Проект по познавательному развитию в старшей группе «Путешествие в удивительную страну логических блоков Дьенеша».
проект по математике

Вяткина Светлана Петровна

«Логические блоки Дьенеша» развивают у ребёнка дошкольника творческие и интеллектуальные способности, навыки моделирования и конструирования. Использование логических блоков в играх с дошкольниками позволяет моделировать важные понятия не только математики, но и информатики: алгоритмы, кодирование (декодирование) информации,  логические операции; строить высказывания с союзами «и», «или», частицей «не»; развитие точной, аргументированной и доказательной речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx733.28 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 49»

Проект

по познавательному развитию в старшей группе

«Путешествие в удивительную страну

логических блоков Дьенеша».

        

Автор:

Вяткина Светлана Петровна,

воспитатель «МАДОУ Д/С №49»

первойквалификационной категории

г. Сатка, 2018г

Название проекта: «Путешествие в удивительную страну логических блоков Дьенеша».

Продолжительность проекта: долгосрочный.

Сроки проекта: октябрь- апрель.

Тип проекта: познавательно- исследовательский, игровой.

Участники проекта: воспитатель, дети, родители.

Возраст детей: старшая группа.

                                                          Пояснительная записка.

Проект составлен с учётом годовой задачей ДОУ: «Математическое образование и развитие как аспект общего познавательного развития ребенка в соответствии с  ФГОС ДО».

«Логические блоки Дьенеша» это универсальный дидактический материал игры, которого, обеспечивают математическое развитие и полностью удовлетворяют современным требованиям к развивающему обучению развития интеллекта. Этот материал соответствует специфике и особенностям, элементарным математическим представлениям, формируемых у дошкольников, а также их возрастным возможностям, уровню развития детского мышления, в основном наглядно- действенного и наглядно- образного мышления. Главное в работе с детьми это игра и игровая мотивация с применением дидактического материала.

                                                               Актуальность проекта.

 Во многих странах мира успешно используется дидактический материал «Логические блоки Дьенеша», разработанный венгерским психологом и математиком Дьенешем для развития логического мышления у детей. Идея которого заключается в освоении детьми математике посредством увлекательных логических игр.

Использование логических блоков в играх с дошкольниками позволяет моделировать важные понятия не только математики, но и информатики: алгоритмы, кодирование информации, логические операции; строить высказывания с союзами «и», «или», частицей «не»; развитие точной, аргументированной и доказательной речи.

Занятия с блоками способствуют развитию у детей психических процессов таких как память, внимание, мышление, воображение.

«Логические блоки Дьенеша» развивают у ребёнка дошкольника творческие и интеллектуальные способности, навыки моделирования и конструирования.

Цель проекта: Развить у детей интерес к теме проекта. Создание условий для развития элементарных приёмов логического мышления как способов познавательной деятельности у дошкольников через использование логических блоков Дьенеша.

Задачи:

Обучающие:

- Формировать у детей основные логические операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация.

-Формировать умения выявлять свойства предметов (цвет, величина,форма,  толщина),называть их, обобщать их отсутствие,объяснять сходства и различия объектов, обосновывать свои рассуждения.

Развивающие:

- Развивать у детей логическое мышление, умение кодировать информацию о свойствах предметов, с помощью знаков- символов и декодировать её.

-Развивать умения классифицировать предметы по 1-му, 2-м, 3-м, и 4-м свойствам.

- Развивать сенсорные процессы.

- Развивать внимание, память, восприятие, речь,

- Развивать творческие способности, пространственное воображение

- Развивать навыки моделирования и конструирования.

- Развитие умения производить логические операции «не», «и», «или» и на основе этого кодировать и декодировать информацию о свойствах предметов, то есть совершать логические действия и операции.

Воспитательные:

- Воспитывать самостоятельность и произвольность.

- Воспитывать у детей потребность думать;

- Воспитывать стремление к преодолению трудностей.

Методы и приёмы взаимодействия: словесный, наглядный, практический.

Ожидаемый результат:

Развитие умения выделять в геометрических фигурах одновременно все признаки: цвет, форма, величина, толщена.

Развитие способности выполнять основные логические операции: анализ, синтез, классификация, сравнение, обобщение;

Умение выявлять в объектах разнообразные свойства, называть их, адекватно обозначать словом их отсутствие, абстрагировать и удерживать в памяти одно, одновременно два или три свойства, обобщать объекты по одному, двум или трём, свойствам с учётом наличия или отсутствия каждого;

Развитие умения производить логические операции «не», «и», «или» и на основе этого кодировать и декодировать информацию о свойствах предметов, то есть совершать логические действия и операции.

Развитие познавательных процессов восприятия памяти, внимания, воображения;

Развитие творческих способностей;

Проявлять элементарные навыки самоконтроля, навыки взаимодействия друг с другом, самостоятельность и произвольность.

Описание реализации проекта.

1 этап -начальный:

-Определить цели, задачи, сроки проекта.

-Проведение мониторинга детей на развитие логического мышления.

-Опрос родителей, кто из них владеет информацией о «Логических блоках Дьенеша».

-Оформление математического уголка.

-Подобрать наглядно- дидактический материал,методическую литературу.

-Оформить папку- передвижку.

-Подготовить памятки для родителей.

-Подобрать   оборудование для, самостоятельной деятельности детей и индивидуальной работы с детьми вне занятий.

-Разработка дидактических игр, подвижных игр, сюжетно-дидактических игр.

-Создание игр- совместная практическая работа детей и их родителей.

-Создание интерактивных игр с «Логическими блоками Дьенеша» с использованием ИКТ. (авторская разработка).

2 этап- основной:

Разработка перспективного плана.

Дидактические игры, головоломки, подвижные игры, сюжетно- дидактические игры.

Сентябрь.

Мониторинг детей на развитие логического мышления.

Октябрь.

Д/И «Цепочка», Д/И «Домино»,Д/И «Второй ряд».

Задачи: освоение свойств, слов «такой же», «не такой» по форме, цвету, размеру, толщине. Понимание слов: «разные», одинаковые».

Ноябрь.

Д/И «Украсим ёлку бусами»

Задачи: развитие умения выявлять и абстрагировать свойства, умение «читать схему», закрепление навыков порядкового счёта.

Д/И «Раздели фигуры между Буратино, Чебурашкой и Незнайкой».

Цель: освоение детьми умений оперировать одновременно двумя свойствами.

Д/И «Кто хозяин».

Задачи: развивать у детей умения оперировать одновременно двумя свойствами. Подведение к пониманию отрицания свойств. Развивать наблюдательность, внимание, память.

П/И «Кот и мыши» с использованием знаков- схем блоков Дьенеша.

Задачи: развивать умение выявлять и абстрагировать свойства; умение соблюдать правила игры; развивать физическую активность. Воспитывать целеустремлённость, настойчивость в достижении цели.

Декабрь.

Д/И «Помоги Чебурашке».

Задачи: упражнять детей в группировке геометрических фигур.

Развивать наблюдательность, внимание, память.

Д/И «Лабиринт».

Задачи: учить детей читать знаки- символы (признаки геометрических фигур- цвет, размер, форма), выбирать необходимый блок из нескольких. Развивать практически- действенное мышление.

 Головоломка «Собачка».

Задачи: развивать умение составлять предмет из частей, закреплять представления целого и части. Развивать умении читать кодовое обозначение.

Развивать ориентировку в пространстве.

П/И «Садовник и цветы».

Задачи: учить детей воспринимать на слух знаки- символы (признаки геометрических фигур), выбирать необходимый блок из нескольких.

Развивать смекалку, быстроту реакции, сообразительность, самостоятельность, находчивость, внимание.

С/Д игра «Магазин игрушек».

Задачи: развивать умение оперировать сразу двумя свойствами предметов: выявлять и абстрагировать два свойства; сравнивать, классифицировать и обобщать предметы сразу по двум свойствам; называть свойства предметов, не называя сам предмет. Продолжать учить видеть геометрические фигуры в формах реальных предметов. Расширять представления детей о работе магазина.

Уметь вести продолжительный ролевой диалог с помощью отдельных реплик и фраз, обращённых к реальному партнёру. Стремиться к игре с другими детьми. Приучать детей действовать согласно выбранной роли, чётко следовать правилам игры.

Январь.

Д/И «С двумя обручами».

Цель: формирование понятия об отрицания некоторого свойства с помощью частицы «НЕ», классификация по двум свойствам.

Д/И «Найди меня».

Задачи игры: Учить осуществлять зрительно- мыслительный анализ способа разложения фигур. Закрепить представление о свойствах геометрических фигур. Развивать умение «читать» кодовое обозначение геометрических фигур и находить соответствующий блок.

Д/И «Волшебное дерево».

Цель:развивать умение «читать» кодовое обозначение геометрических фигур и находить соответствующий блок.

 П/И «Найди свой космодром».

Задачи:развивать умение «читать» кодовое обозначение геометрических фигур. Развивать внимание, наблюдательность, память; двигательную активность. Учить не нарушать правила игры.

Февраль.

П/И «Угостим лесных жителей».

задачи:развивать представление детей о символическом изображении предметов. Развивать умение классифицировать блоки по трём признакам и умение выделять основные признаки. Развивать пространственное представление, логическое и образное мышление.

ПИ/ «С двумя обручами».

Задачи:упражнять в умении классифицировать блоки по двум свойствам. Находить область пересечения двух плоскостей. Развивать пространственное представление, логическое и образное мышление.

Головоломка «Бабочка».

Задачи:развивать умение составлять предметы из частей, закреплять представление целого и части. Развивать умение читать кодовое обозначение.

П/И «Пчёлки в улье» (авторская разработка).

Оборудование: обручи, блоки «Дьенеша», карты- схемы.

Задачи:развивать умение «читать» кодовое обозначение геометрических фигур. Развивать внимание, наблюдательность, память; двигательную активность. Учить не нарушать правила игры.

Описание игры: все дети пчёлки, они встают по 2-3 человека в обруч «улей» в руках они держат один блок «ведёрко для нектара». Включается музыка и все пчёлки «вылетают» из своих ульев, бегают «летают» по комнате. В это время водящий (воспитатель) раскладывает в обручи кодовые карточки. Когда музыка останавливается, пчёлки должны найти свой обруч «улей» с кодовой карточкой, которая соответствует их блоку. После того как все пчёлки оказались в своих домиках они должны объяснить почему они залетели в этот обруч.

 С/Д игра

«Автобус».

Задачи: развивать умение читать кодовое обозначение геометрических фигур и находить соответствующий блок; оперировать сразу тремя свойствами предметов. Закрепить знания детей о роли кондуктора, умение брать на себя роль шофера, и пассажиров и действовать с их назначенной ролью. Обучать ролевому диалогу. Расширять и активизировать словарный запас детей. Продолжать воспитывать вежливое отношение друг к другу, правила поведения в пассажирском транспорте.

Март.

Д/И «Рассели жильцов».

Задачи: формирование операции классификации блоков по двум, трём, четырём признакам с использованием кодов и без них. Развитие логического мышления, внимания.

Головоломка «Мишка».

Задачи: развивать умение классифицировать и обобщать геометрические фигуры по признакам. Упражнять в счёте. Развивать ориентировку в пространстве, внимание, логическое мышление.

Д/И «Логический поезд».

Задачи:развитие способности к логическим действиям и операциям; умение декодировать(расшифровывать) информацию, изображённую на карточке; умение видоизменять свойства предметов в соответствии со схемой, изображённой на карточке; умение действовать последовательно, в строгом соответствии с правилами.

П/И«Пчёлки и муравьи» (авторская разработка).

Задачи:развивать умение находить соответствующее кодовое обозначение к определённой фигуре; умение соблюдать правила игры; развивать ловкость. Воспитывать целеустремлённость желание достигнуть своей цели.

Оборудование: обручи, «блоки Дьеныша», карты- схемы.

Описание игры:на полу два обруча. Один –улей, другой обруч- муравейник. С помощью считалки выбирается пасечник.

Каждый любит сладкий мёд,

Ароматный и душистый.

Кто за мёдом к ним пойдёт,

Выходи из круга быстро.    

Пасечник выбирает себе пчёлок, и отводит их в «улей». Пчёлки получают геометрические фигуры (ведёрки куда они собирают мёд). Пчёлка должна запомнить свою фигуру.  Остальные дети убегают в «муравейник».

Пасечник говорит слова.

1,2,3,4,5

Пчёлки, вам пора гулять.

Ну-ка, пчёлки, вылетайте и немного погуляйте.

Пчёлки оставляют свои блоки (ведёрки) в обруче, а сами вылетают из обруча и бегают «летают» по комнате. В это время муравьи выбегают из муравейника и пытаются утащить любую фигуру, а пасечник должен осалить муравья. Если муравей осален, он кладёт фигуру обратно в обруч и убегает в муравейник. Если муравей успел забрать фигуру, он уносит её в «муравейник» и там должен найти закодированную карточку к этому блоку.   Пчёлка у которой унесли фигуру и правильно декодировали (расшифровали) её выбывает из игры, а муравей, который не смог найти нужную схему тоже выбывает из игры.

Апрель.

Итоговое занятие.

«Сказка о геометрических фигурах».

Задачи: закреплять умение различать геометрические фигуры по цвету, форме, размеру; классифицировать их по признакам; «читать», описывать и находить по описанию геометрические фигуры с помощью знаков, использовать знаки отрицания. Закреплять умение декодировать (расшифровывать) информацию, изображённую на карточке развивать логическое мышление, внимание, воображение. Воспитывать самостоятельность и произвольность.

Интерактивные игры с использованием логических блоков Дьенеша (авторская разработка).

       Название игры

             мотивация

                   задачи

«Помоги гномику Васе найти дорожку к домику».

«Помоги гномику Васе построить тропинку к домику семерым козлятам».

«Помоги гномику Васе открыть дверной замок».

«Помоги гномику Васе собрать съедобные грибы».

«Помоги гномику Васе посадить цветы».

«Помоги гномику Васе открыть сундуки с сокровищами».

«Помоги гномику Васе построить домик для его друга зайчонка».

«Помоги гномику Васе спасти петушка от лисы. Найти тропинку к его дому».

Заблудился не может найти дорогу к дому.

Семеро козлят убегают от серого волка.

Гномик Вася потерял ключи от замка.

Не знает какие съедобные, а какие ядовитые.

На полянке сорвали все красивые цветы.

Гномик нашёл клад, а ключей от сундуков нет.

Зайчику негде жить прятаться от лисы.

Петушок убежал от лисы а дорогу домой не знает.

Учить выкладывать тропинку из блоков, в соответствии с предложенными карточками-алгоритмами чередования цвета, формы.

Учить выкладывать тропинку из блоков, в соответствии с предложенными карточками-алгоритмами чередования цвета, формы.

Учить «читать» знаки символы (признаки геометрических фигур- цвет, величина, толщина, форма), выбирать необходимый блок из нескольких.

Развивать умения классифицировать и обобщать предметы по трём свойствам; умения производить логические операции с частицей «НЕ» и на основе этого кодировать и декодировать информацию о свойствах предметов, то есть совершать логические действия и операции.

Упражнять в умении «читать» кодовое обозначение блоков, развивать творческое воображение, логику; конструктивные способности.

 Продолжать учить «читать» знаки символы (признаки геометрических фигур- цвет, величина, толщина, форма), выбирать необходимый блок из нескольких.

Закрепить представление детей о геометрических фигурах. Развивать умение читать кодовые обозначения. Развивать конструктивные умения, творчество.

Продолжать учить детей «читать» знаки символы (признаки геометрических фигур- цвет, величина, форма), выбирать необходимый блок из нескольких. Развивать практически- действенное мышление.

3 этап –заключительный: Результаты проекта.

1.Проведение итогового занятия «Сказка о геометрических фигурах»

2. Проведение педагогической диагностики.

3. Оформить выставку игр, сделанных своими руками.

Проведённая  работа показала, что игры с блоками Дьенеша имеют большое значение для всестороннего и гармоничного развития дошкольника.

В ходе работы я пришла к таким результатам, дети:

-называют все 4-е свойства предмета. Знают символическое изображение каждого из этих свойств;

-усвоили соотношения «большой- маленький», «толстый»- «тонкий»;

-сравнивают предметы по одному, двум, трём, четырём свойствам, умеют видеть в них общее и различное;

-умеют декодировать и кодировать информацию с помощью карточек –схем;

-выполняют разнообразные предметные действия (разбиение, выкладывание по определённым правилам, перестроение);

-обобщать и классифицировать по определённым свойствам;

-овладели производством логических операций «не», «и», «или».

-научились обдумывать и планировать свои действия, проверять результат своих действий.

-Появились навыки элементарного самоконтроля, приблизились к пониманию того, что необходимо строго соблюдать правила при выполнении действий, нарушение правил игры не позволит получить верный результат.

  Литература

  1. Дидактические игры- занятия в ДОУ (старший возраст); практическое пособие для воспитателей и методистов в ДОУ / Автор- составитель Е. Н. Панова. - Воронеж: ТЦ «Учитель», 2006год.
  2. «Логика и математика для дошкольников» методическое издание Е. А. Носова; Р.Л. Непомнящая. (Библиотека программы «Детство») «Санкт – Петербург». «Акцидент» 2000 год.
  3. «Математика в детском саду (старший возраст); Л.В. Минкевич. Москва Издательство «Скрипторий 2003» 2016 год.
  4. Серия игр «блоки Дьенеша» «Праздник в стране блоков». Авторы игры Б. Финкельштейн и Л. Лабутина.
  5. Серия игр «блоки Дьенеша» «Спасатели приходят на помощь». Авторы игры Б.Б. Финкельштейн.
  6. Ресурсы интернета.

Приложение:

1.Диагностика

2.Презентация «Дидактические игры с блоками Дъенеша»

3.Интерактивные игры (авторские)

После диагностирования детей в сентябре 20017 года, я пришла к таким результатам:

2017 год (тестировалось 15 человек)

          Низкий уровень 9 человек.

          Средний уровень 5 человек.

          Высокий уровень 1 человек.

В процентном отношении получилось:

          7% высокий уровень.

          33% средний уровень.

          60% низкий уровень.

В апреле 2018 года (тестировалось 15 человек).

Низкий уровень 2 человека.

Средний уровень 9 человек.

Высокий уровень 4 человека.

В процентном отношении получилось:

14% низкий уровень.

60% средний уровень.

26% высокий уровень.

В сравнении диагностических данных, можно сделать следующий вывод, что через основной метод развития – проблемно- поисковый и основную форму организации- игру, развитие ребёнка улучшается. На основании этого, я прихожу к выводу, что дидактический материал «блоки Дьенеша» облегчают объяснения важных математических понятий, развивают логическое мышление. Этот вывод подтверждает диагностика детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект ОД (познавательное развитие) в старшей группе «Путешествие в страну Светофорию».

Изучение правил дорожного движения с детьми старшего дошкольного возраста....

Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе «Путешествие в страну умных игр»

Конспект непосредственной образовательной деятельности  по познавательному развитию  в старшей группе «Путешествие в страну умных игр»...

Проект по познавательному развитию в младшей группе «Путешествие в страну геометрических фигур» Подготовила и провела: воспитатель Ван О.Н.

Паспорт проекта 1.     Название проекта: «Путешествие в страну геометрических фигур».2.     Вид проекта: познавательно-игровой.3....

Педагогический проект по познавательному развитию в старшей группе «Удивительная вода»

Цель:Формирование у детей осознанного, бережного отношения к воде, воспитание экологического сознания. Задачи:Систематизировать и расширить представления детей о свойствах воды.Способствовать фор...

Познавательное развитие в старшей группе "Путешествие в страну правил дорожного движения"

Игровой момент, худ. слово, показ, беседа, задание, рассматривание, поощрение....

Конспект открытой интегрированной образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе «Путешествие в Страну математики» с использованием авторских технологий «Палочки Кюизенера» и «Логические блоки Дьенеша»

Конспект открытой интегрированной образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе «Путешествие в Страну математики» с использованием авторских технологий палочки ...

Долгосрочный проект по познавательному развитию для старших дошкольников «Путешествие в волшебную страну»

Концепция по дошкольному образованию, ориентиры и требование к обновлению, содержание дошкольного образования очерчивает ряд достаточно серьезных требований к познавательному развитию дошкольников. В ...