Конспект открытого занятия по конструированию из бумаги «Матрешка в русском народном костюме»
план-конспект занятия по конструированию, ручному труду (подготовительная группа)

Конспект открытого занятия

по конструированию из бумаги

«Матрешка в русском народном костюме»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_otkr.zanyatiya_matreshka.doc488.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ГИМНАЗИЯ ИМЕНИ Н.В. ПУШКОВА»

108840, г. Москва, г. Троицк, ул. Школьная, д.10, тел./факс (495) 851-03-11,

e-mail: gimnvp@mail.ru, gympushkova@edu.mos.ru; http://gympushkova.mskobr.ru/,

ОКПО 45756043, ОГРН 1025006034723, ИНН/КПП 5046051906/775101001

Конспект открытого занятия

по конструированию из бумаги

«Матрешка в русском народном костюме»

Подготовила и провела

воспитатель подготовительной

 к школе группы №14 :

Рамазанова А.М.

г.Москва,г.Троицк 2022г.

Программное содержание: Продолжать формировать представление о способе конструирования конуса из круга. Дать представления об истории и особенностях русского национального костюма. Научить составлять узоры по мотивам народного искусства – украшать сарафан и рубаху.

Развивать умение аккуратно вырезать, правильно размещать детали на бумаге; закреплять приёмы вырезывания предметов из бумаги, сложение круга, равномерно наносить клей.

Воспитывать интерес к жизни наших предков

Методы и приемы: Использование худ. слова, вопросы к детям, показ, рассматривание образцов, рассказ воспитателя, показ ребенка, игровой прием, самостоятельная работа детей. Дети выполняют, воспитатель оказывает им необходимую помощь.

Материалы и оборудование: Кукла в русском народном костюме, готовая объемная кукла (для анализирования детьми, клей карандаш , салфетки бумажные, цветные карандши, заготовки кукол для аппликации, цветная бумага, ножницы.

Предварительная работа: Беседа с детьми «Русский народный костюм», рассматривание иллюстраций с русскими костюмами.

Ход занятия:

Приветствие:

Дети стоят на ковре в кругу.

Утром Солнышко встает, (Руки поднять вверх).

Всех на улицу зовет (Сгибать руки в локтях к груди).

Выхожу из дома я: (Показать рукой на себя).

«Здравствуй, улица моя!» ( Выпрямить руки в стороны).

Отвечаю Солнцу я (Поднять руки над головой).

Отвечаю Травам я (Опустить руки на ковер).

Отвечаю Ветру я (Поднять руки над головой и покачать ими).

Здравствуй, Родина моя! (Взять друг друга за руки).

- Ребята, давайте улыбаться друг другу, нашим гостям! И пусть хорошее

настроение не покидает нас целый день!

-Что мы родиной зовем?

Дом, где мы с тобой растем.

И березки, вдоль которых, взявшись за руки идем.

Что мы родиной зовем?

Край, где мы с тобой живем.

И рубиновые звезды, звезды мира над кремлем!

- О чем стихотворение? (о родине)

- В какой стране мы живем? (в России)

- Назовите столицу нашей России? (Москва)

- В каком городе мы живем? (Троицк)

Мы с вами живем в современном мире, смотрим телевизор, играем на компьютере. Но очень интересно знать, как жили наши предки в давние времена, во что одевались, какие отмечали праздники.

- Кто такие предки? (Люди, которые жили раньше, прабабушки, прадедушки).

- Дети, где мы можем узнать, как жили наши предки? (Из книг, фильмов, из музеев)

- Какую носили одежду? Ответы детей.

- Давайте рассмотрим с вами русскую народную одежду.

- Кто знаете, из каких предметов состоит русский народный костюм? (Рубаха, сарафан, кокошник или платок).

- Сарафан-это высокая юбка с длинными лямками. Какой он красивый, нарядный, украшен тесьмой с узорами. В старину люди все делали сами, своими руками. Русский сарафан и кокошник украшали разнообразными узорами. Узоры, повторяющиеся много раз, называют орнаментом. На сарафане орнамент располагается по подолу и в центре. Орнамент считался оберегом (оберегал человека) – не только для красоты, но и для защиты от болезней, бед, несчастий - носили сарафаны. Обратите внимание, какие разные и красивые узоры, где они расположены. Сарафаны и кокошники украшали растительными и геометрическими орнаментами. Давайте назовём элементы растительного орнамента (цветы, листья, завитки). Теперь назовём элементы геометрического орнамента (квадраты, круги, ромбы, треугольники, прямоугольники). Посмотрите, они чередуются, повторяются (рассматривание образцов на доске).

- Каждый элемент узора несет свое значение. Крестик-огонь, квадрат, ромб – поле с пшеницей, волнистая линия - вода, цветок-радость, круг – солнце. Шили сарафаны из тканей разных цветов.

Красный - огонь.

Зеленый – цвет жизни и растительности.

Жёлтый, оранжевый – цвет пшеницы и солнца.

Синий и голубой – цвет неба и воды.

Белый – чистота, честность, преданность.

- Сегодня я предлагаю изготовить матрешку в русском народном сарафане для того что бы поиграть в «хоровод». Матрешка является символом России, своей красотой она покорила весь мир. Туристы увозят с собой домой матрешек как память о нашей стране.

- Вы согласны поводить хоровод вот с такой игрушкой? (показ образца). Рассматривание образца

- Из чего изготовлена моя матрешка? (сарафан матрешки из круга, рукава из прямоугольников). Но сначала отдохнем.

Физминутка «Матрешка»

Хлопают в ладошки дружные матрешки. (Хлопают в ладоши)

На ногах сапожки, (Руки на пояс, поочередно выставляют ногу на пятку вперед)

Топают матрешки. (Топают ногами)

Влево, вправо наклонись, (Наклоны телом влево – вправо)

Всем знакомым поклонись. (Наклоны головой влево-вправо)

Девчонки озорные, матрешки расписные.

В сарафанах ваших пестрых (Руки к плечам, повороты туловища направо – налево)

Вы похожи словно сестры. Ладушки, ладушки, веселые матрешки. (Хлопают в ладоши)

Дети садятся за столы, на которых для каждого лежат детали для матрешек.

Дети выбирают для себя заготовки.

- Выберите самую большую деталь , круг - это туловище ( конус).

-Кто покажет, как сделать нам из круга конус? (показ ребенка)

- У конуса одна сторона бумажного листа собрана в узкий конец, а вторая - расширена.

Большой круг нужен, чтоб мы сделали конус - Сгибаем его пополам. Потом ещё раз пополам. Развернуть заготовку и согнуть так, чтобы совпали линии сгиба. Заправляем во внутрь левую и правую часть. Платьице готово.

А теперь нужно сделать рукава рубашки, кто расскажет, как их сделать из прямоугольников? (закругляем углы)

- Где будут располагаться наши  - рукава? (склеим их по бокам  конуса).

-   К заготовке косынки приклеиваем заготовку личика.Это голова матрешки.

- Украшаем платье орнаментом. И после высыхания приклеиваем голову к верхушке конуса.

Пальчиковая гимнастика Мы веселые матрешки

Мы веселые матрешки, (Хлопают в ладоши)

На ногах у нас сапожки, (Указательным и средним пальцами идут по полу)

В сарафанах наших пестрых (Соединяют ладошки вместе)

Мы похожи словно сестры. (Руки в замок)

Самостоятельная работа детей. Дети выполняют, воспитатель оказывает им необходимую помощь.

В стародавние времена, на Руси, любую работу люди заканчивали играми, песнями да плясками. Мы с вами славно поработали, а теперь весело поиграем.

Проводится русская народная игра «Дударь».

 Ребята  о чем мы сегодня на занятии говорили? Что нового вы узнали ? Какой символ  России мы с вами сделали на сегодняшнем занятии?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка" Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми подготовительной группы "Русский народный костюм"

Дети так мало знают о том, что из одежды носили на Руси. Но им это очень интересно. Проверено)))...

Конспект открытого занятия по приобщению детей к истокам русской народной культуры «Веселая матрешка»

Педагогическая цель:Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры. Программные задачи:1. Образовательные:- познакомить дошкольников с игрушкой – Матрешкой путем восприятия её ...

Конспект открытого занятия по приобщению детей к истокам русской народной культуры. Художественно-эстетическое развитие. Тема: «Веселая матрешка»

Программные задачи:1. Образовательные:- познакомить дошкольников с игрушкой – Матрешкой путем восприятия её через народный фольклор, познакомить с русской народной деревянной игрушкой – ма...

Конспект занятия по аппликации в старшей группе "Женский русский народный костюм"

Знакомство  детей с особенностями женского русского национального костюма. Ребята знакомятся с орнаментом в костюмах и предметах быта русского народа....

Конспект интегрированного занятия для детей старшего дошкольного возраста «РУССКИЙ НАРОДНЫЙ КОСТЮМ. РУБАХА».

Конспект интегрированного занятия для детей старшего дошкольного возраста «РУССКИЙ НАРОДНЫЙ КОСТЮМ. РУБАХА»....