Конспект занятия в старшей группе по изготовлению кукол-мотанок из ниток «Путешествие во времени».
план-конспект занятия по конструированию, ручному труду (старшая группа)

Иванова Евгения Викторовна

Продолжать знакомить детей с русскими народными промыслами, познакомить детей с народным видом ремесла - изготовлением куклы из нитей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kukla_motanka.odt26.67 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия в подготовительной группе по изготовлению кукол-мотанок из ниток «Путешествие во времени».

Цель: Продолжать знакомить детей с русским народным промыслом и русскими традициями, познакомить детей с народным видом ремесла – изготовлением куклы из нитей. Учить приемам изготовления куклы из волокнистых материалов в соответствии с народными традициями, развивать мелкую моторику рук. Вызвать у детей интерес и воспитывать любовь к русскому народному творчеству и рукоделию, формировать эстетический вкус, развивать воображение, способность фантазировать.

Материалы: образец готовой куклы, иллюстрации народных кукол, клубки шерстяных ниток, коробки для наматывания ниток при выполнении заготовок туловища и рук, ножницы.

Ход занятия:

-Ребята, сегодня я не ваша воспитательница, а Василиcа-мастерица, а вы не

дети из детского сада, а мальчики и девочки из старинной станицы.

- Давным - давно на Руси была такая присказка

«В каждом доме, в каждой хате,

На крылечке, на полатях

Кукла сидит во все стороны глядит».

- Давайте пройдем к нашему уголку и рассмотрим кукол, которые хранятся в нем.

- Скажите, из чего они сделаны? (ответы детей)

- Таких кукол родители сами мастерили своим детям из материала : ткани,

соломы, ниток. Это куклы – мотанки.

-Ребята, а на какие группы подразделяются куклы?

Дети:-Игровые, обереги, обрядовые.

Воспитатель:-Ребята, а почему все куклы без лица? (ответы детей)

-Да, ребята, в основном все куклы были безликие.

- Какие они были?

Дети: - Безликие

-Что это означает?(ответы детей)

Воспитатель: -Безликими их делали специально. Считали, что в таких куклах  не могут вселиться злые силы и навредить. Такая кукла была защитницей от всех бед и несчастий. По народным поверьям, кукла "с лицом” как бы обретала душу и тем самым становилась опасной для ребенка. Считалось, что она может сглазить ребенка, принести несчастья. Таких кукол делали вплоть до 18 века. Но не только этим была обусловлена ее безликость. Игра с такой безликой куклой побуждала ребенка воображать, фантазировать, придумывать ее настроение и характер, представлять ее в разных игровых ситуациях.

Ее так и называли «берегиня», от слова оберегать.

Оберег - это предмет, который оберегает человека от несчастья, защищает от болезни, охраняет дом. Посмотрите на этих кукол (выставка). Какие они красивые. Они сделаны без помощи иголки, из ниток. При изготовлении кукол особенно ценили красные ниточки , они шли на самые красивые куклы. Красный цвет издавна служил оберегом, символом жизни и красоты, каждая кукла имеет своё значение.

Воспитатель: Кто – то шуршит?

Входит ребенок домовенок.

Домовёнок: - ой, ой, ой проспал, наверное самое интересное пропустил. Здравствуйте, я домовёнок.

Воспитатель: Да что ты так переживаешь?

Домовёнок: Я игру приготовил хотел с вами поиграть.

Воспитатель: Да не расстраивайся, самое время для игры.

Физкультминутка: Дети и взрослые играют народную игру с платками.(Двое взрослых - держат платок, а дети - по кругу, под музыку проходят под ним. Как только музыка заканчивается, взрослые опускают платок, дети, попавшие под платок, выходят в круг и танцуют движения, остальные хлопают.)

Домовёнок: А про что вы сегодня разговаривали? (Дети.)

Ой, я же для вас подарок приготовил.

-Эту куклу - берегиню,

Любит издавна народ.

Если в доме есть она

Беда, печаль вам не страшна.

Эту куклу вам вручаю,

И от всей души желаю:

Пусть она вас бережет,

Счастье в дом ваш принесет!

А мне пора, до новых встреч.

-Ну что ж, ребята, «Доброе начало- половина дела» .

-Подарил нам Домовёнок куклу обереговую, да только вот беда, кукла одна, а вас посмотрите как много, как же быть, что делать? (варианты детей) : Ребята, а хотите, сделать такую куколку? (Да, хотим.) Здорово! Наша кукла будет исполнять желания- Желанница.

-Для начала я вам предлагаю, размять свои ручки и пальчики, чтобы вам было легче работать.

Пальчиковая гимнастика «Тень тень потетень».

Тень, тень, потетень, (удары обеими руками о колени по очереди и 2 хлопка)

В огороде-то плетень (ладони с растопыренными пальцами скрещиваются)

В избе печка топится (показать крышу двумя ладонями, а затем соединить большие пальцы обеих рук, изображая огонь)

Бабушка торопится (изображая указательными и средними пальцами, как идёт бабушка)

Она репу печёт (изображая, как лепят пироги)

По тарелочкам кладёт (поочерёдно кончиками пальцев ударять то об правую, то об левую ладонь)

Кот к тарелке – скок! (изобразить когти и хлопнуть 1 раз)

Себе нос обжёг! (закрыть нос руками) .

-Кукол мы будем делать из ниток, но с помощью тех, же приемов, что и старинные мастера. Обратите внимание: цветная нитка для перевязывания пучков одновременно будет и украшением. Она изображает ожерелье, поясок и манжеты, которые тоже имели в одежде древнего человека защитный смысл; других украшений мастер не делал.

Материалы и инструменты, которые нам дальше понадобятся:

Перед каждым из вас на столе лежат: пряжа (цветные нити), вспомогательные картонки или маленькие книжки, ножницы.

Практическая работа - а теперь, я предлагаю вам приступить к работе. (Вся работа происходит под музыкальное сопровождение: звучат русские народные мелодии).

Первый этап: заготовки для туловища и рук – наматывание ниток на коробку. Далее заготовка снимается с коробки, стягивается посередине ниткой, фиксируется голова будущей куклы. Внизу нитки разрезаются по сгибу, формируется туловище, перетягивается ниткой.

Теперь мы перетягиваем цветной ниткой по воображаемой линии талии куклы. Затем, цветными нитями перетягиваются ладошки куклы. У куклы (мальчика) также перетягиваются ножки.

У нас получились чудесные куклы они принесут вам здоровье, добро, счастливую жизнь.

Я предлагаю вам сделать солнышко из наших кукол. Солнышко – это тепло и добро (дети выкладывают солнышко по кругу).

Давайте вместе попросим солнце, одарить наших кукол своей теплотой и любовью.

Солнышко, покажись!

Красное, снарядись!

Поскорей, не робей,

Наших кукол обогрей!

-Все куклы получились разные, каждая по - своему хороша! Возьмите своих кукол, прижмите к себе, и расскажите, что вы почувствовали?

(она мягкая, теплая, добрая, красивая)

Ребята, давайте вспомним, как называется эта кукла? Для чего её мастерили? Молодцы!

Рефлексия.

Где мы с вами сегодня побывали? Чему мы научились? Что для вас было самым трудным? Какое сейчас у вас настроение? Понравилось вам наше путешествие?

Ребята , вы сегодня хорошо потрудились. Я очень рада, что теперь у каждого из вас в доме появится кукла – оберег Желанница.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в старшей группе с использованием здоровье сберегающих технологий Тема: «Путешествие в Королевство Здоровья»

Формирование представления детей дошеольного возраста о здоровье, как одной из главных ценностей человеческой жизни....

Конспект занятия для старшей группы по финансовой грамотности "Путешествие на машине времени"

конспект занятия для старшей группы по финансовой грамотности....

Конспект занятия в старшей группе «Затейники» Работа с различными видами ниток в технике аппликации Тема: «Котенок»

Цель: формирование навыков выполнения аппликации в нетрадиционной технике (разрезанные нитки)....

Конспект занятия в старшей группе «Кукла из ниток»

Конспект занятия в старшей группе «Кукла из ниток»Цель: Обучение детей приемам изготовления  куклы  из ниток в соответствие с народными традициями.Задачи:Продолжать знакомит...

План-конспект занятия в старшей группе по ознакомлению с окружающим на тему: «Путешествие в Антарктиду».

Согласно календарно-тематическому планированию, в неделю, посвященную животным, обитающим в холодных частях света, можно использовать данный конспект для беседы с детьми...

Конспект занятия в старшей группе по развитию речи на тему «Зимнее путешествие»

посредством мотивации улучшить активность детей на занятии.умение ориентироваться в пространстве....