Рабочая программа по конструированию из бумаги для детей старшего дошкольного возраста
рабочая программа по конструированию, ручному труду (старшая группа)
Данная программа раскрывает содержание работы с детьми по художественной деятельности: работе с бумагой в нетрадиционной технике. Необходимость создания данной программы бала продиктована тем, что в детском саду отведено недостаточное количество часов на работу с бумагой и большая часть из них посвящены вырезыванию из бумаги и составлению плоских композиций. В дошкольном возрасте развиваются различные виды продуктивной деятельности детей, в том числе и конструирование из бумаги, поскольку оно направлено на получение определённого продукта. Характерной особенностью процесса конструирования является воссоздание и преобразование пространственных представлений. При этом особенно важно развитие пространственного воображения и образного мышления.
Этот вид деятельности требует от детей сложной пространственной ориентировки, ребёнку необходимо представлять создаваемую конструкцию в целом, учитывать её пространственные характеристики, взаиморасположение частей и деталей. Конструирование из бумаги является мощным средством развития творчества у дошкольников: создаются условия для самостоятельного экспериментирования с бумагой разной плотности, фактуры и т.п., организуется обучение в разных формах в зависимости от сложности, включение в процесс конструирования других видов деятельности (игра, сочинение сказок, рассказов, разгадывание загадок). Данный вид продуктивной деятельности оказывает положительное влияние на развитие мелкой моторики рук.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konstruirovanie_iz_bumagi1.docx | 779.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 5» с. Кневичи Артемовского городского округа
Рабочая программа
по конструированию из бумаги в для детей старшего дошкольного возраста
Подготовили: воспитатель первой
квалификационной категории
Варёнова А.В.
воспитатель первой
квалификационной категории
Шайдуллина Г.Г.
Содержание
- Пояснительная записка……………….………………………………..……..3
- Актуальность......................................................................................................3
- Практическая значимость……………………………………………………..3
- Цель программы
- Задачи программы
- Построение программы.
- Принципы
- Методы и приемы обучения
- Ожидаемый результат
- Квиллинг…………………………………………………………………..…5
- Оригами…………………….……………………………………………..….6
- Бумагопластика………………………………………………………………7
- Заключение ………………………………………………………………..….9
- Список используемой литературы…………………….…………………....10
- Приложение 1………………………………………………………………...11
- Приложение 2
- Приложение 3
Пояснительная записка
“Истоки творческих способностей и дарования детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие с орудием труда, чем сложнее движение, необходимое для этого взаимодействия, тем глубже входит взаимодействие руки с природой, с общественным трудом в духовную жизнь ребенка. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок”
В.А.Сухомлинский
Актуальность
Данная программа раскрывает содержание работы с детьми по художественной деятельности: работе с бумагой в нетрадиционной технике. Необходимость создания данной программы бала продиктована тем, что в детском саду отведено недостаточное количество часов на работу с бумагой и большая часть из них посвящены вырезыванию из бумаги и составлению плоских композиций. В дошкольном возрасте развиваются различные виды продуктивной деятельности детей, в том числе и конструирование из бумаги, поскольку оно направлено на получение определённого продукта. Характерной особенностью процесса конструирования является воссоздание и преобразование пространственных представлений. При этом особенно важно развитие пространственного воображения и образного мышления.
Этот вид деятельности требует от детей сложной пространственной ориентировки, ребёнку необходимо представлять создаваемую конструкцию в целом, учитывать её пространственные характеристики, взаиморасположение частей и деталей. Конструирование из бумаги является мощным средством развития творчества у дошкольников: создаются условия для самостоятельного экспериментирования с бумагой разной плотности, фактуры и т.п., организуется обучение в разных формах в зависимости от сложности, включение в процесс конструирования других видов деятельности (игра, сочинение сказок, рассказов, разгадывание загадок). Данный вид продуктивной деятельности оказывает положительное влияние на развитие мелкой моторики рук.
Практическая значимость
В рабочей программе определены направления, которые учитывают требования ФГОС ДО:
- гуманизация воспитательного процесса;
- формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка через его включение в различные виды деятельности;
- создание благоприятной социальной ситуации развития каждого ребёнка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями.
В план мероприятий рабочей программы включен разнообразный познавательный и развивающий материал по развитию пространственной ориентации; занимательные игры и упражнения, направленные на развитие и коррекцию умений детей. Знания о способах работы с бумагой, доступные детям, не только удовлетворяют их любопытство, но и содержат большие развивающие возможности: способствуют обострению наблюдательности, восприятия; воображения, а значит, благотворно влияют на умственное развитие дошкольников.
Учитывая особенности нервно-психического развития детей дошкольного возраста, их большую эмоциональность и впечатлительность на занятиях используется художественная литература, загадки, игры. Вызвать у дошкольников интерес работе бумагой помогают вопросы, игровые задания.
Количество непосредственно образовательной деятельности общее - в неделю - 1. Продолжительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности для детей 6-го года жизни составляет не более 25 минут.
Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста может осуществляться во второй половине дня.
Интеграция образовательных областей: Художественно-эстетическое развитие, Познавательное развитие, Речевое развитие.
Цель программы: создание педагогических условий для развития детского художественного творчества и моторики рук у детей старшего дошкольного возраста с использованием нетрадиционных приемов работы с бумагой.
Задачи программы:
Образовательные:
- обучать конкретным приёмам художественного творчества;
- знакомить с различными техниками работы с бумагой;
Развивающие:
- формировать познавательную и исследовательскую активность, стремление к умственной деятельности;
- развивать самостоятельность, наблюдательность, любознательность, активный интерес к миру предметов и вещей, созданных людьми;
- развивать мелкую моторику пальцев рук;
Воспитательные:
- содействовать воспитанию ценностного отношения к материалам и инструментам, результатам творческой деятельности окружающих;
- воспитывать культуру общения и поведения в социуме, навыков здорового
образа жизни.
Построение программы.
Программа состоит из трех циклов:
1. Квиллинг
2. Оригами
3. Бумагопластика
Принципы построения педагогического процесса.
1. От простого к сложному.
2. Системность работ.
3. Доступность
4. Индивидуальный подход.
В плане мероприятий по развитию конструктивных способностей у детей 6-7 лет применяются следующие дидактические принципы построения работы.
Принцип систематичности и последовательности требует правильного определения объема знаний и усложнения материала на каждом возрастном этапе, связи знаний с практической деятельностью детей. Принцип систематичности и последовательности предполагает также нахождение логических связей между техническими, природоведческими и обществоведческими знаниями, полученными ребенком на разных ступенях воспитания и обучения.
Большое значение при ознакомлении детей с техникой имеет опора на принцип развивающего обучения, так как важно дать пищу для растущего ума, вызвать радость познания, поддержать активную заинтересованность. При этом необходимо правильно определить место информации о технике в общей системе знаний об окружающем мире, выделить наиболее значимые сведения не только с точки зрения умственного развития детей, но и игровой деятельности.
Принцип перспективности позволяет подготовить детей к усвоению сложного материала, предусмотреть развитие наиболее ценных в воспитательном отношении ролевых игр, сформировать общие игровые интересы. На реализацию принципа перспективности направлено тематическое планирование игровой деятельности, которое помогает найти оптимальные пути включения информации о технике.
Особенности психического развития детей дошкольного возраста требуют широкого использования наглядности. Воспитатель широко использует технические картинки и иллюстрации, фотографии.
Методы и приемы обучения.
1. Наглядные (показ педагога, пример, помощь).
2.Словесные (объяснение, описание, поощрение, убеждение, использование скороговорок, пословиц и поговорок).
3. Практические (самостоятельное и совместное выполнение поделки).
Ожидаемый результат
- Развитие конструктивных, познавательных и творческих способностей.
- Развитие мелкой моторики рук, таким образом, готовится рука к письму.
- Формирование умений у детей анализировать поделку.
- Формировать навык поисковой деятельности.
- Сформированность положительного отношения к труду.
Формы подведения итогов реализации данной программы: выставки, участие в смотрах, конкурсах детского сада, города.
Квиллинг
Квиллинг, бумагокручение, бумажная филигрань — искусство скручивать длинные и узкие полоски бумаги в спиральки, видоизменять их форму и составлять из полученных деталей объемные или плоскостные композиции.
Задачи обучения квиллингу:
- Познакомить детей с основными понятиями и базовыми формами квиллинга.
- Обучать различным приемам работы с бумагой.
- Формировать умения следовать устным инструкциям.
- Создавать композиции с изделиями, выполненными в технике квиллинга.
- Развивать внимание, память, воображение.
- Способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей.
№ | Тема занятия | Кол-во часов | Программное содержание |
1 | Беседа «Что такое квиллинг?» Основные формы | 1 | Познакомить детей с техникой бумажной филиграни. Объяснить приемы скручивания бумаги и получения различных форм. Проанализировать свойства разных видов бумаги. Развивать внимание, мышление. Воспитывать познавательный интерес. Формировать художественный вкус. |
2 | «Ветка рябины». Ягоды (форма «плотная спираль») | 1 | Формировать у детей умение накручивать полоску бумаги на тонкую спицу, следить за тем, чтобы рулончик получался плотным, а края оставались ровными. Развивать глазомер, концентрацию внимания. Воспитывать аккуратность, усидчивость |
3 | «Ветка рябины». Листья (форма «глаз») | 1 | Научить детей изготавливать лист из разреженного круга, сплюснутого с двух сторон. Развивать соразмерность движения пальцев, умение создавать композицию из готовых элементов. Воспитывать требовательность к себе, чувство радости результатам работы. |
4 | «Пчелы на сотах» Коллективная работа | 1 | Учить детей делить полоску бумаги на восемь частей путем складывания, склеивать соты из шести частей. Закреплять умение скручивать бумагу в кольцо при изготовлении пчел. Развивать конструкторские умения детей. Воспитывать дружеские отношения, желание трудиться в коллективе, сообща. Способствовать созданию игровых ситуаций. |
5 | «Бабочка» (форма «капля», «лист») | 1 | Учить скручиванию бумаги в кольцо, «каплю». Развивать моторику рук, способность к анализу готового образца. Закреплять умение правильно пользоваться ножницами, резать бумагу по прямой линии. Воспитывать интерес к насекомым, эмоциональную отзывчивость на красоту бабочек. |
6 | «Ромашка» (формы «свободная спираль», «глаз», «капля») | 1 | Закреплять умение детей самостоятельно скручивать бумагу в плотную спираль, получать каплю и лист из свободной спирали. Научить выполнять открытую форму «завитки». Развивать внимание, мышление, способность самостоятельно создавать композицию по рисунку. Воспитывать желание помогать товарищам |
7-8 | «Снежинка» (формы «глаз», «капля» и «полу- месяц» | 2 | Учить детей изготавливать новую форму – «полумесяц». Развивать точность движения пальцев рук, глазомер, умение комбинировать различные формы в единую композицию. Воспитывать художественный вкус, стремление сделать свою работу аккуратной, красивой. |
9 | «Аквариум с рыбками» | 1 | Учить детей скручивать новый элемент (форму) «полукруг». Закрепить умение обводить трафарет на цветной картон и вырезать по контуру, скручивать элемент (форму) «капелька», «глаз». |
10 | «Открытка к празднику» Практическая работа | 1 | Совершенствовать умение детей самостоятельно задумывать и составлять композицию открытки из различных элементов квиллинга. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать художественный вкус. |
Оригами
Искусство оригами известно с давних времён. Впервые оно зародилось в Китае - на родине возникновения бумаги. Позже распространилось в Японии. « Оригами» в переводе с японского - «ори» - бумага, «ками»- складывать.
Задачи обучения оригами:
1. Обучать детей различным приёмам работы с бумагой, умению следовать устным инструкциям, оперировать понятиями, обозначающими пространственные характеристики.
2. Знакомить детей с основными геометрическими понятиями: квадрат, треугольник, угол, сторона, диагональ, вершина.
3. Развивать мелкую моторику рук и глазомер, художественный вкус и творческие способности.
4. Развивать концентрацию внимания, пространственное воображение, умение сосредоточиться.
5. Воспитывать культуру труда, коммуникативные способности детей.
6. Воспитывать аккуратность, умение бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов | Программное содержание |
1 | Беседа «История о любопытном уголке» | 1 | Познакомить детей с техникой оригами, научить выполнять базовую форму «треугольник», Развивать умение складывать бумагу по словесной формулировке и наглядному показу. Воспитывать аккуратность, трудолюбие, дисциплинированность. |
2 | Кукла-наперсток. «Мишка» | 1 | Научить складывать мордочку медведя на основе формы «треугольник». Развивать умение внимательно слушать инструкции воспитателя. Воспитывать интерес к фольклору. |
3 | Кукла-наперсток «Волк» | 1 | Продолжать работу по преобразованию базовой формы «треугольник» и получению нового результата. Познакомить детей с приемом «раскрыть карманы». Развивать воображение и пространственное мышление. Воспитывать бережное отношение к своим работам и работам друзей. |
4 | Кукла-наперсток «Заяц» | 1 | Закреплять умение самостоятельно складывать фигуру по словесной инструкции воспитателя. Развивать пространственное воображение, художественный вкус. Воспитывать интерес к театрализации. |
5 | Кукла-наперсток «Лиса» | 1 | Знакомить детей со схематическим изображением последовательности изготовления поделки, учить понимать условные знаки. Развивать мышление, мелкую моторику рук. Воспитывать аккуратность, доброжелательное отношение к окружающим. |
6 | «Золотая рыбка» | 1 | Научить детей приему «складка», совершенствовать умение складывать внутрь, действовать по словесной инструкции воспитателя. Развивать уверенность в своих силах и способностях. Воспитывать желание трудиться; интерес к художественному слову. |
7 | «Корона для короля» | 1 | Совершенствовать умение детей самостоятельно складывать несложную поделку по схеме. Развивать наглядно-образное мышление. Воспитывать стремление выполнить работу до конца. |
8-9 | «Снегурочка» | 2 | Формировать умение изготавливать поделку за воспитателем. Развивать моторику рук. Воспитывать интерес к праздникам и традициям. |
10 | «Дед мороз» Практическая работа | 1 | Закреплять умение складывать фигуру, следуя устной инструкции воспитателя. Развивать умение дополнять изделие необходимыми элементами. Воспитывать культуру поведения. |
Бумагопластика
Бумагопластика по виду творчества очень похожа на скульптуру. Но, в бумагопластике все изделия внутри пусты, все изделия - оболочки изображаемого предмета. А в скульптуре - либо идёт наращивание объёма дополнительными элементами, либо убирается (отсекается) лишнее.
Задачи обучения бумагопластике:
1. Учить различным приёмам и способам действий с бумагой, работе с чертежами, шаблонами.
2. Развивать творческие способности, воображение, пространственное мышление, чувство прекрасного.
3. Стимулировать развитие памяти, мелкой моторики, глазомера, чувства цвета, композиции.
4. Воспитывать умение наблюдать, формировать чувство сопереживания, желание трудиться.
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов | Программное содержание |
1 | «Нарцисс» | 1 | Познакомить детей с техникой бумагопластики. Показать основные приемы изготовления объемных поделок. Закреплять умение пользоваться ножницами, накручивать бумагу на карандаш. Развивать координацию движений рук. Воспитывать любовь к красоте цветов. |
2 | «Роза с гофрированными листьями» | 1 | Формировать умение детей обводить детали по шаблону. Учить выполнять прямые складки для получения объемности листа. Развивать мышление, пространственное мышление. Воспитывать аккуратность, творческую активность. |
3 | «Собачка» | 1 | Учить детей изготавливать объемную фигурку собаки из картонной развертки. Развивать внимание, умение внимательно слушать инструкции воспитателя. Воспитывать интерес к преобразованиям бумаги. |
4 | «Домик для Буратино» | 1 | Упражнять детей в изготовлении поделок из разверток. Развивать согласованность движений обеих рук. Воспитывать самостоятельность, аккуратность, интерес к художественному слову. |
5 | «Колокольчик» | 1 | Учить детей изготавливать конус из круга, украшать его складкой по кругу, дополнять поделку по своему замыслу. Развивать творческие способности. Воспитывать культуру труда, стремление содержать свое рабочее место в порядке. |
6 | «Средневековый замок». Коллективная работа (начало работы) | 1 | Формировать у детей умение применять полученные знания и навыки работы с бумагой в коллективной деятельности. Изготовить основание строения замка – цилиндры. Развивать конструкторские умения, мышление, воображение. Воспитывать культуру общения, стремление оказывать помощь друг другу в затруднительных ситуациях. |
7 | «Средневековый замок». Коллективная работа (продолжение работы) | 1 | Продолжить начатую коллективную работу. Формировать умение изготавливать из картонной развертки крыши-конусы. Развивать умение работать с ножницами. Воспитывать интерес к архитектуре. |
8 | «Средневековый замок». Коллективная работа (продолжение работы) | 1 | Формировать у детей умение объективно оценивать свою работу, дополнять работу деталями. Развивать творческие способности, художественный вкус. Воспитывать интерес к истории. |
9 | Практическая работа. «Подарок другу» | 1 | Совершенствовать навыки работы с бумагой и картоном. Закреплять умение аккуратно обводить детали по шаблону, вырезать их и самостоятельно собирать в готовое изделие. Развивать пространственное мышление. Воспитывать желание сделать свою работу аккуратной. |
10 | Заключительное занятие | 1 | Закреплять умение детей работать по схеме, по замыслу; продолжать учить проявлять творчество в создании художественного образа; поощрять стремление детей к самостоятельному решению практических задач; стимулировать эстетические оценки и суждения |
Заключение
Реализация программы предполагает осуществление специально организованных занятий, в процессе которых дети получают знания, навыки по изучаемым темам.
Большая роль в реализации программы отводится совместной деятельности педагога с детьми. В совместной деятельности педагог широко использует дидактические, театрализованные игры с детьми, которые помогают, опираясь на основной вид детской деятельности – игровую, формировать у детей соответствующие программным задачам знания и навыки.
Большая роль отводится прослушиванию литературных и музыкальных произведений, так как наиболее эффективное воздействие оказывают на детей средства эстетического воспитания.
Список используемой литературы
Для педагогов:
- Т.Н.Доронова «Радуга»
- Л.В. Куцакова «Конструирование и художественный труд в детском саду»
- Дженкинс, Д. Узоры и мотивы из бумажных лент. – И.: Контэнт, 2010. – 48 с.Л.А. Ремезова «Учимся конструировать»
- Зайцева, А. Искусство квиллинга. – И.: Эксмо – Пресс, 2009. – 64 с.
- Тарловская «Обучение детей конструированию и ручному труду»
- Для воспитанников:
Материально – технические (пространственные) условия организации художественного творчества детей старшего дошкольного возраста
ПРИЛОЖЕНИЕ №1
Работа выполнена в технике «Квиллинг»
«Открытка»
ПРИЛОЖЕНИЕ №2
Из опыта работы в технике «Квиллинг»
«Бабочка»
ПРИЛОЖЕНИЕ №3
Работа выполнена в технике «Оригами»
Кукла- напёрсток «Заяц»
Кукла- напёрсток «Волк»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Творческое конструирование из бумаги с детьми старшего дошкольного возраста «Живая сказка»
Конструирование из бумаги отвечая интересам детей, одновременно обладает широкими возможностями для умственного, нравственного, эстетического воспитания. Для проявлен...
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСТВА В КОНСТРУИРОВАНИИ И МОДЕЛИРОВАНИИ ИЗ БУМАГИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В современном дошкольном учреждении конструирование и моделирование из бумаги стало достаточно распространенным видом изобразительного творчества. На этих занятиях развивается не только творческое мыш...
Мастер-класс по конструированию из бумаги для детей старшего дошкольного возраста "Журавлики"
Мастер-класс...
Конспект ООД по конструированию из бумаги для детей старшего дошкольного возраста «осенние деревья»
Конспект ООД...
Конспект занятия по конструированию из бумаги для детей старшего дошкольного возраста
В конспекте представлен ход занятия по конструированию из бумаги. Детям предлагается смастерить маски животных в технике Оригами....
конспект занятия по конструированию из бумаги для детей старшего дошкольного возраста "Открытка к 9 мая"
Цель: изготовление поздравительной открытки, посвященной Дню ПобедыЗадачи: 1.Развивать воображение, эстетический вкус детей, мелкую моторику пальцев...
Конспект занятия по развитию пространственных представлений посредством конструирования из бумаги для детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития "Зайчик беленький"
Один из эффективных видов деятельности для дошкольников с ЗПР - консруирование из бумаги. Оно способствует развитию всех психических процессов, получению игрового опыта, обогащению словаря,развитие ме...