Проект «Логические блоки Дьенеша»
проект по конструированию, ручному труду (средняя группа)

Кочанжи Лариса Георгиевна

Проект «Логические блоки Дьенеша», как средство формирования познавательной деятельности и развития творческих способностей детей среднего дошкольного возраста.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_bloki_d.docx744.03 КБ

Предварительный просмотр:

герб района

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД   № 17

 

Проект «Логические блоки Дьенеша», как средство формирования познавательной деятельности и развития творческих способностей детей среднего дошкольного возраста.

  Выполнила:

Кочанжи Л.Г.

Тип проекта: педагогический, практико – ориентированный.

Участники проекта: воспитатели группы.

Целевая группа: дети среднего дошкольного возраста группы №4, родители.

Продолжительность проекта3 месяца (с 10.01.25 г. по 10.04.25 г.)

Цель: формирование у детей 4-5 лет элементарных математических представлений и познавательных способностей, развитие интеллектуальных, творческих, личностных качеств ребенка среднего дошкольного возраста, посредством использования блоков Дьенеша.

Задачи: 

1. способствовать освоению детьми, различать и правильно называть основные геометрические формы: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник;

2. различать, называть фигуры по цвету;

3. устанавливать размерные отношения между фигурами;

4. соизмерять фигуры по толщине;

5. определять свойства фигур на ощупь;

6. обобщать фигуры по одному, двум, трём свойствам;

7. развивать логическое мышление, творческие способности.

Основание для разработки проекта: Недостаточность знаний детей, родителей об играх с блоками Дьенеша.

Золтан Пал Дьенеш - безусловно выдающая фигура в детском образовании. Это венгерский психолог, теоретик и практик так называемой "новой математики". Суть этого подхода заключается в том, что математические знания дети получают, не решая многочисленные примеры в тетрадках и читая скучные учебники, а играя. Самое известное его пособие Блоки Дьенеша, которые специально разработаны для подготовки мышления детей к усвоению математики. Игры с блоками доступны, на наглядной основе знакомят детей с формой, цветом, размером и толщиной объектов, с математическими представлениями и начальными знаниями по информатике. Развивают у детей мыслительные операции (анализ, сравнение, классификация, обобщение), логическое мышление, творческие способности и познавательные процессы (восприятие, память, внимание и воображение). Играя с блоками Дьенеша, ребенок выполняет разнообразные предметные действия (разбиение, выкладывание по определенным правилам, перестроение и др.). Блоки Дьенеша предназначены для детей от трех лет. Игры с блоками Дьенеша способствуют развитию речи: ребенок вынужден строить высказывания с союзами "и", "или", частицей "не" и др.

Проблема: Формирование математических представлений требует постоянной, планомерной и системной работы, как в совместной деятельности взрослого и ребенка, так и в самостоятельной деятельности. Игра, как важнейшее средство в решении умственной задачи, поможет проводить процесс обучения более живо и интересно, каждая игра станет радостным открытием нового. 

Ожидаемый результат в   процессе взаимодействия педагог – дети - родители в   реализации проекта:

У детей хорошо развиты мыслительные операции (анализ, сравнение, классификация, обобщение), логическое мышление, творческие способности и познавательные процессы (восприятие, память, внимание и воображение).

Играя с блоками Дьенеша, ребенок выполняет разнообразные предметные действия (разбиение, выкладывание по определенным правилам, перестроение и др.).

Формы организации работы с логическими блоками:

Занятия (комплексные, интегрированные), обеспечивающие наглядность, системность и доступность, смену деятельности.

Совместная и самостоятельная игровая деятельность (дидактические игры, настольно-печатные, подвижные, сюжетно-ролевые игры).

Вне занятий, в предметно-развивающей среде (ИЗО-деятельность, аппликация, режимные моменты, предметные ориентиры).

Работа с родителями.

Изготовление папки-передвижки «Советы родителям по организации игр с блоками»

Консультация о подборе развивающих игр для ребенка 4 -5 лет.

Индивидуальные беседы с рекомендациями по каждому конкретному ребенку.

Просветительская работа с родителями велась через «Уголки для родителей», индивидуальные и коллективные консультации.

Перспективный план дидактических игр по работе с логическими блоками Дьенеша для средней группы.

Дата

Мероприятия

Ответственный

Сентябрь

Диагностика

Игры – задания с блоками Дьенеша.

Найди все фигуры такого же цвета, как эта (попеременно показать фигуры жёлтого, красного, синего   цвета). Затем можно попросить показать все блоки треугольной формы, все большие фигуры и т.д.

Д/и «Найдите, такую же фигуру, как эта по цвету (форме,

размеру)» (с показом, без показа).

Цель: Закрепление знаний логических блоков, повторить

название геометрических фигур, основных цветов. понятия «большой - маленький».

воспитатели

октябрь

Д/и «Волшебный мешочек».

Д/и «Что изменилось».

Цель: Учить детей находить геометрические фигуры наощупь. Закрепить знание о цвете. Развитие у детей внимания, памяти и связной речи.

Д/и «Найди друга» Цель: Развивать восприятие, внимание, умение анализировать и сравнивать блоки по самостоятельно выделенным свойствам.

воспитатели

ноябрь

Д/и «4-й лишний». Цель: Продолжать знакомить с логическими блоками.

Развитие умение выделить существенные признаки.

Д/и «Продолжи ряд». Цель: Учить находить

закономерности в ряду и продолжать этот ряд.

«Муравьи». Цель: Развивать умение детей различать цвет и размер предметов. Формировать представление о символическом изображении предметов.

воспитатели

декабрь

Д/и «Найди пару». Цель: Развивать внимание, умение анализировать и делать выводы, объяснять, развивать связную речь

Д/и «Второй ряд». Цель: Развивать внимание, умение анализировать и делать выводы, объяснять, развивать связную речь. Умение находить закономерности.

«Найди и назови». Цель: Закреплять умение быстро находить блоки определенного цвета, формы, размера.

воспитатели

январь

Д/и «Клад». Цель: Развивать связную речь, память, внимание. Закреплять цвет форму, размер.

Д/и «Человечек».

Цель: Учить классифицировать по 2 признакам (цвет-форма) развитие речи.

«Бусы» Цель: Закреплять знания детей о геометрических фигурах, цвете.

воспитатели

Февраль

Д/и «Домик»

Цель: Развитие мышления, внимания, учить делать умозаключения. Учить классифицировать по 2 признакам (цвет- форма).

воспитатели

март

Знакомство с карточками с изображенными свойствами.

Д/и «Кто быстрее соберет».

Цель: Познакомить детей с карточками с изображенными свойствами блоков.

Д/и «Переводчик». Цель: Знакомить детей с знаками – символами. Развитие творческого мышления.

воспитатели

апрель

Д/и «На свою веточку». Цель: Учить детей определять

свойства блоков по карточкам-схемам.

Д/и «Игра с двумя обручами». Цель: Учить детей обобщать,

классифицировать, развивать связную речь.

«Назови соседей». Цель: Закрепить умение описывать геометрическую фигуру определенного цвета, формы, размера.

воспитатели

Диагностика

Д/и «Найди на ощупь драгоценный камень». Цель: Учить детей находить геометрические фигуры наощупь. Для задания использовать карточки – схемы с заданной формой.

«Найди свой домик». Цель: Привить детям умение различать цвета, формы геометрических фигур.

Результат проекта.

У детей стали лучше развиты мыслительные операции (анализ, сравнение, классификация, обобщение), логическое мышление, творческие способности и познавательные процессы (восприятие, память, внимание и воображение).

Играя с блоками Дьенеша, дети научились выполнять разнообразные предметные действия (разбиение, выкладывание по определенным правилам, перестроение и др.).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект (творческий, долгосрочный, семейно – групповой). «Игры с логическими блоками Дьенеша, как средство формирования познавательной деятельности и развития творческих способностей детей среднего дошкольного возраста»

Материал дл педагогов и родителей. Как развивать у детей среднего дошкольного возраста интеллектуальные, личностныею. творческие качества посредством использования блоков Дьенеша....

Проект по формированию основ логического мышления и математических представлений с использованием Логических блоков Дьенеша во второй младшей группе

Проект по формированию основ логического мышления и математических представлений с использованием Логических блоков Дьенеша во второй младшей группе...

Проект "Логические блоки Дьенеша"

Тип проекта: игровой.Участники проекта: дети, педагоги, родители.Возраст детей: дети второй группы раннего возраста.Цель проекта: формирование у детей элементарных математических представлений (цвете ...

Проект по познавательному развитию в старшей группе «Путешествие в удивительную страну логических блоков Дьенеша».

laquo;Логические блоки Дьенеша» развивают у ребёнка дошкольника творческие и интеллектуальные способности, навыки моделирования и конструирования. Использование логических блоков в играх с...

Консультация для родителей «Логические блоки Дьенеша — универсальный дидактический материал. Игры с блоками Дьенеша»

В дошкольной дидактике имеется огромное количество разнообразных дидактических материалов. Однако возможность формировать в комплексе все важные для умственного, в частности математического, разви...