Образовательный проект для детей подготовительной к школе группы «Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством игры»
проект по математике (подготовительная группа)
Образовательный проект
для детей подготовительной к школе группы
«Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством игры»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_igroy.docx | 35.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №57»
Энгельсского муниципального района Саратовской области
Образовательный проект
для детей подготовительной к школе группы
«Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством игры»
Автор проекта:
воспитатель Влазнева И.С.
Энгельс, 2023 г.
Паспорт проекта
Вид проекта | Познавательно-практико-ориентированный, групповой. |
Сроки реализации | С 01.03.2023 по 30.04.2023 г.г. |
Участники | Дети подготовительной группы, воспитатели, родители. |
Актуальность проекта | Навыки, умения, приобретенные в дошкольный период, будут служить фундаментом для получения знаний и развития способностей в более старшем возрасте. И важнейшим среди этих навыков является навык логического мышления, способность «действовать в уме». |
Цель проекта | Развить логическое мышление детей, создание картотеки игр для детей подготовительной группы. |
Задачи проекта | 1.Обучать детей основным логическим операциям: анализу, синтезу, сравнению, обобщению, классификации, систематизации, смысловому соответствию, ограничению. 2.Развивать умение оперировать абстрактными понятиями, рассуждать, устанавливать причинно – следственные связи, делать выводы. 3.Воспитывать у детей потребность умственно заниматься интеллектуальными задачами, интерес к познавательной деятельности. 4.Воспитывать стремление к преодолению трудностей, уверенность в себе, желание прийти на помощь сверстнику. 5.Донести до родителей актуальность данной проблемы и привлечь их к активному сотрудничеству. |
Проблемные вопросы, решаемые в ходе проекта | Наблюдая за детьми в самостоятельной деятельности, было выявлено, что дошкольники недостаточно овладевают логическими операциями. |
Предполагаемый результат (выход) | У ДЕТЕЙ:
|
Продукт проекта | Картотека игр на развитие логического мышления для детей старшего дошкольного возраста. |
ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
1. Подготовительный этап
1.1. Постановка цели и формулирование задач.
1.2. Определение необходимого ресурсного обеспечения:
- Литература соответствующей тематики.
- Наглядный материал.
- Интернет-ресурсы.
2.Реализация проекта
2.1 Формы и методы работы с детьми
№п/п | Логические операции | Содержание | Цель, заадачи |
1 | Сравнение |
Группируем фигуры по цвету, форме, величине, толщине.
| Учить определять общие и отличительные признаки сравниваемых объектов, отличать существенные несущественные признаки объекта. Развитие внимания, восприятия, мышления. |
2 | Анализ – синтез |
| Упражнять в нахождении закономерности и обосновании найденного решения, в последовательном анализе каждой группы рисунков. Задачи на логическое мышление, логические концовки. |
3 | Обобщение |
| Учить подобрать обобщающее понятие для каждой группы слов; объяснить свой выбор. Учить находить логическую связь между рисунками, расположенными в одном ряду; нарисовать недостающий элемент; подробно объяснить свои действия. |
4 | Классификация |
| Учить мысленно распределять предметы по группам; соединить попарно подходящие друг другу предметы, подробно объяснять свои действия. |
5 | Систематизация |
| Развивать умение упорядочивать объекты по количественному и внешним признакам и по смыслу Учить самостоятельно находить закономерность. Учить составлять описательный рассказ. |
6 | Ограничение |
| Учить выделять один или несколько предметов из группы по определённым признакам. Упражнять в группировке геометрических фигур по различным признакам (цвету ,форме, размеру) |
7 | Умозаключения |
| Учить при помощи суждений делать умозаключения. Развивать воображение. |
8 | Установление причинно – следственных связей |
| Учить находить причину событий. Развивать логическое мышление, скорость действий и мысли; восприятие, воображение. |
9 | Смысловое соотнесение |
| Учить находить связи между предметами, явлениями, основываясь на существенные признаки и свойства. |
10 | Игра с логическими блоками Дьенеша |
| Развивать умения выявлять, абстрагировать и называть свойства (цвет, форму, размер, толщину) предметов, обозначать словом отсутствие какого – либо конкретного свойства предмета. |
11 | Игра с палочками Кюизенера |
| Развивать у детей представление о числе на основе счёта и измерения; пространственные отношения. На основе двух суждений делать самостоятельное умозаключение. |
12 | Мониторинг |
| Оценить уровень развития логического мышления у детей. |
2.2. Взаимодействие с родителями
- Консультация «Игры для развития логического мышления детского сада и дома».
- Папка-передвижка «Веселые цифры»; «Живые геометрические фигуры».
- Круглый стол по теме: «Я учусь считать».
3. Продукт проекта
- Картотека игр на развитие логического мышления для детей старшего дошкольного возраста.
- Оформление рекомендаций для родителей по данной тематике.
4. Результат проекта
Результаты работы свидетельствуют о том, что дети, с низким уровнем развития сумели овладеть логическими операциями и выполняли их в речевом и практическом планах. Они научились осуществлять логические операции с опорой на наглядно представленные образы. Все дети научились абстрагировать свойство от самого предмета и ориентироваться на него в процессе осуществления классификации, обобщения. Подбор предметов с учётом какого-либо свойства, обозначение класса предметов обобщающим словом затруднения не вызывали. Дети с высоким уровнем развития логических операций могли без осуществления практической группировки предметов определить и рассказать разные варианты классификации фигур при условии, что фигуры будут наглядно представлены. Дети со средним уровнем развития логических операций осуществляли классификацию практически и могли рассказать до практического выполнения задания, какие классы будут образованы, какие фигуры будут туда входить.Полученные данные подтверждают предположение о том, что организация развивающих игр с учётом индивидуальных особенностей ребенка является эффективной для развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста. И именно поэтому развитие словесно-логического мышления у старших дошкольников является обязательным элементом программы дошкольного учреждения, что помогает детям в дальнейшем лучше усваивать школьную программу. Данные об успеваемости выпускников группы свидетельствуют о том, что именно развитие логического мышления у детей является основой для усвоения школьного материала по любым предметам.
Список использованной литературы
- Белошистая А. В. Развитие логического мышления у дошкольников. - Изд-во Владос, 2013.
- Игры и упражнения по развитию умственных способностей детей дошкольного возраста / Под ред. Л. А. Венгера. - М. : Просвещение, 1999.
- Ермакова Е. С. Изучение психологических механизмов гибкости мышления дошкольников // Вопросы психологии. - 1997. - №2.
- Михайлова Л. С. Как подготовить ребенка к школе. Упражнения, задачи, игры и тесты. - Волгоград, 1998.
- Поддъяков А. Н. Мышление дошкольника. - М. : Педагогика, 1997.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством игровых занятий"
Мышление - это психический процесс, с помощью которого человек решает поставленную задачу. Результатом мышления является мысль, которая выражена в словах. Поэтому, мышление и речь тесно связаны...
Опыт работы "Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактического материала «Логические блоки Дьенеша»".
Краткое описание работы:· Основные противоречия, решаемые в опыте: Обнаруживается противоречие между необходимостью повышать уровень интеллектуального развити...
Конспект НОД по плаванию в подготовительной к школе группе "«Развитие двигательного воображения у детей старшего дошкольного возраста через игровое экспериментирование».
Закрепление техники плавания, развитие двигательных навыков, используя игровые методы обучения плаванию. Создать условия для формирования у детей морально – волевых качеств: целеустр...
Консультация на тему: «Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством логических игр»
В данной консультации рассмотрены игры на развитие логического мышления, которые могут использовать воспитатели, студенты и родители для работы с детьми старшего дошкольного возраста....
Система по развитию логического мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством использования в образовательном процессе дидактических игр и ИКТ игр.
Задачи: - продолжать развивать у детей умения сравнивать предметы, находить в них сходства и различия,- развивать у детей умения обобщать; классифицировать; осуществлять операции анализа и синтез...
Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактического материала «Логические блоки Дьенеша».
Дошкольное детство - обладающий своеобразной логикой и спецификой развития феноменальный возрастной период; это особенный культурный мир со своими границами, образом мышления, чувствами, действи...