Игра по Лего-конструированию со слабовидящими детьми с использованием Сингапурской технологии, ТРИЗ-технологии и развивающих игр Воскобовича «Построим ракеты для жителей другой планеты"
материал по конструированию, ручному труду (средняя группа)

Лопатина Наталия Сергеевна

Актуальность LEGO- технологии  значима в свете внедрения   ФГОС, так как:

-является великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников, обеспечивающих интеграцию образовательных областей (речевое, познавательное и социально-коммуникативное развитие);

-позволяет педагогу сочетать образование, воспитание и развитие дошкольников в режиме игры;

-формирует познавательную активность, способствует воспитанию социально-активной личности, формирует навыки общения и сотворчества;

-объединяет игру с исследовательской и экспериментальной деятельностью, -предоставляет ребенку возможность экспериментировать и созидать свой собственный мир, где нет границ.

Дети с нарушением зрения требуют особого подхода, особых методов и приемов для решения этих задач. Из-за нарушения зрительных функций дети не могут воспринимать окружающий мир во всем его качественном многообразии, так как искажается система сенсорных эталонов, как следствие возникает ряд отклонений, связанных с ослаблением познавательной активности. Поэтому для таких детей в среднем возрасте актуальны игры с конструктором ЛЕГО-Дупло.

Преимущества конструктора Дупло для детей с нарушением зрения:

-безопасность: крупные детали без острых углов и граней изготовлены из экологически чистых и прочных материалов;

-продуманность конструкции каждой детали: кубики легко скрепляются , а получившиеся конструкции отличаются надёжностью;

- функциональность: открывающиеся - закрывающиеся двери и окна, стреляющие пушки, ездящие и воспроизводящие звуки поезда т. д.

 

- универсальность: в серии присутствуют тематические наборы, которые  содержат крупные цельные фигурки известных героев или животных.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №26 компенсирующего вида Красносельского района

Санкт-Петербурга

Конспект

игры по Лего-конструированию с детьми средней группы

(слабовидящие дети, дети с амблиопией, косоглазием)  

с использованием элементов Сингапурской технологии,  

ТРИЗ-технологии, развивающих игр Воскобовича

«Построим ракеты для жителей другой планеты»

Подготовила и провела

воспитатель

Лопатина Наталия Сергеевна

Высшая квалификационная категория

Санкт-Петербург

2022г.

Игра по Лего-конструированию «Построим ракеты для жителей другой планеты»

Контингент: слабовидящие дети, дети с амблиопией и косоглазием, вторая младшая группа

Продолжительность: 15 минут

Применяемые современные технологии: здоровьесберегающие, личностно-ориентированные, элементы технологии ТРИЗ, Сингапурская технология, развивающие игры В.В. Воскобовича

Автор: Лопатина Наталия Сергеевна, воспитатель высшей квалификационной категории

ГБДОУ детский сад №26 компенсирующего вида Красносельского района Санкт-Петербурга, Россия

Email адрес:  gbdoudc26@gmail.com

Реализуемая программа: Образовательная программа дошкольного образования, адаптированная для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (для слабовидящих детей, для детей с амблиопией, косоглазием, для слепых детей, с тяжелыми нарушениями речи, фонетико-фонематическими нарушениями речи, задержкой психического развития и иными ограниченными возможностями здоровья).

Данное мероприятие рекомендуется использовать в работе воспитателям коррекционных групп ДОУ, специалистам, педагогам дополнительного образования со слабовидящими детьми, с детьми с амблиопией и косоглазием

Аннотация

Актуальность LEGO- технологии  значима в свете внедрения   ФГОС, так как:

-является великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников, обеспечивающих интеграцию образовательных областей (речевое, познавательное и социально-коммуникативное развитие);

-позволяет педагогу сочетать образование, воспитание и развитие дошкольников в режиме игры;

-формирует познавательную активность, способствует воспитанию социально-активной личности, формирует навыки общения и сотворчества;

-объединяет игру с исследовательской и экспериментальной деятельностью, -предоставляет ребенку возможность экспериментировать и созидать свой собственный мир, где нет границ.

Эффективность используемой технологии заключается в том, что у детей оттачиваются навыки конструирования, развиваются пространственное и конструктивное мышления, пополняются знания об окружающем мире, формируются умения думать, сотрудничать со сверстниками, фантазировать и действовать, не боясь ошибиться, создаётся установка на самостоятельный поиск, а это – главные составляющие успешности их дальнейшего обучения в школе.

Дети с нарушением зрения требуют особого подхода, особых методов и приемов для решения этих задач. Из-за нарушения зрительных функций дети не могут воспринимать окружающий мир во всем его качественном многообразии, так как искажается система сенсорных эталонов, как следствие возникает ряд отклонений, связанных с ослаблением познавательной активности. Поэтому для таких детей в среднем возрасте актуальны игры с конструктором ЛЕГО-Дупло.

Преимущества конструктора Дупло для детей с нарушением зрения:

-безопасность: крупные детали без острых углов и граней изготовлены из экологически чистых и прочных материалов;

-продуманность конструкции каждой детали: кубики легко скрепляются , а получившиеся конструкции отличаются надёжностью;

- функциональность: открывающиеся - закрывающиеся двери и окна, стреляющие пушки, ездящие и воспроизводящие звуки поезда т. д.

- универсальность: в серии присутствуют тематические наборы, которые  содержат крупные цельные фигурки известных героев или животных.

 Эффективно применение при работе с конструктором ЛЕГО-Дупло Сингапурской технологии и технологии ТРИЗ, которые способствуют развитию активности, самостоятельности, решению нестандартных задач.

     ТРИЗ - идеальный инструмент для всестороннего развития личности ребенка. Использование нетрадиционных методов и приемов способствуют дальнейшему применению этой методики в различных видах детской деятельности, в быту, в будущей жизни.

Сингапурская технология позволяет воспитанникам проявить свою инициативу и творчество. В средней группе можно применять методику «Партнер по плечу», то есть работу в парах. Работа в парах помогает ребятам мыслить творчески и креативно, в общении они совместно решают поставленные задачи, находят и объясняют ошибки друг друга.

   Данный педагогический опыт способствует развитию творческого воображения, мышления, познавательной активности и речи дошкольника, овладению основными мыслительными операциями для получения успешного результата

С помощью данного вида мероприятия дети в игровой форме способны решить поставленную задачу, показать свое отношение к героям, сопереживать и находить способы помощи героям.

Конспект игры по Лего-конструированию

 «Построим ракеты для жителей другой планеты»

Цель: развитие познавательных способностей, конструктивных навыков, активизация творческого мышления

Задачи:

Образовательные:

  • развивать познавательные интересы, способность к техническому творчеству, 
  •  закреплять умения создавать конструкцию ракеты из   лего-блоков (прямоугольных,  квадратных,  вогнутых, блоков с закругленными краями); различать и называть  лего-детали, правильно подбирать  блоки по форме и цвету,  выполнять задание педагога, опираясь на образец, схему

Коррекционные:

  • развивать зрительное внимание;
  • формировать умения соотносить детали конструктора со схемами и фотографиями
  • развивать  ориентировку на плоскости (понятия «внизу – вверху») и в макропространстве
  • укреплять здоровье воспитанников посредством двигательных упражнений

Воспитательные:

  • воспитывать умение работать в парах
  • воспитывать желание прийти на помощь героям

 Материал:   презентация  на тему: «Космос»; наборы   конструктора «Дупло» на каждого ребенка; схемы ракет; образец   ракеты, камешки «Марблс»

 Предварительная работа: чтение познавательной литературы о космосе,   беседы, показ  иллюстраций, игры с конструктором Дупло и конструктором Лего-Гигант

Применение образовательных технологий : утренний круг, Сингапурская технология, ТРИЗ-технология, развивающие игры В.В.Воскобовича  («Фонарики»)

Виды детской деятельности: игровая, двигательная, коммуникативная, познавательная, музыкальная.

Формы совместной деятельности педагога и детей:

Количество детей: 5 человек.

Приемы: постановка проблемной задачи, развивающие задания, использование элементов ТРИЗ-технологии, Сингапурской технологии, использование здоровьесберегающей технологии (охрана безопасности жизни детей)

Активизация словаря: силуэт, фланелеграф, пластина, прочный, надежный.

Ход конструктивной игры

 «Построим ракеты для жителей другой планеты

Этап образовательной деятельности

Организация рабочего пространства

Деятельность взрослого

Деятельность детей

I.Вводная часть.

Мотивационный момент.

Ситуативный разговор «Просьба инопланетян»

Звучит музыка.

Показ презентации с помощью мультимедийной установки.

Слайд 1. Звездное небо с инопланетянами.

Слайд 2. Изображение  сломанных летательных аппаратов.

Воспитатель:

- Дети, к нам обратились жители с другой планеты- инопланетяне.

-У них сломались все космические аппараты. И теперь они не могут перемещаться с планеты на планету. Вы готовы им помочь?

Дети входят в музыкальный зал.

Дети отвечают:

-Готовы.

Основная часть.

1.Выбор пары для совместной работы (Сингапурская технология)

2. Рассмотрение ракеты и ее частей

3. Выбор материала для конструирования.

4.Проблемная ситуация «Поделки нельзя взять в руки и отправить их в космос. Они распадаются»

5. Зрительная гимнастика.

6. Выбор конструктора

(деревянный, ЛЕГО-Дупло)

7. Постройка ракет из конструктора ЛЕГО-Дупло

Воспитатель с детьми идут по залу и видят разные виды конструкторов с образцами построек (схемы, фотографии)

Слайд 3. Изображение строения ракеты из конструктора

На столах разный материал для конструирование: счетные палочки, плоскостные геометрические фигуры,  развивающая игра «Фонарики»(ТРИЗ-технология, игра В.В.Воскобовича)

Слайд 4. Летающая звезда на белом фоне

За ширмой на столах размещены конструкторы: деревянные и ЛЕГО-Дупло.

Звучит спокойная музыка

Воспитатель обращается к детям:

- Посмотрите, здесь есть разные конструкторы. Предлагаю постройку ракет в парах. Давайте под музыку разомнемся, а потом встанем в пары.

Физкультминутка

Будем очень мы стараться, 

Дружно спортом заниматься:

Бегать быстро, словно ветер, 

Плавать лучше всех на свете

Приседать и вновь вставать 

И гантели поднимать. 

Станем сильными, и завтра

Всех возьмут нас в космонавты! 

Воспитатель: Какие части есть у ракеты?

Воспитатель спрашивает детей:

- Договоритесь, из какого конструктора вы будете строить ракету и приступайте к работе.

Воспитатель:

- Давайте возьмем наши ракеты и отправим их нашим друзьям-инопланетянам.

Воспитатель:

 - Предлагаю провести

космическую гимнастику для глаз.

-Из какого конструктора ракеты будут крепкими, чтобы все части были прочно соединены?

Воспитатель:

-Вы потренировались, теперь знаете, какие части должны быть у ракеты. Давайте каждый из вас построит ракету, чтобы всем жителям другой планеты их хватило.

Воспитатель наблюдает за работой детей.

Дети выбирают пару для совместной работы

-дети делают рывки согнутыми руками перед грудью

-бегут на носочках

-делают гребки руками

-приседают

-выпрямляют согнутые руки вверх

-руки на поясе, повороты вправо, влево

Дети: корпус, кабина, крылья, хвост, иллюминаторы.

Дети выбирают конструктор.

Дети пробуют поднять ракеты, они распадаются. Объясняют, почему.

Дети выполняют движения глазами в соответствии с текстом:

-Мы звёздочку увидали,

Глазки вверх подняли.

Вот звёзды полетели,

Глазки вправо посмотрели. Снова звезды полетели- Глазки влево посмотрели.

А теперь звезда внизу.

Глазки закрываем,

Глазки отдыхают.

Дети выбирают конструктор ЛЕГО-Дупло, объясняют почему.

Дети конструируют ракеты из конструктора ЛЕГО-Дупло.

Итог.

Выставка ракет

На столе размещена планета из ватмана.

Слайд 4. Изображение планеты с ракетами и радостными инопланетянами.

Слайд. Изображение книги о космосе.

Воспитатель предлагает отправить ракеты на планету.

-Инопланетяне прислали нам книгу о космосе в подарок.

Дети с постройками под музыку двигаются по залу, затем ставят ракеты на планету.

Уходят из зала.

Используемая литература:

1.Белоусова Л.Е. Веселые встречи. СПб.: Детство-Пресс, 2009

2.Белоусова Л.Е. Удивительные истории. СПб.: Детство-Пресс, 2003

 3.Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте - М.: Просвещение, 1991. .

4.Гин С.И. Мир фантазии. Часть 1 и 2. Гомель, 1995

5.Гин С.И. Занятия по ТРИЗ в детском саду. Мн., 2008 .

Интернет-ресурсы:
-
 nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2020/10/27/statya-primenenie-singapurskih-tehnologiy-v-dou

- https://infourok.ru/aktualnost-lego-konstruirovaniya-v-svete-vnedreniya-fgos-5157489.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект сюжетно-ролевой игры по ЛЕГО-конструированию Тема: «Весёлое путешествие по зелёной планете»

Конспект сюжетно-ролевой игры по ЛЕГО-конструированиюТема: «Весёлое путешествие по зелёной планете»Цели:v развитие аналитического мышления, внимания, умения строить по предложенным схемам, инструкциям...

Конспект сюжетно-ролевой игры по ЛЕГО-конструированию Тема: «Весёлое путешествие по зелёной планете»

Цели:v развитие аналитического мышления, внимания, умения строить по предложенным схемам, инструкциям, учитывая способы крепления деталей; передавать особенности предметов средствами конструктора LEGO...

Конспект сюжетно-ролевой игры по ЛЕГО-конструированию Тема: «Весёлое путешествие по зелёной планете»

Цели:v развитие аналитического мышления, внимания, умения строить по предложенным схемам, инструкциям, учитывая способы крепления деталей; передавать особенности предметов средствами конструктора LEGO...

Конспект сюжетно-ролевой игры по ЛЕГО-конструированию Тема: «Весёлое путешествие по зелёной планете»

Конспект сюжетно-ролевой игры по ЛЕГО-конструированию Тема: «Весёлое путешествие по зелёной планете»...

Развивающая игра «Сравнение объектов» с использованием методов ОТСМ-ТРИЗ технологий

Описывается игра, в которой используются 17 признакав ОТСМ-ТРИЗ....

Конспект НОД по речевому развитию с использованием игровой методики ТРИЗ-технологии «Круги Луллия» «Лесные жители».

laquo;Лесные жители». Цель:обогащать знания детей о лесных животных, активизировать словарь.Задачи:Образовательные:• расширить и активизировать словарь по теме "Дикие животные"...