"Развитие интеллектуальных и конструктивных способностей детей с использованием конструктора ЛЕГО".
материал по конструированию, ручному труду по теме
Предварительный просмотр:
Галюк Елена Алексеевна,
воспитатель МДОУ «Центр –
развития ребёнка – Детский сад
№ 9 «Родничок» г. Няндома.
образование: высшее;
высшая квалификационная
категория;
стаж работы: 11 лет
Обобщение опыта работ по теме:
«Развитие интеллектуальных и конструктивных способностей детей с использованием конструктора ЛЕГО.»
Конструирование –это интереснейшее и увлекательное занятие, оно теснейшим образом связано с чувственным и интеллектуальным развитием ребенка. В работе с дошкольниками с учетом их возрастных особенностей можно использовать различные виды конструкторов, мне хотелось бы представить вам свой опыт работы с кнопочными конструкторами – конструкторами «Лего».
Использование конструктора «Лего» в работе с детьми дошкольного возраста способствует совершенствованию остроты зрения, точности цветовосприятия, тактильных качеств, восприятия формы и габаритов объектов, пространства.
По данной теме я начала работать с 2007 года. Она привлекла меня тем, что дети могут (вначале с помощью взрослого), а затем и самостоятельно, в игровой и очень занимательной для них форме получить те знания и умения, которые определены в программе для каждого возраста.
Применение ЛЕГО способствует:
1) развитию у детей сенсорных представлений, /поскольку используются детали разной формы, окрашенные в основные цвета/;
2) развитию и совершенствованию высших психических функций / памяти, внимания, мышления, делается упор на развитие таких мыслительных процессов, как анализ, синтез, классификация, обобщение/
3) тренировке пальцев кистей рук, что очень важно для развития мелкой моторики руки и в дальнейшем поможет подготовить руку ребенка к письму;
4)сплочению детского коллектива, формированию чувства симпатии друг к другу, т.к. дети учатся совместно решать задачи, распределять роли, объяснять друг другу важность данного конструктивного решения.
Очень тесно конструктивная деятельность связана с развитием речи, так как вначале я подвожу ребенка к проговариванию того, что он хочет сделать, какие детали выберет, почему , необходимое их количество, размеры и т.д. Это совместное проговаривание в дальнейшем помогает ребенку самому определять конечный результат работы, уметь подбирать все необходимые детали и суметь объяснить , почему он сконструировал именно так, а не иначе.
Я начала использовать ЛЕГО-конструктор не только в совместной и самостоятельной деятельности, но и как часть занятия в рамках реализации направления «художественная деятельность» (программа «Детство» В.И. Логиновой) с детьми средней группы. Предпосылками стало то, что дети, которые в тот момент были у меня в группе , из большого количества игр, чаще всего обращались именно к конструкторам, и зачастую я использовала это для того, чтобы проверить знание детьми основных цветов, форм , дети играя рассказывали , на что похож предмет и чем он отличается от других, какой он ширины, длины, высоты.
Затем мы продолжили эту работу в старшей группе, когда дети 5-6 лет уже пытаются решать конструктивные задачи « на глаз» , у них развивается образное мышление, они учатся представлять предметы в различных пространственных положениях, мысленно менять их взаимное расположение.
Использовала в своей работе книгу Комаровой Л.Г. «Строим из ЛЕГО». В ней представлено тематическое планирование по всем возрастам , определены на каждый месяц темы и представлены конспекты . Для младшей группы детского сада - более 20 тем ,средней -27, старшей -5, подготовительной - 11.
На родительском собрании познакомила родителей с данным направлением работы, рассказала о видах конструктора «Лего», с тем какие образовательные задачи планирую решать при использовании его на занятиях и в совместной деятельности. С помощью родителей мы оформили картотеку , стенды с образцами построек, альбомы с иллюстрациями построек. Постепенно и дети и родители увлеклись этой темой, приносили в детский сад самые различные «Лего»- конструкторы и мы вначале оборудовали в группе уголок «Лего»-игр, а затем появилась идея создания в детском саду небольшого «Лего- ленда». Эту идею нам удалось претворить в жизнь, для развития интеллектуальных и конструктивных способностей у детей в нашем детском саду оборудован ЛЕГО-Центр.
Он оснащен разнообразной коллекцией конструкторов ЛЕГО / разных по – размеру, конструктивной направленности, многофункциональных или используемых для создания каких-то определенных моделей/. Есть подиум с железной дорогой, контейнеры для деталей, оформлены папки с образцами построек, есть стенды с образцами.
Освоение лего- конструктора велось последовательно от простого к сложному . Занятия по развитию конструктивного мышления проводятся по 25-30 минут в старшей группе; по 30-35 минут в подготовительной группе. Также дети могут в свободное время самостоятельно поиграть в этом центре.
Первая часть занятия – это упражнение на развитие логического
мышления / длительность -10 минут/.
Цель первой части – развитие элементов логического мышления.
Основными задачами являются :
- Совершенствование навыков классификации
- Обучение анализу логических закономерностей и умению делать правильные умозаключения на основе проведенного анализа.
- Активизация памяти и внимания.
- Ознакомление с множествами и принципами симметрии.
- Развитие комбинаторных способностей.
- Закрепление навыков ориентирования в пространстве
- .
Вторая часть - собственно конструирование.
Цель второй части - развитие способностей к наглядному моделированию.
Основные задачи:
- Развитие умения анализировать предмет, выделять его характерные особенности, основные функциональные части, устанавливать связь между их назначением и строением.
- Обучение планированию процесса создания собственной модели и совместного проекта.
- Стимулирование конструктивного воображения при создании постройки по собственному замыслу – по предложенной или свободно выбранной теме.
- Ознакомление с окружающей действительностью педагога
- Формирование умения действовать в соответствии с инструкциями педагога и передавать особенности предметов средствами конструктора ЛЕГО.
- Развитие речи и коммуникативных способностей.
- Третья часть - объигрывание построек.
Систематические занятия с детьми на протяжении 3-х лет , со средней до подготовительной группы, а также активное использование конструкторов в самостоятельной деятельности показали, что
Начало года конец года
В 2007- 2008-средняя группа — высокий уровень – 0% -- 0
Средний- 80% --- 87%
Низкий уровень-20% ------- 13%
В 2008-2009 старшая группа Выс. ур.-7% -------------- 9%
Средн.ур.- 82% --------- 83%
Низ. Ур.-11% ----------------8%
В 2009-2010 подгот гр. Выс –9% ------------------------ 20%
Сред.ур.- 80% ----------------74%
Низк. Ур. – 11%------------- 6%
у детей наблюдался высокий уровень развития в конструктивной деятельности
Сейчас я работаю в младшей группе, у меня дети 3-4 лет, продолжаю работать по данной теме. Разработала тем. план на год.
Сначала мы просто знакомились с деталями конструктора, способам крепления двух кирпичиков, затем соединяли много кирпичиков, учились работать в коллективе./ тема «Сборка прямой змейки», « Сороконожка»/
В последующем уже вносили образец постройки, учились анализировать образец и соотносить с ним свои действия/ «Ворота», «Заборы»/ - Цикл из 14 тем .
Далее -использовали образец на карточке /«Постройка домика по карточке»/.Дети делали анализ образца, изображенного на карточке, подбор необходимых деталей и воспроизводили постройку. Усложнение через 2-3 темы - сборка машинки по карточке.
Можно выделить особенности организации и проведения занятий и совместной деятельности в разных возрастных группах :
- В младшей и средней группах применимы следующие виды организации совм. деятельности:
- по образцу;
- по карточкам с моделями, которые прилагаются к конструктору ЛЕГО;
- по собственному замыслу.
Малыши с удовольствием строят простейшие конструкции : дорожки, заборы, мосты, ворота, ограды, машины, домики.
Дети упражняются в распознании цвета, счете до 5, закрепляют понятия: «высокий - низкий», «широкий - узкий». Используются конструкторы с деталями крупных размеров.
В средней группе основой при организации работы с лего конструктором является сказка. Это предварительное ознакомление с произведением, а затем конструирование его персонажей, создание моделей знакомых сказок, а также сочинение своих историй. В этом возрасте дети знакомятся с мелким конструктором ЛЕГО ДАСТА – конструирование по – замыслу.
Постройки носят условный характер, проблемы на начальном этапе связаны с недоразвитостью мелкой моторики и их слабой ориентировкой в пространстве.
Дети могут свободно экспериментировать со строительным материалом. Образец может быть дан и в начале , а затем он убирается. Примерами тем занятий могут быть : «В леса – чудеса мы поедем с тобой», «Рассмеши царевну Несмеяну», «Моделирование Жар-птицы», «Моделирование персонажей по сказке Колобок».
В старшей и подготовительной группах добавляется конструирование части объекта по инструкциям педагога с последующим достраиванием по собственному замыслу и моделирование объектов по иллюстрациям и рисункам. Главные темы - «Транспорт», «Архитектура». Отличительная черта моделей транспорта, сооружаемых детьми этого возраста – размер и сложность. После предварительного занятия – конструирование по- замыслу –проводится занятие по условию. Например, конструирование двухэтажного дома с крыльцом и балконом.
При выполнении построек – по словесному описанию и наглядному действию дети учатся справляться со сложными поэтапными постройками.
Проблемные ситуации стараемся создавать такие, чтобы ребенок захотел сам построить что-то для решения поставленной задачи.
Во втором полугодии начинается работа с мелким конструктором. На первых занятиях отрабатываются конструктивные навыки построения простейших форм и несложных объектов, прочного скрепления частей конструкции.
Формы организации занятий самые разные : конструирование по заданным условиям, по изображению, по замыслу. Затем уже следует конструирование по изображениям.
Для подготовительной группы характерна работа с мелким конструктором и усложнение моделей. Основные формы организации занятий – работа по картинкам с изображением объекта и по замыслу. Темы занятий / «Конструирование по замыслу на тему летнего отдыха. «, Моделирование бабочки по картинке», «Конструирование космических кораблей». /
Таким образом, использованием конструктора у детей в средней группе развивается самостоятельность; в старшей группе - открываются широкие возможности для конструктивной деятельности, чему способствует прочное усвоение разнообразных технических основ и способов конструирования. В подготовительной группе занятия носят более сложный характер экспериментирования. Причем эти занятия не просто интересны ребятам, но и стимулируют их к дальнейшей работе. Конструктор - ЛЕГО позволяет в процессе игры пережить всю гамму настроений и положительных эмоции.
Конструктор дает возможность экспериментировать и создавать собственный безграничный мир, чувствовать себя, с одной стороны, неотъемлемой частью коллектива, а с другой - беспрекословным лидером в созданной ситуации.
Но главное – игра дает детям обретение уверенности в себе.
Если судить по выпуску подготовительной группы, то дети научились анализировать, развита речь, творческое воображение, коммуникативные способности, улучшилась память, более устойчиво стало внимание, дети научились логически мыслить.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие интеллектуальных и конструктивных способностей детей с использованием конструктора ЛЕГО.
В статье представлен обобщенный опыт работы по развитию интеллектуальных и конструктивных способностей у детей с использованием конструктора ЛЕГО. Раскрыты задачи, особенности организации и форм...
Развитие интеллектуальных и конструктивных способностей детей с использованием конструктора Лего»
Конструирование – это интереснейшее и увлекательное занятие, оно теснейшим образом связано с чувственным и интеллектуальным развитием ребенка. В работе с дошкольниками с учетом их возрастных особеннос...
«Развитие творческих и конструктивных способностей детей при помощи робототехнического конструктора «ТЕХНОЛАБ»».
Семинар – практикум для педагогов...
НОД по конструктивно-модельной деятельности (с использованием конструктора Лего) в старшей группе ДОУ "Друзья щенка Гаф"
Развивать способности детей к наглядному моделированию через ЛЕГО – конструктор, учить строить животных по схемам.Выделять основные части и характерные детали конструкций, создаватьчасть модели ...
Проект на тему: «Конструктивно - модельная деятельность с использованием конструктора ЛЕГО "ЖИВОТНЫЕ ЖАРКИХ СТРАН"
Проект конструирования в подготовительной группе....
Обобщение опыта работы по теме: «Развитие интеллектуальных и конструктивных способностей детей с использованием конструктора ЛЕГО»
Конструирование – это интереснейшее и увлекательное занятие, оно теснейшим образом связано с чувственным и интеллектуальным развитием ребенка. В работе с дошкольниками с учетом их во...
Конспект конструктивно - модельной деятельности с использованием конструктора «Лего» для детей дошкольного возраста на тему "Теремок"
Конструктивная деятельность—это практическая деятельность, направленная на получение определенного, заранее задуманного реального продукта, соответствующего его функциональному назначению....