Развитие интеллектуальных и конструктивных способностей детей с использованием конструктора ЛЕГО.
статья по конструированию, ручному труду на тему

Кузнецова Галина Сергеевна

В статье представлен обобщенный опыт работы по развитию интеллектуальных и конструктивных способностей у детей с использованием конструктора ЛЕГО.  Раскрыты задачи, особенности организации и формы проведения совместной деятельности в разных возрастных группах. Показано, что использование в работе с детьми конструктора ЛЕГО способствует достижению прекрасных результатов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие интеллектуальных и конструктивных способностей детей  с использованием  конструктора ЛЕГО

   Конструирование – это интереснейшее и   увлекательное занятие, оно теснейшим образом связано с чувственным и интеллектуальным развитием ребенка. В работе с дошкольниками с учетом их возрастных особенностей можно использовать различные виды конструкторов, мне хотелось бы  представить вам  свой опыт работы  с кнопочными конструкторами – конструкторами «Лего».

Использование конструктора «Лего» в работе с детьми дошкольного возраста  способствует  совершенствованию остроты зрения, точности цветовосприятия, тактильных качеств, восприятия формы и габаритов объектов, пространства.

     По данной теме я начала работать  с  2007 года.  Она привлекла меня тем, что дети могут (вначале с помощью взрослого), а затем и самостоятельно,  в игровой и очень занимательной для них форме  получить те знания и умения, которые определены в программе  для каждого возраста.

 

    Применение ЛЕГО способствует:

1) развитию у детей сенсорных представлений, поскольку используются детали разной формы, окрашенные в основные цвета;

2) развитию и совершенствованию высших психических функций: памяти, внимания, мышления, делается упор на развитие таких мыслительных процессов, как анализ, синтез, классификация, обобщение/

3) тренировке пальцев кистей рук, что очень важно для развития мелкой моторики руки и в дальнейшем поможет подготовить руку ребенка  к письму;

4)сплочению детского коллектива, формированию чувства симпатии друг к  другу, т.к. дети учатся совместно решать задачи, распределять роли, объяснять друг другу важность данного конструктивного решения.

      Очень тесно конструктивная деятельность связана с развитием речи, так как вначале я подвожу  ребенка к  проговариванию того,  что он хочет сделать, какие детали выберет, почему , необходимое их  количество, размеры и т.д. Это совместное проговаривание в дальнейшем помогает ребенку самому  определять конечный результат работы, уметь подбирать все необходимые детали  и суметь объяснить , почему он сконструировал именно  так, а не иначе.

           Я  начала использовать ЛЕГО-конструктор не только в совместной и самостоятельной деятельности, но и как часть занятия  в рамках реализации направления «художественная деятельность»  с детьми средней группы.  Предпосылками стало то, что дети, которые в тот момент были у меня в группе , из большого количества   игр, чаще всего обращались именно  к конструкторам,  и зачастую я использовала это для того, чтобы проверить знание детьми основных цветов, форм ,  дети играя рассказывали ,  на что похож предмет и чем он отличается от других, какой он ширины, длины, высоты. 

      Затем мы продолжили эту работу в старшей группе, когда дети 5-6 лет  уже пытаются решать конструктивные задачи « на глаз» , у них развивается образное мышление, они учатся  представлять предметы в различных пространственных положениях, мысленно менять их взаимное расположение.

      Использовала в своей работе книгу Комаровой Л.Г. «Строим из ЛЕГО». В ней представлено  тематическое планирование по всем возрастам, определены  на каждый месяц темы  и представлены конспекты . Для младшей  группы детского сада - более 20 тем ,средней -27, старшей  -5, подготовительной - 11.  

     На родительском собрании познакомила родителей с  данным направлением работы, рассказала о  видах конструктора «Лего», с тем какие образовательные задачи планирую решать при использовании его на занятиях и в совместной деятельности. С помощью родителей мы оформили картотеку , стенды с образцами построек, альбомы с иллюстрациями построек. Постепенно и дети и родители увлеклись этой темой, приносили в детский сад самые различные «Лего»- конструкторы и мы вначале оборудовали в группе  уголок «Лего»-игр, а затем появилась идея создания в детском саду  небольшого «Лего- ленда». Эту идею нам удалось претворить в жизнь, для развития интеллектуальных и конструктивных способностей у детей в нашем детском саду оборудован  ЛЕГО- Центр.

   Он оснащен разнообразной коллекцией конструкторов ЛЕГО / разных по – размеру, конструктивной направленности, многофункциональных или используемых для создания каких-то определенных моделей/. Есть подиум с железной дорогой, контейнеры для деталей, оформлены папки с образцами построек, есть стенды с образцами.

   Освоение лего- конструктора велось последовательно от простого к сложному . Занятия  по развитию конструктивного мышления проводятся по 25-30 минут в старшей группе; по 30-35 минут в подготовительной группе.        Также дети могут  в свободное время самостоятельно поиграть в этом центре.

Первая часть занятия – это упражнение на развитие логического

мышления / длительность -10 минут/.

Цель первой части – развитие элементов логического мышления.

Основными задачами являются :

  1. Совершенствование навыков классификации
  2. Обучение анализу логических закономерностей и умению делать правильные  умозаключения на основе проведенного анализа.
  3. Активизация памяти и внимания.
  4. Ознакомление с множествами и принципами симметрии.
  5. Развитие комбинаторных способностей.
  6.  Закрепление навыков ориентирования в пространстве
  7. .

Вторая часть - собственно конструирование.

Цель второй части - развитие способностей к наглядному моделированию.      

Основные задачи:

  1. Развитие умения анализировать предмет, выделять его характерные  особенности, основные функциональные части, устанавливать связь между их назначением и строением.
  2. Обучение планированию процесса создания собственной модели и совместного проекта.
  3. Стимулирование конструктивного воображения при  создании постройки по собственному замыслу – по предложенной или свободно выбранной теме.
  4. Ознакомление с окружающей действительностью педагога
  5. Формирование умения действовать в соответствии с инструкциями педагога и передавать особенности предметов средствами конструктора ЛЕГО.
  1. Развитие речи и коммуникативных способностей.
  1.  Третья часть -  объигрывание  построек.

Систематические занятия с детьми на протяжении 3-х лет , со средней до  подготовительной группы, а также активное использование  конструкторов в самостоятельной деятельности показали, что    

                                                    Начало года                                 конец года

В 2007- 2008-средняя группа — высокий  уровень – 0%                --  0

                                                      Средний-    80%                          ---  87%

                                                       Низкий уровень-20%        -------     13%

В 2008-2009 старшая группа     Выс. ур.-7%      --------------              9%

                                                       Средн.ур.- 82%         ---------      83%

                                                     Низ. Ур.-11%       ----------------8%

В 2009-2010  подгот гр.   Выс –9%     ------------------------  20%

                                          Сред.ур.-   80%  ----------------74%

                                          Низк. Ур. – 11%------------- 6%

   

у детей наблюдался высокий уровень развития в конструктивной деятельности

    Сначала мы просто знакомились с деталями конструктора, способам крепления двух кирпичиков, затем соединяли много кирпичиков, учились работать в коллективе. Тема «Сборка прямой змейки», « Сороконожка»

     В последующем уже вносили образец постройки, учились анализировать образец и соотносить с ним свои действия/  «Ворота», «Заборы» - Цикл из 14 тем .

Далее - использовали образец на карточке «Постройка домика по карточке». Дети делали анализ образца, изображенного на карточке, подбор необходимых деталей и воспроизводили постройку. Усложнение через 2-3 темы  - сборка машинки по карточке.

   

 Можно выделить  особенности организации  и проведения совместной деятельности в разных возрастных группах :

- В младшей и средней  группах применимы следующие виды организации совм.  деятельности:

  • по образцу;
  • по карточкам с моделями, которые прилагаются к конструктору ЛЕГО;
  • по собственному замыслу.

      Малыши с удовольствием строят простейшие конструкции: дорожки, заборы, мосты, ворота, ограды, машины, домики.

      Дети упражняются в распознании цвета, счете до 5, закрепляют понятия: «высокий - низкий», «широкий - узкий». Используются конструкторы с деталями крупных размеров.

 В средней группе основой  при организации работы с лего конструктором является сказка. Это предварительное ознакомление с произведением, а затем конструирование его персонажей, создание моделей знакомых сказок, а также сочинение своих историй. В этом возрасте дети знакомятся с мелким конструктором ЛЕГО ДАСТА – конструирование по – замыслу.

       Постройки носят условный характер, проблемы на начальном этапе связаны с недоразвитостью мелкой моторики и их слабой ориентировкой в пространстве.

          Дети могут свободно экспериментировать  со строительным материалом. Образец может быть дан и в начале , а затем он убирается. Примерами тем занятий могут быть: «В леса – чудеса мы поедем с тобой», «Рассмеши царевну Несмеяну», «Моделирование Жар-птицы», «Моделирование персонажей по сказке Колобок».

 В старшей  и подготовительной группах добавляется конструирование части объекта по инструкциям педагога с последующим достраиванием по собственному замыслу  и моделирование объектов по иллюстрациям и рисункам. Главные темы - «Транспорт», «Архитектура». Отличительная черта моделей транспорта, сооружаемых детьми этого возраста – размер и сложность. После предварительного занятия – конструирование по- замыслу –проводится занятие по условию. Например, конструирование двухэтажного дома с крыльцом и балконом.

       При выполнении построек – по словесному описанию и наглядному действию дети учатся справляться со сложными поэтапными постройками.

Проблемные ситуации стараемся создавать такие, чтобы ребенок захотел сам построить что-то для решения поставленной задачи.

        Во втором  полугодии начинается работа с мелким конструктором. На первых  занятиях отрабатываются конструктивные навыки построения простейших форм и несложных объектов, прочного скрепления частей конструкции.

      Формы организации занятий самые разные : конструирование по заданным условиям, по изображению, по замыслу. Затем уже следует конструирование по изображениям.

     Для подготовительной группы характерна работа с мелким конструктором   и  усложнение  моделей. Основные формы организации занятий – работа по картинкам с  изображением объекта и по замыслу. Темы занятий  «Конструирование по замыслу на тему летнего отдыха. «Моделирование бабочки по картинке», «Конструирование космических кораблей».

      Таким образом,  использованием конструктора у детей в средней группе развивается самостоятельность; в старшей группе - открываются широкие возможности для конструктивной деятельности, чему способствует прочное усвоение разнообразных технических основ и способов конструирования. В подготовительной группе занятия носят более сложный характер  экспериментирования. Причем  эти занятия не просто интересны ребятам, но и стимулируют их к дальнейшей работе. Конструктор - ЛЕГО позволяет в процессе игры пережить всю гамму настроений и положительных эмоции.

       Конструктор дает возможность экспериментировать и создавать собственный безграничный мир, чувствовать себя, с одной стороны, неотъемлемой частью коллектива, а с другой - беспрекословным лидером в созданной ситуации.

      Но главное – игра дает детям обретение уверенности в себе.

Если судить по выпуску подготовительной группы, то дети научились анализировать, развита речь, творческое воображение, коммуникативные способности, улучшилась память, более устойчиво стало внимание, дети научились логически мыслить.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие интеллектуальных и конструктивных способностей детей с использованием конструктора Лего»

Конструирование – это интереснейшее и увлекательное занятие, оно теснейшим образом связано с чувственным и интеллектуальным развитием ребенка. В работе с дошкольниками с учетом их возрастных особеннос...

НОД по конструктивно-модельной деятельности (с использованием конструктора Лего) в старшей группе ДОУ "Друзья щенка Гаф"

Развивать способности детей к наглядному моделированию через ЛЕГО – конструктор, учить строить животных по схемам.Выделять основные части и характерные детали конструкций, создаватьчасть модели ...

Обобщение опыта работы по теме: «Развитие интеллектуальных и конструктивных способностей детей с использованием конструктора ЛЕГО»

Конструирование – это интереснейшее и   увлекательное занятие, оно теснейшим образом связано с чувственным и интеллектуальным развитием ребенка. В работе с дошкольниками с учетом их во...

Конспект конструктивно - модельной деятельности с использованием конструктора «Лего» для детей дошкольного возраста на тему "Теремок"

Конструктивная деятельность—это практическая деятельность, направленная на получение определенного, заранее задуманного реального продукта, соответствующего его функциональному назначению....