Паспорт мини-музея "Народные куклы"
методическая разработка (старшая группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mini-_muzey_narodnoy_kukly.docx | 20.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа» п.Тимирязевский
Дошкольное отделение
Уссурийского городского округа
Паспорт мини –музея
«Народные куклы»
Выполнила:Абдыкаева Ф.Б.
Профиль музея: познавательный.
Мини-музеи давно стали неотъемлемой частью развивающей среды в дошкольном учреждении. У детей вызывают живой интерес экспонаты, с которыми можно играть, наблюдать за тем, как они появляются.
Музей народных кукол, созданный в нашей группе, помогает знакомить детей с народными традициями. Русская тряпичная кукла считается одним из самых загадочных символов России. Это не просто детская игрушка, это неотъемлемый атрибут древних обрядов. С незапамятных времен мастерами было освоено искусство изготовления таких кукол, вобравших в себя все культурные традиции и обычаи Руси. Считалось, что куклы, сделанные своими руками из подручных материалов, обладают магическими свойствами. Наши предки верили, что куклы способны отгонять злых духов и приносить счастье в дом. Наверное, поэтому эти куколки, довольно, часто носились как талисманы. На примере народной игрушки можно расширить знания детей о традициях в использовании кукол, повысить интерес к изготовлению разнообразных кукол и использованию их в детской деятельности, воспитывать бережное отношение к культуре своего народа.
Цель: Приобщение детей к народной культуре, через ознакомление с
народной куклой.
Задачи:
1. Изучить историю возникновения народной куклы.
2. Познакомить с техникой изготовления народной тряпичной
куклы, вызвать интерес к созданию народной куклы, ее
обыгрыванию, подвести к пониманию ее назначения.
3. Воспитывать интерес и любовь к русской национальной
культуре, народному творчеству, обычаям, традициям,
обрядам, народному календарю, к народным играм и т. д.
4. Воспитывать у детей интерес к культуре предков России и мира;
5. Воспитывать у дошкольников основы толерантности; представления о взаимосвязях разных культур.
6. Включить родителей и детей в поисково-исследовательскую работу, сбор информации по заданной теме; развивать познавательную активность детей;
7. Привлекать родителей к культурно – досуговой деятельности детского сада;
#1056;асширять кругозор детей с помощью информационной и экскурсионной деятельности;
9. Обогатить предметно-развивающую среды детского сада;
В основу решения этих задач положены следующие принципы:
• Принцип учёта возрастных особенностей дошкольников;
• Принцип опоры на интересы ребёнка;
• Принцип осуществления взаимодействия воспитателя с детьми при руководящей роли взрослого;
• Принцип наглядности;
• Принцип последовательности
• Принцип сотрудничества и взаимоуважения.
Разделы и экспонаты:
В мини-музее представлены разные виды кукол – куклы в национальных костюмах стран ближнего и дальнего зарубежья и традиционные народные куклы,выполненные из соломы,глины,ткани,фарфора. Коллекция мини-музея располагается на стеллаже в групповой комнате.
Особенности использования экспонатов мини-музея.
Экспонаты(куклы) мини-музея находятся в свободном доступе у детей и используются ими для познавательной, речевой, театрализованной, художественной деятельности и сюжетно-ролевых игр. Куклы могут быть использованы детьми в разных видах деятельности: в процессе непосредственно- образовательной, игровой, совместной и самостоятельной деятельности.
Формы деятельности:
- поисковая;
- научная;
- экспозиционная;
- познавательная.
1. Экскурсии, просветительская работа.
2. Театрализованные досуги.
3. Мастер-классы, семинары.
4. Обмен опытом.
5. Работа с родителями.
6. Пополнение музея экспонатами.
7. Составление альбома участников создания мини-музея и каталога экспонатов.
Коллекция «Сами своими руками».
Экспонаты выполнены воспитателем, родителями в народном стиле. Они могут быть применены для знакомства детей с народно-прикладным искусством.
Библиотека
Здесь собраны загадки, стихи, потешки, песенки о куклах, которые могут быть использованы во всех видах деятельности.
Перспектива развития мини-музея
- подбор художественной литературы, детских художественных фильмов, научно-познавательных фильмов;
- пополнение альбома и каталога музея;
- мастер-классы для воспитателей и родителей;
- индивидуальная работа с детьми по изготовлению тряпичной,соломенной кукол;
- проведение на базе мини-музея и использование его коллекций на занятиях по разным видам деятельности.
Перспективное планирование работы музея.
Месяц | Содержание | Задачи | Участники |
Сентябрь | Знакомство с народной куклой Беседа «Какие бывают куклы?» «Почему у куклы такое имя?» Рассматривание кукол в народном костюме. Проведение родительского собрания с использованием презентации. | Познакомить с декоративно-прикладным искусством нашего народа, традиционной тряпичной куклой. Содействовать развитию эстетического восприятия образцов народного костюма и русского народного фольклора. Воспитывать чувство уважения к истории русского народа. | Воспитатель. Родители, дети. |
Октябрь | Беседа «Моя любимая игрушка-кукла» Мастер-класс для родителей «Всему можно научиться -важно только не лениться» | Воспитывать интерес к народной игрушке. | Воспитатель, родители, дети |
Ноябрь | Изготовление для мам и бабушек поделки «Кукла -зерновушка» | ||
Декабрь | Кукла «Скрутка» Разучивание русских народных хороводных попевок. Слушание аудиозаписи русских народных песен. | Учить детей мастерить тряпичную куклу-скрутку. Воспитывать чувство уважения к обычаям русского народа. Обрядам и традициям наших предков. | Воспитатель, родители, дети |
Январь | «Украсим кукле платье» Рисование «Украсим кукле платье» Слушание народных песен. Создание «Библиотеки» (стихи, загадки, потешки о куклах) | Учить детей украшать платье народными узорами (круги, полоски, квадраты и т. д.) Формировать умение составлять рассказ по модели, развивать активный словарный запас, грамматический строй речи. | Воспитатели, родители, дети. |
Февраль | Масленица. Беседа о празднике- Масленица, традициях и обрядах. Разучивание прибауток, закличек и песенок. Аппликация «Украсим кукле сарафан». | Познакомить с народными традициями празднования Масленицы. Воспитывать аккуратность при выполнении работы с клеем и ножницами. | Воспитатель, дети |
Март | Встреча весны. Музыкальное развлечение «Здравствуй, Весна Красна!» Дидактическая игра «Куклы из бабушкиного сундучка» Разучивание хоровода «Как у наших у ворот» | Познакомить с обычаями и традициями русского народа - встреча весны. Воспитывать аккуратность в работе с тканью, развивать чувство цвета. | |
Апрель | Пасха Беседа «Праздник Пасха» Раскрашивание пасхальных яиц. Изготовление куклы «День-Ночь» Пополнение мини-музея экспонатами, изготовленными родителями и детьми. Лепка «Кукла Благополучница» | Познакомить детей с народными традициями празднования Пасхи, расширять знания детей о роли кукол на празднике. Учить детей аккуратно пользоваться стекой, использовать в работе дополнительные материалы. | |
Май | 18 мая – Международный день музеев. Экскурсия в музей кукол для детей старших групп . Знакомство с национальными костюмами народов ,проживающих в России. | Отслеживание мнения родителей по данному направлению работы, содействовать развитию эстетического восприятия образцов народной игрушки, способности эмоционально откликаться на воздействие художественного образа. | Руководитель музея, дети. |
Список литературы:
Н.Рыжова, Л.Логинова, А.Данюкова «Мини-музей в детском саду»
М.А.Захарова,Е.В. Костина,изд.Москва. «Проектная деятельность в детском саду:родители и дети» .
Журнал «Дошкольное воспитание»,№ 7/2020
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Паспорт "Народная кукла Столбушка"
Публикация содержит краткое описание куклы Стобушки, способ ее изготовления. Раскрыта педагогическая ценность куклы, ее развивающая направленность. Представлен примерный перечень игровых ситуаций....
паспорт мини - музея "Мы милашки - куклы неваляшки"
паспорт мини - музея "Мы милашки - куклы неваляшки"...
Паспорт мини музея "Куклы пупсы"
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Когалыма «Золушка» Составили воспитатели Синькевич С.С.Сулейманова А.И. СОДЕРЖА...
Паспорт мини музея " Любимая кукла"
В условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому музеи в детском саду называют «мини-музеями». Часть слова «мини-» в нашем случае отражает и ...
Паспорт мини-музея "народная кукла"
Представляю вашему вниманию описание мини-музея "Народная кукла" который можно организовать в группе....
ПАСПОРТ Дидактического пособия кукла- помощница Коза- Дуняша гр. раннего возраста «Белочка»
ПАСПОРТДидактического пособиякукла- помощницаКоза- Дуняшагр. раннего возраста«Белочка»...
Паспорт дидактических пособий "Кукла - оберег"
Паспорт на коллекцию кукол...