Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности «Деталька»
учебно-методический материал по конструированию, ручному труду (подготовительная группа)
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
технической направленности
«Деталька»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
detalka_po_nov._treb.docx | 66.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Кичменгско-Городецкого муниципального района
«Детский сад комбинированного вида «Березка»
ПРИНЯТА на заседании
педагогического совета
Протокол №__от____2020г.
УТВЕРЖДЕНА:
Заведующий БДОУ
Детский сад «Березка»
______(Левинская Л.А.)
Приказ №__от____2020г.
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
технической направленности
«Деталька»
Возраст обучающихся: 5-6 лет
Срок реализации – 8 месяцев
Автор программы:
Воспитатель
Сокотович Н.Н.
с. Кичменгский Городок
2020-2021 учебный год
План дополнительной программы
1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы:
1.1. Пояснительная записка (общая характеристика программы)
1.2. Цель и задачи программы
1.3. Содержание программы
1.4. Планируемые результаты
2. Комплекс организационно-педагогических условий:
2.1. Календарный учебный график
2.2. Условия реализации программы
2.3. Формы аттестации
2.4. Оценочные материалы
2.5. Методические материалы
Список литературы
Приложения
Пояснительная записка
Направленность
Одной из проблем в России являются: её недостаточная обеспеченность инженерными кадрами и низкий статус инженерного образования. Сейчас необходимо вести популяризацию профессии инженера. Интенсивное использование роботов в быту, на производстве требует, чтобы пользователи обладали современными знаниями в области управления роботами, что позволит развивать новые, умные, безопасные и более продвинутые автоматизированные системы. Необходимо прививать интерес у детей к области робототехники и автоматизированных систем.
Чтобы достичь высокого уровня творческого и технического мышления, дети должны пройти все этапы конструирования. Необходимо помнить, что такие задачи ставятся, когда дети имеют определённый уровень знаний, опыт работы, умения и навыки.
Юные исследователи, войдя в занимательный мир роботов, погружаются в сложную среду информационных технологий, позволяющих роботам выполнять широчайший круг функций.
Программа «Деталька» научно-технической направленности, модульная, ориентирована на реализацию интересов детей в сфере конструирования, моделирования, развитие их информационной и технологической культуры. Программа соответствует уровню основного общего образования, направлена на формирование познавательной мотивации, определяющей установку на продолжение образования; приобретение опыта продуктивной творческой деятельности.
Актуальность
В период перехода современного общества от индустриальной к информационной экономике, от традиционной технологии к гибким наукоёмким производственным комплексам исключительно высокие темпы развития наблюдаются в сфере робототехники. По последним данным сегодня в мире работают 1 миллион 800 тысяч самых различных роботов - промышленных, домашних, роботов-игрушек. Век накопления знаний и теоретической науки сменяется новой эпохой - когда всевозможные роботы и механизмы заполняют мир. Потребности рынка труда в специалистах технического профиля и повышенные требования современного бизнеса в области образовательных компетентностей выдвигают актуальную задачу обучения детей основам робототехники. Техническое образование является одним из важнейших
компонентов подготовки подрастающего поколения к самостоятельной жизни.
Деятельностный характер технологического образования, направленность содержания на формирование предпосылок умений и навыков, обобщенных способов учебной, познавательной, коммуникативной, практической, творческой деятельности позволяет формировать у ребят способность ориентироваться в окружающем мире и подготовить их к продолжению образования в учебных заведениях любого типа.
Развитие научно-технического и творческого потенциала личности ребенка при освоении данной программы происходит, преимущественно, за счёт прохождения через разнообразные интеллектуальные, игровые, творческие, фестивальные формы, требующие анализа сложного объекта, постановки относительно него преобразовательных задач и подбора инструментов для оптимального решения этих задач.
Мотивацией для выбора детьми данного вида деятельности является практическая направленность программы, возможность углубления и систематизации знаний, умений и навыков.
Работа с образовательными конструкторами Robokids позволяет ребятам в форме познавательной игры развить необходимые в дальнейшей жизни навыки, формирует специальные технические умения, развивает аккуратность, усидчивость, организованность, нацеленность на результат.
Отличительные особенности.
Robokids - это обучающий набор для совсем маленьких. Этот набор помогает детям освоить робототехнику, основанную на плате ЦПУ и различных датчиках. Дошкольники могут справиться с программой через картридер без использования компьютера. Обучающие робототехнические наборы ROBOROBO помогут освоить азы программирования и понять работу механизмов. В комплектацию конструкторов входит все необходимое для создания собственных роботов.
Адресат программы.
Программа предусматривает занятия с детьми 5-7 лет. Набор в группу осуществляется на основе желания и способностей детей заниматься робототехникой.
Объем программы.
Общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения, необходимых для освоения программы составляет 32 часа.
Формы обучения занятий может варьироваться педагогом, выбирается с учетом той или иной темы. Основной формой работы является индивидуальная партнерская деятельность. Так же используется подгрупповая форма.
Сроки освоения программы
Программа рассчитана на 1 год обучения.
Годовая нагрузка на ребенка составляет 32 уч. часа, 4уч. часа в месяц,
1 уч. час в неделю.
Режим проведения занятий
Продолжительность занятий в группах старшего дошкольного возраста (от 5 до 6 лет) – 25 минут, в группах старшего дошкольного возраста (от 6 до7 лет) - 30 минут.
Данная программа разработана в соответствии с законодательными нормативными документами:
Концепция развития дополнительного образования, утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержден приказом Министерства просвещения Российской Федерации № 196 от 09.11.2018, вступил в силу 11.12.2018
Приказ Министерства просвещения РФ от 3.09.2019 № 467 «Об утверждении целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей» (согласован в Министерстве юстиции РФ 06.12.2019)
Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы), письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 № 09-3242
- Цель и задачи программы
Цель: развитие научно-технического и творческого потенциала личности дошкольника через обучение элементарным основам инженерно-технического конструирования и робототехники.
Задачи программы:
Обучающие:
• познакомить с комплектом и средой роботехнического конструктора "ROBO KIDS " (с деталями, элементами и способами их скрепления, способами программирования движений)
• дать знания по ЛЕГО-конструированию и первоначальные знания по робототехнике; составлению моделей по образцу, по условиям, по схемам и рисункам и др.;
• формировать словарь и связную речь
Развивающие:
• развивать конструкторские навыки, творческую инициативу и самостоятельность; не боятся делать ошибки при выполнении заданий.
• развивать психофизические качества детей: память, внимание, логическое и аналитическое мышление (пространственное и объемное видение, понимание алгоритмов, символов и схем)
• развивать мускулатуру рук и костной системы; мелкую моторику, координацию в системе "глаз-рука"
Воспитательные:
• воспитывать у детей интерес к техническим видам творчества;
• развивать коммуникативные компетенции: участия в беседе, обсуждении;
• формировать навыки сотрудничества: работа в коллективе, в команде, малой группе (в паре);
• развивать социально-трудовые компетенции: трудолюбие, самостоятельность, умение доводить начатое дело до конца.
• создать единое социально – образовательное пространство, включающее ДОУ и семью, направленного на поддержку и развитие познавательной инициативности, социальной и творческой активности детей дошкольного возраста.
- Содержание программы
№ | Название раздела, темы | Количество часов | Формы аттестации / контроля | ||
всего | теория | практика | |||
«Введение в деятельность по робототехнике» | |||||
1. | Правила поведения и ТБ в кабинете робототехники при работе с конструкторами Robokids. Знакомство с деталями конструктора (метафорические карты) | 1 | 0,5 | 0,5 | проектное задание |
«Робот-самоделкин» | |||||
2. | Моделирование первого робота. Тема: «V- образный робот» | 1 | 0,5 | 0,5 | проектное задание |
3. | Моделирование «Беспроводного робота» | 1 | 0,5 | 0,5 | проектное задание |
"Как научить робота двигаться?» | |||||
4. | Знакомство с ЦПУ. Устройство для считывания карт. Инфракрасный сенсор Знакомство с датчиками | 1 | 1 | Инд. задание | |
5. | Робот на дистанционном управлении (основы движения робота) | 1 | 0,5 | 0,5 | проектное задание |
"Роботы - забавные механизмы" | |||||
6. | «Робот светофор» | 1 | 0,5 | 0,5 | проектное задание |
7. | «Робот-вентилятор» | 1 | 0,5 | 0,5 | проектное задание |
8. | «Робот мотоцикл» | 1 | 0,5 | 0,5 | Состязание роботов |
9. | «Робот бейсбол» | 1 | 0,5 | 0,5 | проектное задание |
10 | «Робот машина» | 1 | 0,5 | 0,5 | Состязание роботов |
11-12. | «Робот сигнализация» | 2 | 1 | 1 | проектное задание |
13. | Разработка и конструирование своей модели робота-машины. | 1 | 1 | Творческое конструирование | |
14. | «Робот шмель» | 1 | 0,5 | 0,5 | проектное задание |
15. | «Робот божья коровка» | 1 | 0,5 | 0,5 | проектное задание |
16. | «Робот стрекоза» | 1 | 0,5 | 0,5 | проектное задание |
17. | «Робот бабочка» | 1 | 0,5 | 0,5 | проектное задание |
18. | «Робот жук» | 1 | 0,5 | 0,5 | проектное задание |
19. | «Робот паук» | 1 | 0,5 | 0,5 | проектное задание |
20. | Разработка и конструирование своей модели робота насекомого | 1 | 1 | Творческое конструирование | |
21. | «Робот крокодил» | 1 | 0,5 | 0,5 | проектное задание |
22. | «Робот слон» | 1 | 0,5 | 0,5 | проектное задание |
23. | «Робот мышонок» | 1 | 0,5 | 0,5 | проектное задание |
24. | «Робот-щенок» | 1 | 0,5 | 0,5 | проектное задание |
25. | «Робот заяц» | 1 | 0,5 | 0,5 | проектное задание |
26. | Разработка и конструирование своей модели робота животного | 1 | 1 | Творческое конструирование | |
27. | «Робот слежения за линией» | 1 | 0,5 | 0,5 | Состязание роботов |
28. | «Робот гном» | 1 | 0,5 | 0,5 | Творческое конструирование |
29. | «Робот гольф» | 1 | 0,5 | 0,5 | Состязание роботов |
30-31. | Строительство по замыслу детей | 2 | 2 | Творческое конструирование | |
32. | Конкурс юных рационализаторов и изобретателей «От замысла – к воплощению» | 1 | 1 | Творческое конструирование |
Содержание учебного плана
«Введение в деятельность по робототехнике»
1 Правила поведения и ТБ в кабинете робототехники при работе с конструкторами Robokids. Знакомство с деталями конструктора (метафорические карты)
Знакомство с многообразием видов роботов в окружающем мире. Презентация конструктора, организация рабочего места. Знакомство с основными составляющими частями среды конструктора. Выработка навыков различения деталей в коробке, умения слушать инструкцию педагога.
«Робот-самоделкин»
2 Моделирование первого робота. Тема: «V- образный робот»
Учить строить модель робота по схеме, находить определенные блоки для постройки отдельных частей робота, соединять между собой.
- Моделирование
«Беспроводного робота»
Познакомить с особенностями конструирования роботов, как может выглядеть робот назначение и вид робота
"Как научить робота двигаться?»
4. Знакомство с ЦПУ. Устройство для считывания карт.
Инфракрасный сенсор
Знакомство с датчиками
Светодиоды Зуммер
Двигатель постоянного тока
Знакомить с панелью инструментов, функциональными командами, составление программ в режиме конструирования (блок процессора, устройство считывания карт, приемник дистанционного управления и т.п.)
5. Робот на дистанционном управлении (основы движения робота)
Учить конструировать простых роботов.
Знакомство с подвижным роботом
"Роботы - забавные механизмы"
6. «Робот светофор»
Учить конструировать простых роботов по схеме; управлять моделью с помощью веселых карт, чтобы светофор переключался
7. «Робот-вентилятор»
Закрепить навыки по конструированию простых роботов; учить управлять моделью с помощью карт, чтобы вентилятор крутился
8. «Робот мотоцикл»
Продолжать учить конструировать по схеме роботов, которые двигаются; управлять моделью.
Видеть закономерности и новые особенности в работе робота
9 «Робот бейсбол»
Продолжать учить строить по схеме, задавать программу двигателя постоянного тока для управления движением робота.
10. «Робот машина»
Продолжать учить конструировать роботов; управлять моделью.
Видеть закономерности и новые особенности в работе робота
11-12. «Робот сигнализация»
Учить собирать модель по схеме. Знакомство с блоками лампочек сигнального устройства. 13. Разработка и конструирование своей модели робота-машины.
Закреплять полученные навыки. Учить заранее, обдумывать содержание будущей постройки, называть её тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность
14. «Робот шмель»
15. «Робот божья коровка»
16. «Робот стрекоза»
17. «Робот бабочка»
18. «Робот жук»
19. «Робот паук»
Учить собирать модели роботов насекомых по схеме «Животный мир – Robokids» (насекомые)
Выполнять задания в рабочей тетради № 1 «Животный мир – Robokids»
Закреплять знания детей по сопоставлению карточки с соответствующим действием.
Закреплять полученные навыки составлять программу для робота из предложенных карточек.
Развивать творчество и самостоятельность при выполнении индивидуальных заданий.
Закреплять навыки составления программ: вперед-назад, лево-право, разворот на 180 градусов, квадрат, патруль, ступенька.
20. Разработка и конструирование своей модели робота насекомого
Закреплять полученные навыки. Учить заранее, обдумывать содержание будущей постройки, называть её тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность
21 «Робот крокодил»
22 «Робот слон»
23 «Робот мышонок»
24 «Робот-щенок»
25 «Робот заяц»
Учить собирать модели роботов насекомых по схеме «Животный мир – Robokids» (животные)
Выполнять задания в рабочей тетради № 2 «Животный мир – Robokids»
Закреплять знания детей по сопоставлению карточки с соответствующим действием.
Закреплять полученные навыки составлять программу для робота из предложенных карточек.
Закреплять знания детей по использованию датчиков в конструировании робота.
Развивать творчество и самостоятельность при выполнении индивидуальных заданий.
Закреплять навыки составления программ.
26 Разработка и конструирование своей модели робота животного
Закреплять полученные навыки. Учить заранее, обдумывать содержание будущей постройки, называть её тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность
27 «Робот слежения за линией»
Использование датчика слежения за черной линией. Подбор карточек для использования данного датчика.
28. «Робот гном»
Видеть закономерности и новые особенности в работе робота.
29. «Робот гольф»
30-31 Строительство по замыслу детей
Учить собирать собственных роботов, обдумывать замысел, подбирать детали и приборы, использовать для дополнения конструктор ЛЕГО
32 Конкурс юных рационализаторов и изобретателей «От замысла – к воплощению»
Воспитывать самостоятельность, чувство ответственности за результат своей деятельности.
Развивать коммуникативную компетентность совместной продуктивной деятельности.
1.4. Планируемые результаты
В конце года дошкольник должен
ЗНАТЬ:
• технику безопасности при работе с образовательными конструкторами;
• основные компоненты конструкторов;
• основы механики, автоматики;
• конструктивные особенности различных моделей, сооружений и механизмов;
• виды подвижных и неподвижных соединений в конструкторе; основные приемы конструирования роботов;
конструктивные особенности различных роботов;
УМЕТЬ:
• самостоятельно решать технические задачи в процессе конструирования роботов (планирование предстоящих действий, самоконтроль, применять полученные знания, приемы и опыт конструирования с использованием специальных элементов, и других объектов и т.д.);
• создавать реально действующие модели роботов при помощи разработанной схемы;
• демонстрировать технические возможности роботов;
• собирать модели, используя готовую схему сборки, а также по эскизу;
• создавать собственные проекты;
• самостоятельно решать технические задачи в процессе конструирования роботов (планирование предстоящих действий, самоконтроль, применять полученные знания, приемы и опыт конструирования с использованием специальных элементов и т.д.);
• демонстрировать технические возможности роботов.
ОБЛАДАТЬ:
• творческой активностью и мотивацией к деятельности;
• готовностью к профессиональной самореализации и самоопределению.
Текущим контролем является диагностика, проводимая по окончанию каждого занятия, усвоенных детьми умений и навыков, правильности выполнения учебного задания (справился или не справился).
Итоговый контроль по темам проходит в виде состязаний роботов, проектных заданий, творческого конструирования, защиты презентаций. Результаты контроля фиксируются в протоколах.
Критериями выполнения программы служат: знания, умения и навыки детей.
2. Комплекс организационно-педагогических условий:
2.1. Календарный учебный график
Продолжительность учебного года: 1 октября – 31 мая
1 модуль: начало - 1 октября - окончание – 31 мая
Количество учебных недель – 32
1 модуль – 32 недели.
Занятия в объединении проводятся в соответствии с расписанием занятий.
Октябрь | Ноябрь | Декабрь | Январь | Февраль | Март | Апрель | май | |
1 модуль | 4 | 4 | 4 | 3 | 4 | 4 | 5 | 4 |
№ | Месяц | Число | Время проведения занятия | Форма занятия | Кол. часов | Тема занятия | Место проведения | Форма контроля |
1 | октябрь | 07 | 16:00-16:30 | Беседа, презентация | 1 | Правила поведения и ТБ в кабинете робототехники при работе с конструкторами Robokids. | Кабинет доп. образования | |
2 | октябрь | 14 | 16:00-16:30 | Практическая работа, игра | 1 | Моделирование первого робота. Тема: «V- образный робот» | Кабинет доп. образования | проектное задание |
3 | октябрь | 21 | 16:00-16:30 | Практическая работа, игра | 1 | Моделирование «Беспроводного робота» | Кабинет доп. образования | проектное задание |
4 | октябрь | 28 | 16:00-16:30 | Беседа. презентация, практические задания | 1 | Знакомство с ЦПУ. Устройство для считывания карт. Инфракрасный сенсор Знакомство с датчиками Светодиоды Зуммер Двигатель постоянного тока | Кабинет доп. образования | Индивидуальное задание |
5 | ноябрь | 5 | 16:00-16:30 | Практическая работа, игра | 1 | Робот на дистанционном управлении (основы движения робота | Кабинет доп. образования | творческое задание |
6 | ноябрь | 11 | 16:00-16:30 | Практическая работа, игра | 1 | «Робот светофор» | Кабинет доп. образования | проектное задание |
7 | ноябрь | 18 | 16:00-16:30 | Практическая работа, игра | 1 | «Робот-вентилятор» | Кабинет доп. образования | проектное задание |
8 | ноябрь | 25 | 16:00-16:30 | Практическая работа, игра | 1 | «Робот мотоцикл» | Кабинет доп. образования | состязание роботов |
9 | декабрь | 2 | 16:00-16:30 | Практическая работа, показ, игра с роботом | 1 | «Робот бейсбол» | Кабинет доп. образования | состязание роботов |
10 | декабрь | 9 | 16:00-16:30 | Практическая работа, показ, игра с роботом | 1 | «Робот машина» | Кабинет доп. образования | состязание роботов |
11 | декабрь | 16 | 16:00-16:30 | Практическая работа, показ, игра с роботом | 1 | «Робот сигнализация» | Кабинет доп. образования | |
12 | декабрь | 23 | 16:00-16:30 | Практическая работа, показ, игра с роботом | 1 | «Робот сигнализация» | Кабинет доп. образования | проектное задание |
13 | январь | 13 | 16:00-16:30 | Практическая работа, игра с роботом | 1 | Разработка и конструирование своей модели робота-машины. | Кабинет доп. образования | творческое конструирование |
14 | январь | 20 | 16:00-16:30 | Практическая работа, показ, игра с роботом | 1 | «Робот шмель» | Кабинет доп. образования | проектное задание |
15 | январь | 27 | 16:00-16:30 | Практическая работа, показ, игра с роботом | 1 | «Робот божья коровка» | Кабинет доп. образования | проектное задание |
16 | февраль | 3 | 16:00-16:30 | Практическая работа, показ, игра с роботом | 1 | «Робот стрекоза» | Кабинет доп. образования | проектное задание |
17 | февраль | 10 | 16:00-16:30 | Практическая работа, показ, игра с роботом | 1 | «Робот бабочка» | Кабинет доп. образования | проектное задание |
18 | февраль | 17 | 16:00-16:30 | Практическая работа, показ, игра с роботом | 1 | «Робот жук» | Кабинет доп. образования | проектное задание |
19 | февраль | 24 | 16:00-16:30 | Практическая работа, показ, игра с роботом | 1 | «Робот паук» | Кабинет доп. образования | проектное задание |
20 | март | 3 | 16:00-16:30 | Практическая работа, игра с роботом | 1 | Разработка и конструирование своей модели робота насекомого | Кабинет доп. образования | творческое конструирование |
21 | март | 10 | 16:00-16:30 | Практическая работа, показ, игра с роботом | 1 | «Робот крокодил» | Кабинет доп. образования | проектное задание |
22 | март | 17 | 16:00-16:30 | Практическая работа, показ, игра с роботом | 1 | «Робот слон» | Кабинет доп. образования | проектное задание |
23 | март | 24 | 16:00-16:30 | Практическая работа, показ, игра с роботом | 1 | «Робот мышонок» | Кабинет доп. образования | проектное задание |
24 | апрель | 1 | 16:00-16:30 | Практическая работа, показ, игра с роботом | 1 | «Робот-щенок» | Кабинет доп. образования | проектное задание |
25 | апрель | 7 | 16:00-16:30 | Практическая работа, показ, игра с роботом | 1 | «Робот заяц» | Кабинет доп. образования | проектное задание |
26 | апрель | 14 | 16:00-16:30 | Практическая работа, игра с роботом | 1 | Разработка и конструирование своей модели робота животного | Кабинет доп. образования | творческое конструирование |
27 | апрель | 21 | 16:00-16:30 | Практическая работа, показ, игра с роботом | 1 | «Робот слежения за линией» | Кабинет доп. образования | проектное задание |
28 | апрель | 28 | 16:00-16:30 | Практическая работа, показ, игра с роботом | 1 | «Робот гном» | Кабинет доп. образования | проектное задание |
29 | май | 5 | 16:00-16:30 | Практическая работа, показ, игра с роботом | 1 | «Робот гольф» | Кабинет доп. образования | Творческое конструирование |
30 | май | 12 | 16:00-16:30 | Практическая работа, игра с роботом | 1 | Строительство по замыслу детей | Кабинет доп. образования | Творческое конструирование |
31 | май | 19 | 16:00-16:30 | Практическая работа, игра с роботом | 1 | Строительство по замыслу детей | Кабинет доп. образования | Творческое конструирование |
32 | май | 26 | 16:00-16:30 | Практическая работа, игра с роботом | 1 | Конкурс юных рационализаторов и изобретателей «От замысла – к воплощению» | Кабинет доп. образования | Творческое конструирование |
2.2. Условия реализации программы
Курс предполагает использование специальных интерфейсных блоков совместно с конструкторами. Robokids - это обучающий набор для дошкольников. Этот набор помогает детям освоить робототехнику, основанную на плате ЦПУ и различных датчиках. Дошкольники могут справиться с программой через картридер без использования компьютера. Обучающие робототехнические наборы помогут освоить азы программирования и понять работу механизмов. В комплектацию конструкторов входит все необходимое для создания собственных роботов.
Особенности реализации программы предполагают сочетание возможности развития индивидуальных творческих способностей и формирование умений взаимодействовать в коллективе посредствам работы в группе.
Одной из отличительных особенностей данной программы является ее функциональность. Тематика программы в рамках определенных программных разделов может изменяться и дополняться с учетом актуальности и востребованности. Возможна разработка и внедрение новых тем робототехнического характера. Каждый раздел программы включает в себя основные теоретические сведения, массив различных моделей и практические задания. Изучение материала программы, направлено на практическое решение задания, поэтому должно предваряться необходимым минимумом теоретических знаний.
Выполнение практических работ и подготовка к состязаниям роботов (конструирование, испытание и запуск модели робота) требует консультирования педагога, тщательной подготовки и соблюдения правил техники безопасности.
Данная программа разработана для дополнительного образования детей, в рамках реализации ФГОС ДО.
Программное обеспечение программы «Деталька» включает в себя конструктор Robokids, в процессе работы с которым дети учатся использовать базовые датчики и двигатели комплектов для изучения основ программирования.
Robokids - образовательный конструктор для сборки робота детьми. В данных моделях отсутствует связь с компьютером. Для этого используются специальные карты, от которых управляется робот. С этим конструктором ребёнок может работать без навыков программирования. С этим комплектом можно собрать до 16 различных моделей. Комплект рассчитан детей от 5 до 10 лет.
Предложенная программа по робототехнике для дошкольников, развивает их способности и включает в себя три принципа: рука – голова – сердце - проектирование, построение и программирование, что развивает моторику и творческие способности детей.
Занятия проводятся в кабинете, соответствующем требованиям техники безопасности, пожарной безопасности, санитарным нормам. Кабинет имеет хорошее освещение и возможность проветриваться.
С целью, создания оптимальных условий для формирования интереса у детей к конструированию с элементами программирования, развития конструкторского мышления, была создана предметно-развивающая среда:
• столы, стулья (по росту и количеству детей);
• интерактивная доска;
- Модуль для хранения конструкторов
- Выставочные полки
• демонстрационный столик;
• технические средства обучения (ТСО) - компьютер;
• презентации и учебные фильмы (по темам занятий);
• наборы Robokids;
• игрушки для обыгрывания;
• технологические, креативные карты, схемы, образцы, чертежи;
• картотека игр.
Занятия проводятся в помещении кабинета дополнительного образования. Помещение для проведения светлое, соответствует санитарно-гигиеническим требованиям. В процессе обучения дети и педагог должны строго соблюдать правила техники безопасности труда.
Педагог, руководящий технической деятельностью, должен:
1. Тонко уметь ставить перед детьми реальные задачи в понятной для них форме.
2. Выполнять функцию координатора технической деятельности и партнера, избегать директивных приемов.
3. Стараться увлечь детей конструированием механических роботов, стимулировать техническое творчество.
4. Организовывать мероприятия, способствующие работать в паре и сообща.
5. Предоставлять возможность для обмена мнениями в ходе обсуждений.
5. Формировать специальные технические умения, развивает аккуратность, усидчивость, организованность, нацеленность на результат.
В связи с этим к педагогу, реализующему данную программу, предъявляются следующие требования. Педагог должен иметь: высшее или среднее-специальное педагогическое образование, квалификацию - воспитатель детей дошкольного возраста, стаж работы – не менее 3 лет, первую или высшую квалификационную категорию.
Педагог должен пройти соответствующее обучение по дополнительной программе «Организация процесса обучения роботехнике в условиях реализации ФГОС» (72ч.)
2.3. Формы аттестации
Текущим контролем является диагностика, проводимая по окончанию каждого занятия, усвоенных детьми умений и навыков, правильности выполнения учебного задания (справился или не справился).
Осуществление сборки моделей роботов;
Создание индивидуальных конструкторских проектов;
Создание коллективного выставочного проекта;
Участие в соревнованиях и мероприятиях различного уровня.
Итоговый контроль по темам проходит в виде состязаний роботов, проектных заданий, творческого конструирования, защиты презентаций. Результаты контроля фиксируются в протоколах.
Критериями выполнения программы служат: знания, умения и навыки детей.
2.4. Оценочные материалы
Мониторинг результативности освоения программы осуществляется в форме педагогической диагностики.
2 раза в год (сентябрь, май) проводится диагностика с учётом индивидуальных особенностей детей на основе диагностической карты. Она позволяет определить уровень развития, найти индивидуальный подход к каждому ребёнку в ходе занятий, подбирать индивидуально для каждого ребёнка уровень сложности заданий, опираясь на зону ближайшего развития.
Способы оценки
• Навык подбора необходимых деталей (по форме и цвету)
Высокий (++):Может самостоятельно, быстро и без ошибок выбрать необходимые детали.
Достаточный (+):Может самостоятельно, но медленно, без ошибок выбрать необходимую деталь.
Средний (-):Может самостоятельно выбрать необходимую деталь, но очень медленно, присутствуют неточности
Низкий (--):Не может без помощи педагога выбрать необходимую деталь Нулевой (0): Полное отсутствие навыка
• Умение проектировать по образцу
Высокий (++):Может самостоятельно, быстро и без ошибок проектировать по образцу.
Достаточный (+):Может самостоятельно исправляя ошибки в среднем темпе проектировать по образцу.
Средний (-):Может проектировать по образцу в медленном темпе исправляя ошибки под руководством педагога.
Низкий (--):Не видит ошибок при проектировании по образцу, может проектировать по образцу только под контролем педагога.
Нулевой (0): Полное отсутствие умения
• Умение конструировать по пошаговой схеме
Высокий (++):Может самостоятельно, быстро и без ошибок конструировать по пошаговой схеме.
Достаточный (+):Может самостоятельно исправляя ошибки в среднем темпе конструировать по пошаговой схеме.
Средний (-):Может конструировать по пошаговой схеме в медленном темпе исправляя ошибки под руководством педагога.
Низкий (--):Не может понять последовательность действий при проектировании по пошаговой схеме, может конструировать по схеме только под контролем педагога.
Нулевой (0): Полное отсутствие умения
• Умение правильно конструировать поделку по замыслу
Высокий (++): ребенок самостоятельно создает развернутые замыслы конструкции, может рассказать о своем замысле, описать ожидаемый результат.
Достаточный (+): способы конструктивного решения находит в результате практических поисков. Может создать условную символическую конструкцию, но затрудняется в объяснении ее особенностей.
Средний (-):Может рассказать о задумке, но конструировать может только при поддержке педагога.
Низкий: неустойчивость замысла – ребенок начинает создавать один объект, а получается совсем иной и довольствуется этим. Объяснить способ построения ребенок не может.
Нулевой (0): Полное отсутствие умения.
2.5. Методические материалы
Реализация программы осуществляется с использованием методических пособий, специально разработанных Всероссийским учебным методическим центром образовательной робототехники (ВУМЦОР) для обучения техническому конструированию на основе образовательных конструкторов. Настоящий курс предлагает использование конструктора нового поколения Robokids, как инструмента для обучения детей конструированию и моделированию. Простота построения модели в сочетании с большими конструктивными возможностями, позволяют в конце занятия увидеть сделанную своими руками модель, которая выполняет поставленную задачу.
Программа опирается на научные принципы ее построения, что учитывается при организации образовательного процесса:
• Принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка. Развивающий характер образования реализуется через деятельность каждого ребенка в зоне его ближайшего развития;
• Принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;
• Принципы гуманизации, дифференциации и индивидуализации, непрерывности и системности образования. Отражение принципа гуманизации в образовательной программе означает:
— признание уникальности и неповторимости личности каждого ребенка;
— признание неограниченных возможностей развития личного потенциала каждого ребенка;
— уважение к личности ребенка со стороны всех участников образовательного процесса.
— дифференциация и индивидуализация воспитания и обучения обеспечивает развитие ребенка в соответствии с его склонностями,
интересами и возможностями. Осуществляется этот принцип, учитывая индивидуальные особенности развития ребенка.
• Принцип последовательности и систематичности.
Последовательность при обучении детей реализуется через подбор и сочетание нового материала с повторением и закреплением усвоенного, распределение образовательной нагрузки на протяжении всего занятия. При подборе предлагаемых конструкций учитывать последовательность от простого к сложному.
• Принцип творчества и успеха. Достижение успеха в том или ином виде деятельности способствует формированию позитивной личности, мотивирует ребенка на дальнейшую работу.
• Принцип возрастной адекватности. Соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития дошкольников.
• Принцип формирования познавательных интересов и познавательных действий, поддержки инициативы детей.
• Принцип социального партнерства «педагог - воспитанник - семья», предполагает тесное сотрудничество педагога с родителями обучающегося.
• Принцип здоровьесберегающего образования. Чередование малоподвижных и двигательных заданий детям: использование физминуток в ходе занятий, изготовление моделей, для подвижных игр, организация физкультурных развлечений с использованием элементов ЛЕГО - конструирования.
• Принцип развивающего эффекта. Этот принцип требует соблюдения повторяемости и постепенности педагогических воздействий (многократное повторение знакомых действий по сборке знакомых конструкций на скорость; постепенное увеличение и обновление заданий в сторону их усложнения (внесение изменений в знакомую конструкцию и т.п.).
Формы организации обучения конструированию
С целью развития детского конструирования как деятельности, в процессе которой развивается ребенок, исследователи (З.В. Лиштван, В.Г. Нечаева, Л.А. Парамонова, Н.Н. Поддьяков, Ф. Фребель и др.) предложили различные формы организации обучения.
Конструирование по образцу. Заключается в том, что детям предлагают образцы построек, выполненных из деталей конструкторов, и показывают способы их воспроизведения. Данная форма обучения обеспечивает детям прямую передачу готовых знаний, способов действий, основанных на подражании. Такое конструирование трудно напрямую связать с развитием творчества. Конструирование по образцу, в основе которого лежит подражательная деятельность, — важный обучающий этап, где можно решать задачи, обеспечивающие переход детей к самостоятельной поисковой деятельности творческого характера.
Конструирование по модели. Детям в качестве образца предъявляют модель, скрывающую от ребенка очертание отдельных ее элементов. Эту модель дети должны воспроизвести из имеющегося у них строительного материала. Таким образом, им предлагают определенную задачу, но не дают способа ее решения. Постановка таких задач перед дошкольниками — достаточно эффективное средство активизации их мышления. Конструирование по модели — усложненная разновидность конструирования по образцу.
Конструирование по условиям. Не давая детям образца постройки, рисунков и способов ее возведения, определяют лишь условия, которым постройка должна соответствовать и которые, как правило, подчеркивают практическое ее назначение. Задачи конструирования в данном случае выражаются через условия и носят проблемный характер, поскольку способов их решения не дается. В процессе такого конструирования у детей формируется умение анализировать условия и на основе этого анализа строить практическую деятельность достаточно сложной структуры. Данная форма организации обучения в наибольшей степени способствует развитию творческого конструирования.
Конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам. Моделирующий характер самой деятельности, в которой из деталей конструктивного материала воссоздаются внешние и отдельные функциональные особенности реальных объектов, создает возможности для развития внутренних форм наглядного моделирования. В результате такого обучения у детей формируются мышление и познавательные способности.
Конструирование по замыслу. Обладает большими возможностями для развертывания творчества детей и проявления их самостоятельности: они сами решают, что и как будут конструировать. Данная форма — не средство обучения детей созданию замыслов, она лишь позволяет самостоятельно и творчески использовать знания и умения, полученные ранее.
Конструирование по теме. Детям предлагают общую тематику конструкций, и они сами создают замыслы конкретных построек, выбирают материал и способы их выполнения. Эта достаточно распространенная в практике форма конструирования очень близка по своему характеру конструированию по замыслу — с той лишь разницей, что замыслы детей здесь ограничиваются определенной темой. Основная цель конструирования по заданной теме — актуализация и закрепление знаний и умений.
Методы и приемы работы:
• Объяснительно-иллюстративный. Предъявление информации различными способами (объяснение, рассказ, беседа, инструктаж, демонстрация, работа с технологическими картами).
• Информационно-рецептивный: обследование деталей конструктора.
• Проблемный: постановка проблемы и самостоятельный поиск её решения детьми.
• Программированный: набор операций, которые необходимо выполнить в ходе выполнения практических работ.
• Репродуктивный: воспроизводство знаний и способов деятельности (собирание моделей и конструкций по образцу, беседа, упражнения по аналогу).
• Частично-поисковый: решение проблемных задач с помощью педагога.
• Поисковый: самостоятельное решение проблем;
• Метод проблемного изложения: постановка проблемы педагогом, решение ее самим педагогом, соучастие ребёнка при решении.
• Практический: самостоятельное использование полученных знаний, совершенствование приемов работы.
• Игровой: обыгрывание созданных моделей.
• Метод проектов: технология организации образовательных ситуаций, в которых ребёнок ставит и решает собственные задачи, и технология сопровождения самостоятельной деятельности детей.
Список литературы
-Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС: пособие для педагогов / М.С. Ишмакова. М.: 2013г.
- А.С. Икс, М.С. Ишмакова, Т.С. Рыженкова Схемы сборки «Животный мир – Robokids» (насекомые), 2015г.
- А.С. Икс, М.С. Ишмакова, Т.С. Рыженкова Схемы сборки «Животный мир – Robokids» (животные), 2015г.
- М.С. Ишмакова,, В.Н. Халамов Рабочая тетрадь «Животный мир – Robokids» (насекомые), 2015г.
- М.С. Ишмакова,, В.Н. Халамов Рабочая тетрадь «Животный мир – Robokids» (животные), 2015г.
-Кружок робототехники, [электронный ресурс]//http://lego.rkc-74.ru/index.php/-lego-
-В.А. Козлова, Робототехника в образовании [электронный ресурс]//http://lego.rkc- 74.ru/index.php/2009-04-03-08-35-17, Пермь, 2011 г.
-А.Н. Давидчук «Развитие у дошкольников конструктивного творчества» Москва
«Просвещение» 1976
-Комарова Л.Г. «Строим из LEGO» «ЛИНКА-ПРЕСС» Москва 2001
-ЛуссТ.В. «Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью LEGO». Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС Москва 2003
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности «ЛЕГО для дошкольников» для детей 5 - 7 лет
Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности «ЛЕГО для дошкольников» - это пространственная система познаний окружающего мира....
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА технической направленности по робототехнике «Электроник»
Дополнительная общеразвивающая программа "Электроник" предлагает использование образовательных конструкторов ЛЕГО, как инструмента для обучения дошкольников конструированию....
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности «Аистенок»
Ручной труд. Оригамми...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности «Пластилиновая страна»
пластилинопластика....
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая Программа технической направленности «Юный конструктор»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая Программа технической направленности «Юный конструктор»...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая Программа технической направленности "ЛЕГО- конструктор»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая Программа технической направленности «ЛЕГО- конструктор»...
Рабочая программа (модуль) дополнительной общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности «Роботенок» для детей от 5 до 7 лет
Дошкольное детство – это возраст игры. Малыш, играя, не только познает мир, но и выражает к нему свое отношение. Всегда ли мы, взрослые, внимательно и серьезно относимся к детской игре? Можем ли...