Материал для педагогического всеобуча «Роль системности занятий по оригами с детьми старшего дошкольного возраста в развитии конструктивных умений»
консультация по конструированию, ручному труду (старшая группа)
Сейчас им увлекаются во всем мире и взрослые, и дети. Секрет огромной популярности оригами очень прост – несложные приемы работы с бумагой и фантазия позволяют создать увлекательный, ни на что не похожий мир.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vseobuch_-rol_sistemnosti_zantiy_po_origami.docx | 20.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Материал для педагогического всеобуча
«Роль системности занятий по оригами с детьми старшего дошкольного возраста в развитии конструктивных умений»
Оригами – искусство складывания из бумаги фигурок – родилось в Японии около пятнадцати веков назад. Мир оригами необычайно широк и разнообразен.
Оригами – традиционное японское искусство. Основной материал, который используется для работы, – бумага. Исходная форма листа бумаги – квадрат, иногда используются прямоугольник («Лодочка», «Письмо-треуголка», «Гармошка», «Пакетик для семян») и круг. Оригами – это геометрия в природной и предметной среде. Базовые понятия в оригами: сгибание, складывание, торцевание, кирикоми-оригами (складывание и частичное прорезывание или надрезание).
Сейчас им увлекаются во всем мире и взрослые, и дети. Секрет огромной популярности оригами очень прост – несложные приемы работы с бумагой и фантазия позволяют создать увлекательный, ни на что не похожий мир.
Изготовление красочных поделок из бумаги приемами многократного складывания и сгибания – увлекательное и полезное занятие для детей-дошкольников. Особенно привлекает дошкольников возможность самим создать такие поделки из бумаги, которые затем будут использованы в играх, инсценировках, оформлении детской комнаты или подарены на день рождения, к празднику своим родителям, воспитателям, друзьям. Ребенок радуется тому, что сделанная собственными руками игрушка действует: вертушка вертится на ветру, кораблик плывет в ручейке, самолетик взлетает ввысь.
Оригами имеет большое значение в развитии ребенка. Оно позволяет развивать конструктивные умения, самостоятельность, художественный вкус, аккуратность, умение планировать свою деятельность, получать положительный результат, бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место. Дает возможность приобщаться к творческому процессу рождения красоты.
В процессе оригами решаются серьезные математические задачи: дети находят параллели и диагонали, делят целое на части, получают различные виды треугольников и многоугольников, с легкостью ориентируясь на листе бумаги. Развиваются моторика пальцев рук, логика, воображение, дети учатся творить и любить все живое.
Таким образом, овладение конструктивными навыками и культурой труда имеет большое значение для подготовки дошкольников к успешному обучению в школе.
Основные задачи занятий по оригами
• воспитывать у детей старшего дошкольного возраста трудолюбие, вызывать желание доводить начатое дело до конца, развивать произвольную регуляцию деятельности;
• развивать конструктивные и творческие способности с учетом индивидуальных возможностей каждого ребенка;
• развивать умение анализировать, планировать, создавать конструкции по образцу, заданным условиям, пооперационным картам, схемам, формировать умение действовать в соответствии со словесной инструкцией педагога;
• знакомить детей со способами преобразования геометрических фигур, развивать пространственную ориентировку;
• развивать мелкую моторику рук;
• совершенствовать объяснительную речь и коммуникативные способности;
• приобщать детей к мировой культуре, формировать эстетический вкус.
Викторина «Что? Где? Когда?»
Цели: закрепить и уточнить знания детей об изготовлении поделок в стиле оригами; повышать интерес детей к работе с бумагой через игру; развивать мышление, сообразительность.
Материал: вопросы и задания к викторине; волчок со стрелкой; фигурка спортсмена; скрипичный ключ (из картона, пластилина и т. д.); готовые поделки оригами; призы; посылка от царя Картона; письмо; бумажные квадраты разного цвета, бумажный прямоугольник, пооперационные карты, ножницы.
Ход викторины
Дети получают посылку от царя Картона. В ней находятся письмо, волчок со стрелкой, конверты с вопросами и заданиями к викторине, фигурка спортсмена и скрипичный ключ. Воспитатель ставит центр стола волчок со стрелкой, раскладывает вокруг него 10–12 конвертов, выставляет фигурку спортсмена и скрипичный ключ, затем зачитывает письмо, в котором содержатся правила игры.
Дети делятся на две команды (по жребию, по считалке и т. п.). Члены команд по очереди вращают волчок со стрелкой, берут конверт.
Воспитатель зачитывает вопрос или задание, дети совещаются и дают ответ, полученный в ходе коллективного обсуждения. За каждый правильный ответ команда получает две готовые фигурки – оригами.
Участники второй команды имеют возможность получить дополнительную фигурку, уточнив ответ соперников. Побеждает та команда, которая наберет большее количество фигурок-оригами.
Если стрелка при остановке волчка указывает на фигурку спортсмена, проводится физкультминутка, если на скрипичный ключ – музыкальная пауза.
В заключение занятия все участники получают поощрительные призы от царя Картона, например, победившая команда – пооперационные карты с последовательностью изготовления щенка, а проигравшая – пооперационные карты с последовательностью изготовления котенка.
Примерный перечень вопросов и заданий
1. Что такое оригами? (Оригами – это древнее искусство складывания фигурок из бумаги.)
2. Откуда к нам пришло искусство оригами? (Из Японии и Китая.)
3. Что необходимо для изготовления поделок в стиле оригами? (Бумага.)
4. Какие виды бумаги вы знаете? (Писчая, цветная, мелованная, копировальная, оберточная, туалетная…)
5. Перечислите свойства бумаги. (Прочная, не растворяется в воде, но намокает, горит.)
6. Перечислите геометрические фигуры, у которых есть углы.
7. Расскажите и покажите, что нужно сделать с квадратом, чтобы получилось четыре маленьких квадрата (треугольника).
8. Сложите квадрат по диагонали.
9. Можно ли из квадрата получить два прямоугольника? Если можно, то как?
10. Чем отличается квадрат от прямоугольника?
11. Сделайте из прямоугольника квадрат.
12. Из бумаги какой формы можно сделать бабочку, рыбку, елочку?
13. Перечислите, какие фигурки в стиле оригами мы делали из «волшебного» квадрата?
14. Сделайте зайчика (бабочку).
15. Смастерите свою любимую игрушку в стиле оригами.
16. Превратите стрелу в самолет.
17. Для чего нужна пооперационная карта?
18. Расскажите по пооперационной карте, как сделать лягушку.
19. Сделайте коробочку, используя пооперационную карту.
20. Для чего при изготовлении поделок в стиле оригами нужна схема?
21. Расскажите по схеме, как сделать бумажного гнома.
22. Почему парусник, сделанный из салфетки, быстро утонет?
23. Найдите отгадку среди фигурок, расположенных на столе:
Мордочка усатая,
Шубка полосатая,
Часто умывается,
С водой не знается.
Советы родителям
Занятия конструированием
Ваш ребенок прирожденный конструктор, изобретатель и исследователь. Эти заложенные природой задатки в большой мере реализуются и совершенствуются в конструировании. Покупать полезно интеллектуальные, развивающие игрушки – конструкторы, игры-головоломки, сборно-разборные машины и другие.
Выделите для детского конструирования такое место в комнате, где ребенок может оставить свои постройки, конструкции на длительное время, чтобы потом достроить их и продолжить игру. Поощряйте его за порядок на рабочем месте. Если постройка или конструкция закончена, то детали должны быть аккуратно сложены и убраны на место. Стройте и играйте вместе с детьми, доставляя им радость совместной деятельности. Помните, что в совместной деятельности быстрее формируется конструкторский опыт, да и отношения с ребенком становятся более доверительными и эмоционально насыщенными.
Художественный труд
Выделите дошкольнику определенное место, где бы он мог в любое свободное время помастерить. Приобретите клей, кисточку, ножницы с тупыми концами, линейку, ластик, бумажные салфетки. Приспособьте какую-нибудь коробку и наполните ее разным бросовым материалом (кусочками ткани, тесьмы, фантиками, коробочками, капсулами от киндер-сюрпризов и др.). Осенью всей семьей соберите природный материал (шишки, веточки, ракушки и пр.). Для работы детям понадобится цветная альбомная бумага, оберточная, тонкий картон. Почаще мастерите с ребятами поздравительные открытки и сувениры для родственников, подарки для малышей и друзей, елочные украшения, приобщайте их к оформлению семейных праздников.
Варианты заданий, которые помогут вам стимулировать детскую деятельность
Предлагайте ребенку коробки разного размера и формы, пусть превращает их во что хочет (животные, машины, терема и пр.), приклеивая вырезанные детали.
Покажите, как куску поролона придать округлую форму. Приклеив к ней детали из синтепона, ткани, перетянув тесьмой, дошкольник может смастерить любую игрушку.
Соберите побольше пластмассовых бутылок, картонных коробок, разных упаковок. Посоветуйте ребенку построить из них древний город, Луна-парк или все, что подскажет воображение.
Из всевозможного мелкого, бросового материала (пластмассовые пробки, металлические гайки, деревянные палочки от эскимо и пр.) можно создавать необычные коллажи, сюжетные картины. Из скошенной травы можно плести венки, пояса, браслеты, делать фигурки человечков, животных.
А осенью запаситесь природным материалом (шишки, желуди, веточки, листья, ягоды, ракушки, семена). Побуждайте ребенка придумывать поделки, делать их зарисовки.
И родителям, и педагогам рекомендуем познакомиться с учебными пособиями по вопросам конструирования:
• Комарова Л.Г. Строим из LEGO. М.: Линка-Пресс, 2001.
• Брофман В.В. Архитектурная школа имени папы Карло. М.: Линка-Пресс, 2001.
О том, как изготовить с ребятами несложные, но забавные и оригинальные поделки, вы можете прочитать в учебном пособии: Конышева Н.М. Праздник делаем сами (Подарки, сувениры, украшения): Альбом для занятий с детьми 6–9 лет дома и в школе. М.: Линка-Пресс, 1995
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Роль системности занятий по оригами с детьми старшего дошкольного возраста в развитии конструктивных умений»
«Роль системности занятий по оригами с детьми старшего дошкольного возраста в развитии конструктивных умений» Оригами – искусство складывания из бумаги фигурок – родилось в Японии около пят...
"Роль системности занятий по оригами с детьми старшего дошкольного возраста в развитии конструктивных умений"
Систематические занятия с детьми оригами - гарантия его всестороннего развития и успешной подготовки к школьному обучению....
Фрагменты занятия педагога - психолога с детьми старшего дошкольного возраста на развитие эмоциональной сферы
https://cloud.mail.ru/public/Bnwo/1pGXX849B...
Роль системности занятий по оригами с детьми старшего дошкольного возраста в развитии конструктивных умений
Оригами – искусство складывания из бумаги фигурок – родилось в Японии около пятнадцати веков назад. Мир оригами необычайно широк и разнообразен....
Конспект открытого занятия педагога-психолога с детьми старшего дошкольного возраста по развитию эмоциональной сферы «Путешествие в страну настроения»
Создание условий для развития эмоциональной сферы. ...
Нейропсихологическое коррекционное занятие с детьми старшего дошкольного возраста. «В стране забытых умений»
Цель: улучшение функционирования подкорковых структур, нормализацию активационных процессов. Задачи: - стимуляция энергетических центров, активизация общего тонуса организма; улучшение прост...
Конспект занятия педагога-психолога с детьми старшего дошкольного возраста по развитию эмоциональной сферы «Путешествие в страну настроения»
Цель: Создание условий для развития эмоциональной сферы.Задачи:- учить детей определять и оценивать свое эмоциональное состояние;- формировать умения различать, осознавать, выражать различные эмоции;-...