Развитие пространственного мышления у детей старшего дошкольного возраста средствами конструктора Лего
консультация (старшая, подготовительная группа)
Актуальность данной работы обусловлена необходимостью более глубокого изучения вопроса, касательно детского развития с использованием не совсем привычных средств и инструментов, на территории Российской Федерации, в частности и использованием конструктора Лего.
Деятельность педагога связана с обучением и развитием его воспитанников, в нашем случае детей старшего дошкольного возраста, которых необходимо заинтересовать в обучении и создать мотивацию, живой интерес к процессу. Для этого нужны соответствующие средства, благодаря которым удастся приковать внимание детей к обучению, в нашем случае необходимо развить их пространственное мышление. В качестве инструмента достижения цели, возьмём известный на весь мир конструктор Лего, который уже зарекомендовал себя как отличный способ развития у детей творческих способностей, умения создавать новое и мыслить не стандартно, а также развивать пространственное мышление.
Действительно, конструкторы Лего зарекомендовали себя как образовательные продукты во всем мире. Лего используют как универсальное наглядное пособие и развивающие игрушки. Универсальный конструкторпобуждает к умственной активности и развивает моторику рук. Что особенно важно для обучающихся с особыми образовательными потребностями.
Реализация лего- конструирования позволяет стимулировать интерес и любознательность, развивать способности к решению проблемных ситуаций – умению исследовать проблему, анализировать имеющиеся ресурсы, выдвигать идеи, планировать решения и реализовывать их, расширит активный словарь.
Конструирование теснейшим образом связано с чувственным и интеллектуальным развитием ребенка. Особое значение оно имеет для совершенствования остроты зрения, точности цветовосприятия, тактильных качеств, развития мелкой мускулатуры кистей рук, восприятия формы и размеров объекта, пространства. Дети пробуют установить, на что похож предмет и чем он отличается от других; овладевают умением соизмерять ширину, длину, высоту предметов; начинают решать конструктивные задачи «на глаз»; развивают образное мышление; учатся представлять предметы в различных пространственных положениях, мысленно менять их взаимное расположение. В ходе занятий дети, помимо всего прочего, развивают также своё воображение, последовательность действий, расширяется словарный запас, дети учатся работать по инструкции, но после начинают экспериментировать с элементами конструктора и работать в коллективе.
Почему именно Лего так интересен с точки зрения инструмента обучения и развития детей старшего дошкольного возраста и не только? Потому что, Лего это прежде всего игра и творчество, любой ребёнок любит познавать мир и делать, что-то новое особенно, когда его не ограничивают в определённых рамках, в случае с Лего, количество рамок минимально, а творческий потенциал огромен, к тому же конструктор это в первую очередь – игрушка, которые так нравятся детям. Дети учатся взаимодействовать друг с другом, помогать товарищам и работать в команде.
Теоретик Е. П. Ильин считал, что именно творческие личности являются движущей силой человечества. Одной из задач деятельности педагога выступает выявление таких личностей с помощью проведения диагностики, а также проведение коррекционно-развивающих занятий, способных сформировать определенные аспекты творческого мышления у детей. Отправной точкой исследования проблем формирования творческого мышления мы можем считать выступление Джоя Гилфорда в тысяча девятьсот пятидесятом году, где он отметил то, что ученые пренебрегают исследованиями в области творческих способностей, креативности.
Различные аспекты формирования творческого мышления достаточно широко изучены в трудах Дж. Гилфорда, Э. Торренса, В. Н. Дружинина, Д. Б. Богоявленской, Л. Дорфмана и др. Психологические исследования, посвященные конструированию как способу развития творческого мышления, рассмотрены в работах А. Н. Давидчук, Л. А. Парамоновой, Т. В. Лусс и др.
Из личных наблюдений могу отметить, что больше чем игровой процесс в обучении дети не любят ничего, особенно если это действительно для них интересно и познавательно, как правило мальчики больше любят конструкторынежели девочки и возможно это связано с их природными особенностями и разницей в мышлении, хотя в детстве эта разница не столь существенна нежели в более зрелом возрасте. В ходе использования конструктора Лего, есть несколько способов подачи, в качестве образовательного процесса:
Конструирование по образцу — когда есть готовая модель того, что нужно построить (например, изображение или схема).
При конструировании по условиям — образца нет, задаются только условия, которым постройка должна соответствовать (например, домик для собачки должен быть маленьким, а для лошадки — большим).
Конструирование по замыслу предполагает, что ребенок сам, без каких-либо внешних ограничений, создаст образ будущего сооружения и воплотит его в материале, который имеется в его распоряжении. Этот тип конструирования лучше остальных развивает творческие способности.
Чем может помочь Лего – конструирование детям в будущем? Исходя из темы, дети получают представление о том, что есть конструирование объектов, некоторые из дошкольников могут стать художниками, архитекторами, дизайнерами и другими специалистами, в сферах где требуется развитое пространственное мышление и творческие навыки.
Лего позволяет развить их пространственное мышление, что безусловно поможет им в будущем, не только в вышеперечисленных профессиях, но и в жизни в целом, в качестве общего развития. Развитое пространственное мышление также пригодиться им если они захотят стать людьми созидательных профессий, например, инженерами, строителями, разработчиками в сфере IT или видеоигр.
Лего – конструирование поможет им улучшить свои коммуникативные навыки, умения распланировать свои действия, планирования хода различных работ и операций, умение моделировать ситуации или же объекты, создание эскизов и чертежей предметов, моделирование более сложных объектов (не обязательно Лего).
Вывод
Лего же позволяет раскрыть творческий потенциал ребёнка и что самое главное искренне заинтересовать его в работе над проектом или задачей, которую поставит педагог. Дети с удовольствием играют в Лего и у себя дома, что ускоряет процесс обучения. Воспитатель может назначать домашнее задание своим воспитанникам, как раз для того, чтобы они закрепили результат обучения. Лего – это один из лучших способов, развить у детей целый спектр качеств и умений, которые им непременно пригодятся в будущем.
Список используемой литературы
Гаврилушкин, О. П. Обучение конструированию / О. П. Гаврилушкин. - Москва: Школа-Пресс, 2011. - 153 с.
Ильин, Е. П. Психология творчества, креативности, одаренности / Е. П. Ильин. - Санкт-Петербург: Питер, 2009. - 434 с.
Поддьяков, Н. Н. Конструирование / Н. Н. Поддьяков. - Москва: Просвещение, 2009. - 322 с.
Ричардсон П. Построй свою историю / П. Ричардсон. - Москва: LEGO EDUCATION, 2015. - 120 с
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста средствами логических игр и упражнений" (обобщение педагогического опыта)
Каким образом построить систему педагогической работы по развитию логических приемов мышления старших дошкольников на основе использования логических игр и упражнений? Будет ли данная деятельность име...
Развитие инженерного мышления у детей старшего дошкольного возраста с помощью Лего-конструирования
В настоящее время изучению проблемы речевого творчества дошкольников посвящается большое количество научно-исследовательских работ психологов и педагогов....
"Развитие пространственного мышления у детей старшего дошкольного возраста средствами конструктора Лего"
Актуальность данной работы обусловлена необходимостью более глубокого изучения вопроса, касательно детского развития с использованием не совсем привычных средств и инструментов, на территории Российск...
«Развитие конструктивного мышления у детей старшего дошкольного возраста средствами лего-конструирования»
По данным правительства Российской Федерации сфера инженерии и технологии – сфера наибольшего дефицита российского общества. Мы живем в «век высоких технологий», где робототехника ст...
Статья «Развитие конструктивного мышления у детей старшего дошкольного возраста средствами лего-конструирования»
По данным правительства Российской Федерации сфера инженерии и технологии – сфера наибольшего дефицита российского общества. Мы живем в «век высоких технологий», где робототехника ст...
Конспекты занятий по развитию коммуникативных навыков для детей старшего дошкольного возраста с использованием ЛЕГО-конструктора
активизация речи, формирование у детей заинтересованности к работе с Лего-конструктором на логопедических занятиях....
Развитие пространственного мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством внедрения технологии лего-конструирования
Появление «пространственных» терминов в активном словаре дошкольника совершенствует грамматический строй устной и письменной речи. При этом необходимо использовать специальные средства обу...