Развитие пространственного мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством внедрения технологии лего-конструирования
методическая разработка по конструированию, ручному труду
Появление «пространственных» терминов в активном словаре дошкольника совершенствует грамматический строй устной и письменной речи. При этом необходимо использовать специальные средства обучения. Одним из таких средств формирования у детей 5-7 лет пространственных представлений является Lego-конструктор.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Развитие пространственного мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством внедрения технологии лего-конструирования
Морокова О.И.,
воспитатель
Чушкина А.А.,
воспитатель
Аннотация: появление «пространственных» терминов в активном словаре дошкольника совершенствует грамматический строй устной и письменной речи. При этом необходимо использовать специальные средства обучения. Одним из таких средств формирования у детей 5-7 лет пространственных представлений является Lego-конструктор.
Одной из главных задач общего развития ребенка старшего дошкольного возраста является формирование у него пространственного мышления. Эта проблема включает в себя не только представления о размерах, форме предметов, но и способность различать расположение предметов в пространстве, понимание различных пространственных отношений. Успешное усвоение ребенком знаний в этой области имеет решающее значение для последующего изучения в школе различных учебных дисциплин, в первую очередь – математики. Среди различных пространственных отношений, которые ребенок познает уже в период дошкольного детства, особое место занимают отношения между предметами – и их расположение в пространстве по признаку расположения относительно друг друга.
Распознавание этих отношений (восприятие и понимание их, изменение или учет в собственной деятельности) – важнейший компонент в комплексе пространственных категорий, знание которых необходимо человеку при ориентировке в пространстве. Более того, знание пространственных отношений между предметами ведет к более глубокому и полному познанию ребенком окружающей действительности. Через внешне воспринимаемые пространственные отношения перед ребенком раскрываются смысловые связи – причинные, целевые, следственные. Тем самым, ориентировка в пространственных отношениях способствует развитию познавательной деятельности.
Надо помнить, что особое значение усвоение детьми пространственных представлений происходит в силу того, что дети не могут освоить специальных слов и грамматических форм, обозначающих пространственные признаки, следовательно, от этого страдает развитие речи, умение ребенка объяснить и воспринять объяснение о том, где находится какой-либо объект, либо выполнить поставленную задачу, или самому объяснить, какие действия он хотел бы совершить с предметами, от чего страдает общее развитие ребенка, в том числе и в области общения с другими людьми. Развитие понимания пространственных отношений связано с усвоением многих предлогов и наречий: наверху, внизу, справа, слева, впереди, сзади, над, под, за, в. на, между, напротив и др.
Осознание «пространственных» терминов и их появление в активном словаре ребенка совершенствует грамматический строй его устной речи, а в дальнейшем и письменной. Поскольку познание пространственных отношений между предметами во всем их многообразии трудно для ребенка дошкольного возраста, необходимо использовать специальные средства обучения. Одним из эффективных средств формирования у детей 6-7 лет пространственных представлений является Lego-конструктор.
Практическая значимость нашего исследования состоит в том, что разработано и апробировано содержание работы по формированию пространственных представлений у детей 5-7 лет посредством Lego-конструктора.
Исследование проводилось на базе МАДОУ «Центр развития ребенка –
детский сад № 28 «Журавлик» г. Губкин Белгородской области в три этапа.
На I этапе (сентябрь/октябрь 2019) был проведен теоретический анализ информационных источников по проблеме, сформулирован научный аппарат исследования: цель, объект, предмет, гипотеза, задачи и методы. На этом же этапе была разработана программа экспериментальной работы.
На II этапе (ноябрь 2019/октябрь 2020) была разработана технология использования Lego-конструктора в развитии пространственного мышления дошкольников. Апробирована разработанная технология использования Lego-конструктора в развитии пространственного мышления старших дошкольников.
На III этапе (ноябрь/декабрь 2020) была завершена экспериментальная работа, сформулированы выводы, обобщены и интерпретированы полученные результаты. Были разработаны методические рекомендации и завершено оформление работы.
Было установлено, что формирование пространственного мышления идет фрагментарно, Lego-конструкторы используются не в полной мере.
Выявление уровней сформированности пространственного мышления у детей 5-7 лет проводилось с помощью диагностических методик, разработанных Т.А. Мусейибовой. Детям была предложена серия заданий.
Задание 1: «Что справа (слева, спереди, сзади?)». Цель – выявить первоначальные уровни сформированности представлений о расположении предметов от себя.
Инструкция. Предлагаются материалы: прямоугольный ковер 2,5*3м, крупные игрушки по 5-6 шт. на каждую сторону ковра. Дети садятся по периметру ковра, по сторонам которого раскладывается по 5-6 игрушек. Педагог просит каждого ребенка показать попеременно правую/левую руку, перед/за собой. Затем каждому ребенку предлагается встать в центр ковра и назвать, какие игрушки расположены справа, слева, спереди, сзади от него. Далее ребенка поворачивали в другом направлении и задавались те же вопросы.
Оценка результатов:
- высокий уровень – ребенок самостоятельно называет игрушки в зависимости от их местоположения – 3 балла;
- средний уровень – ребенок определяет местоположение игрушек с помощью взрослого – 2 балла;
- низкий уровень – ребенок не справляется с заданием ни самостоятельно, ни с помощью взрослого – 1 балл.
Задание 2: «На ковре». Цель – выявить уровни сформированности представлений о расположении объектов от предметов.
Инструкция. Предлагались материалы: ковер, 16 больших игрушек. На одинаковом расстоянии друг от друга на ковре расставляются игрушки в 4 ряда по 4 в каждом ряду. Педагог задавал индивидуально вопросы каждому ребенку, например: «Какая игрушка находится справа от кубика?» и т.д. Затем педагог предлагает детям встать с любой другой стороны ковра и определить месторасположение игрушек в изменившихся условиях.
Оценка результатов:
- высокий уровень – ребенок самостоятельно располагает объекты и правильно отвечал на вопросы – 3 балла;
- средний уровень – ребенок с помощью взрослого располагает объекты и отвечал на вопросы – 2 балла;
- низкий уровень – ребенок не справлялся с заданием – 1 балл.
Задание 3: «Корабли». Цель – выявление уровней сформированности представлений о пространственном положении по условию.
Инструкция. Предлагались материалы: ковер, 12 табуреток, 12 карточек с изображением животных. Детям предлагается расположиться вдоль стороны ковра, на котором располагались табуретки на одинаковом расстоянии друг от друга в 4 ряда по 4 шт. в каждом. Это – острова в море, а каждый ребенок – корабль. На каждом острове спрятана карточка с изображением животного. Ребенок должен выбрать, к кому он отправится, а педагог давал ориентиры. Ребёнку необходимо было добраться до нужного острова и найти там нужную карточку, чтобы убедиться в правильности выполнения задания. Педагог задавал направления движения.
Оценка результатов:
- высокий уровень – ребенок самостоятельно определял направления движения, повороты – 3 балла;
- средний уровень – ребенок выполнял задания с помощью взрослого – 2 балла;
- низкий уровень – ребенок не справлялся с заданием – 1 балл.
Задание 4: «Что изменилось?». Цель – выявление уровней сформированности представлений о положение того или иного предмета по отношению к другому.
Инструкция. Предлагались материалы: стол, демонстрационная лесенка, 12 игрушек небольшого размера. Перед детьми на столе в 3 ряда на демонстрационной лесенке раскладываются игрушки, по 4 в каждом ряду. Педагог предлагает всем детям, внимательно посмотрев и запомнив расположение игрушек, закрыть глаза. Далее педагог убирал одну из игрушек и просил детей назвать её и показать то место, где она лежала. Затем педагог менял местами игрушки и просил детей назвать то место, где они находились сначала.
Оценка результатов:
- высокий уровень - ребенок самостоятельно определял положение того или иного предмета по отношению к другому – 3 балла;
- средний уровень - ребенок с помощью взрослого определял положение того или иного предмета по отношению к другому – 2 балла;
- низкий уровень - ребенок не справлялся с заданием – 1 балл.
Задание 5: «Назови соседей». Цель - являлось выявление уровней сформированности представления об ориентировке в двухмерном пространстве.
Инструкция. Предлагаются материалы: бумага, на котором беспорядочно были изображены различные предметы, демонстрационная доска. Задание проводится следующим образом. педагог просит детей найти изображение какого-то предмета (например, треугольника) на листе бумаги, определить и назвать.
Оценка результатов:
- высокий уровень - ребенок самостоятельно называл предметы, расположенные справа, слева, выше и ниже заданного, показывал или называл предметы, находящиеся в заданных частях листа бумаги – 3 балла;
- средний уровень - ребенок с помощью взрослого отвечал на вопросы, показывал или называл предметы – 2 балла;
- низкий уровень - ребенок не справлялся с заданием ни самостоятельно, ни с помощью взрослого – 1 балл.
Результаты констатирующего этапа эксперимента показали, что высокий уровень сформированности у детей 5-7 лет пространственного мышления в экспериментальной группе выявлен был у одного ребёнка (5%), в то время как низкий уровень был диагностирован почти у половины детей (60%), средний уровень - у 35% (7 человек). Эти результаты доказывают необходимость проведения формирующего эксперимента. Также мы видим, что у дошкольников уровень преимущественно низкий, что указывает на необходимость работы в данном направлении.
На формирующем этапе экспериментальной работы принимала участие все та же экспериментальная группа детей. Была обогащена развивающая предметно-пространственная среда в группе, дополнен центр конструирования различными Lego-конструкторами.
В 5-7 лет для творчества предлагаются разнообразные виды Лего-конструкторов: от крупных с простыми соединениями элементов до самых миниатюрных со сложной техникой исполнения. Поэтому в качестве конструктивно-игровой среды используют конструкторы: LEGO DACTA, тематические наборы LEGO, конструктор LEGO CLASSIK.
В работе со старшими дошкольниками использовались задания в виде графических схем, усложнённые модели будущих построек, работу по замыслу, условиям, разнообразные тематические задания. На первом этапе дошкольников знакомили с универсальным конструктором LEGO DACTA, который обладает многофункциональностью для выполнения конструирования по образцу. На следующем этапе для усложнения выполняемых заданий по замыслу были использованы конструкторы LEGO CLASSIK, которые дают возможность детям конструировать различные предметы и объекты (от фигурок животных до транспортных средств). На третьем этапе, выполняя задания по конструированию по заданным условиям, широко используются тематические наборы, конструкторы LEGO DACTA.
Работа была разделена на этапы:
1 этап – конструирование по образцу. Первой задачей было - формирование у дошкольников представлений определять расположение объектов от себя и представлений ориентироваться в двухмерном пространстве.
Занятие совместной деятельности на тему: «Собери по картинке домик». Цель: формирование умения выкладывать домик по образцу; развитие у детей чувства симметрии; формирование умения ориентироваться в двухмерном пространстве.
Следующим занятием совместной деятельности было занятие на тему: «Собери домашнее животное». Цели: закрепление умения передавать характерные особенности фигуры собаки, кошки средствами конструктора; формирование умения ориентироваться в двухмерном пространстве.
2 этап – конструирование по замыслу. Задачей данного этапа было формирование у детей представлений определять расположение объекта от предмета.
Занятие совместной деятельности взрослого с детьми по конструированию из Lego-конструктора CLASSIK на тему «Собери лесного обитателя». Цели: создание игровой ситуации, которая способствует возникновению у детей своих замыслов; развитие умения правильно подбирать детали конструктора, определять расположение объектов от предмета.
Следующим занятием совместной деятельности было занятие на тему «Собери сказочного героя». Цели: формирование умения планировать работу на основе анализа особенностей образов сказочных героев; формирование навыков передачи характерных черт героев средствами Lego-конструктора; формирование умение определять расположение объекта от предмета.
3 этап – конструирование по заданным условиям. Задачами данного этапа являлись:
- формирование у детей представлений определять пространственное расположение по заданным условиям;
- формирование у детей представлений определять положение предмета по отношению к другому;
- формирование у детей представлений ориентироваться в двухмерном пространстве.
Занятие совместной деятельности на тему «Рабочие машины». Цели: формирование умения занимать пространственное положение по заданному условию, а также закрепление навыков анализа объекта по картинке, выделения его частей; использование подвижных и крутящихся деталей.
Следующим занятием совместной деятельности было занятие на тему: «Современные машины». Цели: закрепление навыков анализа объекта по иллюстрации, выделения его составных частей; использование подвижных и крутящихся деталей и формирование умения занимать пространственное положение по заданному условию.
Следующим занятием совместной деятельности было занятие на тему: «Машина военного времени». Цели: закрепление навыков передачи формы с использованием деталей Lego-конструктора; обучение конструированию гусениц танка; закрепление умения занимать пространственное положение по заданному условию.
Третьим занятием совместной деятельности было занятие на тему: «Построй терем». Цели: познакомить детей с древнерусским каменным зодчеством; формировать умение анализу постройки, выделению ее основных конструктивных частей; развивать конструктивное воображение при сооружении зданий по фотографии или рисунку; формировать навыки работы с партнером; формировать умение определять словом положение того или иного предмета по отношению к другому.
Четвертым занятием совместной деятельности было занятие на тему: «Праздничные развлечения на Руси». Цели: знакомство детей с народными развлечениями – каруселями, качелями, медвежьей потехой; развивать фантазию детей; формировать умение ориентироваться в двухмерном пространстве.
Пятым занятием совместной деятельности было занятие на тему: «Русская народная сказка «Баба-Яга и Лутонюшка». Цели: развивать конструктивное воображение, необходимое для воплощения собственного замысла; развивать фантазию детей; продолжать формировать умение ориентироваться в двухмерном пространстве.
Шестым занятием совместной деятельности было занятие на тему: «Корабли царя Салтана». Цели: развивать конструктивное воображение, необходимое для воплощения собственного замысла; развивать фантазию детей; продолжать формировать умение ориентироваться в двухмерном пространстве.
Эффективность проведённой работы по формированию у детей 5-7 лет пространственных представлений в процессе формирующего эксперименты будет проверена в ходе контрольного этапа эксперимента.
Таким образом, результаты контрольного эксперимента позволили сделать вывод, что динамика уровней сформированности у детей 5-7 лет пространственных представлений посредством Lego-конструктора в экспериментальной группе носит положительный характер: низкий уровень сформированности пространственных представлений снизился на 36%, средний уровень повысился на 7%, а высокий уровень возрос на 29%.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством игровых занятий"
Мышление - это психический процесс, с помощью которого человек решает поставленную задачу. Результатом мышления является мысль, которая выражена в словах. Поэтому, мышление и речь тесно связаны...
Опыт работы "Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактического материала «Логические блоки Дьенеша»".
Краткое описание работы:· Основные противоречия, решаемые в опыте: Обнаруживается противоречие между необходимостью повышать уровень интеллектуального развити...
Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр.
Большое значение в развитии мышления имеют дидактические игры. Сущность дидактической игры заключается в том, что дети решают умственные задачи, предложенные им в занимательной игровой форме, сами нах...
"Развитие пространственного мышления у детей старшего дошкольного возраста средствами конструктора Лего"
Актуальность данной работы обусловлена необходимостью более глубокого изучения вопроса, касательно детского развития с использованием не совсем привычных средств и инструментов, на территории Российск...
Развитие пространственного мышления у детей старшего дошкольного возраста средствами конструктора Лего
Актуальность данной работы обусловлена необходимостью более глубокого изучения вопроса, касательно детского развития с использованием не совсем привычных средств и инструмент...
Конспект совместной игровой конструктивной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста посредствам стем-технологии (Лего- конструирование) «Новогодняя ёлка»
Конспект совместной игровой деятельности Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие....
Образовательный проект для детей подготовительной к школе группы «Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством игры»
Образовательный проект для детей подготовительной к школе группы «Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством игры»...