Конспект занятия по аппликации в старшей группе "Женский русский народный костюм"
план-конспект занятия по аппликации, лепке (старшая группа)

Корчагина Галина Анатольевна

Знакомство  детей с особенностями женского русского национального костюма. Ребята знакомятся с орнаментом в костюмах и предметах быта русского народа. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zhenskiy_russkiy_narodnyy_kostyum.docx27.36 КБ

Предварительный просмотр:

                          Занятие по аппликации в старшей группе.                                                                          

                                                                               Воспитатель  Корчагина Г.А.          

Тема: Одежда. Женский русский народный костюм.


Цель: создание условий для художественно - эстетического развития детей дошкольного возраста в продуктивной деятельности.

Задачи:

1. Образовательные:

- познакомить с детей с особенностями женского русского национального костюма;

-  закреплять навыки аппликации: намазывания обратной стороны детали, наклеивания, прижимания серединой ладони.

2. Развивающие:

-  развивать наблюдательность, внимание, память, речь,  аккуратность в работе.

3. Воспитывающие:

- воспитывать уважительное отношение к наследию своей страны.

Виды детской деятельности:  игровая;  двигательная;  коммуникативная;  познавательно – исследовательская; конструирование;  элементарная трудовая деятельность; изобразительная;  музыкальная.

Предварительная работа: в рамках проекта «Народная культура России»;  рассматривание иллюстраций на тему «Одежда»; чтение художественной литературы;  чтение и театрализация русских народных сказок «Теремок», «Маша и медведь», «Три медведя», «Гуси – лебеди», «Лисичка со скалочкой», «Вершки и корешки», рассматривание иллюстраций в книгах.

Словарная работа:  понятие «орнамент».

Дидактические и наглядные материалы, оборудование: куклы в русских народных костюмах, схема героев сказки, книжка, предметы быта и одежды с орнаментом, камушки – массажные мячики;   

Раздаточный материал: массажные мячики; шаблоны сарафана в конвертах, большие шаблоны для конструирования; части  сарафана;  материалы для художественного творчества (клей, кисти, подставочки для клея, клеёнки, салфетки).

Ход занятия:

1.Организационный момент  (в кругу)

Ребята, сегодня мы с вами отправимся в сказку.

1,2,3 повернись – в сказке очутись.

- В какой сказке мы очутились? (схема героев сказки:   книжка «Маша и медведь».

А встречает нас  в сказке Маша (кукла).

Какой красивый русский народный костюм у Маши. Во многих русских народных сказках герои в традиционном народном костюме.

Сделаем красивый традиционный русский сарафан.

2. Основной этап:
Актуализация знаний и умений;

Отправляемся в сказку. Присядем на полянке.

Короб стоит. Может там для Маши красивый сарафан?

Интересно, что лежит в коробе.  (иллюстрация женского и мужского русского народного костюма).

Затруднение в ситуации;

- Что это за одежда такая?

Посмотрите, ребята.  Традиционный женский русский народный костюм: сорочка и сарафан. Давайте рассмотрим его.

«Открытие»  нового знания;

- Надо  примерить сарафан. (На ребёнка)
Рассказ педагога: Основной одеждой женщин была длинная сорочка. 

Поверх сорочки надевали сарафан. Красный цвет русского народного костюма обозначал жизнь, огонь. В узорах спрятаны обереги. Они вышиты красными нитями по вороту, на рукавах, на груди, по подолу. Чтобы было теплее,  одевали душегрею. Послушайте, что это слово может обозначать? (Высказывания детей).

Душегрея - это короткая кофта на лямках. Спереди застегивалась на крючки, сзади собиралась складками.

- Более длинной одеждой, согревающей не только душу, но и тело была телогрея. 

Рассмотрите, наши платья и сарафан. (на детях)

 - Чем они отличаются? Какие детали есть у сарафана?

- Дети, как вы думаете, подойдет по размеру Маше этот сарафан? Почему? (Высказывания детей. Размер большой костюма).

Пойдём дальше искать сарафан для Маши.

На дереве ленточка. Посмотрите на ленте какой интересный рисунок.

Чем он интересный? Повторяется один рисунок несколько раз. Такие рисунки можно часто встретить в русском народном костюме. Называется этот повторяющийся рисунок - орнамент).

В орнаменте спрятаны символы земли, воды, огня, солнца, дерева, богатства, семьи, матери.  Рассмотрим, орнамент на предметах быта и предметах одежды русского народа.

Так что такое орнамент? (узор, состоящий из повторяющихся элементов).

Задание: Ребята, составьте, пожалуйста, орнамент из одинаковых деталей.

3 полосы –  работа в парах.

Справились с заданием. Отправляемся дальше.

Игра с массажными мячиками.

Посмотрите на дорожке ёжики лежат.

Ёжика держу в руке, зажимаю в кулаке

Зажимаю, разжимаю, по ладошке я катаю.

Совместная деятельность. Конструирование.

Ребята, давайте посмотрим, как должен выглядеть наш сарафан. Присаживайтесь, пожалуйста.

Составление сарафана из частей. Составление орнамента. Украшение орнаментом сарафана.

 

Включение нового знания в систему знаний;

Творческая работа детей под руководством педагога.

А теперь, каждый сам составите красивый сарафан.

Работа с клеем. Правила безопасности при работе с клеем.

  1. Открываем набор.
  2. Разложить все детали.
  3. Выбрать нужную деталь и положить её цветной стороной вниз на клеёнку.
  4.  Намазываем деталь
  5.  Пользуемся салфеткой.
  6. Положить клеевую кисть.

Приступаем к работе.

3. Итоговый этап:

Замечательные сарафаны получились. Оставим их Маше в подарок.

Выставка детских работ.

А нам пора возвращаться в детский сад.

 1,2,3 повернись – в  нашей группе очутись.

В какой сказке мы были?

Что вам больше всего понравилось в сказочном путешествии?

Как мы помогли Маше в сказке? У Машеньки будет красивый новый русский народный сарафан.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в подготовительной группе на тему "Русский народный костюм"

Дети  и  воспитатель  в  русских  народных  костюмах.  Рассматриавем  русский  народный  костюм. Называем  составляющие  костюма:  руба...

Конспект занятия в подготовительной группе «Знакомство с русским народным костюмом»

Конспект занятия в подготовительной группе «Знакомство с русским народным костюмом»...

Конспект занятия по аппликации в старшей группе "Русский кокошник"

Чтобы погрузить детей в необычную атмосферу занятия, придать ему сказочность, на занятии используется прием встречи со сказочным героем. Им оказывается лягушка - заколдованная Кощеем Василиса Премудра...

Конспект занятия по аппликации в старшей группе «Мы народные умельцы»

Создание матрешки в технике обрывной аппликации. Продолжать знакомить детей с техникой обрывной аппликации; Развивать мелкую моторику, творческие способности; воспитывать аккуратность в рабо...

Конспект занятия по аппликации в старшей группе "Мы народные умельцы"

Цель занятия: создание матрешки в технике обрывной аппликации.Задачи:1. Образовательные: продолжать знакомить детей с техникой обрывной аппликации; продолжать формировать правила безопасного поведения...

Конспект занятия по аппликации в средней группе "Русская народная игрушка. Матрешка"

Конспект НОД по аппликации в средней группе Тема «Русская народная игрушка - Матрешка»Цель: - познакомить детей с русскими народными игрушками -  создать интерес к народной ...