Проект по познавательному развитию в старшей группе «Путешествие в удивительную страну логических блоков Дьенеша».
проект по математике
«Логические блоки Дьенеша» развивают у ребёнка дошкольника творческие и интеллектуальные способности, навыки моделирования и конструирования. Использование логических блоков в играх с дошкольниками позволяет моделировать важные понятия не только математики, но и информатики: алгоритмы, кодирование (декодирование) информации, логические операции; строить высказывания с союзами «и», «или», частицей «не»; развитие точной, аргументированной и доказательной речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.docx | 733.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 49»
Проект
по познавательному развитию в старшей группе
«Путешествие в удивительную страну
логических блоков Дьенеша».
Автор:
Вяткина Светлана Петровна,
воспитатель «МАДОУ Д/С №49»
первойквалификационной категории
г. Сатка, 2018г
Название проекта: «Путешествие в удивительную страну логических блоков Дьенеша».
Продолжительность проекта: долгосрочный.
Сроки проекта: октябрь- апрель.
Тип проекта: познавательно- исследовательский, игровой.
Участники проекта: воспитатель, дети, родители.
Возраст детей: старшая группа.
Пояснительная записка.
Проект составлен с учётом годовой задачей ДОУ: «Математическое образование и развитие как аспект общего познавательного развития ребенка в соответствии с ФГОС ДО».
«Логические блоки Дьенеша» это универсальный дидактический материал игры, которого, обеспечивают математическое развитие и полностью удовлетворяют современным требованиям к развивающему обучению развития интеллекта. Этот материал соответствует специфике и особенностям, элементарным математическим представлениям, формируемых у дошкольников, а также их возрастным возможностям, уровню развития детского мышления, в основном наглядно- действенного и наглядно- образного мышления. Главное в работе с детьми это игра и игровая мотивация с применением дидактического материала.
Актуальность проекта.
Во многих странах мира успешно используется дидактический материал «Логические блоки Дьенеша», разработанный венгерским психологом и математиком Дьенешем для развития логического мышления у детей. Идея которого заключается в освоении детьми математике посредством увлекательных логических игр.
Использование логических блоков в играх с дошкольниками позволяет моделировать важные понятия не только математики, но и информатики: алгоритмы, кодирование информации, логические операции; строить высказывания с союзами «и», «или», частицей «не»; развитие точной, аргументированной и доказательной речи.
Занятия с блоками способствуют развитию у детей психических процессов таких как память, внимание, мышление, воображение.
«Логические блоки Дьенеша» развивают у ребёнка дошкольника творческие и интеллектуальные способности, навыки моделирования и конструирования.
Цель проекта: Развить у детей интерес к теме проекта. Создание условий для развития элементарных приёмов логического мышления как способов познавательной деятельности у дошкольников через использование логических блоков Дьенеша.
Задачи:
Обучающие:
- Формировать у детей основные логические операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация.
-Формировать умения выявлять свойства предметов (цвет, величина,форма, толщина),называть их, обобщать их отсутствие,объяснять сходства и различия объектов, обосновывать свои рассуждения.
Развивающие:
- Развивать у детей логическое мышление, умение кодировать информацию о свойствах предметов, с помощью знаков- символов и декодировать её.
-Развивать умения классифицировать предметы по 1-му, 2-м, 3-м, и 4-м свойствам.
- Развивать сенсорные процессы.
- Развивать внимание, память, восприятие, речь,
- Развивать творческие способности, пространственное воображение
- Развивать навыки моделирования и конструирования.
- Развитие умения производить логические операции «не», «и», «или» и на основе этого кодировать и декодировать информацию о свойствах предметов, то есть совершать логические действия и операции.
Воспитательные:
- Воспитывать самостоятельность и произвольность.
- Воспитывать у детей потребность думать;
- Воспитывать стремление к преодолению трудностей.
Методы и приёмы взаимодействия: словесный, наглядный, практический.
Ожидаемый результат:
Развитие умения выделять в геометрических фигурах одновременно все признаки: цвет, форма, величина, толщена.
Развитие способности выполнять основные логические операции: анализ, синтез, классификация, сравнение, обобщение;
Умение выявлять в объектах разнообразные свойства, называть их, адекватно обозначать словом их отсутствие, абстрагировать и удерживать в памяти одно, одновременно два или три свойства, обобщать объекты по одному, двум или трём, свойствам с учётом наличия или отсутствия каждого;
Развитие умения производить логические операции «не», «и», «или» и на основе этого кодировать и декодировать информацию о свойствах предметов, то есть совершать логические действия и операции.
Развитие познавательных процессов восприятия памяти, внимания, воображения;
Развитие творческих способностей;
Проявлять элементарные навыки самоконтроля, навыки взаимодействия друг с другом, самостоятельность и произвольность.
Описание реализации проекта.
1 этап -начальный:
-Определить цели, задачи, сроки проекта.
-Проведение мониторинга детей на развитие логического мышления.
-Опрос родителей, кто из них владеет информацией о «Логических блоках Дьенеша».
-Оформление математического уголка.
-Подобрать наглядно- дидактический материал,методическую литературу.
-Оформить папку- передвижку.
-Подготовить памятки для родителей.
-Подобрать оборудование для, самостоятельной деятельности детей и индивидуальной работы с детьми вне занятий.
-Разработка дидактических игр, подвижных игр, сюжетно-дидактических игр.
-Создание игр- совместная практическая работа детей и их родителей.
-Создание интерактивных игр с «Логическими блоками Дьенеша» с использованием ИКТ. (авторская разработка).
2 этап- основной:
Разработка перспективного плана.
Дидактические игры, головоломки, подвижные игры, сюжетно- дидактические игры.
Сентябрь.
Мониторинг детей на развитие логического мышления.
Октябрь.
Д/И «Цепочка», Д/И «Домино»,Д/И «Второй ряд».
Задачи: освоение свойств, слов «такой же», «не такой» по форме, цвету, размеру, толщине. Понимание слов: «разные», одинаковые».
Ноябрь.
Д/И «Украсим ёлку бусами»
Задачи: развитие умения выявлять и абстрагировать свойства, умение «читать схему», закрепление навыков порядкового счёта.
Д/И «Раздели фигуры между Буратино, Чебурашкой и Незнайкой».
Цель: освоение детьми умений оперировать одновременно двумя свойствами.
Д/И «Кто хозяин».
Задачи: развивать у детей умения оперировать одновременно двумя свойствами. Подведение к пониманию отрицания свойств. Развивать наблюдательность, внимание, память.
П/И «Кот и мыши» с использованием знаков- схем блоков Дьенеша.
Задачи: развивать умение выявлять и абстрагировать свойства; умение соблюдать правила игры; развивать физическую активность. Воспитывать целеустремлённость, настойчивость в достижении цели.
Декабрь.
Д/И «Помоги Чебурашке».
Задачи: упражнять детей в группировке геометрических фигур.
Развивать наблюдательность, внимание, память.
Д/И «Лабиринт».
Задачи: учить детей читать знаки- символы (признаки геометрических фигур- цвет, размер, форма), выбирать необходимый блок из нескольких. Развивать практически- действенное мышление.
Головоломка «Собачка».
Задачи: развивать умение составлять предмет из частей, закреплять представления целого и части. Развивать умении читать кодовое обозначение.
Развивать ориентировку в пространстве.
П/И «Садовник и цветы».
Задачи: учить детей воспринимать на слух знаки- символы (признаки геометрических фигур), выбирать необходимый блок из нескольких.
Развивать смекалку, быстроту реакции, сообразительность, самостоятельность, находчивость, внимание.
С/Д игра «Магазин игрушек».
Задачи: развивать умение оперировать сразу двумя свойствами предметов: выявлять и абстрагировать два свойства; сравнивать, классифицировать и обобщать предметы сразу по двум свойствам; называть свойства предметов, не называя сам предмет. Продолжать учить видеть геометрические фигуры в формах реальных предметов. Расширять представления детей о работе магазина.
Уметь вести продолжительный ролевой диалог с помощью отдельных реплик и фраз, обращённых к реальному партнёру. Стремиться к игре с другими детьми. Приучать детей действовать согласно выбранной роли, чётко следовать правилам игры.
Январь.
Д/И «С двумя обручами».
Цель: формирование понятия об отрицания некоторого свойства с помощью частицы «НЕ», классификация по двум свойствам.
Д/И «Найди меня».
Задачи игры: Учить осуществлять зрительно- мыслительный анализ способа разложения фигур. Закрепить представление о свойствах геометрических фигур. Развивать умение «читать» кодовое обозначение геометрических фигур и находить соответствующий блок.
Д/И «Волшебное дерево».
Цель:развивать умение «читать» кодовое обозначение геометрических фигур и находить соответствующий блок.
П/И «Найди свой космодром».
Задачи:развивать умение «читать» кодовое обозначение геометрических фигур. Развивать внимание, наблюдательность, память; двигательную активность. Учить не нарушать правила игры.
Февраль.
П/И «Угостим лесных жителей».
задачи:развивать представление детей о символическом изображении предметов. Развивать умение классифицировать блоки по трём признакам и умение выделять основные признаки. Развивать пространственное представление, логическое и образное мышление.
ПИ/ «С двумя обручами».
Задачи:упражнять в умении классифицировать блоки по двум свойствам. Находить область пересечения двух плоскостей. Развивать пространственное представление, логическое и образное мышление.
Головоломка «Бабочка».
Задачи:развивать умение составлять предметы из частей, закреплять представление целого и части. Развивать умение читать кодовое обозначение.
П/И «Пчёлки в улье» (авторская разработка).
Оборудование: обручи, блоки «Дьенеша», карты- схемы.
Задачи:развивать умение «читать» кодовое обозначение геометрических фигур. Развивать внимание, наблюдательность, память; двигательную активность. Учить не нарушать правила игры.
Описание игры: все дети пчёлки, они встают по 2-3 человека в обруч «улей» в руках они держат один блок «ведёрко для нектара». Включается музыка и все пчёлки «вылетают» из своих ульев, бегают «летают» по комнате. В это время водящий (воспитатель) раскладывает в обручи кодовые карточки. Когда музыка останавливается, пчёлки должны найти свой обруч «улей» с кодовой карточкой, которая соответствует их блоку. После того как все пчёлки оказались в своих домиках они должны объяснить почему они залетели в этот обруч.
С/Д игра
«Автобус».
Задачи: развивать умение читать кодовое обозначение геометрических фигур и находить соответствующий блок; оперировать сразу тремя свойствами предметов. Закрепить знания детей о роли кондуктора, умение брать на себя роль шофера, и пассажиров и действовать с их назначенной ролью. Обучать ролевому диалогу. Расширять и активизировать словарный запас детей. Продолжать воспитывать вежливое отношение друг к другу, правила поведения в пассажирском транспорте.
Март.
Д/И «Рассели жильцов».
Задачи: формирование операции классификации блоков по двум, трём, четырём признакам с использованием кодов и без них. Развитие логического мышления, внимания.
Головоломка «Мишка».
Задачи: развивать умение классифицировать и обобщать геометрические фигуры по признакам. Упражнять в счёте. Развивать ориентировку в пространстве, внимание, логическое мышление.
Д/И «Логический поезд».
Задачи:развитие способности к логическим действиям и операциям; умение декодировать(расшифровывать) информацию, изображённую на карточке; умение видоизменять свойства предметов в соответствии со схемой, изображённой на карточке; умение действовать последовательно, в строгом соответствии с правилами.
П/И«Пчёлки и муравьи» (авторская разработка).
Задачи:развивать умение находить соответствующее кодовое обозначение к определённой фигуре; умение соблюдать правила игры; развивать ловкость. Воспитывать целеустремлённость желание достигнуть своей цели.
Оборудование: обручи, «блоки Дьеныша», карты- схемы.
Описание игры:на полу два обруча. Один –улей, другой обруч- муравейник. С помощью считалки выбирается пасечник.
Каждый любит сладкий мёд,
Ароматный и душистый.
Кто за мёдом к ним пойдёт,
Выходи из круга быстро.
Пасечник выбирает себе пчёлок, и отводит их в «улей». Пчёлки получают геометрические фигуры (ведёрки куда они собирают мёд). Пчёлка должна запомнить свою фигуру. Остальные дети убегают в «муравейник».
Пасечник говорит слова.
1,2,3,4,5
Пчёлки, вам пора гулять.
Ну-ка, пчёлки, вылетайте и немного погуляйте.
Пчёлки оставляют свои блоки (ведёрки) в обруче, а сами вылетают из обруча и бегают «летают» по комнате. В это время муравьи выбегают из муравейника и пытаются утащить любую фигуру, а пасечник должен осалить муравья. Если муравей осален, он кладёт фигуру обратно в обруч и убегает в муравейник. Если муравей успел забрать фигуру, он уносит её в «муравейник» и там должен найти закодированную карточку к этому блоку. Пчёлка у которой унесли фигуру и правильно декодировали (расшифровали) её выбывает из игры, а муравей, который не смог найти нужную схему тоже выбывает из игры.
Апрель.
Итоговое занятие.
«Сказка о геометрических фигурах».
Задачи: закреплять умение различать геометрические фигуры по цвету, форме, размеру; классифицировать их по признакам; «читать», описывать и находить по описанию геометрические фигуры с помощью знаков, использовать знаки отрицания. Закреплять умение декодировать (расшифровывать) информацию, изображённую на карточке развивать логическое мышление, внимание, воображение. Воспитывать самостоятельность и произвольность.
Интерактивные игры с использованием логических блоков Дьенеша (авторская разработка).
Название игры | мотивация | задачи |
«Помоги гномику Васе найти дорожку к домику». «Помоги гномику Васе построить тропинку к домику семерым козлятам». «Помоги гномику Васе открыть дверной замок». «Помоги гномику Васе собрать съедобные грибы». «Помоги гномику Васе посадить цветы». «Помоги гномику Васе открыть сундуки с сокровищами». «Помоги гномику Васе построить домик для его друга зайчонка». «Помоги гномику Васе спасти петушка от лисы. Найти тропинку к его дому». | Заблудился не может найти дорогу к дому. Семеро козлят убегают от серого волка. Гномик Вася потерял ключи от замка. Не знает какие съедобные, а какие ядовитые. На полянке сорвали все красивые цветы. Гномик нашёл клад, а ключей от сундуков нет. Зайчику негде жить прятаться от лисы. Петушок убежал от лисы а дорогу домой не знает. | Учить выкладывать тропинку из блоков, в соответствии с предложенными карточками-алгоритмами чередования цвета, формы. Учить выкладывать тропинку из блоков, в соответствии с предложенными карточками-алгоритмами чередования цвета, формы. Учить «читать» знаки символы (признаки геометрических фигур- цвет, величина, толщина, форма), выбирать необходимый блок из нескольких. Развивать умения классифицировать и обобщать предметы по трём свойствам; умения производить логические операции с частицей «НЕ» и на основе этого кодировать и декодировать информацию о свойствах предметов, то есть совершать логические действия и операции. Упражнять в умении «читать» кодовое обозначение блоков, развивать творческое воображение, логику; конструктивные способности. Продолжать учить «читать» знаки символы (признаки геометрических фигур- цвет, величина, толщина, форма), выбирать необходимый блок из нескольких. Закрепить представление детей о геометрических фигурах. Развивать умение читать кодовые обозначения. Развивать конструктивные умения, творчество. Продолжать учить детей «читать» знаки символы (признаки геометрических фигур- цвет, величина, форма), выбирать необходимый блок из нескольких. Развивать практически- действенное мышление. |
3 этап –заключительный: Результаты проекта.
1.Проведение итогового занятия «Сказка о геометрических фигурах»
2. Проведение педагогической диагностики.
3. Оформить выставку игр, сделанных своими руками.
Проведённая работа показала, что игры с блоками Дьенеша имеют большое значение для всестороннего и гармоничного развития дошкольника.
В ходе работы я пришла к таким результатам, дети:
-называют все 4-е свойства предмета. Знают символическое изображение каждого из этих свойств;
-усвоили соотношения «большой- маленький», «толстый»- «тонкий»;
-сравнивают предметы по одному, двум, трём, четырём свойствам, умеют видеть в них общее и различное;
-умеют декодировать и кодировать информацию с помощью карточек –схем;
-выполняют разнообразные предметные действия (разбиение, выкладывание по определённым правилам, перестроение);
-обобщать и классифицировать по определённым свойствам;
-овладели производством логических операций «не», «и», «или».
-научились обдумывать и планировать свои действия, проверять результат своих действий.
-Появились навыки элементарного самоконтроля, приблизились к пониманию того, что необходимо строго соблюдать правила при выполнении действий, нарушение правил игры не позволит получить верный результат.
Литература
- Дидактические игры- занятия в ДОУ (старший возраст); практическое пособие для воспитателей и методистов в ДОУ / Автор- составитель Е. Н. Панова. - Воронеж: ТЦ «Учитель», 2006год.
- «Логика и математика для дошкольников» методическое издание Е. А. Носова; Р.Л. Непомнящая. (Библиотека программы «Детство») «Санкт – Петербург». «Акцидент» 2000 год.
- «Математика в детском саду (старший возраст); Л.В. Минкевич. Москва Издательство «Скрипторий 2003» 2016 год.
- Серия игр «блоки Дьенеша» «Праздник в стране блоков». Авторы игры Б. Финкельштейн и Л. Лабутина.
- Серия игр «блоки Дьенеша» «Спасатели приходят на помощь». Авторы игры Б.Б. Финкельштейн.
- Ресурсы интернета.
Приложение:
1.Диагностика
2.Презентация «Дидактические игры с блоками Дъенеша»
3.Интерактивные игры (авторские)
После диагностирования детей в сентябре 20017 года, я пришла к таким результатам:
2017 год (тестировалось 15 человек)
Низкий уровень 9 человек.
Средний уровень 5 человек.
Высокий уровень 1 человек.
В процентном отношении получилось:
7% высокий уровень.
33% средний уровень.
60% низкий уровень.
В апреле 2018 года (тестировалось 15 человек).
Низкий уровень 2 человека.
Средний уровень 9 человек.
Высокий уровень 4 человека.
В процентном отношении получилось:
14% низкий уровень.
60% средний уровень.
26% высокий уровень.
В сравнении диагностических данных, можно сделать следующий вывод, что через основной метод развития – проблемно- поисковый и основную форму организации- игру, развитие ребёнка улучшается. На основании этого, я прихожу к выводу, что дидактический материал «блоки Дьенеша» облегчают объяснения важных математических понятий, развивают логическое мышление. Этот вывод подтверждает диагностика детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект ОД (познавательное развитие) в старшей группе «Путешествие в страну Светофорию».
Изучение правил дорожного движения с детьми старшего дошкольного возраста....
Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе «Путешествие в страну умных игр»
Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе «Путешествие в страну умных игр»...
Проект по познавательному развитию в младшей группе «Путешествие в страну геометрических фигур» Подготовила и провела: воспитатель Ван О.Н.
Паспорт проекта 1. Название проекта: «Путешествие в страну геометрических фигур».2. Вид проекта: познавательно-игровой.3....
Педагогический проект по познавательному развитию в старшей группе «Удивительная вода»
Цель:Формирование у детей осознанного, бережного отношения к воде, воспитание экологического сознания. Задачи:Систематизировать и расширить представления детей о свойствах воды.Способствовать фор...
Познавательное развитие в старшей группе "Путешествие в страну правил дорожного движения"
Игровой момент, худ. слово, показ, беседа, задание, рассматривание, поощрение....
Конспект открытой интегрированной образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе «Путешествие в Страну математики» с использованием авторских технологий «Палочки Кюизенера» и «Логические блоки Дьенеша»
Конспект открытой интегрированной образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе «Путешествие в Страну математики» с использованием авторских технологий палочки ...
Долгосрочный проект по познавательному развитию для старших дошкольников «Путешествие в волшебную страну»
Концепция по дошкольному образованию, ориентиры и требование к обновлению, содержание дошкольного образования очерчивает ряд достаточно серьезных требований к познавательному развитию дошкольников. В ...