Мини –музея «Обереговые куклы»
план-конспект занятия по конструированию, ручному труду
Кукла-оберег из ткани – магический помощник из прошлого
Если говорить об особенностях именно русских кукол-оберегов из ткани, то на их лице никогда не обозначались детали в виде носа, рта и глазок. Предки верили, что безликая кукла не подвержена опасности вселения в нее злых духов. Кроме того, она считалась предметом без души, просто оберегом, заботящимся о здоровье хозяина, приносящим обладателю благополучие и счастье. К примеру, если мужчину забирали на войну, то место главы семьи за столом не пустовало – его занимала специально сделанная кукла-оберег. Она не только напоминала семье о хозяине дома, но и защищала владельца от ранений и смерти.
В древности славяне к ним относились вполне серьезно.
Куклы были основными оберегами, каждая из них выполняла свои «обязанности Куклы-обереги бывают самые разные – в зависимости от выполняемых ими функций.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
паспорт мини музея | 1.7 МБ |
Конспект открытого занятия "Изготовление куклы из ниток "Мартинички" | 273.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Тема: Календарные праздники весны.
Изготовление куклы из ниток «Мартинички».
Цель: Знакомить учащихся с историей Руси, культурой поведения, календарем славянских праздников. Развивать мелкую моторику, умение логически мыслить.
Задачи:
Обучающие:
Учить выполнять самостоятельно поставленные задачи;
Учить работать с ножницами
Развивающие:
Развивать внимание, зрительное восприятие, ловкость;
Развивать логическое мышление;
Развивать образное и пространственное мышление
Развивать положительные эмоции
Воспитывающие:
Приобщить обучающихся к системе культурных ценностей;
Воспитывать усидчивость, аккуратность, активность, уважение и любовь к труду
Материалы, инструменты и приспособления:
Шаблон из картона
Нитки
Схемы
Ножницы
Куклы.
Шкатулка.
Ход деятельности
Дети, давайте поприветствуем друг друга. Приветствие детей.
Здравствуй, солнце золотое! (тянемся вверх, ручки вверх)
Здравствуй, небо голубое! (ручки через стороны)
Здравствуй, вольный ветерок! (качаем руками)
Здравствуй, маленький росток! (приседаем, ручки вниз)
Здравствуй, милый мой дружок! (дети хлопают ладошками по ладоням друг друга)
Рада всех вас видеть снова на своем занятии! Проходите, рассаживайтесь поудобнее. Сегодня, у нас с вами, необычное занятие.
Это волшебная шкатулка. Много тайн и загадок откроется тому, кто заглянет в эту шкатулочку.
Вам надо отгадать загадки, чтобы узнать, что в ней есть.
Я пушистый, мягкий, круглый
Есть и хвост, но я не кот.
Часто прыгаю упруго,
Покачусь - и под комод. (Клубок)
Ими вяжут, ими шьют,
Но сначала их прядут.
И в клубочки их мотают,
На катушки собирают. (Нитки)
Да, это то, что нам нужно будет на занятии.
Теперь послушайте песенку
Уж ты котенька – коток
Котя – серенький лобок
Ты приди к нам ночевать.
Нашу деточку качать
Ребята, что я сейчас пропела?
Для чего пелись колыбельные?
Молодцы, колыбельные пелись для того, чтобы, после длинного игрового дня, успокоить малышей. А что еще могло успокоить малыша? Конечно, малыша могла успокоить любимая игрушка
Мы сейчас узнаем, какая это игрушка. Отгадайте загадку
Платья носит,
Есть не просит,
Всегда послушна,
Но с ней не скучно.
(Кукла)
Какую куклу мы будем делать, сейчас узнаете. Перед началом работы хотелось бы прочитать вам небольшое стихотворение:
Еще в полях белеет снег
А воды уж весной шумят –
Бегут и будят сонный брег,
Бегут и блещут, и гласят…
Они гласят во все концы
«Весна идет! Весна идет,
Мы молодой весны гонцы
Она нас выслала вперед…»
О каком времени года идет речь в этом стихотворении?
Правильно, о весне. Какой сейчас месяц? – Март. По календарю весна, но к нам она никак ещё не дойдёт.
Чтобы поскорее пришла к нам весна, мы будем делать куколку
А сейчас расскажу я вам красивую легенду, связанная с красным и белым цветом «Мартиничек»: «в первый день марта Весна решила прогуляться по лесу, огляделась и увидела как на проталинке, под колючим кустом пробивается из-под снега первоцвет. Она решила помочь цветку и начала освобождать первоцвет от колючих веток. Зима увидела это и разозлилась. Взмахнула она руками, призвала холодный ветер со снегом, чтобы уничтожить первоцвет. Цветок не выдержал такого холодного ветра и снега. Но Весна помогла первоцвету прикрыла своими руками его и укололась о колючие ветки куста. Из её раны упала капля крови, и первоцвет ожил. Так Весна победила злую, холодную Зиму, и цвета «Мартиничек» символизируют красную кровь на белом снегу».
Делалась эта кукла в марте. Ею «закликали» весну, приближали ее начало, праздновали и радовались ее приходу. Давайте её позовём.
Весна – приходи!
Снег холодный растопи.
Деревья зеленью одень,
Пусть теплее будет
По традиции, мартинички прикалывали на одежду близким людям 1 марта, а потом привязывали на ветку плодового дерева. Во время обряда «закликания» дети привязывали куколок на длинные шесты, бегали с ними по деревне и закликали весну
Роль мартиничек в том, чтобы оберечь от злых воздействий человека и жилище. Мартиничку привязывали к рукам рукол «Неразлучников», когда рождался ребёнок. Сколько рождалось детей, столько было и мартиничек.
Вот теперь мы готовы мастерить куколку. Но сначала сделаем игровое упражнение, чтобы размять руки:
«Котик ниточки мотает» (дети вращают руки на клубочек навивает руки сжатые в кулаках котик ниточки мотай на клубочек
И слова на них цепляет,
Очень нужные слова
Назовите их друзья
Папа кто? Кот
Мама кто? Кошка?
А ребёнок кто? Котёнок
Нам ещё надо вспомнить, как правильно
пользоваться ножницами
С ножницами не шути,
Зря в руках их не крути
И, держа за острый край,
Другу их передавай.
Лишь окончена работа –
Ножницам нужна забота:
Не забудь ты их закрыть,
И на место положить.
На ваших столах есть все необходимое: клубки ниток, шаблонов для отмеривания ниток, ножницы.
Нитки у нас разного цвета.
Сначала поработаем со схемами. Приложение 1
Давайте немного отдохнём, сделаем физминутку
Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветер тише, тише, тише,
Деревцо всё выше, выше
Теперь можно начать работу. Сделаем женскую фигурку из ниток. С чего начнем работу? (с изготовления двух пучков ниток). Как это проще сделать? Как определить длину ниток?
Разрежем нитки с одного конца шаблона - получится пучок нужной нам длины и толщины. Надо ли разрезать его с другой стороны?
Нет, так как по схеме видно, что пучок должен быть двойной, а если разрежем, наша куколка будет слишком маленькая.
Проверьте, достаточна ли толщина пучка. Точно также сделайте второй пучок, поменьше. Для этого нитки намотайте на шаблона вдоль короткой стороны. Подумайте, эти нитки нужно разрезать с одного конца или с обоих?
С двух концов это видно по схеме, а длина шаблона точно соответствует длине рук куклы. Во время работы можно пользоваться схемами.
Нитки у нас разного цвета, мы можем подарок сделать и весне, и зиме, и лету, и осени.
Посмотрите, какие замечательные куклы у нас получились. Значит у вас хорошие, добрые сердца Вы, ее создатели, вложили в нее частицу своей души и энергии. В наше время трудно увидеть аиста. Поэтому дождитесь появления первых весенних цветов – подснежников, а лучше солнечных одуванчиков, найдите ручеек и отправьте вашу мартиничку по течению. Пусть она вам принесет удачу и здоровье, а старые невзгоды, болезни и потери пусть навсегда останутся в прошлом!
Вот и закончилось наше занятие. Давайте вспомним тему и цель занятия. Как вы думаете, мы достигли этой цели? Что вы можете сказать о наших куклах? Какие трудности вы испытывали при их изготовлении?
А что еще мы должны сделать для наших кукол? Дать куклам имя. Мартиничек можете забрать домой и дать им имя.
Приложение !
Делаем основу(туловище) куклы. Наматываем нитки на шаблон по длинной стороне.
Снимите моточек ниток с картона и перевяжите с одной стороны, чтобы зафиксировать середину.
Связываем сверху пучок и получаем головку.
Снимаем с шаблона моточки и под головку вкладываем ручки.
Далее, делаем куколкам талию. Перевязываем ниткой и закрепляем.
Связываем по краям ручки. И разрезаем края.
Делаем белую юбочку (ровняем ножницами, разрезаем). Мартиничка – девочка готова.
Теперь работаем со второй красной куклой – это будет мальчик. Для этого юбочку делим пополам, внизу пучки нитей обвязываем, как и ручки. Получились ножки.
Берем красную и белую нить, связываем с обеих сторон и перекручиваем, чтобы получился красивый шнурок.
Протягиваем шнурок между головками девочки и мальчика. Связываем на бант. Таким образом наши «Мартинички» остаются рядом всегда.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект мини-музея тряпичной куклы
Беседы, консультации, мастер класс, паспорт музея....
создание мини-музея народной куклы с детьми подготовительной группы
Данная презентация показывает, как создавался наш мини-музей. Дети сами участвовали в создании экспонатов для музея....
Паспорт мини музея " Любимая кукла"
В условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому музеи в детском саду называют «мини-музеями». Часть слова «мини-» в нашем случае отражает и ...
Паспорт мини-музея "народная кукла"
Представляю вашему вниманию описание мини-музея "Народная кукла" который можно организовать в группе....
Использование мини-музея народной куклы как средства поликультурного воспитания детей дошкольного возраста
Дошкольное детство по праву можно назвать важным этапом в жизни ребёнка и в становлении его личности. Этот период является наиболее благоприятным для развития у детей уважения и интереса к родно...
Создание мини-музея Карельской куклы
Создание мини-музея Карельской куклы...
Паспорт мини-музея "Народные куклы"
Народные куклы имеют большое значение в воспитании детей,формировании их мировоззрения.Через игру с куклойй ребенок учится выражать свои чувства,приобретая опыт общения и разрешения конфликтов.В опред...