"Ручной труд"
план-конспект занятия по конструированию, ручному труду (подготовительная группа)

Методика преподования ручного труда в детском саду. Конспект занятия по ручному труду "Органайзер - Смешарики"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ruchnoy_trud.docx28.67 КБ

Предварительный просмотр:

ГБДОУ детский сад № 2 Пушкинского района Санкт-Петербурга

«Методика преподавания ручного труда»

 

 Выполнила: Урухова Р. О.


Санкт-Петербург

2024г.

  1. Изучить САнПИн и выписать все пункты из документов по охране труда при проведении занятий по «технологии»

Учебные кабинеты и рекреационные помещения для обучающихся 1 - 4 классов размещаются на 1 - 3 этажах отдельного здания или отдельного блока, кабинеты технологии для мальчиков размещаются на 1 этаже.

3.4.13. Холодным и горячим водоснабжением обеспечиваются помещения пищеблока, столовая, душевые, умывальные, комнаты (кабины) личной гигиены, помещения медицинского назначения, кабинеты технологии, учебные кабинеты для обучающихся 1 - 4 классов, кабинеты изобразительного искусства, физики, химии и биологии, лаборантские, помещения для обработки уборочного инвентаря и приготовления дезинфицирующих средств, а также туалеты.

3.4.17. Все работы в учебных кабинетах технологии, обучающиеся выполняют в специальной одежде и (или) с использованием средств индивидуальной защиты.

Для организации трудового обучения кабинеты технологии обеспечиваются необходимым оборудованием и инструментом со специальными приспособлениями, учитывающими особые образовательные потребности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

5.10. Мастерские для трудового обучения должны иметь площадь из расчета 6,0 м на 1 рабочее место. Размещение в мастерских оборудования осуществляется с учетом создания благоприятных условий для зрительной работы и сохранения правильной рабочей позы. Столярные мастерские оборудуются верстаками, расставленными либо под углом 45° к окну, либо в 3 ряда перпендикулярно светонесущей стене так, чтобы свет падал слева. Расстояние между верстаками должно быть не менее 0,8 м в передне-заднем направлении. В слесарных мастерских допускается как левостороннее, так и правостороннее освещение с перпендикулярным расположением верстаков к светонесущей стене. Расстояние между рядами одноместных верстаков

должно быть не менее 1,0 м, двухместных - 1,5 м. Тиски крепятся к верстакам на расстоянии 0,9 м между их осями. Слесарные верстаки должны быть оснащены предохранительной сеткой высотой 0,65-0,7 м. Сверлильные, точильные и другие станки должны устанавливаться на специальном фундаменте и оборудоваться предохранительными сетками, стеклами и местным освещением. Столярные и слесарные верстаки должны соответствовать росту обучающихся и оснащаться подставками для ног. Размеры инструментов, используемые для столярных и слесарных работ, должны соответствовать возрасту и росту обучающихся (приложение 2 настоящих санитарных правил). Слесарные и столярные мастерские и кабинеты обслуживающего труда оборудуются умывальными раковинами с подводкой холодной и горячей воды, электрополотенцами или бумажными полотенцами.

5.11. Во вновь строящихся и реконструируемых зданиях общеобразовательных организаций в кабинетах домоводства необходимо предусмотреть наличие не менее двух помещений: для обучения навыкам приготовления пищи и для кройки и шитья. (Пункт в редакции, введенной в действие с 13 апреля 2014 года Изменениями N 2 от 25 декабря 2013 года. 5.12. В кабинете домоводства, используемого для обучения навыкам приготовления пищи, предусматривается установка двухгнездных моечных раковин с подводкой холодной и горячей воды со смесителем, не менее 2 столов с гигиеническим покрытием, холодильника, электроплиты и шкафа для хранения посуды. Около моечных раковин должны быть предусмотрены разрешенные моечные средства для мытья столовой посуды. 

5.13. Кабинет домоводства, используемый для кройки и шитья, оборудуется столами для черчения выкроек и раскроя, швейными машинами. Швейные машины устанавливают вдоль окон для обеспечения левостороннего естественного освещения на рабочую поверхность швейной машинки или напротив окна для прямого (спереди) естественного освещения рабочей поверхности.

5.14. В существующих зданиях общеобразовательных организаций при наличии одного кабинета домоводства предусматривается отдельное место для размещения электроплиты, разделочных столов, мойки для посуды и умывальника. (Пункт в редакции, введенной в действие с 13 апреля 2014 года Изменениями N 2 от 25 декабря 2013 года.

 5.15. Мастерские трудового обучения и кабинет домоводства, спортивные залы должны быть оснащены аптечками для оказания первой медицинской помощи.

6.2. Температура воздуха в зависимости от климатических условий должна составлять в мастерских - 17-20°C

7.1.4. В мастерских для трудового обучения, актовых и спортивных залах может применяться двустороннее боковое естественное освещение.

10.8. При составлении расписания уроков следует чередовать различные по сложности предметы в течение дня и недели: для обучающихся начального общего образования основные предметы (математика, русский и иностранный язык, природоведение, информатика) чередовать с уроками музыки, изобразительного искусства, труда, физической культуры; для обучающихся основного общего и среднего общего образования предметы естественно-математического профиля чередовать с гуманитарными предметами. (Абзац в редакции, введенной в действие со 2 января 2016 года Изменениями N 3 от 24 ноября 2015 года.

10.25. На занятиях трудом, предусмотренных образовательной программой, следует чередовать различные по характеру задания. Не следует на уроке выполнять один вид деятельности на протяжении всего времени самостоятельной работы. 

10.26. Все работы в мастерских и кабинетах домоводства обучающиеся выполняют в специальной одежде (халат, фартук, берет, косынка). При выполнении работ, создающих угрозу повреждения глаз, следует использовать защитные очки.

10.27. При организации практики и занятий общественно полезным трудом обучающихся, предусмотренных образовательной программой, связанных с большой физической нагрузкой (переноска и передвижение тяжестей), необходимо руководствоваться санитарно-эпидемиологическими требованиями к безопасности условий труда работников, не достигших 18-летнего возраста. Не допускается привлекать обучающихся к работам с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда лиц моложе 18 лет, а также к уборке санитарных узлов и мест общего пользования, мытью окон и светильников, уборке снега с крыш и другим аналогичным работам.

При организации в межшкольных учебных комбинатах занятий по трудовому обучению и профессиональной подготовке в 5-11 классах, предусмотренных образовательной программой, обеспечивается соблюдение настоящих санитарных правил и санитарно-эпидемиологических требований к безопасности условий труда работников, не достигших 18-летнего возраста. (Абзац дополнительно включен с 13 апреля 2014 года Изменениями N 2 от 25 декабря 2013 года)

  1. Таблица программных задач, согласно АООП

Начальная школа

Средняя школа

Старшая школа

Работа с бумагой

Элементарные сведения о бумаге (изделия из бумаги). Сорта и виды бумаги (бумага для письма, бумага для печати, рисовальная, впитывающая/гигиеническая, крашеная). Цвет, форма бумаги (треугольник, квадрат, прямоугольник). Инструменты и материалы для работы с бумагой и картоном. Организация рабочего места при работе с бумагой. Виды работы с бумагой и картоном:

Разметка бумаги. Экономная разметка бумаги. Приемы разметки:

- разметка с помощью шаблоном. Понятие «шаблон». Правила работы с шаблоном. Порядок обводки шаблона геометрических фигур. Разметка по шаблонам сложной конфигурации;

- разметка с помощью чертежных инструментов (по линейке, угольнику, циркулем). Понятия: «линейка», «угольник», «циркуль». Их применение и устройство;

- разметка с опорой на чертеж. Понятие «чертеж». Линии чертежа. Чтение чертежа.

Вырезание ножницами из бумаги. Инструменты для резания бумаги. Правила обращения с ножницами. Правила работы ножницами. Удержание ножниц. Приемы вырезания ножницами: «разрез по короткой прямой линии»; «разрез по короткой наклонной линии»; «надрез по короткой прямой линии»; «разрез по длинной линии»; «разрез по незначительно изогнутой линии»; «округление углов прямоугольных форм»; «вырезание изображений предметов, имеющие округлую форму»; «вырезание по совершенной кривой линии (кругу)». Способы вырезания: «симметричное вырезание из бумаги, сложенной пополам»; «симметричное вырезание из бумаги, сложенной несколько раз»; «тиражирование деталей».

Обрывание бумаги. Разрывание бумаги по линии сгиба. Отрывание мелких кусочков от листа бумаги (бумажная мозаика). Обрывание по контуру (аппликация).

Складывание фигурок из бумаги (оригами). Приемы сгибания бумаги: «сгибание треугольника пополам», «сгибание квадрата с угла на угол»; «сгибание прямоугольной формы пополам»; «сгибание сторон к середине»; «сгибание углов к центру и середине»; «сгибание по типу «гармошки»; «вогнуть внутрь»; «выгнуть наружу».

Сминание и скатывание бумаги в ладонях. Сминание пальцами и скатывание в ладонях бумаги (плоскостная и объемная аппликация).

Конструирование из бумаги и картона (из плоских деталей; на основе геометрических тел (цилиндра, конуса), изготовление коробок).

Соединение деталей изделия. Клеевое соединение. Правила работы с клеем и кистью. Приемы клеевого соединения: «точечное», «сплошное». Щелевое соединение деталей (щелевой замок).

Закрепление навыков изготовления картонажных изделий. Составление плана изготовления блокнота в мягком переплёте. Подготовка стопы бумаги для бумажного блока, шитьё в два прокола. Окантовка корешка. Записная книжка в составном переплёте, украшение обложки аппликацией. Папка с клапанами и завязками. Раскрой деталей, приклеивание клапанов, закрепление завязок, выклейка внутренней части папки. Изготовление футляра для бумаг, раскрой деталей, оклейка внешней и внутренней части футляра. Изготовление коробочки для подарка.

Закрепление навыков изготовления картонажных изделий. Составление плана изготовления блокнота в мягком переплёте. Подготовка стопы бумаги для бумажного блока, шитьё в два прокола. Окантовка корешка. Записная книжка в составном переплёте, украшение обложки аппликацией. Папка с клапанами и завязками. Раскрой деталей, приклеивание клапанов, закрепление завязок, выклейка внутренней части папки. Изготовление футляра для бумаг, раскрой деталей, оклейка внешней и внутренней части футляра. 

Конструирование 

Общее представление о конструировании как создании конструкции каких-либо изделий (технических, бытовых, учебных и пр.). Изделие, деталь изделия (общее представление). Понятие о конструкции изделия; различные виды конструкций и способы их сборки. Виды и способы соединения деталей. Основные требования к изделию (соответствие материала, конструкции и внешнего оформления назначению изделия).

Конструирование и моделирование изделий из различных материалов по образцу, рисунку, простейшему чертежу или эскизу и по заданным условиям (технико-технологическим, функциональным, декоративно-художественным и пр.). Конструирование и моделирование на компьютере и в интерактивном конструкторе.

Общее представление и  элементарные сведения о производстве бумаги. Техника работы с бумагой. Правила сгибания и складывания. Знакомство с простейшими способами конструирования: деление листа на несколько равных частей, сглаживание сгибов, надрезание по сгибам. Выполнение заданий по созданию объемных фигур из бумаги. Знакомство со способами складывания бумаги прямоугольной, квадратной, круглой формы в разных направлениях, использование разнофактурной бумаги. Знакомство со способами разметки по шаблону. Сложные формы. Моделирование многогранников. Принципы моделирования и конструирования.

Первоначальные понятия о простейших геометрических телах: кубе, шаре, цилиндре,

призме. Сопоставление формы окружающих предметов.

Практическая работа. Разработка и изготовление макетов и моделей технических объектов

на основе манипулирования готовыми объемными формами. Изготовление объемных действующих моделей из картона.

Общее представление и  элементарные сведения о производстве бумаги. Техника работы с бумагой. Правила сгибания и складывания. Знакомство с простейшими способами конструирования: деление листа на несколько равных частей, сглаживание сгибов, надрезание по сгибам. Выполнение заданий по созданию объемных фигур из бумаги. Знакомство со способами складывания бумаги прямоугольной, квадратной, круглой формы в разных направлениях, использование разнофактурной бумаги. Знакомство со способами разметки по шаблону. Сложные формы. Моделирование многогранников. Принципы моделирования и конструирования.

Первоначальные понятия о простейших геометрических телах: кубе, шаре, цилиндре,

призме. Сопоставление формы окружающих предметов.

Практическая работа. Разработка и изготовление макетов и моделей технических объектов

на основе манипулирования готовыми объемными формами. Изготовление объемных действующих моделей из картона.

Работа  пластическим материалом

Элементарные знания о глине и пластилине (свойства материалов, цвет, форма). Глина ― строительный материал. Применение глины для изготовления посуды. Применение глины для скульптуры. Пластилин ― материал ручного труда. Организация рабочего места при выполнении лепных работ. Как правильно обращаться с пластилином. Инструменты для работы с пластилином. Лепка из глины и пластилина разными способами: конструктивным, пластическим, комбинированным. Приемы работы: «разминание», «отщипывание кусочков пластилина», «размазывание по картону» (аппликация из пластилина), «раскатывание столбиками» (аппликация из пластилина), «скатывание шара», «раскатывание шара до овальной формы», «вытягивание одного конца столбика», «сплющивание», «пришипывание», «примазывание» (объемные изделия). Лепка из пластилина геометрических тел (брусок, цилиндр, конус, шар). Лепка из пластилина, изделий имеющих прямоугольную, цилиндрическую, конусообразную и шарообразную форму.

Элементарные знания о глине и пластилине,  свойствапластилина: цвет, пластичность, состав (глина, воск, краски); познакомить с инструментами, используемыми при работе с пластилином; формировать навыки работы с пластилином (приёмы работы, использование инструментов); показать на практическом уровне варианты использования приемов работы с пластилином; вырабатывать умения выполнения аппликации из пластилина; показать возможности использования карандаша, как разметочного инструмента; учить проводить анализ изделия, планировать последовательность изготовления изделия на основе слайдов и текстовых планов, представленных в учебнике, развитие мелкой моторики, координации движений; познакомить с технологией выполнения аппликационной композиции из пластилина; формировать навыки соблюдения правил работы с пластилином.

Элементарные знания о глине и пластилине,  свойствапластилина: цвет, пластичность, состав (глина, воск, краски); познакомить с инструментами, используемыми при работе с пластилином; формировать навыки работы с пластилином (приёмы работы, использование инструментов); показать на практическом уровне варианты использования приемов работы с пластилином; вырабатывать умения выполнения аппликации из пластилина; показать возможности использования карандаша, как разметочного инструмента; учить проводить анализ изделия, планировать последовательность изготовления изделия на основе слайдов и текстовых планов, представленных в учебнике, развитие мелкой моторики, координации движений; познакомить с технологией выполнения аппликационной композиции из пластилина; формировать навыки соблюдения правил работы с пластилином.

Методика преподавания обрывной аппликации в дошкольном возрасте

Детям очень интересно делать поделки из цветной бумаги. Первое, что сразу приходит на ум, конечно, аппликации. Но многие ребята, пока ещё не умеют обращаться с ножницами. Поэтому, чтобы привить им интерес и любовь к поделкам из цветной бумаги, мы изучаем сначала технику обрывной аппликации.

Эта техника незаменима для формирования творческого мышления. Ребёнок учится композиционному размещению рисунка на картоне, аккуратному и ровному приклеиванию кусочков цветной бумаги, рассуждает о цветовом решении будущей картинки. У него развивается мелкая моторика пальцев рук. Эти факторы дисциплинируют процесс мышления и фантазии.

  1. Что же такое – обрывная аппликация?

Обрывная аппликация – Это один из видов техники аппликации, один из видов любимого детского творчества, похожий на мозаику - картина постепенно складывается, как мозаика из множества маленьких кусочков-сегментов. Всё максимально просто и доступно, но при этом интересно и занимательно для детей. Контур, нанесённый на картину-фон, стараниями умелых пальчиков медленно превращается в яркую сюжетную картинку.

  1. Материалы, используемые на занятиях.

Техника обрывной аппликации достаточно проста и не требует от ребенка каких-либо навыков. Обрывной метод аппликации, как нельзя лучше дает возможность будущему таланту раскрыться, познать себя, свои чувства, выразить свои эмоции. Я считаю, что плюс обрывной аппликации – это минимальный набор материала и приспособлений для ее использования. А именно, клеящий карандаш и обрезки цветной бумаги, а также, старые журналы, афиши и т.д.

Ребёнку нужно просто разорвать бумагу на кусочки. Они должны быть разного размера и цвета. Затем составить из них рисунок и приклеить. То, что здесь отсутствует необходимость пользоваться ножницами, это большое преимущество, ребёнок просто не сможет пораниться. Чтобы дети не пачкались жидким клеем, мы берём карандашный вариант, который не растекается. Клей-карандаш позволит детям не только не испачкаться, но и сделать свою картинку аккуратно, ровно и быстро. Справиться с такой задачей сможет и совсем маленький ребёнок, от 4-х лет.

  1. Этапы и приемы обрывной аппликации

Первый этап самый интересный и весёлый — рвать цветную бумагу на абсолютно любые кусочки. С этим заданием с удовольствием справляются даже самые маленькие детки. Есть в этом методе творчества элемент арт терапии, когда мы можем рвать и комкать бумагу, тем самым давая выход негативным эмоциям, что безусловно полезно как для малышей, так и для взрослых. Не стоит переживать, что бумага помнется, такая шероховатость придаст аппликации только более интересный объем.

В более старшем возрасте можно использовать разные приемы обрывной аппликации, например,

Прием «Приклеивание деталей одинаковой формы, но разного размера и цвета к одному центру». На бумаге разного цвета рисуем одну и ту же форму, но разного размера. Обрываем по контуру, наклеиваем, начиная с большего по размеру. Такой приём хорош для изображения, например, цветов.

Прием «Придание выразительности и живописности предметам». Карандашом или фломастером прорисовываем прожилки, дорисовываем дополнительные детали.

Приём «Кант»: на оттеночную бумагу приклеиваем первоначальную заготовку и обрываем ее, повторяя форму и увеличивая размер.

Приём «Обрывание по спирали»: на обратной стороне листа рисуем спираль и аккуратно мелкими движениями пальцев рвём бумагу по нарисованному контуру.

  1. Технологии работы
  1. Мы выбираем основу для нашего рисунка. Это должен быть обязательно картон, цветной или белый. Так как картон
  2. Плотный, он не будет пропитываться клеем и выдержит весь груз нашей аппликации. Также можно использовать плотный лист белой бумаги.
  3. Затем ребёнок продумывает свою композицию. Наносит рисунок на картон. Или использует готовый эскиз.
  4. Размышляет о цветовом решении своего рисунка.
  5. Дальше начинает готовить кусочки разноцветной бумаги. Они могут быть разных размеров. Преподавателю необходимо помочь ребёнку с размерами и показать, как аккуратно обрывать бумагу.
  6. Берём клей-карандаш и начинаем заполнять пространство внутри рисунка, заклеивая его обрывками цветной бумаги. Начинаем с кусочков, больших по размеру и заканчиваем маленькими. Каждый кусочек бумаги наклеивается отдельно. Также можно заранее проклеить всю поверхность самого рисунка, и уже сверху просто накладывать, прижимая, кусочки бумаги.

Кусочки рваной бумаги можно использовать, например, во время занятий по элементарной математике, предложить детям выложить из красного цвета маленький круг, а из зеленого – большой.

В процессе работы важно формировать у детей умение правильно держать пальцы при отрывании кусочка, чтобы руки работали одновременно, синхронно. С помощью пальчиковой гимнастики с художественным словом, мы развиваем мелкую моторику пальцев рук, создаем хорошее настроение, вызываем работоспособность и желание создать что-то красивое. Работая руками в этой технике, дети тренируют рецепторы головного мозга, отвечающие за речь, что актуально для младшего дошкольного возраста.

Педагог с помощью данной аппликации может решать огромное количество педагогических задач, например: в экологическом воспитании с помощью таких аппликаций можно познакомить детей с видами рыб, животных, растений, живой и неживой природой, изготовив картинки по темам своими руками.

В речевом развитии помогут сделанные картинки любимых персонажей и героев сказок и стихов (колобок на пеньке, лисица с пушистым хвостом, разноцветный мяч и т.д.)

Заключение

Детская обрывная аппликация может быть проста в исполнении и рисунке. Однако, она является мощным средством, которое способствует развитию фантазии, многих умений и навыков. Дети получают массу удовольствия от процесса.

Дети знакомятся с одним из видов аппликации – обрывной. Каждый год им даются подобные задания, и они с удовольствием начинают творить. Ребята становятся аккуратными и усидчивыми в своей работе.

Техника обрывной аппликации достаточно проста и понятна. Она не требует от ребёнка каких-либо навыков. Ребенок просто наслаждается процессом своего творчества. В технике обрывной аппликации ребёнок может сделать работу на выставку или конкурс, в подарок другу. Или для украшения интерьера, оформив аппликацию в рамку.

Овладение детьми техники обрывной аппликации может вполне стать одной из самых любимых, значимых и приятных техник аппликаций в раннем и младшем дошкольном возрасте. Ведь именно тогда закладываются все основы дальнейшего развития ребенка,


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кружок по ручному труду и конструированию

Каждый из нас в детстве смастерил своими руками хотя бы одну игрушку, и именно эта игрушка долгое время была самой любимой, потому что мы вложили в нее свою душу....

Конспект интегрированного занятия по экологии и ручному труду. Тема: «Почему идёт дождь и дует ветер».

ЦЕЛЬ: (Экология)- ознакомить с такими явлениями, как осадки и движение воздуха.- расширить и уточнить представления детей о дожде и ветре; раскрыть значение этих явлений для челов...

Программа дополнительного образования по художественно - ручному труду «Волшебный сундучок» для детей 4- 5 лет Программа дополнительного образования по художественно - ручному труду «Волшебный сундучок» для детей 4- 5 лет

      Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждениеКиселевского городского округа «Детский сад № 46 компенсирующего вида» УТВЕРЖДАЮЗаведующий МАДОУ де...

Образовательная деятельность «Лиска-лисонька, лиса» (чтение художественной литературы-коммуникация-труд\ручной труд)

Планируемые результаты:ребенок  старается поддерживать беседу, высказывать своё мнение, рассуждает и дает свои необходимые пояснения;ребенок  познакомиться с правилами укрепления и сохранени...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по ручному труду бумажной пластики. Изготовление новогодних украшений .Специфика приемов обучения ручному труду детей с общим нарушением речи . «Тема НОД- Новогоднее украшение для елочки»

Конспект непосредственно образовательной деятельности по ручному труду бумажной пластики. Изготовление новогодних украшений .Специфика приемов  обучения ручному труду детей с общим нарушением реч...