Информационно-коммуникационные технологии как одно из средств взаимодействия всех субъектов коррекционной работы учителя-логопеда.
статья по логопедии
Происходящие значительные преобразования в системе дошкольного образования и стремительный рост количества детей с речевыми нарушениями подталкивает логопедов к поиску, разработке новых более эффективных методов и приемов работы с детьми.
Современная действительность добавила нам еще одно средство для успешной работы – это информационно-коммуникационные технологии (ИКТ). Данная тенденция не обошла стороной и дошкольную логопедическую службу. Использование ИКТ становится обычным явлением и для дошкольного образования, мощным и эффективным средством коррекционного воздействия. Позволяя, с одной стороны, повысить эффективность коррекционно-образовательного процесса, с другой — в большей степени применять индивидуальный подход в процессе коррекции, обучения и воспитания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_ikt.docx | 29.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Заровецкая О.П.,
учитель-логопед
МА ДОУ ПГО «Детский сад №63 комбинированного вида»,
город Полевской.
«Информационно-коммуникационные технологии как одно из средств взаимодействия всех субъектов коррекционной работы учителя-логопеда».
Происходящие значительные преобразования в системе дошкольного образования и стремительный рост количества детей с речевыми нарушениями подталкивает логопедов к поиску, разработке новых более эффективных методов и приемов работы с детьми.
Современная действительность добавила нам еще одно средство для успешной работы – это информационно-коммуникационные технологии (ИКТ). Данная тенденция не обошла стороной и дошкольную логопедическую службу. Использование ИКТ становится обычным явлением и для дошкольного образования, мощным и эффективным средством коррекционного воздействия. Позволяя, с одной стороны, повысить эффективность коррекционно-образовательного процесса, с другой — в большей степени применять индивидуальный подход в процессе коррекции, обучения и воспитания.
Идя в ногу со временем, современная логопедия все чаще обращается к вариантам сочетания традиционных и компьютерных методов, как при диагностике речевых нарушений, так и непосредственно при проведении занятий с детьми, в работе с педагогами и родителями. Компьютерные технологии включаются в структуру традиционного индивидуального логопедического занятия как дополнительные инновационные элементы. Специально подобранные компьютерные игры для логопедических занятий создают максимально благоприятные условия для развития детей и позволяют решать педагогические и коррекционные задачи в естественных для ребенка условиях — игровой деятельности. Еще К. Д. Ушинский говорил: «Детская природа требует наглядности». Английская пословица гласит: «Я услышал и забыл, я увидел и запомнил». Компьютер предоставляет широкие возможности использования различных анализаторов в процессе выполнения заданий и контроля над речевой деятельностью. Для достижения положительного результата в развитии и коррекции речи детей необходимо взаимопонимание и совершенствование педагогического сотрудничества между всеми участниками процесса воспитания и обучения.
Логопедический кабинет в нашем детском саду оснащён компьютером, это даёт возможность мне использовать его в коррекционной работе. Компьютер поддерживает мою работу, помогая решать самые трудные задачи, связанные с развитием речи и коррекцией речевых нарушений у детей. Компьютерные технологии применяю для: осуществление методической работы - для ведения документации, составления таблиц, графиков, речевых карт и др. С помощью компьютерных программ Microsoft Office Publisher, Microsoft Power Point, Microsoft Excell. Ведение документации и оформление отчетности: перспективное планирование, список детей, занимающихся на логопедическом пункте с расписанием занятий, составление графиков и диаграмм, анкеты, речевые карты, конспекты занятий, карточки с заданиями, консультаций, семинаров, информационные листы в уголки для родителей, буклеты, создание, копирование, редактирование, тиражирование речевого материала для занятий, бланков домашних заданий, речевые странички и пр. Используя программу Microsoft Office Word, Paint готовлю карточки с домашними заданиями в тетрадь ребенка. Для самообразования использую сеть Интернет: нахождение электронных книг и методических пособий, статей по необходимой тематике и участие в конкурсах и др.
Коррекционно-образовательная деятельность с детьми. Хотелось бы выделить такие преимущества в использовании мультимедийных презентаций, как компактность, информационная емкость, наглядность, доступность, эмоциональная привлекательность, мобильность, многофункциональность. Мультимедийные презентации - это удобный и эффектный способ представления информации. Следует отметить, что это удобно педагогу - не надо рисовать картинки, дополнительно включать музыку на занятиях, заваливать рабочий стол наглядностью, а просто можно взять и включить ноутбук или стационарный компьютер, где есть вся необходимая информация. А самое главное детям очень нравится работать с компьютером. Он сочетает в себе динамику, звук и изображение, а это наиболее долго удерживают внимание ребенка с речевыми проблемами. «Слайд-шоу» возможно, использовать на различных этапах работы с детьми, позволяет детям самим принимать участие в показе, отвечать на подготовленные вопросы, выполняют задания и др. Эти возможности мы увидим чуть позже. Наряду с использованием готовых цифровых образовательных ресурсов: компьютерных программ, таких как «Домашний логопед», собрана медиатека готовых презентаций по лексико-грамматическим темам, группам звуков, игр, видео фильмов создаю собственные мультимедийные презентации. Презентации создаю в форме игры – путешествия, сказок, игр-экспериментов и др. Для своих презентаций использую героев сказок, персонажей, которые помогают детям, справится с заданиями, преодолеть трудности. Дети с удовольствием помогают им, сопереживают и эмоционально откликаются на просьбы и задания персонажей. Благодаря тому, что изображения на экране появляются последовательно, дети имеют возможность выполнять элементы упражнений более тщательно и внимательно, в удобном для них темпе и в полном объеме. Использование анимации и сюрпризных моментов делают коррекционный процесс более интересным и выразительным. Дети получают одобрение не только от логопеда, но и со стороны компьютера в виде картинок-призов, звуковых сигналов. Одним из важных этапов работы логопеда является речевая диагностика. Для логопедического обследования лексико-грамматической стороны речи подобрала и оформила материал в виде презентации.
Вот некоторые из речевых упражнений: II. Словарь. Речевое упражнение №2 «Подбор антонимов». V. Грамматический строй речи. Речевое упражнение №2 «Образование уменьшительно-ласкательной формы существительных», речевое упражнение №1 «Образование мн. числа имен существительных и Р.п. существительных мн. числа».
Все данные диагностики вносятся в базу данных. Эта форма хранения информации удобна тем, что данные вносятся однократно, их можно изменять, выводить на экран запрашиваемую информацию по каждому ребенку в отдельности, по возрастной группе и в целом по детскому саду. Для проведения индивидуальных занятий по коррекции звукопроизношения использую авторские презентации. В презентации-сказке «Про мышку Шуню и звук «Ш» используется звук, анимация. Слушая сказку, дети вместе с мышкой Шуней выполняют артикуляционную гимнастику, учатся произносить звук «Ш», подражая ветру. Помогая мышке подмести листву, произносят слоги. Рассматривая рисунки Шуни, произносят звук в словах. А также помогают навести порядок мышке, определяя место звука в слове. Дети становятся активными участниками сказки и с большим желанием помогают мышке Шуне. Данная презентация получила диплом 3 степени на всероссийском конкурсе. Стараясь учитывать тематическое планирование ДОУ, разработала конспект обучающего занятия с детьми старшей группы, занимающихся на логопедическом пункте по тематике «Дорожная безопасность» и автоматизация звука «Р» «С Домовенком к светофору». По дороге к светофору вместе дети не только закрепляют правила дорожного движения, но учат Домовенка произносить звук «р». В видео можно посмотреть, как это делают дети. Играя в «Звуковые машинки» звук «Р» закрепляют в слогах. Придя к светофору, учатся произносить слова со звуком «Р», играя в игру «Если встретил светофор, повтори слова на «ОР».
Учитывая важные события 2014 года - Олимпийские игры в Сочи появилось много игр и пособий, связанных с талисманами Олимпиады. В рамках проекта подготовила игру-презентацию «Помоги Мишке Полюсу сосчитать болельщиков». Она помогает детям закреплять навык согласования существительного с числительными и автоматизировать звук «ш» в речи детей. В рамках областного проекта «Открытая книга» и к 135-летию уральского сказочника П.П. Бажова была создана игра-презентация «Отгадай-ка» по сказу «Серебряное копытце» в двух частях: 1 часть – Литературная викторина по сказу «Серебряное копытце», 2 часть – Речевая – «Игры с Даренкой». Отвечая на вопросы викторины, дети обогащают и пополняют словарный запас. Обобщают знания о произведении П.П.Бажова “Серебряное копытце”. Презентация помогает воспитывать любовь к родному краю, уважение к людям, воспевающим Урал, желание узнать о нём больше. Учит делить слова на части, согласовывать числительные с существительными, подбирать родственные слова к слову «снег» и др. Сформировать начальный интерес к экспериментальной деятельности и мотивацию на здоровый образ жизни у детей помогает подготовленная презентация в рамках проекта «Учимся правильно дышать» «В гости к Тобику». Дети вместе с песиком Тобиком проводят эксперименты с дыханием. Опыт №1«Вредно - полезно». Если сделать вдох через рот, то какой воздух попадает к нам в организм? Холодный. А если через нос, то теплый, очищенный, без микробов. Опыт №3 «Умный нос». Если зажать нос рукой и начать говорить смогут нас понять окружающие, правильно, нет. Наша речь становится непонятной.
Используя анимацию, дети могут выполнять динамическую паузу. В работе с родителями использую ИКТ, с их помощью, возможно, повышать педагогическую компетентность родителей, а также стать родителям активными участниками коррекционно-развивающего процесса. К сожалению, многие родители с трудом представляют, а чаще не хотят, как можно помочь своему ребенку исправить недостатки в речевом развитии. Современным родителям нужна постоянная методическая помощь учителя-логопеда для решения данных проблем ребенка. Используя мультимедийной презентации – в наглядной, доступной и запоминающейся форме родители знакомятся с некоторыми логопедическими терминами, понятиями основных речевых нарушений и направлений коррекционной работы. Презентация «Игры для развития мелкой моторики рук» знакомит с основными средствами развития мелкой моторики, которые можно использовать в домашних условиях. К ним относятся пластилин, вода, крупы, мячики, шнурки и т.п. В ходе презентации родители участвуют в практической части, где выполняют упражнения. Презентация «Артикуляционная гимнастика – это…» знакомит родителей с основными упражнениями по развитию артикуляторной моторики, даю рекомендации по выполнению артикуляционной гимнастики в домашних условиях. Каждое артикуляционное упражнение сопровождается картинкой или анимацией, с описанием правильного артикуляционного уклада и детским стихотворением. Родители выполняют упражнения перед зеркалами и получают памятки. Презентация «Солнышко» научит правильно дышать и пропевать гласные звуки не только детей, но и родителей. Родители выполняют дыхательное игровое упражнение, которых могут организовать дома, в виде игры. При проведении итоговых мероприятий с детьми для родителей «Чудеса на весенней полянке», чьи дети посещают логопедический пункт, использую мультимедийную презентацию, для сопровождения речевой деятельность в сочетании с анимацией, звуковыми эффектами, музыкой и видео. На совместных занятиях детей и родителей по закреплению поставленных звуков, мы используем все выше представленные презентации. Вместе играем, тренируемся в проговаривании звука, слогов, слов и фраз. На занятиях, консультациях родители не только получают теоретические знания, но и обязательно учатся применять их на практике. «Роль книги в развитии речи дошкольников», «Логопедический пункт в ДОУ. Что это такое?», «Скоро в школу или речевая готовность» и др. презентации, подготовленные для собраний, круглых столов, проводимых в ДОУ. В презентациях используются фотографии и видео с участием детей, а это привлекает внимание, повышает интерес родителей. Для общения с родителями использую интернет-сайт ДОУ в виде электронных консультации. Размещением материалов на информационных стендах в детском саду. Создаю памятки, буклеты, информационные листы и другие документы, содержащие материалы по проблемам развития, обучения и воспитания детей с речевыми нарушениями и профилактике речевых нарушений – «Речевые странички», как для педагогов, так и для родителей. И последний раздел - авторские презентации в работе с педагогами. Распространение логопедических знаний среди педагогов с целью профилактики речевых нарушений у детей, а также для оптимизации процесса логопедического воздействия не обходится без информационно-коммуникационных технологий. Создаю презентации при подготовке к совместным мероприятиям с педагогами, использую мультимедийные презентации при проведении консультаций, семинаров, мастер-классов: «Грамматика дошкольникам», «Артикуляционная гимнастика – это…», «Дети с ОВЗ», «Игры для развития мелкой моторики рук, «Развиваем речь, рисуя» и др. Создан свой электронный адрес – для общения с коллегами. С использованием презентаций удобно подводить итоги работы и обобщать педагогический опыт: отчет на итоговом педсовете, отчет о проведении речевой деятельности с детьми в летний период, отчет о работе городского методического объединения учителей-логопедов ДОУ, отчет по самообразованию по теме: «Психолого-педагогические технологии в коррекционно-развивающей деятельности учителя-логопеда». Августовская городская конференция – «Подходы и технологии в коррекционной работе учителя-логопеда в условиях внедрения ФГОС ДО». Консультации и семинары «Сопоставительная характеристика речи нормального ребенка и ребенка с нарушением интеллекта».
Использование в коррекционной работе с детьми с речевыми нарушениями инновационных технологии, делает процесс индивидуальным, позволяет учитывать особенности и потребности детей. Мотивация и эмоциональная заинтересованность детей к коррекционной деятельности положительно отражается на результативности. Сегодня применение информационно-коммуникационных технологий в коррекционно-образовательном процессе, позволяет не только повысить качество обучения, но и достичь нового уровня отношений между всеми субъектами коррекционного процесса на всех этапах речевой деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Использование информационно-коммуникационных технологий в коррекционной работе учителя-логопеда в условиях введения ФГОС"
В этой статье рассказывается о преимуществах использования информационных технологий в работе логопеда. В условиях внедрения ФГОС появляется много нового и неизвестного, а помощь технологий намного об...
Тема « Использование информационно-коммуникационных технологий в коррекционной работе учителя-логопеда в условиях введения ФГОС».
Логопедическая работа по автоматизации звуков в предложении. Логопедическая работа по использованию предлогов у детей с ОНР....
Повышение мотивации к логопедическим занятиям у дошкольников с использованием информационно-коммуникационных технологий в коррекционной работе учителя - логопеда.
Повышение мотивации к логопедическим занятиям у дошкольников с использованием информационно-коммуникационных технологий в коррекционной работе учителя - логопеда....
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ НА ТЕМУ " ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С ДОШКОЛЬНИКАМИ»
laquo;ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С ДОШКОЛЬНИКАМИ» Аннотация: В статье рассматривается использование информаци...
Выступление на педсовете: Тема « Использование информационно-коммуникационных технологий в коррекционной работе учителя-логопеда в условиях введения ФГОС».
Современные информационные технологии являются перспективным средством коррекционно–развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи....
"Использование информационно-коммуникационных технологий в коррекционной работе учителя-логопеда в условиях введения ФГОС».
Инновационная технология – мнемотехника в работе с дошкольниками. Цель: Предложить педагогам приёмы мнемотехники в работе с детьми. Задачи: • Познакомить с особенностями инновационной технологии - ...
Использование инновационных технологий с детьми с тяжёлыми нарушениями речи в коррекционной работе учителя-логопеда"
Опыт работы содержит описание использования в коррекционной работе учителя-логопеда инновационных технологий - метода сенсорной интеграции, дидактического синквейна, "Умного зеркала Artik Me"...