Проект по конструированию"Город на воде"(Наука.Промышленность.Новые технологии)
проект по конструированию, ручному труду (старшая группа)
Проект по конструированию"Город на воде"(Наука.Промышленность.Новые технологии)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_po_konstruirovaniyu_.gorod_na_vode._starshaya_gruppa.docx | 717.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида № 1»
городского округа Самара
Педагогический проект по конструированию с детьми старшей группы № 10.
Тема: «Город на воде»
(Наука. Промышленность. Новые технологии).
Подготовили и провели
воспитатели:
Сычёва Ольга Александровна
Рассадина Надежда Александровна
Самара , 2023 г.
Паспорт проекта
Направление образовательной деятельности | Конструирование |
Название проекта | «Город на воде» (Наука. Промышленность. Новые технологии.) |
Вид проекта | По виду деятельности: познавательно - исследовательский По срокам проведения: среднесрочный (апрель - май 2023г. 10.04.23-12.05.23) По составу: групповой |
Разработчики проекта | Воспитатели: Сычёва Ольга Александровна, Рассадина Надежда Александровна |
Участники проекта | Воспитанники старшей группы № 10. Родители детей группы № 10. Воспитатели: Сычёва Ольга Александровна, Рассадина Надежда Александровна. |
Актуальность | Данный проект актуален тем, что раскрывает для детей дошкольного мир техники. LEGO - конструирование способствует развитию технических способностей детей. LEGO–конструирование объединяет в себе элементы игры с экспериментированием, а следовательно, активизирует мыслительно-речевую деятельность дошкольников, развивает конструкторские способности и техническое мышление, воображение и навыки общения, способствует интерпретации и самовыражению, расширяет кругозор, позволяет поднять на более высокий уровень развитие познавательной активности дошкольников, а это – одна из составляющих успешности их дальнейшего обучения в школе. Использование LEGO - конструктора является одним из средств для интеллектуального развития дошкольников, обеспечивающее интеграцию различных видов деятельности. Формирование мотивации развития и обучения дошкольников, а также творческой познавательной деятельности, – вот главные задачи, которые стоят сегодня перед педагогом в рамках федеральных государственных образовательных стандартов. Эти непростые задачи, в первую очередь, требуют создания особых условий обучения. В связи с этим огромное значение отведено конструированию. Опыт, получаемый ребенком в ходе конструирования, незаменим в плане формирования умения и навыков исследовательского поведения. LEGO–конструирование способствует формированию умению учиться, добиваться результата, получать новые знания об окружающем мире. Одна из главных задач нашего проекта - это создание «Города на воде» из различных видов конструктора Лего. LEGO - Education. |
Ожидаемые результаты реализации проекта | -Появится интерес к самостоятельному изготовлению построек, умение применять полученные знания при проектировании и сборке конструкций, познавательная активность, воображение, фантазия и творческая инициатива. -Формируются предпосылки конструкторских умений и навыков, умение анализировать предмет, выделять его характерные особенности, основные части, устанавливать связь между их назначением и строением. -Совершенствуются коммуникативные навыки детей при работе в паре, коллективе, распределении обязанностей. -Формируются трудовые навыки: умение и желание трудиться, выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной целью, доводить начатое дело до конца, планировать будущую работу. Дети будут иметь представления: -о деталях LEGO - конструктора и способах их соединений; -об устойчивости моделей в зависимости от ее формы и распределения веса; -о зависимости прочности конструкции от способа соединения ее отдельных элементов. -Движущиеся механизмы. |
Цель проекта | Создать объекты из конструктора LEGO , в соответствии со схемой. |
Основные задачи проекта | -Актуализировать знания детей о современном состоянии мира ,о новых технологиях. -Учить строить город из лего; закрепить полученные ранее навыки. -Учить строить дома, мосты, доводить дело до конца. -Продолжать знакомить детей с различными видами конструктором LEGO (Education, лего - дупло...) . -Научить конструировать, используя разные виды конструкторов LEGO, в том числе и LEGO Education . -Упражнять в умении понимать элементарную схему постройки, вычленять и называть детали. -Упражнять «читать» чертежи деталей. Научить устанавливать последовательность выполнения работы, соблюдать данную последовательность. -Содействовать формированию функции самоконтроля – ребёнок сравнивает постройку со схемой, видит ошибки, исправляет их. -Закрепление представлений об овощах и фруктах (где растут? как за ними ухаживают? ), формирование трудовых навыков. |
Принципы построения проекта. | Основные дидактические принципы проекта: доступность и наглядность, последовательность и систематичность обучения и воспитания, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей. Обучаясь, дети проходят путь от простого к сложному, возвращаясь к пройденному материалу на новом, более сложном творческом уровне. |
Методы и приемы. | Для обучения детей LEGO - конструированию и построения города на воде, мы использовали разнообразные методы и приемы. Наглядный:рассматривание готовых построек, демонстрация способов крепления, приемов подбора деталей по размеру, форме, цвету, способы удержания их в руке или на столе. Репродуктивный: воспроизводство знаний и способов деятельности (форма:собирание моделей и конструкций по образцу, упражнения по аналогу) Практический: использование детьми на практике полученных знаний и увиденных приемов работы, конструирование по замыслу. Словесный:краткое описание и объяснение действий, сопровождение и демонстрация образцов, разных вариантов моделей, беседа. Проблемный:постановка проблемы и поиск решения. Творческое использование готовых заданий (предметов), самостоятельное их преобразование. Игровой: использование сюжета игр для организации детской деятельности, персонажей для обыгрывания сюжета(сюжетно-ролевые и режиссёрские игры). Частично - поисковый :решение проблемных задач с помощью педагога. |
Формы организации обучения детей конструирова-нию. | -конструирование по образцу; -конструирование по замыслу; -совместное конструирование с педагогом; -конструирование по воображению; -конструирование по модели; -конструирование по условиям; -конструирование по чертежам и наглядным схемам; -тематическое конструирование. |
Продукт проекта | Создание «Города на воде» из конструкторов LEGO (Education, дупло и др) , участие в конкурсе «Инженерный марафон.Наука.Промышленность.Новые технологии». Конструирование в непосредственно-образовательной деятельности. Самостоятельное конструирование. |
Этапы реализации проекта (Примерный план работы )
Подготовительный этап | ||
Основные направления и содержание деятельности организации учебно-воспитательного процесса | ||
Мероприятия для детей | Цели | Работа с родителями |
Мониторинг | Обследование и анализ конструктивных способностей у детей. Выявление знаний у детей о новых технологиях. | Анкетирование: 1)Имеется ли Leco или другой конструктор дома у ребёнка? 2)Часто ли ребёнок играет с конструктором? 3)Играет ли родитель вместе с ребёнком в конструктор? |
Изучение методической литературы и составление перспективного плана, конспектов | Систематизация материала. | |
Привлечь родителей реализации проекта | Ознакомление родителей с проектом (буклет)
| |
Подготовить практический материал: емкости для деталей, изготовить схемы-карточки, подготовить разные виды конструктора. | Привлечь родителей к реализации проекта | Беседы по проведению проекта. Информирование родителей о работе по Лего-конструированию в группе, привлечение родителей к участию в совместных мероприятиях с детьми по Лего –конструированию. |
Основной этап | ||
Основные направления и содержание деятельности по организации учебно-воспитательного процесса | ||
Мероприятия для детей | Цели | Работа с родителями |
Занятия по обучению детей конструированию из ЛЕГО,продолжение знакомства с конструкторами LEGO . | Развитие фантазии и воображения детей; закрепление навыков конструирования. | |
Разные дома. Начинаем конструировать. Проводятся опыты и беседы с предметами, лёгкими материалами (пенопласт, пластиковый конструктор), перьями. Дети проверяют, что тонет в воде, а что не тонет.. Беседа на тему «Какие бывают мосты?» | Познакомить со способами соединения деталей при постройке. Развивать умение выделять основные части, определять их назначение. Закрепить умения строить по образцу. | Оформление консультаций для родителей: «Как еще можно играть конструктором ЛЕГО ?» Конструирование. Кто и как строят дома? Профессия строитель. Какие материалы мы можем использовать при строительстве домов и города на воде? |
Дидактические игры: «Найди постройку» «Кто быстрее» «Что изменилось?» «Назови и построй» «Собери модель» | Способствовать развитию внимания,наблюдательности. Учить соотносить изображенное на карточке с постройками. Закреплять названия деталей лего конструктора «Education ». Знакомить с элементарными видами передач. | Консультация для родителей «Учимся проектировать вместе!» |
Практическое осуществление экспериментальной деятельности. Рассматривание образцов, схем, создание проекта на нескольких занятиях. | Развивать способность выделять в предметах их функциональные части. Научить создавать разнообразные конструкции в процессе экспериментирования с конструктором «LEGO Education» «Лего-дупло» и др., в том числе с движущимися механизмами. Способствовать развитию памяти, вниманию, мышечной силы. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу. Формировать умение работать в паре, умение договариваться. | Консультация по подготовки к участию в «Инженерном марафоне» |
Реализация проекта: «Город на воде». | Формировать навык в создании конструкции по словесной инструкции, описанию, схемам. | Подготовка к участию в конкурсе «Инженерный марафон» |
Заключительный этап | ||
Основные направления и содержание деятельности по организации учебно-воспитательного процесса | ||
Мероприятия для детей | Цели | Работа с родителями |
Мониторинг. | Обследование и анализ конструктивных способностей у детей | |
Снятие видеоролика «Создание макета машины для перевозки овощей и фруктов» | Участие в конкурсе«Инженерный марафон» | Помощь в подготовке детей к участию в конкурсе. |
Дети представляют свои работы(различные дома,сооружения, которые у них получились) и поощряются за оригинальные идеи, фантазию, старательность, интерес. | Вывод о проделанной работе | Презентация работ детей в форме видеоролика. |
Взаимодействие с педагогами:
- Разработка методических рекомендаций по использованию данных конструкторов для педагогов.
- Создание картотеки дидактических игр с конструкторами.
- Предложение проекта в помощь педагогам.- Публикация проекта в интернет изданиях.
Список литературы:
Н.Е.Веракса, Т.С.Комарова, М.А.Васильева, Примерная общеобразовательная программа дощкольного образования «От рождения до школы» - М: Мозаика-Синтез,
2014.
Л.В. Куцакова, Конструирование и художественный труд в детском саду: Программа и конспекты занятий - Л. В. Куцакова. – М.: ТЦ Сфера.
Л. В. Куцакова, Занятия по конструированию из строительного материала в средней группе детского сада. Конспекты занятий. – М.: Мозаика Синтез.
Л. Г. Комарова, Строим из ЛЕГО (моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора ЛЕГО) - Л. Г. Комарова. – М.: « ЛИНКА – ПРЕСС».
Е.В.Фешина «лего-конструирование в детском саду».- М.: ТЦ Сфера, (Новый детский сад с любовью).
АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
- Имеется ли Leco или другой конструктор у Вас дома ?(Назовите).
2.Как Вы считаете, какова основная цель развития конструктивных навыков
детей в детском саду:
а) научить детей играть с разнообразными конструкторами;
б) развивать у детей навыки ориентирования в пространстве; в) развивать способности к изменению заданной формы объекта согласно заданным условиям;
г) развивать универсальные психические функции мышления, памяти,
внимания, воображения?
3. Насколько важны, по-Вашему, занятия конструированием в дошкольном
возрасте? В чѐм заключается их важность? _______________________________________________________________
__________________________________________________________________
4. Как Вы считаете, созданы ли в детском саду условия для развития конструктивных навыков детей?
_______________________________________________________________
5. Часто ли Ваш ребѐнок в домашней обстановке проявляет интерес к
конструированию? Что вы делаете для того, чтобы поддержать этот интерес?
__________________________________________________________________
6.Какие виды конструирования Вы знаете?
__________________________________________________________________
7.В какие виды конструкторов чаще всего играет Ваш ребѐнок?
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
8. Как часто Вы уделяете внимание и время совместному конструированию
вместе с ребѐнком?
__________________________________________________________________
9. Какая помощь от воспитателей детского сада Вам требуется по проблеме
развития конструктивных навыков Вашего ребѐнка?
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Спасибо за сотрудничество!
Методические рекомендации для воспитателей ДОУ по ЛЕГО-конструированию и его применению в образовательном процессе .
Успешное ЛЕГО-конструированию зависит от умений воспитателя. Поэтому, прежде чем начать обучать детей конструировать на занятиях с ЛЕГО, мы попробовали тщательно отработать все игровые задания и приемы сами. На предварительном этапе нами были организованы спонтанные игры детей с ЛЕГО. Это было сделано нами потому, что мы понимали желание ребенка потрогать, рассмотреть и просто поиграть.
Организуя игру с красивым конструктором, мы поощряли инициативу детей, обязательно учитывая, что нельзя отрицательно высказываться в адрес ребенка, даже если кажется, что ребенок делает что-то не так. При проведении спонтанных ЛЕГО-игр мы не ограничивали детей предварительным замыслом, который диктовался бы нами. Игры с конструктором обязательно сопровождались похвалой и положительными эмоциями детей. В играх мы составили свой ЛЕГО-словарь. Совместно с детьми мы обговаривали с детьми, на что крепятся ЛЕГО-элементы («кнопочки», «пупырышки» и т. д.). На основе ассоциаций с предметами из окружающей жизни дети сами придумывали, как они будут называть ЛЕГО-элементы: «мостик», «горка», «гараж», «ботинок», «шляпка», «печка» и др. Для этого мы предлагали игры типа «Назови детали», «На что похоже?». Такие игры с ЛЕГО закрепили интерес детей к игре.
Методика проведения занятий предполагала определенный алгоритм:
- Каждое занятие по конструированию мы начинали с сюрпризного или игрового момента. Например, нашей находкой стало создание маленьких сказок с ЛЕГО-персонажами. Мы обыграли элементы и соединенные детали ЛЕГО, превращая их в различные вещи — в дом, человечка, замок, пещеру и т. д. На глазах у детей мы превращали детали в сказочного персонажа — ЛЕГО-друга. И этот сказочный персонаж помогал детям познакомиться с ЛЕГО, давал задания, рассказывал сказки.
- Тем самым мы повышали интерес и активность детей, стимулировали детей к выполнению различных заданий. Особенно охотно дети выполняли задания, в условие которых была заложена просьба о помощи. Также хорошим стимулом являлось побуждение, произнесенное от имени ЛЕГО-друга, например: «Мы — фантазеры! Кто самый лучший фантазер?».
Мы также учитывали, что дети не могут долго слушать, и чрезмерное увлечение объяснениями и сказками утомляет их. Видя перед собой красивый яркий конструктор, дети начинали отвлекаться, невольно тянуться к ярким деталям, перебирать их, что приводило к дезорганизации занятия. Поэтому мы четко продумывали объяснения, не затягивая вводную часть занятия.
Для развития фантазии и воображения дошкольникам мы давали задания с ограниченным количеством кирпичиков. Например: «Закрыли глазки и взяли каждой ручкой по ЛЕГО-элементу, а теперь еще взяли правой рукой один элемент. Попробуйте сделать подарок для ЛЕГО-друга (мамы, папы и. т.д.)».
- После игровой мотивации мы побуждали детей к обследованию объекта (образца), обращая внимание на цвет, форму, возможные и невозможные способы скреплений.
При обследовании образца мы учили детей соблюдать следующую последовательность: рассмотреть объект в целом; выделить цвета деталей; назвать детали ЛЕГО-конструктора; установить пространственное расположение частей постройки; вернуться к целостности объекта.
Кроме этого, непосредственно на занятиях по обучению ЛЕГО-конструированию мы определили следующие необходимые действия:
– показ некоторых действий и комментирование действий с ЛЕГО-элементами. Для того чтобы задать направление деятельности, мы показывали один вариант действия, с тем чтобы дети, в дальнейшем активизируя мыслительную деятельность, нашли другие. Например, показывали, как скрепляются два кирпичика, и просили детей найти другие способы;
– предъявление речевого образца. В процессе обучения мы предъявляли детям образцы речевых высказываний;
– выполнение словесных инструкций. Словесные инструкции в процессе занятий сначала формулировали мы, а потом — дети;
– использование словесного объяснения, просьбы, поручения, показ картинок с изображением ЛЕГО-элементов и предметов окружающего мира, проведение бесед.
- Далее мы побуждали детей самостоятельно создавать объекты. Сначала мы просили детей до начала конструирования рассказать о своем замысле, о том, почему и для чего они хотят построить. Просьба, построенная в форме: «Составь рассказ о своей будущей постройке», вызывал у детей реакцию некоторого замешательства, поэтому мы использовали наводящие вопросы, например: «Расскажи, как ты будешь это делать?» Для более успешной работы мы предложили детям речевую схему, на основе которой они могли строить свой рассказ.
Примерная схема для составления рассказа о будущей постройке состояла из следующих вопросов:
-Расскажи, что ты будешь делать?
-Расскажи, какие детали будешь использовать?
-Расскажи, что будешь делать сначала, что потом?
-Расскажи, как будешь скреплять детали ЛЕГО?
-Расскажи, что ты еще хочешь добавить в свой рассказ?
При этом на занятиях ЛЕГО-конструированием мы развивали конструктивные умения в соответствующих возрасту формах организации — по образцу, предложенным условиям и замыслу.
Так, при конструировании по образцу мы предлагали образцы построек, выполненных из деталей ЛЕГО-конструкторов и показывали способы их воспроизведения. В данной форме обучения обеспечивалась прямая передача детям готовых знаний, способов действий с ЛЕГО-элементами.
Усложненной разновидностью конструирования по образцу являлось конструирование по модели. Например, в качестве образца мы предлагали модель, скрывающую от ребенка очертание отдельных ее элементов. Эту модель дети воспроизводили из имеющегося у них строительного материала. Таким образом, им предлагалась определенная задача, но не давался способ ее решения.
В процессе конструирования по предложенным условиям мы не давали образцов постройки, рисунков и способов ее возведения, а лишь определяли условия, которым постройка должна соответствовать (например, возвести через реку мост определенной ширины для пешеходов и транспорта, гараж для легковых или грузовых машин и т. п.).
- После завершения постройки мы предлагали детям рассказать о ней, отвечая вопросы:
– Расскажи, что у тебя получилось?
– Расскажи, что ты делал сначала, что потом?
– Расскажи, какие детали ЛЕГО ты выбрал? Почему?
– Расскажи, как скреплял детали?
– Расскажи, что ты еще хочешь добавить. Также мы поощряли детей к коллективному анализу и оценке собственной деятельности.
- После занятия мы обязательно отводили время для обыгрывания построек, поощряя стремление детей к совместной игре. Например, предлагали детям объединить постройки в общий сюжет.
В этом случае нами использовалась схема для составления рассказа об игре с постройкой из ЛЕГО: У тебя такая красивая постройка, расскажи ЛЕГО-другу, как ты будешь играть. Расскажи, ты будешь играть один или с друзьями? Расскажи, что будет делать твоя постройка? Расскажи, что ты еще хочешь добавить.
Таким образом, обучение детей ЛЕГО-конструированию позволяла решать не только задачи развития конструктивных умений, но и задачи развития игровой, познавательной и речевой деятельности.
Дидактические игры.
«Найди постройку»
Цель: Способствовать развитию внимания, наблюдательности. Учить соотносить изображенное на карточке с постройками.
Материалы: карточки, постройки, коробочка или мешочек.
Дети по очереди достают карточки из коробки или мешочка, внимательно смотрят на неё, называют, что на ней изображено, и ищут эту постройку. Кто ошибается, тот берёт вторую карточку.
«Что изменилось?»
Цель: Способствовать развитию быстроты внимания
Материалы: набор LEGO- конструктора, укрывной материал
Педагог показывает детям модель из 5-7 деталей в течении некоторого времени. Затем закрывает модель и меняет в ней положение 1-2 деталей или заменяет 1-2 детали на другие. После чего опять показывает модель и просит рассказать, что изменилось.
«Собери модель по памяти»
Цель: развитие внимания, памяти.
Материалы: кирпичики LEGО
Педагог показывает детям в течении нескольких секунд модель из 3-4 деталей, а затем убирает её. Дети собирают модель по памяти и сравнивают с образцом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
проект на тему «Развитие творческих способностей ребёнка с ОВЗ через LEGO конструирование «Город моей мечты»
Основная мысль проекта в том, что используя LEGO конструктор, ребенок с особыми возможностями здоровья, закрепит цвета, величину, форму, активизируется сенсорное восприятие. Обучиться навыкам группиро...
Презентация к проекту по конструированию «Город, в котором я живу»
Проблема формирования интереса к конструированию у детей дошкольного возраста занимает значимое место в дошкольной педагогике.Это единственный вид деятельности, в котором результат ...
Проект «Волшебница Вода » с применением ИКТ - технологий и включением опытно-экспериментальной деятельности
цЕЛЬ ПРОЕКТА: СОЗДАТЬ УСЛОВИЯ ДЛЯ ФОРОМИРОВАНИЯ У ДЕТЕЙ ОСОЗНАННОГО, БЕРЕЖНОГО ОТНОШЕНИЯ К ВОДЕ, ВОСПИТАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ...
Конспект НОД в старшей группе ДОУ в образовательной области «Познавательное развитие» на тему «Удивительная вода» (с использованием игровых технологий, ИКТ, исследовательской технологии, здоровьесберегающие технологии)
Программные задачи:Образовательные:• Совершенствовать знания детей о значении воды в жизни человека и живых организмов; о свойствах воды (прозрачная, без цвета и запаха, без формы и вкуса, имеет ...
Игра по Лего-конструированию со слабовидящими детьми с использованием Сингапурской технологии, ТРИЗ-технологии и развивающих игр Воскобовича «Построим ракеты для жителей другой планеты"
Актуальность LEGO- технологии значима в свете внедрения ФГОС, так как:-является великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников, обеспечивающих интеграцию образова...
Проект «Лего-конструирование в ДОУ» «Волшебник Изумрудного города»
Проект«Лего-конструирование в ДОУ»Актуальность Лего-конструкторов:1. Конструктор является великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников, обеспечивающих интеграцию обра...
Краткосрочный проект по конструированию "Путешествие в лего-город будущего"
Сегодня обществу необходимы социально активные, самостоятельные и творческие люди, способные к саморазвитию. Инновационные процессы в системе образования требуют новой организации системы в целом. Фор...