Рабочая программа по конструированию из бумаги для детей старшего дошкольного возраста
рабочая программа по конструированию, ручному труду (старшая группа)
Данная программа раскрывает содержание работы с детьми по художественной деятельности: работе с бумагой в нетрадиционной технике. Необходимость создания данной программы бала продиктована тем, что в детском саду отведено недостаточное количество часов на работу с бумагой и большая часть из них посвящены вырезыванию из бумаги и составлению плоских композиций. В дошкольном возрасте развиваются различные виды продуктивной деятельности детей, в том числе и конструирование из бумаги, поскольку оно направлено на получение определённого продукта. Характерной особенностью процесса конструирования является воссоздание и преобразование пространственных представлений. При этом особенно важно развитие пространственного воображения и образного мышления.
Этот вид деятельности требует от детей сложной пространственной ориентировки, ребёнку необходимо представлять создаваемую конструкцию в целом, учитывать её пространственные характеристики, взаиморасположение частей и деталей. Конструирование из бумаги является мощным средством развития творчества у дошкольников: создаются условия для самостоятельного экспериментирования с бумагой разной плотности, фактуры и т.п., организуется обучение в разных формах в зависимости от сложности, включение в процесс конструирования других видов деятельности (игра, сочинение сказок, рассказов, разгадывание загадок). Данный вид продуктивной деятельности оказывает положительное влияние на развитие мелкой моторики рук.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konstruirovanie_iz_bumagi1.docx | 779.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 5» с. Кневичи Артемовского городского округа
Рабочая программа
по конструированию из бумаги в для детей старшего дошкольного возраста
Подготовили: воспитатель первой
квалификационной категории
Варёнова А.В.
воспитатель первой
квалификационной категории
Шайдуллина Г.Г.
Содержание
- Пояснительная записка……………….………………………………..……..3
- Актуальность......................................................................................................3
- Практическая значимость……………………………………………………..3
- Цель программы
- Задачи программы
- Построение программы.
- Принципы
- Методы и приемы обучения
- Ожидаемый результат
- Квиллинг…………………………………………………………………..…5
- Оригами…………………….……………………………………………..….6
- Бумагопластика………………………………………………………………7
- Заключение ………………………………………………………………..….9
- Список используемой литературы…………………….…………………....10
- Приложение 1………………………………………………………………...11
- Приложение 2
- Приложение 3
Пояснительная записка
“Истоки творческих способностей и дарования детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие с орудием труда, чем сложнее движение, необходимое для этого взаимодействия, тем глубже входит взаимодействие руки с природой, с общественным трудом в духовную жизнь ребенка. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок”
В.А.Сухомлинский
Актуальность
Данная программа раскрывает содержание работы с детьми по художественной деятельности: работе с бумагой в нетрадиционной технике. Необходимость создания данной программы бала продиктована тем, что в детском саду отведено недостаточное количество часов на работу с бумагой и большая часть из них посвящены вырезыванию из бумаги и составлению плоских композиций. В дошкольном возрасте развиваются различные виды продуктивной деятельности детей, в том числе и конструирование из бумаги, поскольку оно направлено на получение определённого продукта. Характерной особенностью процесса конструирования является воссоздание и преобразование пространственных представлений. При этом особенно важно развитие пространственного воображения и образного мышления.
Этот вид деятельности требует от детей сложной пространственной ориентировки, ребёнку необходимо представлять создаваемую конструкцию в целом, учитывать её пространственные характеристики, взаиморасположение частей и деталей. Конструирование из бумаги является мощным средством развития творчества у дошкольников: создаются условия для самостоятельного экспериментирования с бумагой разной плотности, фактуры и т.п., организуется обучение в разных формах в зависимости от сложности, включение в процесс конструирования других видов деятельности (игра, сочинение сказок, рассказов, разгадывание загадок). Данный вид продуктивной деятельности оказывает положительное влияние на развитие мелкой моторики рук.
Практическая значимость
В рабочей программе определены направления, которые учитывают требования ФГОС ДО:
- гуманизация воспитательного процесса;
- формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка через его включение в различные виды деятельности;
- создание благоприятной социальной ситуации развития каждого ребёнка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями.
В план мероприятий рабочей программы включен разнообразный познавательный и развивающий материал по развитию пространственной ориентации; занимательные игры и упражнения, направленные на развитие и коррекцию умений детей. Знания о способах работы с бумагой, доступные детям, не только удовлетворяют их любопытство, но и содержат большие развивающие возможности: способствуют обострению наблюдательности, восприятия; воображения, а значит, благотворно влияют на умственное развитие дошкольников.
Учитывая особенности нервно-психического развития детей дошкольного возраста, их большую эмоциональность и впечатлительность на занятиях используется художественная литература, загадки, игры. Вызвать у дошкольников интерес работе бумагой помогают вопросы, игровые задания.
Количество непосредственно образовательной деятельности общее - в неделю - 1. Продолжительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности для детей 6-го года жизни составляет не более 25 минут.
Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста может осуществляться во второй половине дня.
Интеграция образовательных областей: Художественно-эстетическое развитие, Познавательное развитие, Речевое развитие.
Цель программы: создание педагогических условий для развития детского художественного творчества и моторики рук у детей старшего дошкольного возраста с использованием нетрадиционных приемов работы с бумагой.
Задачи программы:
Образовательные:
- обучать конкретным приёмам художественного творчества;
- знакомить с различными техниками работы с бумагой;
Развивающие:
- формировать познавательную и исследовательскую активность, стремление к умственной деятельности;
- развивать самостоятельность, наблюдательность, любознательность, активный интерес к миру предметов и вещей, созданных людьми;
- развивать мелкую моторику пальцев рук;
Воспитательные:
- содействовать воспитанию ценностного отношения к материалам и инструментам, результатам творческой деятельности окружающих;
- воспитывать культуру общения и поведения в социуме, навыков здорового
образа жизни.
Построение программы.
Программа состоит из трех циклов:
1. Квиллинг
2. Оригами
3. Бумагопластика
Принципы построения педагогического процесса.
1. От простого к сложному.
2. Системность работ.
3. Доступность
4. Индивидуальный подход.
В плане мероприятий по развитию конструктивных способностей у детей 6-7 лет применяются следующие дидактические принципы построения работы.
Принцип систематичности и последовательности требует правильного определения объема знаний и усложнения материала на каждом возрастном этапе, связи знаний с практической деятельностью детей. Принцип систематичности и последовательности предполагает также нахождение логических связей между техническими, природоведческими и обществоведческими знаниями, полученными ребенком на разных ступенях воспитания и обучения.
Большое значение при ознакомлении детей с техникой имеет опора на принцип развивающего обучения, так как важно дать пищу для растущего ума, вызвать радость познания, поддержать активную заинтересованность. При этом необходимо правильно определить место информации о технике в общей системе знаний об окружающем мире, выделить наиболее значимые сведения не только с точки зрения умственного развития детей, но и игровой деятельности.
Принцип перспективности позволяет подготовить детей к усвоению сложного материала, предусмотреть развитие наиболее ценных в воспитательном отношении ролевых игр, сформировать общие игровые интересы. На реализацию принципа перспективности направлено тематическое планирование игровой деятельности, которое помогает найти оптимальные пути включения информации о технике.
Особенности психического развития детей дошкольного возраста требуют широкого использования наглядности. Воспитатель широко использует технические картинки и иллюстрации, фотографии.
Методы и приемы обучения.
1. Наглядные (показ педагога, пример, помощь).
2.Словесные (объяснение, описание, поощрение, убеждение, использование скороговорок, пословиц и поговорок).
3. Практические (самостоятельное и совместное выполнение поделки).
Ожидаемый результат
- Развитие конструктивных, познавательных и творческих способностей.
- Развитие мелкой моторики рук, таким образом, готовится рука к письму.
- Формирование умений у детей анализировать поделку.
- Формировать навык поисковой деятельности.
- Сформированность положительного отношения к труду.
Формы подведения итогов реализации данной программы: выставки, участие в смотрах, конкурсах детского сада, города.
Квиллинг
Квиллинг, бумагокручение, бумажная филигрань — искусство скручивать длинные и узкие полоски бумаги в спиральки, видоизменять их форму и составлять из полученных деталей объемные или плоскостные композиции.
Задачи обучения квиллингу:
- Познакомить детей с основными понятиями и базовыми формами квиллинга.
- Обучать различным приемам работы с бумагой.
- Формировать умения следовать устным инструкциям.
- Создавать композиции с изделиями, выполненными в технике квиллинга.
- Развивать внимание, память, воображение.
- Способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей.
№ | Тема занятия | Кол-во часов | Программное содержание |
1 | Беседа «Что такое квиллинг?» Основные формы | 1 | Познакомить детей с техникой бумажной филиграни. Объяснить приемы скручивания бумаги и получения различных форм. Проанализировать свойства разных видов бумаги. Развивать внимание, мышление. Воспитывать познавательный интерес. Формировать художественный вкус. |
2 | «Ветка рябины». Ягоды (форма «плотная спираль») | 1 | Формировать у детей умение накручивать полоску бумаги на тонкую спицу, следить за тем, чтобы рулончик получался плотным, а края оставались ровными. Развивать глазомер, концентрацию внимания. Воспитывать аккуратность, усидчивость |
3 | «Ветка рябины». Листья (форма «глаз») | 1 | Научить детей изготавливать лист из разреженного круга, сплюснутого с двух сторон. Развивать соразмерность движения пальцев, умение создавать композицию из готовых элементов. Воспитывать требовательность к себе, чувство радости результатам работы. |
4 | «Пчелы на сотах» Коллективная работа | 1 | Учить детей делить полоску бумаги на восемь частей путем складывания, склеивать соты из шести частей. Закреплять умение скручивать бумагу в кольцо при изготовлении пчел. Развивать конструкторские умения детей. Воспитывать дружеские отношения, желание трудиться в коллективе, сообща. Способствовать созданию игровых ситуаций. |
5 | «Бабочка» (форма «капля», «лист») | 1 | Учить скручиванию бумаги в кольцо, «каплю». Развивать моторику рук, способность к анализу готового образца. Закреплять умение правильно пользоваться ножницами, резать бумагу по прямой линии. Воспитывать интерес к насекомым, эмоциональную отзывчивость на красоту бабочек. |
6 | «Ромашка» (формы «свободная спираль», «глаз», «капля») | 1 | Закреплять умение детей самостоятельно скручивать бумагу в плотную спираль, получать каплю и лист из свободной спирали. Научить выполнять открытую форму «завитки». Развивать внимание, мышление, способность самостоятельно создавать композицию по рисунку. Воспитывать желание помогать товарищам |
7-8 | «Снежинка» (формы «глаз», «капля» и «полу- месяц» | 2 | Учить детей изготавливать новую форму – «полумесяц». Развивать точность движения пальцев рук, глазомер, умение комбинировать различные формы в единую композицию. Воспитывать художественный вкус, стремление сделать свою работу аккуратной, красивой. |
9 | «Аквариум с рыбками» | 1 | Учить детей скручивать новый элемент (форму) «полукруг». Закрепить умение обводить трафарет на цветной картон и вырезать по контуру, скручивать элемент (форму) «капелька», «глаз». |
10 | «Открытка к празднику» Практическая работа | 1 | Совершенствовать умение детей самостоятельно задумывать и составлять композицию открытки из различных элементов квиллинга. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать художественный вкус. |
Оригами
Искусство оригами известно с давних времён. Впервые оно зародилось в Китае - на родине возникновения бумаги. Позже распространилось в Японии. « Оригами» в переводе с японского - «ори» - бумага, «ками»- складывать.
Задачи обучения оригами:
1. Обучать детей различным приёмам работы с бумагой, умению следовать устным инструкциям, оперировать понятиями, обозначающими пространственные характеристики.
2. Знакомить детей с основными геометрическими понятиями: квадрат, треугольник, угол, сторона, диагональ, вершина.
3. Развивать мелкую моторику рук и глазомер, художественный вкус и творческие способности.
4. Развивать концентрацию внимания, пространственное воображение, умение сосредоточиться.
5. Воспитывать культуру труда, коммуникативные способности детей.
6. Воспитывать аккуратность, умение бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов | Программное содержание |
1 | Беседа «История о любопытном уголке» | 1 | Познакомить детей с техникой оригами, научить выполнять базовую форму «треугольник», Развивать умение складывать бумагу по словесной формулировке и наглядному показу. Воспитывать аккуратность, трудолюбие, дисциплинированность. |
2 | Кукла-наперсток. «Мишка» | 1 | Научить складывать мордочку медведя на основе формы «треугольник». Развивать умение внимательно слушать инструкции воспитателя. Воспитывать интерес к фольклору. |
3 | Кукла-наперсток «Волк» | 1 | Продолжать работу по преобразованию базовой формы «треугольник» и получению нового результата. Познакомить детей с приемом «раскрыть карманы». Развивать воображение и пространственное мышление. Воспитывать бережное отношение к своим работам и работам друзей. |
4 | Кукла-наперсток «Заяц» | 1 | Закреплять умение самостоятельно складывать фигуру по словесной инструкции воспитателя. Развивать пространственное воображение, художественный вкус. Воспитывать интерес к театрализации. |
5 | Кукла-наперсток «Лиса» | 1 | Знакомить детей со схематическим изображением последовательности изготовления поделки, учить понимать условные знаки. Развивать мышление, мелкую моторику рук. Воспитывать аккуратность, доброжелательное отношение к окружающим. |
6 | «Золотая рыбка» | 1 | Научить детей приему «складка», совершенствовать умение складывать внутрь, действовать по словесной инструкции воспитателя. Развивать уверенность в своих силах и способностях. Воспитывать желание трудиться; интерес к художественному слову. |
7 | «Корона для короля» | 1 | Совершенствовать умение детей самостоятельно складывать несложную поделку по схеме. Развивать наглядно-образное мышление. Воспитывать стремление выполнить работу до конца. |
8-9 | «Снегурочка» | 2 | Формировать умение изготавливать поделку за воспитателем. Развивать моторику рук. Воспитывать интерес к праздникам и традициям. |
10 | «Дед мороз» Практическая работа | 1 | Закреплять умение складывать фигуру, следуя устной инструкции воспитателя. Развивать умение дополнять изделие необходимыми элементами. Воспитывать культуру поведения. |
Бумагопластика
Бумагопластика по виду творчества очень похожа на скульптуру. Но, в бумагопластике все изделия внутри пусты, все изделия - оболочки изображаемого предмета. А в скульптуре - либо идёт наращивание объёма дополнительными элементами, либо убирается (отсекается) лишнее.
Задачи обучения бумагопластике:
1. Учить различным приёмам и способам действий с бумагой, работе с чертежами, шаблонами.
2. Развивать творческие способности, воображение, пространственное мышление, чувство прекрасного.
3. Стимулировать развитие памяти, мелкой моторики, глазомера, чувства цвета, композиции.
4. Воспитывать умение наблюдать, формировать чувство сопереживания, желание трудиться.
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов | Программное содержание |
1 | «Нарцисс» | 1 | Познакомить детей с техникой бумагопластики. Показать основные приемы изготовления объемных поделок. Закреплять умение пользоваться ножницами, накручивать бумагу на карандаш. Развивать координацию движений рук. Воспитывать любовь к красоте цветов. |
2 | «Роза с гофрированными листьями» | 1 | Формировать умение детей обводить детали по шаблону. Учить выполнять прямые складки для получения объемности листа. Развивать мышление, пространственное мышление. Воспитывать аккуратность, творческую активность. |
3 | «Собачка» | 1 | Учить детей изготавливать объемную фигурку собаки из картонной развертки. Развивать внимание, умение внимательно слушать инструкции воспитателя. Воспитывать интерес к преобразованиям бумаги. |
4 | «Домик для Буратино» | 1 | Упражнять детей в изготовлении поделок из разверток. Развивать согласованность движений обеих рук. Воспитывать самостоятельность, аккуратность, интерес к художественному слову. |
5 | «Колокольчик» | 1 | Учить детей изготавливать конус из круга, украшать его складкой по кругу, дополнять поделку по своему замыслу. Развивать творческие способности. Воспитывать культуру труда, стремление содержать свое рабочее место в порядке. |
6 | «Средневековый замок». Коллективная работа (начало работы) | 1 | Формировать у детей умение применять полученные знания и навыки работы с бумагой в коллективной деятельности. Изготовить основание строения замка – цилиндры. Развивать конструкторские умения, мышление, воображение. Воспитывать культуру общения, стремление оказывать помощь друг другу в затруднительных ситуациях. |
7 | «Средневековый замок». Коллективная работа (продолжение работы) | 1 | Продолжить начатую коллективную работу. Формировать умение изготавливать из картонной развертки крыши-конусы. Развивать умение работать с ножницами. Воспитывать интерес к архитектуре. |
8 | «Средневековый замок». Коллективная работа (продолжение работы) | 1 | Формировать у детей умение объективно оценивать свою работу, дополнять работу деталями. Развивать творческие способности, художественный вкус. Воспитывать интерес к истории. |
9 | Практическая работа. «Подарок другу» | 1 | Совершенствовать навыки работы с бумагой и картоном. Закреплять умение аккуратно обводить детали по шаблону, вырезать их и самостоятельно собирать в готовое изделие. Развивать пространственное мышление. Воспитывать желание сделать свою работу аккуратной. |
10 | Заключительное занятие | 1 | Закреплять умение детей работать по схеме, по замыслу; продолжать учить проявлять творчество в создании художественного образа; поощрять стремление детей к самостоятельному решению практических задач; стимулировать эстетические оценки и суждения |
Заключение
Реализация программы предполагает осуществление специально организованных занятий, в процессе которых дети получают знания, навыки по изучаемым темам.
Большая роль в реализации программы отводится совместной деятельности педагога с детьми. В совместной деятельности педагог широко использует дидактические, театрализованные игры с детьми, которые помогают, опираясь на основной вид детской деятельности – игровую, формировать у детей соответствующие программным задачам знания и навыки.
Большая роль отводится прослушиванию литературных и музыкальных произведений, так как наиболее эффективное воздействие оказывают на детей средства эстетического воспитания.
Список используемой литературы
Для педагогов:
- Т.Н.Доронова «Радуга»
- Л.В. Куцакова «Конструирование и художественный труд в детском саду»
- Дженкинс, Д. Узоры и мотивы из бумажных лент. – И.: Контэнт, 2010. – 48 с.Л.А. Ремезова «Учимся конструировать»
- Зайцева, А. Искусство квиллинга. – И.: Эксмо – Пресс, 2009. – 64 с.
- Тарловская «Обучение детей конструированию и ручному труду»
- Для воспитанников:
Материально – технические (пространственные) условия организации художественного творчества детей старшего дошкольного возраста
ПРИЛОЖЕНИЕ №1
Работа выполнена в технике «Квиллинг»
«Открытка»
ПРИЛОЖЕНИЕ №2
Из опыта работы в технике «Квиллинг»
«Бабочка»
ПРИЛОЖЕНИЕ №3
Работа выполнена в технике «Оригами»
Кукла- напёрсток «Заяц»
Кукла- напёрсток «Волк»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс по конструированию из бумаги для детей старшего дошкольного возраста "Журавлики"
Мастер-класс...
Конспект ООД по конструированию из бумаги для детей старшего дошкольного возраста «осенние деревья»
Конспект ООД...
Конспект занятия по конструированию из бумаги для детей старшего дошкольного возраста
В конспекте представлен ход занятия по конструированию из бумаги. Детям предлагается смастерить маски животных в технике Оригами....
конспект занятия по конструированию из бумаги для детей старшего дошкольного возраста "Открытка к 9 мая"
Цель: изготовление поздравительной открытки, посвященной Дню ПобедыЗадачи: 1.Развивать воображение, эстетический вкус детей, мелкую моторику пальцев...
Конспект занятия по развитию пространственных представлений посредством конструирования из бумаги для детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития "Зайчик беленький"
Один из эффективных видов деятельности для дошкольников с ЗПР - консруирование из бумаги. Оно способствует развитию всех психических процессов, получению игрового опыта, обогащению словаря,развитие ме...
Конспект ООД по конструированию из бумаги для детей старшего дошкольного возраста «осенний лес»
план-конспект занятия по конструированию, ручному труду (старшая группа)...
Конспект занятие по конструированию из бумаги для детей старшего дошкольного возраста "Осенние деревья"
Конспект занятие по конструированию из бумаги для детей старшего дошкольного возраста "Осенние деревья"...