"Роль системности занятий по оригами с детьми старшего дошкольного возраста в развитии конструктивных умений"
консультация на тему
Систематические занятия с детьми оригами - гарантия его всестороннего развития и успешной подготовки к школьному обучению.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_sistemnosti_zanyatiy_po_origami.docx | 24.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей - «Роль системности занятий по оригами
с детьми старшего дошкольного возраста
в развитии конструктивных умений»
Оригами – искусство складывания из бумаги фигурок – родилось в Японии около пятнадцати веков назад. Мир оригами необычайно широк и разнообразен.
Сейчас им увлекаются во всем мире и взрослые, и дети. Секрет огромной популярности оригами очень прост – несложные приемы работы с бумагой и фантазия позволяют создать увлекательный, ни на что не похожий мир.
Изготовление красочных поделок из бумаги приемами многократного складывания и сгибания – увлекательное и полезное занятие для детей-дошкольников. Особенно привлекает детей возможность самим создать такие поделки из бумаги, которые затем будут использованы в играх, инсценировках, оформлении детской комнаты или подарены на день рождения, к празднику своим родителям, воспитателям, друзьям. Ребенок радуется тому, что сделанная собственными руками игрушка действует: вертушка вертится на ветру, кораблик плывет по ручейку, самолетик взлетает ввысь.
Оригами имеет большое значение в развитии ребенка. Оно позволяет развивать конструктивные умения, самостоятельность, художественный вкус, аккуратность, умение планировать свою деятельность, получать положительный результат, бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место. Дает возможность приобщаться к творческому процессу рождения красоты. В процессе оригами решаются серьезные математические задачи: дети находят параллели, диагонали, делят целое на части, получают различные виды треугольников и многоугольников. С легкостью ориентируясь на листе бумаги. Развиваются моторика пальцев рук, логика, воображение, дети учатся творить и любить все живое.
Таким образом, овладение конструкторскими навыками и культурой труда имеет большое значение для подготовки дошкольников к успешному обучению в школе.
Основные задачи работы по оригами:
- Воспитывать у детей старшего дошкольного возраста трудолюбие, вызывать желание доводить начатое дело до конца, развивать произвольную регуляцию деятельности;
- Развивать конструктивные и творческие способности с учетом индивидуальных возможностей каждого ребенка;
- Развивать умение анализировать, планировать, создавать конструкции по образцу, заданным условиям, по операционным картам, схемам, формировать умение действовать в соответствии со словесной инструкцией педагога;
- Знакомить детей со способами преобразования геометрических фигур, развивать пространственную ориентировку;
- Развивать мелкую моторику рук;
- Совершенствовать объяснительную речь и коммуникативные способности;
- Приобщать детей к мировой культуре, формировать эстетический вкус.
В своей работе мы стараемся отдавать предпочтение тем методам и приемам, которые способствовали повышению познавательной и эмоциональной отзывчивости детей:
- Выражение отношения к оригамушкам, выполненным собственными руками
- Фантазирование (например, какую рыбку дети хотели бы сделать)
- Любование красивыми природными объектами, предметами рукотворного мира, предметами искусства, добрыми поступками людей и др.
- Сопереживание по поводу живого и неживого объекта, находящегося в неблагоприятном состоянии (смятая закладка, сломанная коробка, порванная шапочка для театрализованной деятельности)
- Общение детей с людьми, дарение им подарков к праздникам, на день рождения
- Демонстрация значения труда людей
Опыт работы показывает, что некоторые дети начинают интересоваться техникой оригами очень рано, с 4-5 лет. Малыши еще не умеют читать, но уже осваивают знаки, схемы складывания будущих моделей. Самостоятельно, при поддержке взрослых, дети начинают заниматься складыванием сначала простейших моделей, со временем совершенствуя свои навыки.
Важно создавать условия для свободной самостоятельной деятельности детей. Нужно предоставлять ребенку возможность не только изучать и познавать окружающий мир, но и жить в гармонии с ним, получать удовольствие от каждого прожитого дня, от разнообразия своей деятельности, успешно выполненного задания, которое осуществилось. В этом случае огромное значение имеет организация условий пространства. Идеальными можно считать условия, при которых в доступном для детей, хорошо освещенном месте находилось бы все необходимое для изготовления поделок: бумага разного цвета и размера, ножницы с тупыми концами, клеящий карандаш или клей, кисточка, клеенка, салфетка.
Традиционно для изготовления оригами не используется клей, но для того чтобы фигурки имели большее сходство с реальными предметами, мы оформляем их в виде аппликации. Часто мы используем клеящую бумагу.
Также можно использовать при создании оригами разные виды бумаги. Например, даже мятую бумагу, которая после сгибания может быть применена в оригами. Так, например, мятый лист после многоразовых складываний, сгибаний превращается в прекрасную имитацию шерстки животных, снежного покрова. Помятые листы белой бумаги дают возможность получить неповторимый рисунок при окрашивании их водными красками. Такие странного цвета листы используются в оформлении поделок в оригами.
Очень важно регулярно просматривать вместе с детьми все то, что им удалось сделать. При этом нужно демонстрировать искреннюю заинтересованность, положительно оценивать творческую инициативу каждого ребенка независимо от полученного результата.
Изготовленные поделки (оригамушки) дети могут дарить другим людям, украшать ими комнату и т.д. – таким образом, использование оригами самое разнообразное.
- Деятельность оригами имеет огромный развивающий потенциал для дошкольников. Занятия оригами являются своеобразной психотерапией, способной отвлечь от забот и тревог.
- Системность занятий оригами в дошкольном учреждении имеет большое влияние на развитие конструкторских умений детей старшего дошкольного возраста.
- Особое значение приобретает совместная деятельность педагогов и родителей в сложном деле воспитания и развития ребенка. Только совместными усилиями детского сада и семьи можно качественно подготовить ребенка к успешному обучению в школе.
СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ!
Занятие конструированием.
Ваш ребенок прирожденный конструктор, изобретатель и исследователь. Эти заложенные природой задатки в большой мере реализуются и совершенствуются в конструировании. Покупать полезно интеллектуальные, развивающие игрушки – конструкторы, игры-головоломки, сборно-разборные машины и другие.
Выделите для детского конструирования такое место в комнате, где ребенок может оставить свои постройки, конструкции на длительное время, чтобы потом достроить их и продолжить игру. Поощряйте его за порядок на рабочем месте. Если постройка или конструкция закончена, то детали должны быть аккуратно сложены и убраны на место. Стройте и играйте вместе с детьми, доставляя им радость совместной деятельности. Помните, что в совместной деятельности быстрее формируется конструкторский опыт, да и отношения с ребенком становятся более доверительными и эмоционально насыщенными.
Художественный труд.
Выделите дошкольнику определенное место, где бы он мог в любое свободное время помастерить. Приобретите клей, кисточку, ножницы с тупыми концами, линейку, ластик, бумажные салфетки. Приспособьте какую-нибудь коробку и наполните ее разнообразным бросовым материалом (кусочками ткани, тесьмы, фантиками, коробочками, капсулами от киндер-сюрпризов и др.). Осенью всей семьей соберите природный материал (шишки, веточки, ракушки и пр.). Для работы детям понадобиться цветная альбомная бумага, оберточная, тонкий картон. Почаще мастерите с ребятами поздравительные открытки и сувениры для родственников, подарки для малышей и друзей, елочные украшения, приобщайте их к оформлению семейных праздников.
Варианты заданий, которые помогут вам стимулировать детскую активность.
Младший возраст.
Помогите ребенку склеить из плотной бумажной полоски цилиндр. Пусть малыш отрывает или вырезает мелкие разноцветные бумажные кусочки и наклеивает их на цилиндр. Получится красивая вазочка.
Предложите для работы готовые коробочки из-под сока, молока, упаковки от парфюмерии. Ребенок сам выберет коробочку и оклеит ее любыми материалами (кусочками бумаги, фантиками, лоскутками или бумажными комочками), а потом придаст ей какой-нибудь художественный образ (Песик. Хрюша, Кошечка).
Трафаретная линейка пригодится для рисования по ней разных фигур. Раскрасив их фломастерами и вырезав, дети могут составить узоры, картинки, например «Сказочные цветы», «Морское царство», «Веселые человечки».
Предложите нарисовать и вырезать цветы, рыбок, цыплят, а потом придумать композиции «Лужок», «Аквариум», «Ковер» и пр.
Вырежьте из бумаги платье для куклы. Пусть ребенок украшает его кусочками бумаги, обрезками ткани, тесьмы, кружева, ленточек.
Сложенный пополам бумажный квадратик как по волшебству может превратиться во что угодно. Приклеишь окошки – получится домик, добавишь колеса – будет автобус. А если к половинке квадратика приклеить с одой стороны головку, с другой – хвостик, получится любая зверюшка или птичка.
Аналогично можно использовать разные по длине и ширине полоски.
Дайте детям мягкую бумагу, из которой можно сделать комочки. Если к ним добавлять разные элементы, вырезанные из цветной бумаги, получатся забавные игрушки.
Детали игрушек из природного материала хорошо прикрепляются пластилином или клеем ПВА («Цыплята», «Грибочки», «Лодочки»).
Старший возраст.
Предлагайте ребенку коробки разного размера и формы, пусть превращает их во что хочет (животные, машины, терема и пр.), приклеивая вырезанные детали.
Покажите, как куску поролона придать округлую форму. Приклеив к ней детали из синтепона, ткани, перетянув тесьмой, дошкольник может смастерить любую игрушку.
Соберите побольше пластмассовых бутылок, картонных коробок, разных упаковок. Посоветуйте ребенку построить из них древний город, Луна-парк или все, что подскажет воображение.
Из всевозможного мелкого, бросового материала (пластмассовые пробки, металлические гайки, деревянные палочки от эскимо и пр.) можно создавать необычайные коллажи, сюжетные картины.
Из скошенной травы можно плести венки, пояса, браслеты, делать фигурки человечков, животных.
А осенью запаситесь природным материалом (шишки, желуди, веточки, листья, ягоды, ракушки, семена). Побуждайте ребенка придумывать поделки, делать их зарисовки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия психолога с детьми старшего дошкольного возраста!"Отважные спасатели"--break--
Представляю вашему вниманию конспект занятия психолога с детьми старшего дошкольного возраста "Отважные спасатели", которое состоит из упражнений на релаксацию, упражнений-растяжек, дыхательных упражн...
Разработка коррекционно-развивающего занятия с детьми старшего дошкольного возраста. Развитие коммуникативных навыков. «Путешествие в сказочную страну»
Автор: Несмеянова В.И. педагог-психолог МБДОУ г.Иркутска детского сада №43Разработка коррекционно-развивающего занятия с детьми старшего дошкольного возраста. Развитие коммуникативных навыков.«Путешес...
Непосредственная образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста"Развитие самостоятельного детского экспериментирования с новым конструктивным материалом"
Цель: Продолжать формировать у детей представление о лего- конструкторе.Развивать конструирование способности, ассоциативное мышление и воображение. Формировать навыки общения, речевой и поведенч...
Методическая разработка. Роль исследовательской деятельности в познании детьми старшего дошкольного возраста объектов неживой природы
Всестороннее развитие и воспитание детей осуществляется разными средствами. Одно из них - ознакомление с природой. Природа - неиссякаемый источник духовного обогащения. Природа – важнейшее средство во...
Конспект занятия воспитателя с детьми старшего дошкольного возраста (5-6 лет) с задержкой речевого и психического развития.
Конспект занятия воспитателя с детьми старшего дошкольного возраста (5-6 лет) с задержкой речевого и психического развития....
Система коррекционно - развивающей работы с детьми старшего дошкольного возраста: Развитие речевой коммуникации у детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста
Проблема речевого недоразвития является одной из актуальных в логопедии. Её значимость определяется не только распространённостью речевой патологии у детей, но и тем влиянием, которое оказывает речево...