Развитие интеллектуальных и конструктивных способностей детей с использованием конструктора Лего»
консультация на тему
Конструирование – это интереснейшее и увлекательное занятие, оно теснейшим образом связано с чувственным и интеллектуальным развитием ребенка. В работе с дошкольниками с учетом их возрастных особенностей можно использовать различные виды конструкторов. Использование конструктора «Лего» в работе с детьми дошкольного возраста способствует совершенствованию остроты зрения, точности цветовосприятия, тактильных качеств, восприятия формы и габаритов объектов, пространства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_lego.docx | 22.19 КБ |
Предварительный просмотр:
«Развитие интеллектуальных и конструктивных способностей детей с использованием конструктора Лего»
Конструирование – это интереснейшее и увлекательное занятие, оно теснейшим образом связано с чувственным и интеллектуальным развитием ребенка. В работе с дошкольниками с учетом их возрастных особенностей можно использовать различные виды конструкторов. Использование конструктора «Лего» в работе с детьми дошкольного возраста способствует совершенствованию остроты зрения, точности цветовосприятия, тактильных качеств, восприятия формы и габаритов объектов, пространства.
Применение Лего способствует:
1) развитию у детей сенсорных представлений, /поскольку используются детали разной формы, окрашенные в основные цвета/;
2) развитию и совершенствованию высших психических функций / памяти, внимания, мышления, делается упор на развитие таких мыслительных процессов, как анализ, синтез, классификация, обобщение/
3) тренировке пальцев кистей рук, что очень важно для развития мелкой моторики руки и в дальнейшем поможет подготовить руку ребенка к письму;
4)сплочению детского коллектива, формированию чувства симпатии друг к другу, т.к. дети учатся совместно решать задачи, распределять роли, объяснять друг другу важность данного конструктивного решения.
Очень тесно конструктивная деятельность связана с развитием речи, так как вначале нужно подводить ребенка к проговариванию того, что он хочет сделать, какие детали выберет, почему, необходимое их количество, размеры и т.д. Это совместное проговаривание в дальнейшем помогает ребенку самому определять конечный результат работы, уметь подбирать все необходимые детали и суметь объяснить, почему он сконструировал именно так, а не иначе.
Можно использовать лего-конструктор не только в совместной и самостоятельной деятельности, но и как часть занятия в рамках реализации образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» с детьми. Дети, из большого количества игр, чаще всего обращались именно к конструкторам, и зачастую это можно использовать это для того, чтобы проверить знание детьми основных цветов, форм, дети, играя рассказывают, на что похож предмет и чем он отличается от других, какой он ширины, длины, высоты.
Дети 5-6 лет уже пытаются решать конструктивные задачи « на глаз» , у них развивается образное мышление, они учатся представлять предметы в различных пространственных положениях, мысленно менять их взаимное расположение.
В работе можно использовать книгу Комаровой Л.Г. «Строим из Лего». В ней представлено тематическое планирование по всем возрастам, определены на каждый месяц темы и представлены конспекты. Для младшей группы детского сада - более 20 тем, средней -27, старшей -5, подготовительной - 11.
Освоение лего-конструктора должно вестись последовательно от простого к сложному . Занятия по развитию конструктивного мышления проводятся по 25-30 минут в старшей группе; по 30-35 минут в подготовительной группе. Занятия с конструктором лего можно поделить на 3 составных части.
Первая часть занятия – это упражнение на развитие логического
мышления (длительность -10 минут)
Цель первой части – развитие элементов логического мышления.
Основными задачами являются:
- Совершенствование навыков классификации
- Обучение анализу логических закономерностей и умению делать правильные умозаключения на основе проведенного анализа.
- Активизация памяти и внимания.
- Ознакомление с множествами и принципами симметрии.
- Развитие комбинаторных способностей.
- Закрепление навыков ориентирования в пространстве
Вторая часть - собственно конструирование.
Цель второй части - развитие способностей к наглядному моделированию.
Основные задачи:
- Развитие умения анализировать предмет, выделять его характерные особенности, основные функциональные части, устанавливать связь между их назначением и строением.
- Обучение планированию процесса создания собственной модели и совместного проекта.
- Стимулирование конструктивного воображения при создании постройки по собственному замыслу – по предложенной или свободно выбранной теме.
- Ознакомление с окружающей действительностью педагога
- Формирование умения действовать в соответствии с инструкциями педагога и передавать особенности предметов средствами конструктора ЛЕГО.
- Развитие речи и коммуникативных способностей.
Третья часть - обыгрывание построек.
В младшей группе сначала просто нужно познакомить с деталями конструктора, способам крепления двух кирпичиков, затем учить детей соединять много кирпичиков, учить работать в коллективе. ( «Сборка прямой змейки», « Сороконожка»)
В последующем уже вносить образец постройки, учить анализировать образец и соотносить с ним свои действия («Ворота», «Заборы»). Далее можно использовать образец на карточке «Постройка домика по карточке». Дети делают анализ образца, изображенного на карточке, подбирают необходимые детали и воспроизводят постройку.
Можно выделить особенности организации и проведения занятий и совместной деятельности в разных возрастных группах.
В младшей и средней группах применимы следующие виды организации совместной деятельности:
- по образцу;
- по карточкам с моделями, которые прилагаются к конструктору ЛЕГО;
- по собственному замыслу.
Малыши с удовольствием строят простейшие конструкции: дорожки, заборы, мосты, ворота, ограды, машины, домики.
Дети упражняются в распознании цвета, счете до 5, закрепляют понятия: «высокий - низкий», «широкий - узкий». Используются конструкторы с деталями крупных размеров.
В средней группе основой при организации работы с лего- конструктором является сказка. Это предварительное ознакомление с произведением, а затем конструирование его персонажей, создание моделей знакомых сказок, а также сочинение своих историй. В этом возрасте дети знакомятся с мелким конструктором ЛЕГО ДАСТА – конструирование по – замыслу.
Постройки носят условный характер, проблемы на начальном этапе связаны с недоразвитостью мелкой моторики и их слабой ориентировкой в пространстве.
Дети могут свободно экспериментировать со строительным материалом. Образец может быть дан и в начале, а затем он убирается. Примерами тем занятий могут быть: «В леса – чудеса мы поедем с тобой», «Рассмеши царевну Несмеяну», «Моделирование Жар-птицы», «Моделирование персонажей по сказке Колобок».
В старшей и подготовительной группах добавляется конструирование части объекта по инструкциям педагога с последующим достраиванием по собственному замыслу и моделирование объектов по иллюстрациям и рисункам. Главные темы - «Транспорт», «Архитектура». Отличительная черта моделей транспорта, сооружаемых детьми этого возраста – размер и сложность. После предварительного занятия – конструирование по- замыслу –проводится занятие по условию. Например, конструирование двухэтажного дома с крыльцом и балконом.
При выполнении построек – по словесному описанию и наглядному действию дети учатся справляться со сложными поэтапными постройками.
Проблемные ситуации стараемся создавать такие, чтобы ребенок захотел сам построить что-то для решения поставленной задачи.
Во втором полугодии начинается работа с мелким конструктором. На первых занятиях отрабатываются конструктивные навыки построения простейших форм и несложных объектов, прочного скрепления частей конструкции.
Формы организации занятий самые разные: конструирование по заданным условиям, по изображению, по замыслу. Затем уже следует конструирование по изображениям.
Для подготовительной группы характерна работа с мелким конструктором и усложнение моделей. Основные формы организации занятий – работа по картинкам с изображением объекта и по замыслу. Темы занятий: «Конструирование по замыслу на тему летнего отдыха, «Моделирование бабочки по картинке», «Конструирование космических кораблей».
Таким образом, использованием конструктора у детей в средней группе развивается самостоятельность; в старшей группе - открываются широкие возможности для конструктивной деятельности, чему способствует прочное усвоение разнообразных технических основ и способов конструирования. В подготовительной группе занятия носят более сложный характер экспериментирования. Причем эти занятия не просто интересны ребятам, но и стимулируют их к дальнейшей работе. Конструктор - ЛЕГО позволяет в процессе игры пережить всю гамму настроений и положительных эмоции.
Конструктор дает возможность экспериментировать и создавать собственный безграничный мир, чувствовать себя, с одной стороны, неотъемлемой частью коллектива, а с другой - беспрекословным лидером в созданной ситуации.
Но главное – игра дает детям обретение уверенности в себе, дети учатся анализировать, развивается речь, творческое воображение, коммуникативные способности, улучшается память, более устойчиво становится внимание, дети учатся логически мыслить.
Подготовила: воспитатель Султанова М.А.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Развитие интеллектуальных и конструктивных способностей детей с использованием конструктора ЛЕГО".
Обобщение опыта работы....
Развитие интеллектуальных и творческих способностей детей средствами конструктивной деятельности
Тематическое занятие с элементами конструктивной деятельности направлено на развитие у детей конструкторских и художественных способностей.В ходе работы решаются следующие задачи:формирование у дошкол...
Развитие интеллектуальных и конструктивных способностей детей с использованием конструктора ЛЕГО.
В статье представлен обобщенный опыт работы по развитию интеллектуальных и конструктивных способностей у детей с использованием конструктора ЛЕГО. Раскрыты задачи, особенности организации и форм...
«Развитие интеллектуальных и математических способностей дошкольников посредством лего-конструирования» «Изучаем ЛЕГО математику»
Развитие элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста имеет большую ценность для интенсивного умственного развития ребенка, его познавательных инте...
«Развитие интеллектуальных и креативных способностей детей посредством лего-конструирования»
laquo;Развитие интеллектуальных и креативных способностей детей посредством лего-конструирования»Конструирование теснейшим образом связано с чувствительным и интеллектуальным развитие...
Обобщение опыта работы по теме: «Развитие интеллектуальных и конструктивных способностей детей с использованием конструктора ЛЕГО»
Конструирование – это интереснейшее и увлекательное занятие, оно теснейшим образом связано с чувственным и интеллектуальным развитием ребенка. В работе с дошкольниками с учетом их во...
Развитие интеллектуальных и коммуникативных способностей детей старшего возраста через конструктивную деятельность
Развитие интеллектуальных и коммуникативных способностей детей старшего возраста через конструктивную деятельность...