Образовательный проект для детей подготовительной к школе группы «Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством игры»
проект по математике (подготовительная группа)

Влазнева Ирина Сергеевна

 

  Образовательный проект

 для детей подготовительной к школе группы

«Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством игры»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_igroy.docx35.6 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №57»

Энгельсского муниципального района  Саратовской области

  Образовательный проект

 для детей подготовительной к школе группы

«Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством игры»

Автор проекта:

воспитатель Влазнева И.С.

   

Энгельс, 2023 г.

Паспорт проекта

Вид проекта

Познавательно-практико-ориентированный, групповой.

Сроки реализации

С 01.03.2023  по 30.04.2023 г.г.  

Участники

Дети подготовительной группы, воспитатели, родители.

Актуальность проекта

Навыки, умения, приобретенные в дошкольный период, будут служить фундаментом для получения знаний и развития способностей в более старшем возрасте. И важнейшим среди этих навыков является навык логического мышления, способность «действовать в уме».

Цель проекта

Развить логическое мышление детей, создание картотеки игр для детей подготовительной группы.

Задачи проекта

1.Обучать детей основным логическим операциям: анализу, синтезу, сравнению, обобщению, классификации, систематизации, смысловому соответствию, ограничению.

2.Развивать умение оперировать абстрактными понятиями, рассуждать, устанавливать причинно – следственные связи, делать выводы.

3.Воспитывать у детей потребность умственно заниматься интеллектуальными задачами, интерес к познавательной деятельности.

4.Воспитывать стремление к преодолению трудностей, уверенность в себе, желание прийти на помощь сверстнику.

5.Донести до родителей актуальность данной проблемы и привлечь их к активному сотрудничеству.

Проблемные вопросы, решаемые в ходе проекта

Наблюдая за детьми в самостоятельной деятельности, было выявлено, что дошкольники недостаточно овладевают логическими операциями.

Предполагаемый результат (выход)

 У ДЕТЕЙ:

  • Способствовать  развитию логического мышления детей, как залогу успешной готовности к школьному обучению.
  • Создавать  оптимальные условия для повышения качества образования в вопросах  интеллектуального развития дошкольников.
  • Обеспечивать  положительную динамику в формировании логического мышления у  детей старшего дошкольного возраста посредством использования занимательных,  логических игр и упражнений.

Продукт проекта

Картотека игр на развитие логического мышления для детей старшего дошкольного возраста.

ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

1. Подготовительный этап

1.1. Постановка цели и формулирование задач.

1.2. Определение необходимого ресурсного обеспечения:

  • Литература соответствующей тематики.
  • Наглядный материал.
  • Интернет-ресурсы.

2.Реализация проекта

2.1 Формы и методы работы с детьми

№п/п

Логические операции

Содержание

Цель, заадачи

1

 Сравнение

  • Д/И «Давай, сравним», «Найди вырезанные кусочки», «Что изменилось»
  • Игра с блоками Дьенеша.

Группируем фигуры по цвету, форме, величине, толщине.

  • Занимательные вопросы, загадки – шутки.

Учить определять общие и отличительные признаки сравниваемых объектов, отличать существенные несущественные признаки объекта. Развитие внимания, восприятия, мышления.

2

Анализ – синтез

  • Д/И «Дополни картинку», «Что для чего», «Подскажи Незнайке»
  • «Чем похожи и чем отличаются», «Зачем и почему»  Знакомство с карточками – символами.        
  • Решение логических задач.
  • Головоломки «Колумбово яйцо», «Монгольская игра».  

Упражнять в нахождении закономерности и обосновании найденного решения, в последовательном анализе каждой группы рисунков.

Задачи на логическое мышление, логические концовки.

3

Обобщение

  • Д/И «Логический поезд», «Назови одним словом»\
  • Логические цепочки».            
  • Игра с блоками Дьенеша. Продолжать знакомить с карточками – символами.           
  • Выкладывание картин из счётных палочек.

Учить подобрать обобщающее понятие для каждой группы слов; объяснить свой выбор.      Учить находить логическую связь между рисунками, расположенными в одном ряду; нарисовать недостающий элемент; подробно объяснить свои действия.

4

Классификация

  • Д/И «Магазин универсальный», «Разложи на группы», «Вопрос – ответ»            
  • Д/И «Подбери и назови».        
  • Игра с палочками Кюизенера.
  • Учимся отгадывать загадки.

Учить мысленно распределять предметы по группам; соединить попарно подходящие друг другу предметы, подробно объяснять свои действия.

5

Систематизация

  • Д/И «Картинки последовательные», «Продолжи ряд предметов».      
  •  Игра с блоками Дьенеша. «Где спряталась мышка».                        
  • Графический диктант.

Развивать умение упорядочивать объекты по количественному и внешним признакам и по смыслу Учить самостоятельно находить закономерность. Учить составлять описательный рассказ.

6

Ограничение

  • Д/И «В гостях у лисы», «Что лишнее».
  • Найди фрагменты изображений».          
  • Головоломки «Сложи квадрат», «Танграм». «Найди клад».    

Учить выделять один или несколько предметов из группы по определённым признакам.

 Упражнять в группировке геометрических фигур по различным признакам (цвету ,форме, размеру)

7

Умозаключения

  • Д/И «Потому, что…», «Логика».                            
  • Подумай, на что похожа картинка, дорисуй её.                    
  •  Игра с блоками Дьенеша «Кот и мыши».
  • Олимпиада

Учить при помощи суждений делать умозаключения. Развивать воображение.

8

Установление причинно – следственных связей                  

  • Д/И «Почему это произошло».    
  • Что должно быть в пустых клеточках, дорисуй.                        
  • Логическая мозаика.

Учить находить причину событий. Развивать логическое мышление, скорость действий и мысли; восприятие, воображение.

9

Смысловое соотнесение

  • Д/И «Что подходит», «Бывает ли такое», «И хорошо и плохо».        
  •  Придумывание небылиц.        
  • Нарисуй справа такую же фигуру.
  •  КВН

Учить находить связи между предметами, явлениями, основываясь на существенные признаки и свойства.

10

Игра с логическими блоками Дьенеша

  • Д/И «Угадай – ка». 
  • Назови и покажи из каких фигур составлены эти предметы.  
  •  Решение логических задач.  
  • Графический диктант.

Развивать умения выявлять, абстрагировать и называть свойства (цвет, форму, размер, толщину) предметов, обозначать словом отсутствие какого – либо конкретного свойства предмета.

11

Игра с палочками Кюизенера

  • Д/И «Посудная ловка».
  • Задачи – шутки, занимательные вопросы.              
  • Д/И «Что делать»

Развивать у детей представление о числе на основе счёта и измерения; пространственные отношения.          На основе двух суждений делать самостоятельное умозаключение.

12

Мониторинг

  • Выполнение диагностических заданий.

Оценить уровень развития логического мышления у детей.

2.2. Взаимодействие с родителями

  • Консультация «Игры для развития логического мышления детского сада и дома». 
  • Папка-передвижка «Веселые цифры»;   «Живые геометрические фигуры».
  • Круглый стол по теме: «Я учусь считать».

3. Продукт проекта

  • Картотека игр на развитие логического мышления для детей старшего дошкольного возраста.
  • Оформление рекомендаций для родителей по данной тематике.

4. Результат проекта

Результаты работы свидетельствуют о том, что дети, с низким уровнем развития сумели овладеть логическими операциями и выполняли их в речевом и практическом планах. Они научились осуществлять логические операции с опорой на наглядно представленные образы. Все дети научились абстрагировать свойство от самого предмета и ориентироваться на него в процессе осуществления классификации, обобщения. Подбор предметов с учётом какого-либо свойства, обозначение класса предметов обобщающим словом затруднения не вызывали. Дети с высоким уровнем развития логических операций могли без осуществления практической группировки предметов определить и рассказать разные варианты классификации фигур при условии, что фигуры будут наглядно представлены. Дети со средним уровнем развития логических операций осуществляли классификацию практически и могли рассказать до практического выполнения задания, какие классы будут образованы, какие фигуры будут туда входить.Полученные данные подтверждают предположение о том, что организация развивающих игр с учётом индивидуальных особенностей ребенка является эффективной для развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста. И именно поэтому развитие словесно-логического мышления у старших дошкольников является обязательным элементом программы дошкольного учреждения, что помогает детям в дальнейшем лучше усваивать школьную программу. Данные об успеваемости выпускников группы свидетельствуют о том, что именно развитие логического мышления у детей является основой для усвоения школьного материала по любым предметам.

Список использованной литературы

  1. Белошистая А. В. Развитие логического мышления у дошкольников. - Изд-во Владос, 2013.
  2. Игры и упражнения по развитию умственных способностей детей дошкольного возраста / Под ред. Л. А. Венгера. - М. : Просвещение, 1999.
  3. Ермакова Е. С. Изучение психологических механизмов гибкости мышления дошкольников // Вопросы психологии. - 1997. - №2.
  4. Михайлова Л. С. Как подготовить ребенка к школе. Упражнения, задачи, игры и тесты. - Волгоград, 1998.
  5. Поддъяков А. Н. Мышление дошкольника. - М. : Педагогика, 1997.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством игровых занятий"

Мышление - это психический процесс, с помощью которого человек решает поставленную задачу. Результатом мышления является мысль, которая выражена в словах. Поэтому, мышление и речь тесно связаны...

Опыт работы "Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактического материала «Логические блоки Дьенеша»".

Краткое описание работы:·        Основные противоречия, решаемые в опыте: Обнаруживается противоречие между необходимостью повышать уровень интеллектуального развити...

Конспект НОД по плаванию в подготовительной к школе группе "«Развитие двигательного воображения у детей старшего дошкольного возраста через игровое экспериментирование».

Закрепление   техники плавания, развитие двигательных навыков, используя игровые методы обучения плаванию. Создать условия для формирования у детей морально – волевых  качеств: целеустр...

Консультация на тему: «Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством логических игр»

В данной консультации рассмотрены игры на развитие логического мышления, которые могут использовать воспитатели, студенты и родители для работы с детьми старшего дошкольного возраста....

Система по развитию логического мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством использования в образовательном процессе дидактических игр и ИКТ игр.

Задачи: - продолжать развивать у детей умения сравнивать предметы, находить в них сходства и различия,- развивать у детей умения обобщать; классифицировать; осуществлять операции анализа и синтез...

Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактического материала «Логические блоки Дьенеша».

Дошкольное детство - обладающий своеобразной логикой и спецификой развития феноменальный возрастной период;  это особенный культурный мир со своими границами, образом мышления, чувствами, действи...