Паспорт мини-музея "Народные куклы"
методическая разработка (старшая группа)

Абдыкаева Фаина Бековна
Народные куклы имеют большое значение в воспитании детей,формировании их мировоззрения.Через игру с куклойй ребенок учится выражать свои чувства,приобретая опыт общения и разрешения конфликтов.В определенный период истории особенно популярной была тряпичная кукла.Известная всем народам эта игрушка имелась в каждой семье.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mini-_muzey_narodnoy_kukly.docx20.02 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа» п.Тимирязевский

Дошкольное отделение

Уссурийского городского округа

Паспорт мини –музея

«Народные куклы»

Выполнила:Абдыкаева Ф.Б.

Профиль музея: познавательный.

Мини-музеи давно стали неотъемлемой частью развивающей среды в дошкольном учреждении. У детей вызывают живой интерес экспонаты, с которыми можно играть, наблюдать за тем, как они появляются.

Музей народных кукол, созданный в нашей группе, помогает знакомить детей с народными традициями. Русская тряпичная кукла считается одним из самых загадочных символов России. Это не просто детская игрушка, это неотъемлемый атрибут древних обрядов. С незапамятных времен мастерами было освоено искусство изготовления таких кукол, вобравших в себя все культурные традиции и обычаи Руси. Считалось, что куклы, сделанные своими руками из подручных материалов, обладают магическими свойствами. Наши предки верили, что куклы способны отгонять злых духов и приносить счастье в дом. Наверное, поэтому эти куколки, довольно, часто носились как талисманы. На примере народной игрушки можно расширить знания детей о традициях в использовании кукол, повысить интерес к изготовлению разнообразных кукол и использованию их в детской деятельности, воспитывать бережное отношение к культуре своего народа.

Цель: Приобщение детей к народной культуре, через ознакомление с

народной куклой.

Задачи:

1. Изучить историю возникновения народной куклы.

2. Познакомить с техникой изготовления народной тряпичной

куклы, вызвать интерес к созданию народной куклы, ее

обыгрыванию, подвести к пониманию ее назначения.

3. Воспитывать интерес и любовь к русской национальной

культуре, народному творчеству, обычаям, традициям,

обрядам, народному календарю, к народным играм и т. д.

4. Воспитывать у детей интерес к культуре предков России и мира;

5. Воспитывать у дошкольников основы толерантности; представления о взаимосвязях разных культур.

6. Включить родителей и детей в поисково-исследовательскую работу, сбор информации по заданной теме; развивать познавательную активность детей;

7. Привлекать родителей к культурно – досуговой деятельности детского сада;

#1056;асширять кругозор детей с помощью информационной и экскурсионной деятельности;

9. Обогатить предметно-развивающую среды детского сада;

В основу решения этих задач положены следующие принципы:

• Принцип учёта возрастных особенностей дошкольников;

• Принцип опоры на интересы ребёнка;

• Принцип осуществления взаимодействия воспитателя с детьми при руководящей роли взрослого;

• Принцип наглядности;

• Принцип последовательности

• Принцип сотрудничества и взаимоуважения.

Разделы и экспонаты:

В мини-музее представлены разные виды кукол – куклы в национальных костюмах стран ближнего и дальнего зарубежья и традиционные народные куклы,выполненные из соломы,глины,ткани,фарфора. Коллекция мини-музея располагается на стеллаже в групповой комнате.

Особенности использования экспонатов мини-музея.

Экспонаты(куклы) мини-музея находятся в свободном доступе у детей и используются ими для познавательной, речевой, театрализованной, художественной деятельности и сюжетно-ролевых игр. Куклы могут быть использованы детьми в разных видах деятельности: в процессе непосредственно- образовательной, игровой, совместной и самостоятельной деятельности.

Формы деятельности:

- поисковая;

- научная;

- экспозиционная;

- познавательная.

1. Экскурсии, просветительская работа.

2. Театрализованные досуги.

3. Мастер-классы, семинары.

4. Обмен опытом.

5. Работа с родителями.

6. Пополнение музея экспонатами.

7. Составление альбома участников создания мини-музея и каталога экспонатов.

Коллекция «Сами своими руками».

Экспонаты выполнены воспитателем, родителями в народном стиле. Они могут быть применены для знакомства детей с народно-прикладным искусством.

Библиотека

Здесь собраны загадки, стихи, потешки, песенки о куклах, которые могут быть использованы во всех видах деятельности.

Перспектива развития мини-музея

- подбор художественной литературы, детских художественных фильмов, научно-познавательных фильмов;

- пополнение альбома и каталога музея;

- мастер-классы для воспитателей и родителей;

- индивидуальная работа с детьми по изготовлению тряпичной,соломенной кукол;

- проведение на базе мини-музея и использование его коллекций на занятиях по разным видам деятельности.

Перспективное планирование работы музея.

Месяц

Содержание

Задачи

Участники

Сентябрь

Знакомство с народной куклой

Беседа

«Какие бывают куклы?»

«Почему у куклы такое имя?»

Рассматривание кукол в народном костюме.

Проведение родительского собрания с использованием презентации.

Познакомить с декоративно-прикладным искусством нашего народа, традиционной тряпичной куклой. Содействовать развитию эстетического восприятия образцов народного костюма и русского народного фольклора. Воспитывать чувство уважения к истории русского народа.

Воспитатель. Родители, дети.

Октябрь

Беседа «Моя любимая игрушка-кукла»

Мастер-класс для родителей «Всему можно научиться -важно только не лениться»

Воспитывать интерес к народной игрушке.

Воспитатель, родители, дети

Ноябрь

Изготовление для мам и бабушек поделки «Кукла -зерновушка»

Декабрь

Кукла «Скрутка»

Разучивание русских народных хороводных попевок.

Слушание аудиозаписи русских народных песен.

Учить детей мастерить тряпичную куклу-скрутку.

Воспитывать чувство уважения к обычаям русского народа. Обрядам и традициям наших предков.

Воспитатель, родители, дети

Январь

«Украсим кукле платье»

Рисование «Украсим кукле платье»

Слушание народных песен.

Создание «Библиотеки» (стихи, загадки, потешки о куклах)

Учить детей украшать платье народными узорами (круги, полоски, квадраты и т. д.)

Формировать умение составлять рассказ по модели, развивать активный словарный запас, грамматический строй речи.

Воспитатели, родители, дети.

Февраль

Масленица.

Беседа о празднике- Масленица, традициях и обрядах.

Разучивание прибауток, закличек и песенок.

Аппликация «Украсим кукле сарафан».

Познакомить с народными традициями празднования Масленицы.

Воспитывать аккуратность при выполнении работы с клеем и ножницами.

Воспитатель,

дети

Март

Встреча весны.

Музыкальное развлечение «Здравствуй, Весна Красна!»

Дидактическая игра

«Куклы из бабушкиного сундучка»

Разучивание хоровода «Как у наших у ворот»

Познакомить с обычаями и традициями русского народа - встреча весны.

Воспитывать аккуратность в работе с тканью, развивать чувство цвета.

Апрель

Пасха

Беседа «Праздник Пасха»

Раскрашивание пасхальных яиц.

Изготовление куклы «День-Ночь»

Пополнение мини-музея экспонатами, изготовленными родителями и детьми.

Лепка «Кукла Благополучница»

Познакомить детей с народными традициями празднования Пасхи, расширять знания детей о роли кукол на празднике.

Учить детей аккуратно пользоваться стекой, использовать в работе дополнительные материалы.

Май

18 мая – Международный день музеев. Экскурсия в музей кукол для детей старших групп .

Знакомство с национальными костюмами народов ,проживающих в России.

Отслеживание мнения родителей по данному направлению работы, содействовать развитию эстетического восприятия образцов народной игрушки, способности эмоционально откликаться на воздействие художественного образа.

Руководитель музея, дети.

Список литературы:

Н.Рыжова, Л.Логинова, А.Данюкова «Мини-музей в детском саду»

М.А.Захарова,Е.В. Костина,изд.Москва. «Проектная деятельность в детском саду:родители и дети» .

Журнал «Дошкольное воспитание»,№ 7/2020


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Паспорт "Народная кукла Столбушка"

Публикация содержит краткое описание куклы Стобушки, способ ее изготовления. Раскрыта педагогическая ценность куклы, ее развивающая направленность. Представлен примерный перечень игровых ситуаций....

паспорт мини - музея "Мы милашки - куклы неваляшки"

паспорт мини - музея "Мы милашки - куклы неваляшки"...

Паспорт мини музея "Куклы пупсы"

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Когалыма «Золушка»   Составили воспитатели Синькевич С.С.Сулейманова А.И.   СОДЕРЖА...

Паспорт мини музея " Любимая кукла"

В условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому музеи в детском саду называют «мини-музеями». Часть слова «мини-» в нашем случае отражает и ...

Паспорт мини-музея "народная кукла"

Представляю вашему вниманию описание мини-музея "Народная кукла" который можно организовать в группе....

ПАСПОРТ Дидактического пособия кукла- помощница Коза- Дуняша гр. раннего возраста «Белочка»

ПАСПОРТДидактического пособиякукла- помощницаКоза- Дуняшагр. раннего возраста«Белочка»...