Проектная деятельность "Юный самоделкин"
проект по конструированию, ручному труду (старшая группа)

Исаева Людмила Александровна

Тип проекта:  долгосрочный 1 год

Цель: Развивать самостоятельную творческую деятельность посредством использования разных видов конструкторов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektnaya_deyatelnost_yunyy_samodelkin_2.docx496.62 КБ

Предварительный просмотр:

                    МБОУ БОЛЬШЕАЛЕКСЕЕВСКАЯ СОШ (дошкольное отделение)

                                                                  г.о. Ступино

                Проектная деятельность

 

                  «Юный Самоделкин»

6

               

                                                                                                         Разработала воспитатель Исаева Л.А.

                                                               2022 -2023уч.год

Актуальность:

Конструирование в детском саду было всегда, но если раньше приоритеты

ставились на конструктивное мышление и развитие мелкой моторики, то теперь в соответствии с новыми стандартами необходим новый подход.

Моделирование и конструирование в рамках ФГОС - вид деятельности, способствующей развитию исследовательской и творческой активности детей, а также умений наблюдать и экспериментировать.

Дошкольникам присущ активный познавательный интерес, выражающий в стремлении узнать «что там внутри», разобрать игрушку с целью выяснить, как она устроена и действует. Вместе с тем проявляется желание созидать – смастерить, построить что-то своими руками. Ребята охотно играют с игровыми наборами – конструктором, позволяющим варьировать сочетание одних и тех же технических элементов в различных комбинациях. Пытаются дети применять в своем творчестве и разнообразный подсобный материал, который оказывается под руками.

Под техническим моделированием понимается один из видов технической деятельности, заключающей в воспроизведении объектов окружающей действительности в увеличенном или уменьшенном масштабе путем копирования объектов в соответствии со схемами, чертежами, без внесения существенных изменений.

Можно ли научить конструированию дошкольников? Да, и об этом свидетельствуют опыт передовых воспитателей, выставки технического творчества. Дети – неутомимые конструкторы, их технические решения остроумны, оригинальны.

Конструирование – сложный, многогранный, творческий процесс. Об этом необходимо помнить постоянно. Оно бывает многообразным:

конструирование из строительного материала;

- из деталей конструктора

- из бумаги

- из природного материала

- из бросового материала

- из строительного материала

Здесь нет мелочей, начиная с постановки цели труда и заканчивая готовым изделием. Нельзя давать детям непосильные задания, работы должны быть выбраны с учетом возрастных особенностей обучающихся. Главное, чтобы дети самостоятельно думали и, создавая новую поделку, вносили в ее конструкцию что-то новое. Пусть ребята фантазируют, ощутят радость познания, радость труда.

Конструирование, как вид детского творчества, способствует активному формированию технического мышления: благодаря ему ребенок познает основы графической грамоты, учится пользоваться чертежами, выкройками, эскизами, что способствует развитию его пространственного, математического мышления. Таким образом, можно констатировать, что в процессе конструирования дошкольник опирается на свои умственные способности, в тоже время, и само конструирование является средством умственного развития

Планируемые результаты:

 Дети приобрели  умения:

- сооружать отдельные предметы из строительного материала — здания, мосты и т.д.

- целенаправленно рассматривать предметы

- сравнивать их между собой и расчленять на части

- видеть в них общее и различное

- находить основные конструктивные части, от которых зависит расположение других частей

- делать умозаключения и обобщения.

Важно, что мышление детей в процессе конструктивной деятельности имеет практическую направленность и носит творческий характер. При обучении детей конструированию развивается планирующая мыслительная деятельность, что является важным фактором при формировании учебной деятельности. Дети, конструируя постройку или поделку, мысленно представляют, какими они будут, и заранее планируют, как их будут выполнять и в какой последовательности.

Конструктивная деятельность способствует практическому познанию свойств геометрических тел и пространственных отношений:

Речь детей обогащается новыми терминами, понятиями (брусок, куб, пирамида и др.), которые в других видах деятельности употребляются редко;

Дети упражняются в правильном употреблении понятий. (Высокий — низкий, длинный — короткий, широкий — узкий, большой — маленький), а также в точном словесном указании направления. (Над — под, вправо — влево, вниз — вверх, сзади — спереди, ближе).

Конструктивная деятельность является также средством нравственного воспитания дошкольников. В процессе этой деятельности формируются важные качества личности:

- трудолюбие,

- самостоятельность,

- инициатива,

- упорство при достижении цели,

- организованность.

Совместная конструктивная деятельность детей (коллективные постройки, поделки) играет большую роль в воспитании первоначальных навыков работы в коллективе:

- умения предварительно договориться  

- работать дружно, не мешая друг другу.

Тип проекта:  долгосрочный 1 год

Цель: Развивать самостоятельную творческую деятельность посредством использования разных видов конструкторов.

Задачи:
• Развивать умение видеть конструкцию и анализировать ее основные части, их функциональные назначения, определять, какие детали больше всего подходят для постройки, как их целесообразно скомбинировать.
• Развивать умение планировать процесс возведения постройки, преобразовывать готовую конструкцию через изменения или дополнения определенных элементов.
• Закреплять навыки коллективной работы: умение договариваться, распределять обязанности, работать в соответствии с общим замыслом.
• Привлекать родителей к участию в совместных мероприятиях: в конкурсе на лучшую совместную постройку «Строить из конструктора вместе веселей», в мастер-классе).

Материалы: Конструкторы: «Лего», «Репейник», «Палочки», «Блоки Дьнеша», «Треугольнички», строительные наборы разных размеров, мозаика…

Формы организации детского конструирования: 
 Конструирование по образцу
- по модели
 - по  наглядным схемам
- по теме

- по условиям
- по замыслу.

Ожидаемые результаты:

1. Ребенок создает конструкции из разных видов конструкторов по собственному желанию.
2. Применяет разные средства для достижения результата (схемы, модели, рисунки, образцы).
3. Стремиться стать участником коллективной сюжетно-ролевой игры с использованием поделок из различных видов конструктора.

I Этап подготовительный:

• Пополнение конструктивного уголка конструктором с разными способами крепления.
• Подборка элементарных рисунков, фотографий, схем, чертежей, моделей.
• Мотивация детей на конструктивную деятельность через чтение художественной литературы, рассматривание картин и беседы.

II Этап основной:

Дидактические игры:
• «Найди такую же деталь»;
• «Запомни расположение»;
• «Что изменилось?»;
• «Выложи вторую половину»;
• «Чья команда быстрее построит».

Совместная деятельность: Конструирование:  «Дома и домики на нашей улице», «Гаражи», «Транспорт», «Животные», «Роботы», «Военная техника», «Мосты», «Я сам».

III Этап заключительный:

• Выставка детских поделок.
• Создание альбома совместного детско-родительского творчества «Строить из конструктора вместе веселей».
• Оформление фотовыставки «Наши любимые постройки из конструктора».

Используемая литература:
1. Куцакова Л.В. «Конструирование из строительного материала. Старшая группа».
2. Лусс Т.В. «Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью Lego».
3. Фешина Е.В. «Лего конструирование в детском саду».

 Тематическое планирование по конструированию

Вид деятельности

Название образовательной деятельности

Задачи

Конструирование из природного материала

«Как шишки превращаются» (по образцу)

  • Учить конструировать фигурки        животных, человечков;
  • творчески дополнять композицию     деталями;
  • развивать фантазию и творческие способности.

Конструирование из бумаги

«Птички, рыбки» (по образцу)

  • Освоить способ — складывание квадрата пополам, добиваясь совпадения сторон           и углов;
  • развивать глазомер.

Конструирование из строительного материала

«Дома на нашей улице» (по образцу)

  • Учить детей сооружать высокие        постройки с перекрытиями;
  • по образцу определять, из каких деталей сделаны отдельные части постройки, в    какой последовательности её выполнять;
  • познакомить с понятием «фундамент».

Конструирование из геометрического конструктора

«Жучки, паучки, божьи коровки» (по образцу)

  • Учить создавать выразительные образы насекомых из геометрических фигур;
  • развивать образное мышление и мелкую моторику рук.

Конструирование из счетных палочек

«Домик с забором» (по образцу)

  • Учить детей видеть образ;
  • делать поделки аккуратными.

Конструирование из деревянного строительного материала

«Сарайчики и гаражи для своей машинки» (по условию)

  • Учить создавать варианты знакомых       сооружений по условию —       преобразование постройки в длину,     ширину, соблюдая    заданный принцип конструкции.

Конструирование из бумаги

«Самолёт» (по образцу)

  • Продолжать учить складывать лист    пополам;
  • работать с клеем аккуратно.

Конструирование из конструктора «Репейник»

«Монстрики»

  • Учить создавать оригинальные игрушки;
  • развивать фантазию, мелкую моторик рук.

Конструирование из строительного материала

«Мостик» (по образцу)

  • Закреплять представление о назначении          и строении мостов, название их частей: опоры, пролёт, скаты;
  • делать постройку устойчивой;
  • формировать умение различать          «длинный — короткий».

Конструирование из игольчатого конструктора

«Транспорт» (по образцу)

  • Учить составлять образ из частей;
  • соединять между собой детали   конструктора.

Конструирование из мозаики

«Фонарики» (по показу)

  • Учить выкладывать цилиндрическую  мозаику на игровое поле;
  • действовать по показу воспитателя    слаженно, чётко создавая узор.

Конструирование из готовых геометрических форм

«Мебель» (по схемам «кирпичики»)

  • Учить видеть и сооружать постройки в      трёх проекциях.

Конструирование из блоков Дьенеша

по схеме

  • Учить составлять образ по схеме

Конструирование из бумаги

«Ёлочка» (по образцу)

  • Упражнять в обрывании бумаги по     контуру, скатывании бумажных шариков, составлении изображения из частей на плоскости.

Конструирование из строительного материала

«Замок» (по воображению)

  • Формировать умение  определять, какие детали понадобятся для создания  задуманного

Конструирование из бросового материала

«Игрушки на ёлку» (по показу)

  • Учить делать игрушки из различных материалов;
  • развивать мелкую моторику рук и    творческие способности.

Конструирование из конструктора «ЛЕГО»

«Робот»

  • Учить соединять детали конструктора по схеме

Конструирование из бумаги

«Цветы для мамы»

  • Продолжать учить детей складывать лист пополам;
  • аккуратно работать с клеем.

Конструирование из строительного материала

«Ворота» (по образцу)

  • Закрепить умение делать постройку, соразмерную игрушке;
  • уточнить понятия «высокий», «низкий».

Конструирование из конструктора «Елочки»

«Разноцветный коврик»

  • Учить детей создавать узор из деталей;
  • развивать чувство цвета, формы.

Конструирование из природного материала

«Тоннель»

  • Учить сооружать постройки из снега,          обыгрывать их.

Конструирование из бумаги

«Открытка для папы»

  • Закреплять умение складывать прямоугольный  лист пополам.

Конструирование из строительного материала

«Гараж» (по образцу)

  • Учить сооружать постройку в       соответствии с размерами игрушки, для которой она предназначается;
  • упражнять детей в употреблении слов «длинный», «спереди», «сбоку», «слева», «справа».

Конструирование из игольчатого конструктора

«Космические корабли»

  • Продолжать учить детей создавать воображаемые космические корабли;
  • развивать воображение.

Конструирование из игольчатого конструктора

«Танки»

  • Учить детей делать военную технику
  • развивать моторику рук, воображение.

Конструирование из строительного материала

«Мебель для кукол»

Учить делать постройки по словесному       описанию и по схеме.

Конструирование из бумаги

«Цветок» (по образцу)

  • Учить самостоятельно выполнять        готовую работу по образцу;
  • воспитывать аккуратность и доводить  начатое дело до конца.

Конструирование из бумаги

«Корзиночка» (по образцу)

  • Закреплять умение складывать квадрат пополам, делать надрезы, соединять и склеивать их.

Конструирование из строительного материала

«Постройка по рисунку»

  • Учить определять последовательность;
  • отбирать материал;
  • согласовывать свои действия с       действиями товарищей.

Конструирование из строительного материала

«Домик с заборчиком для гномов» (по условию)

  • Учить детей соблюдать план постройки,     учитывать цвет, форму, размер.

Конструирование из бросовго материала

«Пчёлки»

  • Продолжать учить создавать знакомые образы при помощи бросового (киндер) материала;
  • развивать воображение, мелкую         моторику рук.

Конструирование из бумаги

«Вертушка»

  • Учить делать игрушки для игры с ветром;
  • самостоятельно нарезать полоски, приклеивать к основанию палочки,    соединять в центре.

Конструирование из бросового материала

«Кораблик»

  • Поддерживать интерес детей в работе с бросовым материалом;
  • развивать творческие способности и аккуратность в работе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Мастерская Самоделкина"

Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через ручной труд. Делаем поделки из бумаги, природного и бросового материала ....

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №31 «Голубая стрела» г. Туапсе ПРОГРАММА работы кружка «Самоделкин» направленность: художественно-творческая Автор-составитель

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №31 «Голубая стрела» г. Туапсе       ПРОГРАММА работ...

Интегрированное занятие по предметам «Радуга» (изо. деятельность), «Развитие речи и ознакомление с окружающим», «Самоделкин» (Ручной труд) в старшей группе, тема : "Золотая рыбка"

Методический материал предназначен для педагогов, родителей и воспитателей дошкольных учреждений. На этом занятии дети выполняют фильм своими руками по сказке А.С.Пушкина "Золотая рыбка", работа творч...

Дополнительная образовательная программа для детей 6-7 лет "Мастер Самоделкин"

Данная программа предназначена для дополнительного образования дошкольников в условиях ДОУ в рамках художественно-эстетического развития личности...

Программа кружка «Самоделкин»

    Данная образовательная программа носит художественно-эстетическую направленность, так как она ориентированна на развитие мотивации личности к познанию, творчеству и способствует в...