Кружковая работа "Наши руки - не знают скуки!"
методическая разработка по конструированию, ручному труду (средняя группа)

Рудова Светлана Васильевна

Кружковая работа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhkovaya_rabota_2.docx156.91 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №11 «Вишенка» г. Назарово Красноярского края

Перспективный план

творческого кружка по ручному труду

в группе «Маргаритка»

на 2024 – 25 учебный год

«Наши руки не знают скуки!»

                                                                                    Руководитель Рудова С.В.

2024

Перспективный план

творческого кружка по ручному труду

в группе «Маргаритка» на 2024 – 25 учебный год

                                           «Наши руки не знают скуки!»

Цель: формирование умения ребёнка фантазировать и делать своими руками симпатичные поделки, так, чтобы и процесс, и результат труда приносил радость и удовольствие, учитывая индивидуальность каждого ребёнка.

Задачи:

Познавательная деятельность: расширить кругозор каждого ребёнка на базе ближайшего окружения; создать условия для самостоятельной познавательной активности; формировать основы познавательного, бережного, созидательного отношения к окружающему миру.

Художественное творчество: формировать положительное отношение к ручному труду; привлекать к участию в общем деле; совершенствовать обобщенные способы работы; развивать мелкую моторику; формировать у ребёнка практические навыки работы с материалами и инструментами.

Трудовая деятельность: развивать трудовую деятельность; воспитывать ценностное отношение к собственному труду, труду других людей и его результатам; формировать первичные представления о труде взрослых, его роли в обществе жизни каждого человека, нравственно – волевые качества: усидчивость, сосредоточенность, трудолюбие, умение доводить начатое дело до конца.

Пояснение: кружковая работа проводится один раз в неделю во второй половине дня. Она строится по схеме «от теоретического материала к продуктивной деятельности».

Продолжительность занятий: зависит от детской заинтересованности и активности.

Важно! Мотивация при трудовой деятельности. Благодаря творческой деятельности легко установить эмоциональный контакт с каждым ребёнком. Результатом деятельности становятся коллективные и индивидуальные работы. Все поделки обязательно демонстрируются родителям, сотрудникам детского сада и для подарков.

Предполагаемый результат:

- создает знакомые образы с помощью различных материалов: пластилина, бумаги, картона, салфеток, бросового и природного материалов;                                                              - охотно рассказывает о способе создания поделки, делиться своими впечатлениями с друзьями и взрослыми;                                                                                                                  - гордиться своей поделкой и сделанной коллективно;                                                                                                  - самостоятельно придумывает дополнения к поделкам и создает новый образ;                                               - освоил изготовление поделок способом оригами;                                                                                          - доводит начатое дело до конца;                                                                                                       - использует пошаговую инструкцию при создании поделки;                                                        - бережно относится к результату своего труда и труду других детей.

Взаимодействие с семьёй:

- озвучить информацию о работе творческого кружка на родительском собрании;                                                       - просьба в оказании помощи в приобретении необходимого материала для труда;                             - информация на стенде творческого кружка «Развиваем творческие способности ребёнка», «Учите ребёнка чувствовать, познавать, творить!», практические советы «Мы наклеим на листок солнце, небо и цветок!», «Поделки из бумаги вместе с ребёнком!», «Значение мотивации при изготовлении поделок»;                                                                                    - индивидуальные рассказы родителям об успехах их ребёнка.

Календарно тематическое планирование кружковой работы

«Наши руки не знают скуки»

Дата

Тема ручного труда

Предварительная работа

Материал

Связь с другими видами деятельности

Сентябрь

1.Сбор природного материала для изготовления поделок

1.Чтение стихотворения А.Белая «Золотой коврик» - 24 -

1.Коробочки, ведерки, мешочки для сбора природного материала

1.Во время прогулки собрать листочки, травинки, шишки, ягоды рябины для труда

Октябрь

1. «Мишка – косолапый»

2. «Веселые зверята из листочков»

3.Коллективная работа «Лес»

4.Панно для украшения приемной   «Листопад» способом оригами

1.Ситуативный разговор «Кто спит зимой?»

2.Пальчиковая разминка «Мы листочки украшаем» - 38 -

3.Потешка «Дерево»

4.Пошаговый показ изготовления листочка способом оригами

1.Картон зелёного цвета, пластилин, стеки, салфетки

2.Листочки, пуговицы, ножницы, фломастеры

3.Наборы пластилина, берёзовые листочки, клей

4.Квадраты разноцветной бумаги, картон, клей

1.Подвижная игра «Медведи и пчёлы»

2.Чтение стихотворения Т.Калининаой «Дружные детки»

3.Чтение стихотворения И.Бунина «Лес, точно терем расписной!» - 103  

4.Труд на участке «Сбор листьев

Ноябрь

1. «Птичка» способом оригами

2. «Улитка» из пластилина

3. «Маленький ёжик» из шишек сосны

4. «Цветы для мамы и бабушки»

1.Пальчиковая гимнастика «Птенчики в гнезде»

2.Дразнилка «Улитка, улитка…»

3.Пальчиковая гимнастика «Ежик топал по дорожке» -83 -

4.Презентация «Цветы – красота земли!»

1.Квадраты цветной бумаги, фломастеры

2.Наборы пластилина, стеки, салфетки

3.Сосновые шишки и иголки, пуговички

4.Разноцветные  салфетки,   пластилин, картон

1.Подвижная игра на прогулке «Птицы и птенчики»

2.Дидактическая игра» Назови и покажи»

3.Чтение сказки С.Козловой «Как ёжик с медвежонком протирали звёзды» - 311 –

4.Знакомство со стихотворением Т.Калининой «Бабушка кисель варила»

Декабрь

Коллективная композиция

1. «Ёлочки» способом оригами

2. «Дед Мороз и Снегурочка» из пластилина

3.«Снеговики» из цилиндров

4. «Зайчики» из коробок

1.Пение песни под музыкальное сопровождение                         «В лесу родилась ёлочка».

2.Чтение рассказа А.Усачева «Откуда приходит Новый год?» - 142 -

3.Рассказы из личного опита «Как я лепил снеговика!»

4.Пальчиковая игра «Зайчик и кольцо» 70

1.Квадраты белой и зелёной бумаги

2.Наборы пластилина, салфетки, стеки

3.Полоски картона, цветная бумага, клей

4.Коробки, цветная бумага, клей, салфетки

1.Чтение стихотворения Е.Благининой «Ёлка» - 140 -

2.Заучивание стихотворения «Шел по лесу Дед Мороз»

3.Лепка снеговика на участке

4.Подвижная игра на прогулке «Волк и зайцы»

Январь

1.Коллективное панно «Снегири на ветке» -10 –

2.«Карновальные очки»

3. «Домики» из цилиндров

1.Наблюдение за поведением птиц на прогулке рассматривание иллюстраций зимующих птиц

2.Рассматривание карнавальных масок

3.Задание «Расскажи, какой у тебя будет дом?»

1.Иллюстрация со снегирями, набор пластилина, салфетки, стеки

2.Трафареты, картон, ножницы, фломастеры

3.Полоски картона, цветная бумага, ножницы

1.Заучивание стихотворения Г.Абрамова «Снегири»

2.Развлечение «Карнавальный бал – маскарад!»

3.Драмматизация сказки «Теремок»

Февраль

1.Коллективная работа «Пингвины на льдине»

2. «Совушка – сова» -в технике пластилино     графии

3. «Кораблик» в подарок папе.

4. «По собственному замыслу»

1.Беседа о представителях животного мира холодной зоны

2.Чтение В.Берестова «Сова и синичка -  птичья зарядка» - 183

3.Показ игрушек, сделанных в технике оригами.

4.Ситуативная беседа «Что можно сделать из природного материала?»

1.Полоски картона, цветная бумага, степлер

2.Игрушка совы, пластилин, бусины для глаз, перышки для крыльев

3.Квадраты из бумаги, фломастеры

4.Различный природный материал

1.Чтение рассказа Г.Снегирёва «Про пингвинов»

2.Подвижная игра на прогулке «Совушка – сова»

3.Пускание корабликов в групповом бассейне

4.Чтение потешки «Катя – мастерица» - 21 -

Март

1.Веточка мимозы для мамочки»

2. «Пироги и плюшки для бабушки»

3. «Мышка» из цилиндра

4.Работа в подгруппе «Светофор»

1.Беседа «Что подарим маме?»

2.Ситуативная беседа «Откуда берутся плюшки и ватрушки?»

3.Чтение потешки «Мышки водят хоровод»

4.Рассматривание иллюстрации светофора

1.Пластилин, желтые салфетки, картон

2.Цветное тесто, разносы, разделочные доски

3.Полоски картона, цветная бумага, фломастеры

4.Полоски цветной бумаги, клей, подставки под поделки

1.Заучивание стихотворения Е.Благининой «Мама спит…» в подарок

2.Чтение стихотворения А.Белая «Пироги и плюшки» - 38 –

3.Подвижная игра «Мышеловка»

4.Заучивание стихотворения С.Маршака «Светофор»

Апрель

1«Черепашки» из скорлупы грецкого ореха

2. «Бабочка» из фантиков

3. «Дракоша» из пластилина

4.«Сороконожка» из пластилина

1.Рассматривание энциклопедии о земноводных

2.Рассматривание набора открыток «Бабочки»

3.Рассматривание пошаговой инструкции – 18 -

4. Загадка о сороконожке, показ способа выполнения

1.Скорлупки грецких орехов, пластилин – 25 –

2.Фантики от конфет

3.Набор пластилина, зубочистки

4. Полоски зелёной и жёлтой бумаги, пуговички

1.Игра на прогулке «Черепашьи бега».

2.Наблюдение за бабочками на участке

3.Рассматривание энциклопедии «Драконы»

4.Подвижная игра на участке детского сада    «Голова – хвост»

Май

1. «Стрекоза» из пластилина и семян клёна

2. «На полянке одуванчики»

3.Коллективное панно «Цветы из ниток»

4. «Грибы» из пластилина»

1.Рассматривание иллюстраций о насекомых

2.Рассматривание на участке одуванчиков

3.Чтение стихотворения А.Белая «Чудеса»

4.Ситуативный разговор: - «Можно ли есть грибы - мухоморы?»

1.Пластилин, семена клёна

2.Пластилин, желтые и белые салфетки

3.Цветные нитки, клей, ножницы

4.Наборы пластилина, стеки, панно – подставка

1.Загадки о насекомых

2.Заучивание стихотворения «Желтый одуванчик»

3.Рассматривание цветов на прогулке

4.Чтение рассказа Я.Тайц «По грибы»

Используемая литература

Освоение образовательной области «Труд» Методический портфель ДОУ Е.А.Баландина, И.Г.Истомина, Е.В.Загорская Издательство «Учитель» Волгоград 2014

Животные из пластилина Пошаговая инструкция С.Кобаченко ЭКСМО Москва 2015

Флористика Практическое руководство Е.Смирнова Издательство НИОЛА – ПРЕСС2008

Волшебные полоски Ручной труд для маленьких И.М.Петрова Санкт – Петербург «Детство – пресс» 2005

Развитие речи и воображения и речи детей Игровые технологии Е.А.Алябьева Творческий Центр 2006

Пальчиковые игры и упражнения Развитие дошкольника Т.В.Калинина Издательство «Учитель» Волгоград 2014Пластилинография Анималистическая живопись Г.Н.Давыдова   Москва 2011

Пальчиковые игры для развития речи дошкольника Пособие для родителей и педагогов А.Е.Белая, В.И.Мирясова АСТ Астрель Москва 2002

Любимое чтение в детском саду В.Богомазова «Планета детства» Издательство Астрель   2003

Оригами для самых маленьких С.В.Соколова Санкт – Петербург ДЕТСТВО –ПРЕСС 2013

Театр сказок Лора Поляк Санкт – Петербург «ДЕТСТВО – ПРЕСС» 2001

Мы наклеим на листок солнце, небо и цветок В.С.Горичева, Т.В.Филиппова Ярославль «Академия развития» 2000

Picture background

Консультация для родителей

«Трудовое воспитание

ребёнка в семье»


hello_html_1f310b92.jpg

Трудовое воспитание – важное средство всестороннего развития личности ребёнка. Трудолюбие не даётся от природы, оно должно воспитываться с самого раннего детства. Таким образом, именно в семье закладываются основы трудового воспитания.

Если раньше дети трудились с раннего возраста, то сейчас многие родители в силу своей занятости и нехватки терпения ограждают детей в труде, делая всё сами, тем самым оказывая «медвежью услугу».

Трудовая деятельность многофункциональна. В процессе трудовой деятельности происходит физическое и психическое развитие детей, овладение умениями и навыками. Родители даже не задумываются, что труд ребёнка связан с потребностью к активному участию в жизни взрослых и стремлению к самостоятельности. Участие в хозяйственно — бытовом труде позволяет детям реально ощутить свою причастность к заботам семьи, почувствовать себя членом семейного коллектива. Это способствует воспитанию многих важных качеств личности: отзывчивости, заботливости, бережливости, ответственности.

Труд оказывает существенное влияние и на умственное развитие ребенка. Он развивает сообразительность, любознательность, инициативу, активное восприятие, наблюдательность, внимание, сосредоточенность, тренирует память. А так же труд развивает мышление - ребенку приходится сравнивать, сопоставлять предметы и явления, с которыми он имеет дело.

Выделяют основные принципы трудового воспитания детей в семье:

- приобщение к труду через самообслуживание;
- постепенный переход от самообслуживания к труду для других;
- постепенное расширение круга обязанностей, наращивание их сложности;
- тактичный и постоянный контроль качества выполнения трудовых  поручений;
- организация обучения выполнению трудовых операций;
- формирование у ребенка уверенности в важности выполнения порученной ему работы;
- учет индивидуальных особенностей и склонностей ребенка при распределении трудовых поручений;
- поощрение прилежного выполнения поручений, проявление самостоятельности и инициативы;
- чередование труда и отдыха, а также различных видов труда в режиме.

Итак, в семье труд для детей должен быть посильным. У ребёнка могут быть домашние обязанности, которые он выполняет постоянно. Например, уход за своей обувью, одеждой, игрушками. В более старшем возрасте, ребёнок уже может мыть за собой тарелку, ухаживать за домашними питомцами, полить комнатные растения и т.д. И вовсе не обязательно возлагать на плечи ребенка уборку всей квартиры, можно, например, попросить его обтереть пыль с подоконников или помочь маме в приготовлении ужина.

Помните, давая поручения детям, необходимо доступно объяснить, что, зачем и почему делается. Ребенку необходимо знать, зачем ему выполнять те или иные задания и какой результат должен быть достигнут. Нужно рассказать с какой целью мы выполняем ту или иную работу. Например, если цветы не полить – они могут погибнуть; если мы не помоем посуду, то придётся есть из грязной. Необходимо помочь ребенку ощутить пользу своих трудовых усилий, научить испытывать радость оттого, что его деятельность полезна.

Никогда не заставляйте детей насильно помогать вам. Принуждение отвращает. Тем более такая работа не будет отличаться качеством. Помощь должна отходить от чистого сердца. Понятно, что ребенок может не обратить внимания, что вам трудно и что вы были бы не против принять от него помощь. Здесь можно немного схитрить: поохать да поахать: «Ах, как я устала», «Ох, спина болит». Редкий ребенок не сообразит, что его помощь была бы к месту.

Учите детей доводить начатую ими работу до конца, не торопите и не подгоняйте их, умейте ждать, пока они завершит работу сами.

Труд для ребёнка не менее привлекателен, чем игра. Можно использовать труд-игру как средство развития активности детей. Игровые образы помогают детям выполнять работу с большим интересом. За игрой ребенка проще приучить к труду. Например, ваш дом –это космический корабль, и его нужно вычистить перед отлетом. Маленькие дети легко очеловечивают неодушевленные предметы – это качество можно эффективно использовать. Скажите ребенку от имени игрушки, что ей холодно лежать на полу, или пусть мишка попросит, чтобы его посадили на полку.

Постепенно у ребёнка складывается положительное отношение не только к тем видам труда, которые связаны с игрой, но и к тем, которые не так интересны, но необходимы, то есть происходит осознание важности трудовой деятельности.

Труд детей не должен оставаться не замеченным со стороны взрослых. Необходимо чтобы труд приносил ребёнку удовольствие. Похвалите его за достигнутые им результаты. Похвала может быть выражена словами или же организацией совместного семейного развлечения (похода в кино, парк и т.д.), ни в коем случае не поощряйте ребёнка деньгами, это может сформировать у него навык делать всё за деньги. Любой труд должен быть поощрен, даже если ребенок сделал что-нибудь не так. А если он что-либо разобьет, сломает, не вздумайте ругать его, ведь ребенок хотел помочь. Труд и его результат всегда должны сопровождаться положительными эмоциями.

Параллельно с этим необходимо воспитывать у детей уважение к труду взрослых, бережное отношение к его результатам. Слова нотации, как известно, методы для ребенка малоубедительные. Он должен видеть добрый пример взрослых. Деятельность взрослых служит детям образцом для подражания. Если сами взрослые трудятся с энтузиазмом, то и ребенок будет стремиться к этому. Когда ребенок видит, что труд для взрослых – это тяжёлое бремя, то и сам будет относиться аналогично. Поэтому сами родители должны браться за любую работу с желанием, старанием и ответственностью, являясь для детей хорошим примером. Когда в семье ребенок слышит рассказы родителей о своем труде и производственной деятельности других людей, это расширяет представления ребенка о труде взрослых, об их профессиях, формирует интерес и уважение к трудовой деятельности родителей.

Советы родителям:

1. Будьте последовательны в своих требованиях.

2. Учитывайте индивидуальные и возрастные особенности своих детей.

3. Прежде чем поручить что-либо ребенку, покажите образец правильного выполнения поручения, научите этому своего сына и дочь, несколько раз выполните поручение совместными усилиями.

4. Не забывайте об игровых моментах в трудовом воспитании детей.

5. Учите ребенка уважать труд других людей, бережно относится к результатам их трудовой деятельности. Рассказывайте детям о своей работе, своих друзей.

6. Чаще поощряйте ребенка за самостоятельность, инициативу, качество выполненной работы

7. Тактично оценивайте результаты труда ребенка.

Несколько советов родителям о трудовом воспитании детей:

  • Приобщать к труду через самообслуживание.

Например, уход за своей обувью, одеждой, игрушками. 

  • Постепенно переходить от самообслуживания к труду для других. 
  • Постепенного расширять круг обязанностей и наращивать их сложность. 
  • Тактично и постоянно контролировать качество выполнения трудовых поручений. 
  • Учитывать индивидуальные особенности и склонности ребёнка при распределении трудовых поручений. 
  • Поощрять прилежное выполнение поручений, проявление самостоятельности и инициативы. 
  • Чередовать труд и отдых, а также различные виды труда. 

Некоторые виды труда:

  • Самообслуживание

 Направлен на обслуживание ребёнком самого себя (одевание, приём пищи, санитарно-гигиенические процедуры). 

Хозяйственно-бытовой труд                                                               Направлен на поддержание чистоты и порядка в помещении и на участке, помощь взрослым при организации режимных процессов. 

  • Труд в природе. Предусматривает участие детей в уходе за растениями и животными, выращивание растений в уголке природы, на огороде. 
  • Ручной и художественный труд. Направлен на изготовление поделок из природного материала, бумаги, картона, ткани, дерева. 

Важно помнить, что ребёнка нельзя заставлять трудиться насильно и нагружать непосильной для его возраста работой.

Труд должен приносить удовлетворение и радость, а не вызывать страх и обречённость. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Наши руки не знают скуки" (из опыта работы по созданию пособий с использованием ковролина)

Презентацию практической деятельности  «Наши руки не знают скуки» я представляла на семинаре-практикуме" ОСОБЕННОСТИ ПОСТРОЕНИЯ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В СТРУКТУРЕ КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГ...

Перспективный план кружка "Наши руки не знают скуки"

Конструирование - одно из важных средств познания и отражения окружающего мира. Оно тесно связано с разными видами детской деятельности: игровой, театрализованной, речевой, изобразительной. По м...

Методическое пособие «Наши руки не знают скуки»

"Развитие речи с помощью развития рук"...

конспект занятия по формированию здорового образа жизни "Наши руки не знают скуки"

Конспект НОД по формированию основ здорового образа жизни.«Наши руки не знают скуки» Цель:Формировать представление о том, что руки – важна часть  человеческого тела.Сохранять и  ...

выставка "Наши руки не знают скуки"

Выставка декоративно-прикладного искусства детей 5-7 лет  и родителей ДОУ. Дети не только рассматривают экспонаты, но и наблюдают технику изготовления мастерицами некоторых предметов, танцуют с в...

Ярмарка "Умелые руки не знают скуки".

Сценарий праздника для дошкольников старшего возраста, который прививает любовь к русским традициям, народно - прикладному искусству, развивает познавательную активность, желание принимать участие в я...

Календарно-тематический план кружковой работы "Очумелые руки не знают скуки"

План представлен на один учебный год с детьми старшего дошкольного возраста...