Конструирование, как средство развития речи детей в коррекционной работе учителя-логопеда
презентация к уроку по конструированию, ручному труду (подготовительная группа)
Конструирование, как средство развития речи детей в коррекционной работе учителя-логопеда
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игровая и конструктивная деятельность. Специфическая особенность конструктивной деятельности заключается в том, что она, как и игра, отвечает интересам и потребностям ребёнка, а то, что интересно, хорошо усваивается (принцип мотивации) Конструктивная деятельность с геометрическими телами позволяет познавать их цвет, форму, размер, совершенствовать восприятия пространственных отношений, так как конструирование —это процесс сооружения таких построек, где используются разные формы, в которых по разному расположены элементы, и они по разному соединяются вместе
Процесс конструирования происходит на основе восприятия (система перцептивных действий), главную роль здесь играют движение руки и глаз. В процессе такой предметно-практической деятельности формируется единая система «глаза —рука», развивается адекватное взаимодействие глаз и руки, точность движения руки под зрительным контролем, то есть формируется зрительно- сенсомоторная координация, а также связь между глазомером и двигательной памятью деятельности. Следовательно, образовательная задача состоит в организации условий, провоцирующих детское действие, которая сводится к тому, чтобы создать среду, облегчающую ребёнку возможность раскрытия собственного потенциала, позволяющую ему свободно действовать, познавая эту среду, а через неё и окружающий мир
Применение педагогических технологий, которые имеют ярко выраженный моделирующий характер, даёт возможность формировать у детей с речевыми нарушениями как речевую, так и связанные с ней неречевые виды деятельности. Примером подобной технологии может служить лего- технология.Игрушки Лего созданы таким образом, чтобы как можно лучше соответствовать требованиям возраста. Безопасность материала, яркие привлекательные цвета позволяют использовать Лего-конструктор в работе с самыми маленькими детьми, способствуя развитию у них внимания, мелкой моторики, координации движений
Фирмой ЛЕГО предлагается широкий выбор наборов: «Дом», «Аэропорт», «Зоопарк», «Семья», что позволяет использовать работу с конструктором с различными целями: развитие речи в рамках определённых тем (например, темы «Дикие животные», «Транспорт» и др.); постановка и отработка звуков в ходе игры; развитие представлений о цвете, форме, пространстве; развитие количественных представлений; развитие мелкой моторики рук; создание условий естественного полноценного общения детей в ходе совместной работы сплочение коллектива детей, формирование чувства эмпатии друг к другу; формирование и закрепление психического состояния успеха; обучение полезным навыкам поведения, их апробация и приобретение положительного опыта общения
Конструкторы Лего могут использоваться в играх разнообразной направленности: театрализованные игры (у ребёнка появляется возможность создать собственного героя и наделить свой персонаж тем и качествами, которыми он хочет). Игры создают условия для развития речи, творчества и благоприятно влияют на эмоциональную сферу. Посредством героев сказки, выполненных своими руками, ребёнку легче раскрыть свои индивидуальные особенности. дидактические игры (на основе уже описанных в общей и специальной педагогике дидактических игр педагог может разработать различные пособия и использовать их для проведения упражнений с целью развития и коррекции речи и психических процессов у детей, развития интереса к обучению, формирования коммуникативной функции);
Конструкторы Лего могут использоваться в играх разнообразной направленности: диагностика (свободная конструктивно игровая деятельность позволяет не только быстрее установить контакт между педагогом и детьми, но и полнее раскрыть некоторые особенности ребёнка с точки зрения сформированности эмоционально-волевой и двигательной сфер, выявить речевые возможности ребёнка, установить уровень коммуникативности).
Работа по лексическим темам с помощью ЛЕГО- конструктора, имеющего широкий выбор наборов, даёт возможность детям с ОНР запоминать новые слова, используя тактильный и зрительный анализаторы. Конструирование, например фигур животных помогает детям научиться выделять части целого и легче усваивать падежные окончания (котёнок без чего? -Без хвоста.)
Пожалуйста, просмотрите видео в общей папке.
Составление частей разных животных помогает развивать понимание образование сложных слов (Игра «Волшебный зоопарк» где соединяется голова крокодила и туловище тигра и получается крокотигр). Возможность совершения самостоятельных действий с элементами конструктора, их описания и сравнения способствуют формированию взаимосвязанного комплекса семантических, звуковых, морфологических и ритмических операций, осуществляющих поиск слова, что даёт возможность, помимо увеличения лексического запаса, перевести слова из пассивного словаря в активный. При помощи Лего-конструктора дети становятся строителями, архитекторами и творцами, играя, они придумывают и воплощают в жизнь свои идеи, что позволяетформированию образного мышления.
При создании постройки из Лего дети не только учатся строить, но и выбирают верную последовательность действий, приёмы соединений, сочетание форм и цветов и пропорций. При использовании конструктора ЛЕГО у ребёнка получаются красочные и привлекательные конструкции вне зависимости от имеющихся у него навыков. Он испытывает психическое состояние успеха.
В работе с конструктором ЛЕГО у ребёнка возникает чувство безопасности, так как конструирование –это мир под его контролем. Конструктор ЛЕГО не вызывает у ребёнка негативного отношения и вся коррекционная работа воспринимается им как игра. Поскольку конструктор можно расположить не только на столе, но и на полу, на ковре, и даже на стене, ребёнку во время занятия нет необходимости сохранять статичную сидячую позу, что особенно важно для соматически ослабленных
Работа с ЛЕГО позволяет раскрыть индивидуальность каждого ребёнка, разрешить его психологические затруднения, развить способность осознавать свои желания и возможность их реализации. Перспективность применения лего-технологии обуславливается её высоким образовательными возможностями, которые предъявляются к указанным средствам на современном этапе: многофункциональностью, техническими и эстетическими характеристиками, использованием в различных игровых и учебных зонах.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект как метод познавательно-речевого развития детей в коррекционной работе учителя-логопеда в условиях реализации ФГТ
Работа по созданию проекта в рамках тематических недель "Овощи", "Огород" в подготовительной логопедической группе МБДОУ....
Информационно-коммуникационные технологии как одно из средств взаимодействия всех субъектов коррекционной работы учителя-логопеда.
Происходящие значительные преобразования в системе дошкольного образования и стремительный рост количества детей с речевыми нарушениями подталкивает логопедов к поиску, разработке новых бол...
Консультация для воспитателей. Тема: «Сюжетно-ролевая игра как средство развития речи в коррекционной работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья»
Сюжетно-ролевая игра является одной из форм детской игровой деятельности. Дети с ОВЗ в силу своих особенностей требуют значительно большего участия взрослых в игровой деятельности, чем нормально разви...
План по самообразованию учителя - логопеда Фототерапия, как средство повышения эффективности коррекционной работы учителя-логопеда с дошкольниками на 2022-2025 учебный год
Дошкольный возраст – очень важный период в жизни каждого человека, период активного формирования личности. В этом возрасте особенно интенсивно развиваются различные способности, вырабатываются ч...
Презентация инновационных техник в коррекционной работе учителя-логопеда по развитию связной речи у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи»
Использование логопедических технологии в коррекции речевых дефектов...
Использование инновационных технологий с детьми с тяжёлыми нарушениями речи в коррекционной работе учителя-логопеда"
Опыт работы содержит описание использования в коррекционной работе учителя-логопеда инновационных технологий - метода сенсорной интеграции, дидактического синквейна, "Умного зеркала Artik Me"...