Архитектурная школа имени папы Карло "Игры - уроки по развитию у детей конструктивных способностей и качества творца архитектора"
учебно-методический материал по конструированию, ручному труду (подготовительная группа)
Умственное воспитание дошкольников во все времена имеет большое значение. Развивая умственные способности у детей, мы даем им знания, развиваем конкретные навыки и умения. Но для развития способностей важны не столько сами по себе эти знания и умения, сколько то, каким образом они усваиваются детьми. Важно в этом возрасте ввести в обучение такие действия детей, которые в максимальной степени определят развитие их умственных способностей. Для детей дошкольного возраста это прежде всего действия по использованию и построению наглядных моделей различных типов и содержания.
Для этой цели детское конструирование может быть успешно использовано уже потому, что оно по своей природе является деятельностью практического моделирования как реально существующих, так и придуманных самими детьми объектов.
Основной формой работы являются занятия. В каждой возрастной группе они проводятся по 3-4 раза в месяц и включают 26-28 занятий в год. Наиболее эффективно осваивается материал программы на занятиях с небольшими группами детей из 10-12 человек.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shkola_papy_karlo.docx | 127.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение
«Детский сад № 51»
Архитектурная школа имени папы Карло
«Игры - уроки по развитию у детей конструктивных способностей и качества творца-архитектора»
Подготовила:
воспитатель первой кв. кат. Рулева О.С.
Оренбург, 2023 г.
Актуальность
Умственное воспитание дошкольников во все времена имеет большое значение. Развивая умственные способности у детей, мы даем им знания, развиваем конкретные навыки и умения. Но для развития способностей важны не столько сами по себе эти знания и умения, сколько то, каким образом они усваиваются детьми. Важно в этом возрасте ввести в обучение такие действия детей, которые в максимальной степени определят развитие их умственных способностей. Для детей дошкольного возраста это прежде всего действия по использованию и построению наглядных моделей различных типов и содержания.
Для этой цели детское конструирование может быть успешно использовано уже потому, что оно по своей природе является деятельностью практического моделирования как реально существующих, так и придуманных самими детьми объектов.
Центральной задачей программы по конструированию является развитие у детей общих познавательных и творческих способностей. Конструирование создает благоприятные условия для развития этих способностей, позволяет ставить перед детьми целый ряд развивающих конструктивных задач и определять в процессе их решения эффективные средства и способы осуществления познавательных и творческих действий. Другой важной задачей является расширение знаний и представлений детей о предметном мире, ознакомление со свойствами строительного материала и правилами его использования, формирование навыков практического конструирования.
Ребенок – «существо, играющее». Каждая игра представляет собой целый комплекс задач – житейских, интеллектуальных, нравственных и даже творческих. Ребенок ощущает себя в пространстве, пробует его границы на прочность, входит в круг интересов товарищей по игре и учится считаться с ними, испытывает свои возможности и права: здесь, в игре, незаметно выстраивается и мир духовных ценностей – и все это происходит с ребенком неосознанно. Помочь ему в постановке и решении этих задач, научить думать, тонко чувствовать, управлять собой и своими эмоциями и призвано это методическое пособие. Подчиненный единому замыслу цикл последовательно усложняющихся игр-уроков развивает у ребенка качества творца-архитектора, превращает обыкновенный строительный набор в материал для возведения по собственным проектам причудливых дворцов и замков.
Методологические и методические основы преподавания
Теорию развития общих познавательных, а в последствии и творческих способностей дошкольников разработал, великолепный ученый, обогативший и теорию, и практику жизни ребенка. С помощью сотрудников, аспирантов, учеников большим количеством экспериментов он подтвердил: для того, чтобы успешно решать познавательные и творческие задачи (кстати, и во взрослом возрасте тоже), необходимо целенаправленное руководство, нужно научить детей составлять и использовать план.
При обучении детей конструированию из строительного материала применяются разнообразные методы обучения. Выбор приемов зависит от требований программы для данной возрастной группы, от материала, с которым работают дети, от имеющегося у них опыта в знании предметов и существующих связей между ними, от умения и навыков в конструировании. Ведущим является наглядный метод. Среди наглядных методов и приемов, используемых при обучении детей конструированию, выделяют следующие: рассматривание или обследование предмета (постройки, чертежа, схемы, иллюстрации), образец (показ способов действия). Рассматривание используется для решения разнообразных учебных задач: для уточнения и обогащения представлений детей о предметах окружающей жизни; для формирования у детей наглядных образов тех объектов, восприятие которых непосредственно в жизни обеспечить невозможно, для обобщения и систематизации знаний детей и т. д. Образец – это то, чему дети должны следовать при выполнении различного рода заданий на занятиях. К образцу предъявляют ряд требований: грамотность, простота, использование доступных для детей элементов и технических приемов.
Наряду с наглядными методами обучения конструированию используются словесные методы (беседа, объяснение, вопросы, поощрение, худ. слово, совет). Объяснение помогает детям понять и усвоить, что и как они должны делать во время занятий и что должны получить в результате. Объяснение дается в простой, доступной форме и часто сочетается с показом способов и приемов выполнения работы. Совет используют в тех случаях, когда ребенок затрудняется в выполнении задания. Напоминание в виде кратких указаний – важный методический прием обучения. Обычно его используют перед началом выполнения детьми задания. Данный прием помогает детям вовремя начать выполнение задания, спланировать и организовать деятельность. Поощрение – прием, который следует чаще применять в работе с детьми. Данный прием вселяет в детей уверенность, вызывает у них желание заниматься, ощущение успеха. Ощущение успеха побуждает к деятельности, поддерживает активность детей. Художественное слово вызывает интерес к теме, помогает привлечь внимание детей дошкольного возраста к занятию. Неназойливое использование художественного слова в процессе занятия создает эмоциональный настрой, оживляет образ.
Практический метод обязательно используется при обучении детей конструированию. К нему относятся упражнения, игровой прием, моделирование. Упражнения – это многократное повторение ребенком умственных и практических действий заданного содержания. В соответствии с учебными задачами можно использовать упражнения, требующие от детей разной степени активности и самостоятельности: подражательно-исполнительские, конструктивные и творческие. Основные правила проведения упражнений: четкость и ясность постановки перед детьми учебной задачи, показ способов выполнения, постепенное усложнение упражнений с учетом меры посильности, дифференцированный анализ и оценка результатов упражнения, определение доступных детям критериев самоконтроля хода упражнения и самооценки его результатов, многократное повторение. Игровой прием предусматривает использование разнообразных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приемами: вопросами, указаниями, объяснениями, показом и т. д. Игровые методы обучения используются с целью закрепления знаний, их обобщения и систематизации, а также в целях развития и совершенствования познавательных процессов. Моделирование – процесс создания моделей и их использование для формирования знаний о свойствах, структуре, отношениях, связях объектов. Особенность моделирования как метода обучения в том, что оно делает наглядным скрытые от непосредственного восприятия свойства, связи, отношения объектов. В конструировании наиболее часто используется графическая модель. Использование моделей позволяет раскрывать детям существенные особенности объектов, закономерные связи, формировать системные знания и наглядно-схематическое мышление.
Основное содержание
Основной формой работы являются занятия. В каждой возрастной группе они проводятся по 3-4 раза в месяц и включают 26-28 занятий в год. Наиболее эффективно осваивается материал программы на занятиях с небольшими группами детей из 10-12 человек.
В подготовительной группе все занятия по конструированию из строительного материала я предлагаю объединить в цикл под названием «Архитектурная школа имени папы Карло».
А как возникла архитектурная школа?
Однажды папа Карло услышал, как Буратино распевает песенку:
Был поленом – стал мальчишкой,
Обзавелся умной книжкой.
Это очень хорошо,
Даже очень хорошо.
«Да, - подумал папа Карло, это конечно очень хорошо, - и почесал в затылке. Но книжка, тем более букварь, дело школьное. А дошкольнику разве не надо быть умненьким и благоразумненьким? Сиди и жди, когда в школе всему научат?» Подумал так папа Карло и пригорюнился. Но потом решил, что утро вечера мудренее, лег спать и увидел во сне волшебный замок с башенками, арками, резными воротами и даже с колоннами – тот самый замок, в котором помещался кукольный театр. Наутро проснулся папа Карло и понял, что ему делать. Взял новое полено и вырезал из него строительные детали разной формы. Он решил открыть свою школу для дошкольников – архитектурную, такую, в которой сбываются все планы и воплощаются все проекты.
«А что такое архитектура?» - спросят вас дети. Слово — это древнегреческое, и означает оно «искусство проектировать и строить», а люди, которые владеют этим искусством, называются архитекторами.
Чтобы поступить в архитектурную школу имени папы Карло, детям надо пройти испытание. Нужно запомнить и назвать все детали строительного набора, которые вырезал папа Карло из нового полена.
Взрослые тоже не останутся без дела. Нужно приготовить шаблоны (лекала) с соответствующими прорезями в масштабе 1:1, 1:2.
Обучение начинается с класса плоскостного рисунка объемных геометрических тел. В этом классе дети будут учиться изображать геометрические тела (детали строительного набора) с трех сторон: спереди, сверху и сбоку. На каждом занятии-уроке дети изображают 1-2 детали.
Затем можно поиграть в игру «Угадай-ка». Детям предлагаются чертежи деталей в трех проекциях. Ведущий выбирает деталь, участники подбирают к ней чертеж и объясняют, почему он подходит. Кто угадал большее число раз, тот и выиграл.
Игра «Путаница» - детали и их чертежи перепутались. Надо вернуть каждую из деталей на свое место. Затем предлагается несколько занятий на сравнение деталей, нахождение сходства и различия, умение самостоятельно решать познавательную задачу и делать вывод. Темы занятий: «Квадратные родственники или одинаковая сторона», «Снова одинаковая фигура или как узнать правду», «Одинаковое и разное».
На этом обучение в классе плоскостного рисунка объемных геометрических тел заканчивается, и пора двигаться дальше в класс построения чертежей. В этом классе дети будут учиться делать чертежи своих построек, расчленять контурные схемы, самостоятельно изображать конструкцию в трех проекциях, последовательно анализировать схему.
В этом классе к материалам, которые нужны для занятий, добавится красный карандаш. Им мы будем отмечать ошибки и делать исправления в чертеже. Каждый, у кого в руке красный карандаш, уже не просто строитель, он контролер, и это специальная ролевая задача. Роль контролера важная и почетная, и каждый ученик, занимаясь в архитектурной школе, должен успеть им побыть.
И, наконец, дети переходят в класс архитектуры. Теперь на занятиях они не только строители и контролеры, но и архитекторы. Архитекторы – это такие творческие люди, которые сами придумывают свои постройки, делают их чертежи, а уже строители по этим чертежам строят здания, дворцы и крепости. Вот теперь и догадайтесь, зачем нам нужно было овладевать архитектурной грамотой? Правильно сказал тот, кто сказал: «Чтобы они, наши планы и замыслы, были понятны не только нам самим, сами-то мы и так знаем, что хотели бы построить».
Архитектура – искусство многих людей: одни придумывают, другие строят, третьи украшают, четвертые проверяют. А в центре всей работы лежит единый архитектурный замысел.
Итак, в классе архитектуры дети будут учиться задумывать и осуществлять разные постройки. На занятиях появляется новый тип архитектурных сооружений: крепости, башни и замки. Дети учатся заранее обдумывать замысел будущей постройки, при обдумывании использовать схематическое изображение предмета. На этом этапе возникает необходимость проверить устойчивость разных деталей. Например, можно ли положить цилиндр, а сверху поставить призму? Начертить это, разумеется, можно, а как в реальной постройке? Поэтому детям предлагается проверить все возможные сочетания деталей и найти неустойчивые или невозможные.
В этом классе дети знакомятся с профессией дизайнера, вводится понятие «наиболее информативный вид». На одном занятии роли детей меняются несколько раз.
После завершения обучения каждый ребенок получает диплом об успешном окончании архитектурной школы и проводится диагностика усвоения материала. Результаты заносятся в таблицу.
Перспективный план по конструированию в подготовительной группе «Архитектурная школа»
Тема | Развивающие задачи | № занятий | Время проведения |
«Поступаем в архитектурную школу» | Познакомить с понятиями архитектура, архитектор, узнавать и называть детали строителя. | 1 | Сентябрь |
«Куб со всех сторон» | Изображать куб с трех сторон по образцу | 2 | Сентябрь |
«Призма или крыша» | Изображать призму в трех проекциях, узнавать детали по чертежу. | 3 | Сентябрь |
«Кирпичик» | Изображать кирпичик в трех проекциях, пользуясь пунктирными линиями. | 4 | Сентябрь |
«Цилиндр – друг трубочиста» | Изображать цилиндр и полуцилиндр в трех проекциях, действуя по алгоритму. | 5 | Октябрь |
«Конус – вершина башни» | Изображать конус в трех проекциях, узнавать детали по чертежу-развертке. | 6 | Октябрь |
«Угадайка» | Узнавать детали по чертежу-развертке, расчленять с помощью графических действий схематическое изображение фигуры на части. | 7 | Октябрь |
«Найди меня» | Проверить умение детей соотносить между собой три проекционных изображения, подбирать нужную деталь к чертежу. | 9 | Октябрь |
«Квадратные родственники или одинаковая сторона» | Сравнивать изображения, находить сходство и различие, делать вывод. | 10 | Ноябрь |
«Снова одинаковая фигура или как узнать правду» | Самостоятельно изображать детали с разных сторон, делать вывод. | 11 | Ноябрь |
«Одинаковое и разное» | Сравнивать строительные детали между собой, находить у них одинаковые стороны, изображать их. | 12 | Ноябрь |
Тема | Развивающие задачи | № занятий | Время проведения |
«1+1=домик» | Расчленять контурную схему, составлять чертеж конструкции из 2 деталей в трех проекциях. | 13 | Ноябрь |
«Мы строим дом» | Читать чертежи простейших конструкций из 2-3 элементов, самостоятельно изображать одну из проекций (вид сбоку). | 14 | Декабрь |
«Дом для друга» | Изображать конструкцию из 2-3 элементов в трех проекциях. | 15 | Декабрь |
«Дом для Кузи» | Анализировать контурную схему, расчленять ее. | 16 | Декабрь |
«Строим город» | Изображать фронтальнкю проекцию конструкции. | 17 | Январь |
«Красивая стена» | Воспроизводить конструкцию предмета по схематическому изображению (вид спереди). | 18 | Январь |
«Вокзал» | Анализировать схему постройки, сотрудничать с партнером в процессе создания общей постройки. | 19 | Январь |
«Самая первая крепость» | Учить заранее обдумывать замысел будущей постройки, используя изображение вид спереди. | 20 | Февраль |
«Башни старого замка» | Использовать графическое моделирование при создании собственной постройки. | 21 | Февраль |
«Башня для Принцессы и башня для Кощея» | Закреплять умение пользоваться графическим моделированием в процессе разработки замысла конструкции. | 22 | Февраль |
«Замок старого короля» | Заранее обдумывать замысел будущей постройки, соотносить представление о ее конструкции с имеющимся материалом и возможностями его размещения в пространстве. | 23 | Февраль |
Тема | Развивающие задачи | № занятий | Время проведения |
«Запрещенные приемы» | Проверить возможные сочетания деталей, выяснить их устойчивость, возможность использования в конструкции. | 24 | Март |
«Триумфальная арка» | Использовать графическое моделирование в процессе разработки замысла конструкции. | 25 | Март |
«Крепостные ворота» | Расчленять с помощью графических действий схематическое изображение на части, находить разные варианты расчленения контурной схемы. | 26 | Март |
«Дворец Принцессы на горошине» | Создавать собственную постройку с помощью графического моделирования. | 27 | Март |
«Замок Феи и избушка Бабы-Яги» | Создавать собственную постройку с помощью графического моделирования | 28 | Апрель |
«Дворец Снежной королевы» | Проверить уровень умений детей. | 29 | Апрель |
«Отгадай и построй» | Расчленять контурную схему, вносить в общую схему предмета дополнения. | 30 | Апрель |
«Мы едем, едем, едем…» | Изображать конструкцию в трех видах, начиная с наиболее информативного (вид сбоку). | 31 | Апрель |
«Волшебные средства передвижения» | Создавать собственный замысел конструкции по предложенной теме. | 32 | Май |
«Быстрокрылых ведут капитаны» | Расчленять контурную схему, создавать собственную постройку. | 33 | Май |
«Дипломный проект» | Проверить уровень достижений детей. | 34 | Май |
Вывод
Таким образом, конструирование – важнейший для дошкольников вид продуктивной деятельности по моделированию как реально существующих, так и придуманных самими детьми объектов. Детское конструирование, традиционно считающееся творческой деятельностью, на самом деле таковой не является без специально организованного обучения. При организации действий пространственного моделирования к концу дошкольного детства дети свободно оперируют разными видами графических моделей: переводят одно схематическое изображение в другое, сделанное с другой условной позиции; удерживают схематизированный образ предмета в представлении, используют его при разработке собственного замысла.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Развитие интеллектуальных и конструктивных способностей детей с использованием конструктора ЛЕГО".
Обобщение опыта работы....
Развитие интеллектуальных и конструктивных способностей детей с использованием конструктора ЛЕГО.
В статье представлен обобщенный опыт работы по развитию интеллектуальных и конструктивных способностей у детей с использованием конструктора ЛЕГО. Раскрыты задачи, особенности организации и форм...
Развитие интеллектуальных и конструктивных способностей детей с использованием конструктора Лего»
Конструирование – это интереснейшее и увлекательное занятие, оно теснейшим образом связано с чувственным и интеллектуальным развитием ребенка. В работе с дошкольниками с учетом их возрастных особеннос...
«Развитие творческих и конструктивных способностей детей при помощи робототехнического конструктора «ТЕХНОЛАБ»».
Семинар – практикум для педагогов...
Семинар-практикум для педагогов «Развитие творческих и конструктивных способностей детей при помощи робототехнического конструктора «ТЕХНОЛАБ»».
Семинар-практикум для педагогов «Развитие творческих и конструктивных способностей детей при помощи робототехнического конструктора «ТЕХНОЛАБ»»....
Презентация к Семинару-практикуму для педагогов «Развитие творческих и конструктивных способностей детей при помощи робототехнического конструктора «ТЕХНОЛАБ»».
Презентация к Семинару-практикуму для педагогов «Развитие творческих и конструктивных способностей детей при помощи робототехнического конструктора «ТЕХНОЛАБ»»....
Материалы по использованию технологии Веры Брофман «Архитектурная школа имени Папы Карло»
Лекция по работе с технологией Веры Брофман «Архитектурная школа имени Папы Карло»...