить детей использовать в работе задуманное на основе полученных ранее умений и навыков. Учить рисовать домик способом «ниткография». Развивать усидчивость, мелкую моторику рук. Воспитывать аккуратность, желание помогать товарищам. | Нити разных цветов, лист картона с изображением домика, клей ПВА, ножницы клеенка, |
кисть, салфетка. | |||
Февраль | |||
1 неделя | «Колокольчик»
| Учить детей создавать изображение колокольчика, не выходя за контур, использовать в работе разнообразную цветовую гамму. Развивать мелкую моторику рук, усидчивость. Воспитывать желание помогать товарищам, которые затрудняются выполнить то или иное действие. | Нити разных цветов, лист картона с изображением колокольчика, клей ПВА, ножницы клеенка, кисть, салфетка.
|
2 неделя | «Моё настроение» | Учить отображать своё настроение способом рисования «ниткография» и в соответствии с цветовым исполнением. Развивать умение пользоваться ножницами, воспитывать дружеские отношения, интерес к «ниткографии». | Нити разных цветов, лист картона, клей ПВА, ножницы клеенка, кисть, салфетка. |
3 неделя | «Валентинка» | Продолжать учить детей вырезать кусочки ниток для работы, подбирать необходимые цвета нитей для работы, сыпать на основу. Развивать мелкую моторику рук, воспитывать, аккуратность, усидчивость. | Нити разных цветов, лист картона с изображением сердечка, клей ПВА, ножницы клеенка, кисть, салфетка. |
4 неделя | «Подарок для папы»
| Вызвать у детей желание изготовить подарок для папы, проявляя свое творчество, индивидуальность. Развивать умение пользоваться ножницами, воспитывать заботливое отношение к папам, внимательность, аккуратность. | Нити разных цветов, лист картона , с изображением подарка, клей ПВА, ножницы клеенка, кисть, салфетка. |
Март | |||
1 неделя | «Веточка мимозы» | Напомнить детям, что скоро мамин праздник и необходимо изготовить подарки. Подарком будет веточка мимозы. Продолжать учить детей технике «ниткография». Развивать у детей эстетические чувства цвета и композиции. Воспитывать любовь и уважение к мамам. | Нити разных цветов, лист картона с изображением ветки мимозы, клей ПВА, ножницы клеенка, кисть, |
салфетка. | |||
2 неделя | «Весеннее дерево» | Продолжать учить детей вырезать кусочки ниток для работы, подбирать необходимые цвета нитей для работы, сыпать на основу. Развивать мелкую моторику рук, воспитывать, аккуратность, усидчивость. | Нити зеленого и коричневого цвета, лист картона с изображением дерева, клей ПВА, ножницы клеенка, кисть, салфетка. |
3 неделя | «Пасхальное яйцо» | Продолжать учить детей подбирать необходимые цвета нитей, сыпать на основу, аккуратно пользоваться ножницами и клеем. Развивать мелкую моторику рук, воспитывать, усидчивость, самостоятельность. | Нити разных цветов, лист картона с изображением яйца, клей ПВА, ножницы клеенка, кисть, салфетка. |
4 неделя | «Лиса» | Совершенствовать умение подбирать нитки для работы; сыпать кусочки ниток на основу. Развивать усидчивость, мелкую моторику рук, воспитывать аккуратность. | Нити оранжевого, желтого и черного цвета, лист картона с изображением лисы с колобком, клей ПВА, ножницы клеенка, кисть, салфетка. |
Апрель | |||
1 неделя | «Птица на ветке» | Уточнить знания детей о птицах. Совершенствовать навыки выполнения работы. Учить детей использовать в работе творческую фантазию. Развивать умение быть аккуратным, убирать свое рабочее место, воспитывать заботливое отношение к птицам. | Нити коричневого, черного цвета, лист картона с изображением птички, клей ПВА, ножницы клеенка, кисть, салфетка. |
2 неделя | «Парусник» | Совершенствовать умение подбирать нитки для работы; сыпать кусочки ниток на основу. Развивать | Нити белого, синего и красного |
усидчивость, мелкую моторику рук, воспитывать аккуратность. | цвета, лист картона с изображением парусника, клей ПВА, ножницы клеенка, кисть, салфетка. | ||
3 -4 неделя | «Радуга» | Совершенствовать умение подбирать нитки для работы; сыпать кусочки ниток на основу. Развивать усидчивость, мелкую моторику рук, воспитывать аккуратность. | Нити разных цветов, лист картона с изображением радуги, клей ПВА, ножницы клеенка, кисть, салфетка. |
Май | |||
1 неделя | «Бабочка» | Уточнить знания детей о насекомых. Совершенствовать навыки выполнения работы. Учить детей использовать в работе творческую фантазию. Развивать умение быть аккуратным, убирать свое рабочее место, воспитывать любовь к природе. | Нити разного цвета, лист картона с изображением бабочки, клей ПВА, ножницы клеенка, кисть, салфетка. |
2 неделя | «Разноцветные шары» | Совершенствовать умение подбирать нитки для работы; сыпать кусочки ниток на основу. Развивать усидчивость, мелкую моторику рук, воспитывать аккуратность. | Нити разных цветов, лист картона с изображением воздушных шариков, клей ПВА, ножницы клеенка, кисть, салфетка. |
3 неделя | «Светофор» | Закрепить знания детей о светофоре, о его сигналах. Продолжать учить детей вырезать кусочки ниток для работы, подбирать необходимые цвета нитей для работы. Развивать мелкую моторику рук, воспитывать, аккуратность, усидчивость. | Нити красного, желтого, зеленого и черного цвета, лист картона с изображением светофора, клей ПВА, ножницы клеенка, кисть, салфетка. |
4 неделя | «Гусеничка» | Закрепить умение подбирать нитки для работы; сыпать кусочки ниток на основу. Развивать творческие способности, усидчивость, мелкую моторику рук, воспитывать аккуратность, самостоятельность. | Нити разных цветов, лист картона с изображением гусеницы, клей ПВА, ножницы клеенка, кисть, салфетка. |
3.Организационный раздел.
Режим занятий
Занятия проводятся 1 раза в неделю по 25-30 минут.
Каждое занятие включает теоретическую часть и практическое выполнение задания. Теоретические сведения – это объяснение нового материала, информация познавательного характера, общие сведения о предмете изготовления. Практические работы включают изготовление, оформление работ.
Работа по формированию навыков по «ниткографии» проводится в несколько этапов.
Этапы работы:
- Подготовительный
-
- Освоить прием выполнения рисунка нарезанными нитками на картоне.
- Освоить прием выполнения рисунка нитками на картоне.
- Освоить прием выкладывания нитки по горизонтали.
- Освоить прием выкладывания нитки по вертикали.
- Освоить прием выкладывания нитки по кругу.
- Освоить прием выкладывать нитки по спирали.
- Научиться работать на ограниченном пространстве.
- Основной
- Научиться выбирать нитки нужного цвета.
- Научиться отрезать нить нужного размера.
- Научиться аккуратно, выполнять свои работы.
- Научиться восстановлению последовательности выполняемых действий.
- Научиться действовать по словесному указанию, образцу воспитателя.
- Научиться доводить дело до конца.
- Итоговый
- Самостоятельно решать творческие задачи.
- Самостоятельно выбирать рисунок для работы.
- Формировать личностное отношение к результатам своей деятельности.
Материал используемый на занятиях:
- нитки шерстянные разного цвета
- лист картона с изображением рисунка
- клей ПВА
- ножницы
- клеенка
- кисть
- салфетка
3.1. Условия реализации программы.
- Систематическое проведение занятий.
- Обеспечение индивидуального и дифференцированного подхода.
- Сотрудничество педагога с семьей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа творческого кружока "Посиделки в светёлке" тема: "Развитие прикладного творчества дошкольников через познание русских народных традиций, носителем которых является древнейшая из игрушек - тряпичная кукла"
Цель: Развивать прикладное творчество дошкольников через познание русских народных традиций, носителем которых является древнейшая из игрушек – тряпичная кукла.Задачи:Обучающая: изучить народные ...
Рабочая программа творческого кружка "САМОДЕЛКИН"
Нетрадиционное рисование, пластилинография, аппликация......
Рабочая программа творческого кружка "Умелые ручки"
Ручной труд, аппликация.......
Программа детского творческого объединения «Волшебные пальчики» (художественно-эстетическое направление) для средних групп
Цель работы детского творческого объединения: формирование творческой активности, художественного вкуса, чувства цвета, через создание условий для совершенствования зрительного и мускульног...
Рабочая программа дополнительного образования "Волшебная ниточка"
Данная программа предназначена для детей 4-6 лет....
Рабочая программа Творческой студии Художественного воспитания Обучения и развития детей 4-7 лет «Чиполлино» Срок реализации программы – 1год
Рабочая программаТворческой студииХудожественного воспитанияОбучения и развития детей 4-7 лет«Чиполлино» Черная Наталия Анатольевна воспитатель МДОУ №16 «Самолётик»Срок ре...