План-конспект занятия в старшей группе по ознакомлению с окружающим на тему: «Путешествие в Антарктиду».
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Долженко Ольга Владимировна

Согласно календарно-тематическому планированию, в неделю, посвященную животным, обитающим в холодных частях света, можно использовать данный конспект для беседы с детьми

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon antarktida.doc72.5 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект занятия в старшей группе

по ознакомлению с окружающим на тему:

«Путешествие в Антарктиду».

Подготовила Долженко

Ольга Владимировна

       Содержание

  1. Целеполагание
  2. План воспитательного занятия
  3. Методический инструментарий
  4. Литература
  5. Ход занятия

Путешествие в Антарктиду

Тип занятия: повторение, усвоение новых знаний

Вид занятия: беседа

Цель учения

(для детей):

  • Ориентировка в социальных и исторических понятиях;
  • Проявление определенного уровня интереса к истории родной страны.

Цель обучения

(для воспитателя):

  • Способствовать проявлению интереса к истории родной страны;
  • Уточнить и систематизировать знания детей о защитниках отечества;
  • Подвести к усвоению понятия «Путешествие в Антарктиду»

Целеполагание:         

Образовательные:

Учебные умения:

Учить детей:

  • Приобщать детей к познавательно-исследовательской деятельности
  • Познакомить с понятиями «Антарктида», «ледник», «айсберг», «полярники»;
  • Дать детям понятие, что несмотря на вечную мерзлоту в Антарктиде есть животные обитатели.

Коммуникативные умения:

  • Учить детей участвовать в диалоге, слушать собеседника, формулировать ответы на вопросы.

Воспитательные:

  • Претворять идею гумманизации обучения и воспитания, используя индивидуальный подход;
  • Формировать у детей нравственные качества личности;
  • Воспитывать бережное отношение к  животным нашей планеты;

Развивающие:

Развитие мышления:

  • Развивать наглядно-образное мышление;

Развитие восприятия:

  • Развивать произвольное восприятие;
  • Развивать целостность, предметность, осмысленность восприятия

Развитие речи:

  • Развивать диалогическую, монологическую речь;
  • Развивать содержательность, понятность, выразительность, действенность речи
  • Развитие памяти:
  • Развивать образную, эмоциональную, символическую, произвольную память

Развитие воображения:

  • Развивать творческое воображение
  • Развитие воли и самостоятельности:
  • Развивать настойчивость, умение преодолевать трудности, выдержку

Развитие познавательных умений:

  • Формирование умений выделять главное

План занятия

  1. Организационный этап
  2. Повторение пройденного материала
  3. Новый материал
  • рассказ о климатических условиях;
  • физкультминутка;
  • рассказ о животных обитателях.
  1. Рассматривание фотоснимков
  2. Подведение итогов занятия

Методический инструментарий:

Материал для воспитателя:

  • Глобус или географическая карта мира;
  • Снимок Антарктиды со спутника;
  • Снимки антарктического ландшафта, айсберги;
  • Снимки животных обитателей Антарктиды.

Литература

  1. Здравствуй, мир! Окружающий мир для дошкольников. Методические рекомендации для воспитателей, учителей и родителей к ч. 1 и 2.- М. : «Баласс», 1999. – 192 с.
  2. http://antarctic.su/books/item/f00/s00/z0000017/st010.shtml
  3. http://www.floranimal.ru/lists/m.html

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, мы с вами уже путешествовали на Северный полюс. Давайте вспомним, как ещё  его называют?

Дети: Арктика.

Воспитатель: Верно, ребята. Эту снежную пустыню на Северном полюсе называют Арктикой. И теперь мы знаем,  какие особенности у этого края и кто там живет. Сегодня я предлагаю вам продолжить наше путешествие. Мы с вами поплывём на большом корабле,  и поэтому предлагаю всем занять свои места. Сегодня мы отправляемся на Южный полюс. Здесь находится одна из частей света, которую назвали…(предположения детей)

Дети:   Антарктида

Воспитатель:  Верно. Антарктида. Необычная земля на нашей планете. Самое холодное и самое ветреное место на Земле. Здесь даже летом бывает холоднее, чем  морозной зимой в Москве (-27градусов), а зимой  в Антарктиде -60’.  Снег здесь выпадает редко, а дождей не бывает совсем. Ребята, покажите, где на глобусе (карте) находится Антарктида. Каким цветом она изображена.

Дети: Она вся белая.

Воспитатель: А как вы думаете почему?

Дети: Потому, что там много снега, льдов. Она холодная.

Воспитатель: Давайте посмотрим на фотографию Антарктиды из космоса. Что вы можете сказать, глядя на этот снимок?

Дети: Она вся белая, как льдина, а вокруг много воды.

Воспитатель: Вы правы. Антарктида омывается тремя океанами. Вот мы с вами уже подплываем ближе к нашей цели. Нам на встречу попадаются плавающие «ледяныё горы». Вы знаете, что это?

Дети: Айсберги.

Воспитатель: Верно. Формы айсбергов удивительные и причудливые. Некоторые похожи на корабли, некоторые – на замки, пирамиды, а вот этот… на корону Снежной королевы. В солнечную погоду айсберги очень красивы. Они кажутся разноцветными, почему?

Дети: Снег искрится на солнце.

Воспитатель: Откуда же появились эти ледяные громады? Иногда у берегов Антарктиды отламываются ледяные глыбы и отправляются в путешествие по воде. Их подводная часть велика, а над поверхностью видна  меньшая часть льдины. Океанское течение рано или поздно выносит эти льдины в теплые воды, где они постепенно тают. Айсберги очень опасны для кораблей.

Наш корабль осторожно обошел встретившиеся на пути айсберги, мы причалили и отправляемся исследовать Антарктиду.

Физкультминутка                Мы идем себе вперед, очень удивляемся:

                        Слева - лед и справа – лед,

                        Перед носом тоже лед, где же он кончается?

Земля в Антарктиде покрыта мощным слоем льда, который никогда не тает. Его называют ледник. Текут в Антарктиде реки?

Дети: Нет

Воспитатель: Растут там леса?

Дети: Нет

Воспитатель: Живет- ли кто-нибудь в Антарктиде?

Дети: предполагаемые ответы детей:   тюлени, морские котики, морские слоны, морские леопарды, киты, касатки, пингвины, гнездящиеся птицы (поморники, альбатросы)

Воспитатель: Посмотрите, что за удивительные и забавные животные показались из-за снежного холма? Ходят вразвалку, нарядные, как будто одеты в блестящий черный фрак. Кто это?

Дети: Пингвины.

Воспитатель: Пингвины – это морские птицы. У них есть ласты. Тело их покрыто мелкими перьями. У пингвинов есть крылья, но они не умеют летать, зато они превосходные пловцы и ныряльщики. Хвост и ноги действуют как руль, а крылья – как пропеллер. А чем питаются пингвины?

Дети: Рыбой

Воспитатель: Рыбой и мелкими рачками (криль). Как и все птицы, пингвины откладывают яйца и выводят птенцов. Гнездо они делают из камней. В самый разгар морозов (в Антарктиде это в июне) мама-пингвин откладывает 1-2 яйца, затем папа-пингвин берет яйцо, зажимает его между лапами, прижимая к низу живота, не давая прикасаться к холодной ледяной земле. Так он будет стоять на трескучем морозе и сильном ветре, почти не двигаясь. Потом на смену папе приходят мамы – пингвины, но ненадолго. Как только пингвинята встанут на ножки, их отправляют в пингвиний детский сад, где за ними присматривают взрослые пингвины-воспитатели.  Пока пингвинята в детском саду, их родители отправляются в море за пищей для своих малышей.

В море пингвинов подстерегают опасные хищники. Знаете ли вы их?

Дети: Косатки

Воспитатель: Косатка, морской леопард. Как же пингвинам от них спастись?

Дети: Уплыть

Воспитатель: Верно, но ведь пингвины не только проворные пловцы. Они умеют, как пробка, вертикально выпрыгивать из воды на ледяной берег, уходя от преследования. А так как лапы у них покрыты грубой кожей, то им не страшны острые льды и сугробы.

Антарктида – самая холодная земля на планете, но и там есть свои жители. Из людей в Антарктиде живут только исследователи (полярники) и в короткое лето – туристы, как мы с вами. Ну вот и подошло к концу наше путешествие. Вам понравилась Антарктида?

Ответы детей.

Воспитатель: Как знать, может быть среди вас находится будущий  исследователь-полярник, который совершит новые открытия об этой загадочной земле.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по ознакомлению с окружающим по теме «Путешествие в страну насекомых» старшая группа

Развивать познавательный интерес к миру насекомых, поощрять любознательность и поисковую деятельность о жизни насекомых, их строении, способах передвижения....

План - конспект открытого занятия в старшей группе по окружающему миру «Путешествие в Зубную страну»

Образовательная область: «Познавательно-исследовательская». Цель: Содействовать самостоятельному и осознанному выполнению правил личной гигиены (особенно гигиены зубов). Образовательные за...

Презентация к занятию "Ознакомление с окружающим" на тему "Путешествие в Антарктиду"

Цельзанятия:• развитие экологического мышления и творческого воображения в процессе ознакомления детей с миром природы.образовательные задачи:• дать детям представления об особенностях геогр...

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста по ознакомлению с окружающим миром. Тема: Путешествие в мир животных.

Тема: Путешествие в мир животных.Программные задачи: Расширять представления детей о разнообразии животного мира, о том, что человек – часть природы, и он должен беречь, охранять и защищать ее. ...

Конспект открытого занятия в старшей группе "Ознакомление с окружающим". Тема: "Большое путешествие в Африку"

Цель: создать веселое настроение, принести детям радость, новые впечатления, удовольствие во время игры-путешествия по Африке....

Конспект занятия в старшей группе «Ознакомление с окружающим миром». Тема: Транспорт.

Задачи:- познакомить детей с видами транспортных средств, с терминами «наземный», «водный», «воздушный», «общественный», «легковой», «...

План-конспект открытого занятия по ФЭМП с детьми второй младшей группы. Тема: «Путешествие в волшебную страну “Геометрические фигуры”»

Совершенствовать умение различать и называть геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, объёмные фигуры шар и куб.Закрепить умение сравнивать предметы по цвету (одинаковые - разные, количеству...