Использование мини-музея народной куклы как средства поликультурного воспитания детей дошкольного возраста
методическая разработка
Дошкольное детство по праву можно назвать важным этапом в жизни ребёнка и в становлении его личности. Этот период является наиболее благоприятным для развития у детей уважения и интереса к родной культуре, принятия многообразия и специфичности этнических культур, воспитания доброжелательного отношения к людям разных национальностей.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Использование мини-музея народной куклы как средства поликультурного воспитания детей дошкольного возраста
Аннотация. В данной статье представлен педагогический опыт работы по использованию мини-музея «Народная тряпичная кукла» в поликультурном воспитании детей дошкольного возраста.
Ключевые слова. Поликультурное воспитание, дети дошкольного возраста, мини-музей, народная тряпичная кукла.
Дошкольное детство по праву можно назвать важным этапом в жизни ребёнка и в становлении его личности. Этот период является наиболее благоприятным для развития у детей уважения и интереса к родной культуре, принятия многообразия и специфичности этнических культур, воспитания доброжелательного отношения к людям разных национальностей.
Проблема поликультурного воспитания дошкольников является на данный момент очень актуальной. Ведь то, каким будет наше общество в будущем, зависит от того, как мы научим наших детей понимать и ценить многообразие национальных культур и народов нашей страны и всего мира.
Поликультурное воспитание детей дошкольного возраста в большей степени осуществляется при знакомстве с народной культурой и традициями.
Современные подходы к дошкольному образованию требуют создания специальных условий для поликультурного воспитания, для приобщения к национальным ценностям своего народа, представителей разных культур, к истории родного края, ориентации его на диалог культур этнических групп. Знакомство с родным краем, достопримечательностями региона, любовь к родным местам, гордость за свой народ, уважение к людям других национальностей, ощущение неразрывности с окружающим миром, желание сохранить и приумножить богатства своей Родины, все эти представления необходимо формировать в дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного отношения личности ребенка к миру.
На мой взгляд, поликультурное воспитание дошкольников более успешно будет реализовываться при целенаправленном использовании поликультурной среды, которая будет органично вливаться в развивающую предметную среду дошкольного учреждения и конкретной группы.
При организации поликультурного воспитательно-образовательного пространства в своей группе я решила использовать имеющийся мини-музей «Народная кукла».
Цель его создания – это не только наличие экспонатов по определённой теме, но и работа по созданию познавательно-воспитательных проектов, в реализации которых принимали бы участие педагог, дети и их родители.
Почему же именно мини-музей? И почему именно народная кукла?
Сам по себе музей - это своеобразное и эффективное средство познания окружающей действительности, так как он отображает самые разнообразные стороны жизненного пространства. Но в обычном музее ребенок лишь пассивный созерцатель, зритель. И, к большому сожалению, дети, живущие в селе, не так часто бывают в настоящих музеях.
Мини-музей в детском саду как специально организованное пространство, способствует расширению кругозора детей, их социализации, приобщению к вечным ценностям. При организации мини-музея одной из главных задач является построение диалогического взаимодействия педагога и воспитанников в музейной среде, способствующей развитию у детей исследовательской и познавательной деятельности.
При выборе темы для создания мини музея в группе я остановилась на народных куклах. Так как ведущим видом деятельности для дошкольника является игра, то детям более всего интересны разнообразные игрушки. А кукла это самая первая и древняя игрушка. Но кукла не рождается сама по себе, ее создает человек, поэтому в ней отражаются особенности жизни разных поколений, разных народов. И я решила использовать этот фактор для организации работы по поликультурному воспитанию.
Я старалась сделать мини-музей «Народная кукла» неотъемлемой частью развивающей предметно-пространственной среды группы.
И важно то, что мини-музей позволяет расширять образовательное пространство воспитанников, создавая в группе естественную поликультурную среду, оказывая неоценимую помощь в ознакомлении детей с традициями и культурой разных народов через общение с народной куклой.
Содержимое мини-музея я стараюсь наполнить народными куклами народов проживающих как на территории нашей республики, так и на территории всей страны.
Периодически мини-музей пополняется новыми игрушками-экспонатами, сопутствующим иллюстрированным материалом и соответствующей специальной и художественной литературой.
Экспонаты мини-музея органично вписываются в интерьер группы и доступны для воспитанников. Особенно детей привлекает то, что представленные игрушки можно не только рассматривать, но и трогать руками, переставлять их с места на место, а, самое главное, что с ними можно поиграть как индивидуально, так и небольшими коллективами. А также дети с удовольствием участвуют в продуктивной деятельности по изготовлению народных кукол.
В итоге происходит расширение знаний детей о разнообразии народных кукол, повышение интереса детей к народной кукле и народным традициям разных народов. Также работа в музее позволяет воспитывать умение бережно относиться к окружающим предметам через общение с куклами, расширять словарный запас детей с помощью использования фольклорного материала.
Непосредственное общение детей дошкольного возраста с предметами мини-музея оказывает содействие на формирование у них эмоционально-чувственного, осознанного восприятия истории кукол, уважительного отношения к ним и их создателям.
Куклы, представленные в мини-музее весьма многообразны и различны: игровые куклы, обрядовые куклы, обережные куклы, куклы разных народов. Благодаря такой насыщенности предметная среда мини-музея «Народная кукла» оказывает содействие познавательному, творческому и эмоциональному формированию дошкольников, обеспечивая при этом наглядным материалом образовательно-воспитательную деятельность, что и обеспечивает в полном объеме целостный процесс поликультурного воспитания детей.
Экспонаты мини музея используются в разных видах детской деятельности: проведение экскурсий с детьми, родителями и сотрудниками детского сада, проектная деятельность на базе музея, практическая работа, викторины, мастер – классы для педагогов и родителей.
При подведении некоторых итогов за период существования мини-музея «Народная кукла» (чуть больше года) в нашей группе можно с уверенностью сказать, что опыт использования мини-музея в практике работы с детьми в плане поликультурного воспитания приносит неплохие результаты.
Литература
1. Джуринский А. Н. Поликультурное воспитание в современном мире. - М.: Прометей, 2002. – 72с.
2. Кондрыкинская Л. А. С чего начинается Родина? – М.: Сфера, 2004. – 192с.
3. Рыжова Н., Логинова Л., Данюкова А. Мини-музей в детском саду. - М.: Линка-Пресс, 2008.
4. Рыжова Н. А. Развивающая среда дошкольных учреждений. - М.: Линка-Пресс, 2004.
Приложение
Перспективный план работы по реализации деятельности мини-музея
Работа с детьми | Пополнение развивающей среды | Работа с родителями |
1. Экскурсия в библиотеку. 2. Беседы: «Куклы моих предков», «Куклы разных народов» «Куклы-обереги», «Традиции разных народов»», «Игровые куклы» 3. Продуктивная дельность: Изготовление куколок - кукла Кувадка - кукла Пеленашка - кукла Утешница - кукла Зайчик на пальчик - мордовская куколка на веточках - татарская нитяная кукла - украинская кукла Лялька Рисование куколок - кукла Кубышка Травница - кукла Десятиручница - кукла Колокольчик 4. Чтение сказок Татьяны Кирюшатовой. 5. Дидактические игры: «Кто ты куколка моя?» «Узнай куколку по описанию» «Сложи куколку» | 1. Сбор информации «Куклы из бабушкиного сундука», «Куклы разных народов» 2. Оформление мини-музея «Народная кукла» 3. Оформление лепбука «Русская народная кукла» 4. Приобретение художественной литературы по теме | 1. Опрос «Какими игрушками играет ваш ребенок дома?» 2. Оформление папки- передвижки «Народная кукла в игровой деятельности современного ребенка» 3. Мастер-класс для родителей «Мама сделай мне игрушку» 4. Творческое задание для работы с детьми дома оформление книжки «Сказка для моей куколки» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«НАРОДНЫЕ ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА».
Социальные процессы, происходящие в современном обществе, создают предпосылки для выработки новых целей образования. В современной образовательной системе центром является человек, воспитывающи...
«НАРОДНЫЕ ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Консультация для воспитателей...
Подвижные игры как средство поликультурного воспитания детей дошкольного возраста
Подвижные игры как средство поликультурного воспитания детей дошкольного возраста...
Использование дидактических и народных игр в нравственном воспитании детей дошкольного возраста
Консультация для родителей....
«НАРОДНЫЕ ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА».
Описание опыта работы....
Дидактические игры с использованием плакатов «Мобильное панно», как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста.
Нашу Землю часто называют зеленой планетой. Только здесь из всех известных планет существует жизнь во всем ее великолепии и разнообразии - в горах и в пустынях, на морских побережьях и в арктических л...
Дидактические игры с использованием плакатов «Мобильное панно», как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста.
Нашу Землю часто называют зеленой планетой. Только здесь из всех известных планет существует жизнь во всем ее великолепии и разнообразии - в горах и в пустынях, на морских побережьях и в арктических л...