проект на тему «Развитие творческих способностей ребёнка с ОВЗ через LEGO конструирование «Город моей мечты»
методическая разработка по конструированию, ручному труду
Основная мысль проекта в том, что используя LEGO конструктор, ребенок с особыми возможностями здоровья, закрепит цвета, величину, форму, активизируется сенсорное восприятие. Обучиться навыкам группировать предметы по нескольким признакам, свойствам; овладеет навыками сопоставления, сравнения по нескольким признакам. Закрепит с приемы наложения и приложения, сравнит предметы контрастных и одинаковых размеров, закрепит навык соизмерять предметы по длине, ширине, высоте, величине в целом.
LEGO-постройки с успехом используются в дидактических, сюжетно-ролевых, театрализованных играх, в самостоятельной и совместной деятельности. Формируются понятия больше и меньше. В организационной образовательной деятельности по LEGO-конструированию развивается интерес к моделированию и конструированию. Постепенно от предметно-игровых действий, перейдет к сюжетно-отобразительной игре. Дополняя конструирования любимыми детскими героями, произойдет дальнейшее развитие сюжетной игры, которая занимает длительный период в обучении и воспитании детей с особыми возможностями здоровья.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №212»
Методическая разработка
проекта по теме «Развитие творческих способностей ребёнка с ОВЗ
(ребёнка-инвалида)
через LEGO конструирование
«Город моей мечты»
Авторы: Буленкова Е.В., воспитатель первой квалификационной категории; |
.
г. Зима-2019 г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
1 | Актуальность ……………………………………………………………………… | 3 |
2 | Цель и задачи проекта……………………………………………………………. | 4 |
3 | Тактика реализации проекта……………………………………………………. | 5 |
4 | Ресурсы реализации проекта……………………………………………………. | 6 |
5 | Список литературы……………………………………………………………….. | 7 |
Актуальность
В системе дошкольного образования происходят значительные изменения. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» определяет дошкольное образование как первый уровень общего образования, обеспечивающий конституционное право каждого гражданина России на общедоступное и бесплатное дошкольное образование (ст.10 п.4 Закон 273-ФЗ «Об образовании в РФ») ФГОС дошкольного образования направлен на обеспечение государственных гарантий уровня и качества дошкольного образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации образовательных программ дошкольного образования, их структуре и результатам их освоения. (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования») [1].
В соответствии с нормативными документами перед детским садом стоят задачи: создание образовательной среды, ориентированной на удовлетворение интересов ребенка, с учетом его индивидуальных потребностей и социальной ситуации развития; обеспечение доступности и вариативности образовательных услуг; расширение содержания образования с учетом индивидуальных особенностей воспитанников, запросов и интересов всех участников педагогического взаимодействия, и в первую очередь, детей и их родителей (законных представителей), как основы для повышения социального качества дошкольного образования.
Реализация стандарта дошкольного образования предполагает поиск современных практик организации образовательной деятельности. В результате поиска мы пришли к использованию продукции LEGO. Обосновываются возможности продукции LEGO в создании образовательной среды, ориентированной на удовлетворение интересов каждого ребенка. Определена практическая ценность LEGO конструкторов в дошкольном образовании, возможности их использования в совместной и самостоятельной деятельности [2].
Перспективность применения продукции LEGO обусловливается её высокими образовательными возможностями: многофункциональностью, техническими и эстетическими характеристиками, использованием в различных игровых и учебных зонах. LEGO конструирование - это вид моделирующей творческо-продуктивной деятельности. [3].
Конструкторы LEGO стимулируют практическое и интеллектуальное развитие детей, не ограничивают свободу экспериментирования, развивают воображение и навыки общения, помогают жить в мире фантазий, развивают способность к интерпретации и самовыражению.
Данный проект является адресным, разработан индивидуально для ребенка с ОВЗ (ребенка-инвалида с нарушением слуха) в подготовительной группе комбинированной направленности МБДОУ «Детский сад № 212».
Изучив познавательные способности ребенка с нарушением слуха, пришли к выводу, что присутствует низкий уровень внимания, высокая отвлекаемость, неустойчивая мотивация, мозг быстро отключается даже при элементарных умственных нагрузках, ребенок постоянно двигается. Конструктор предоставляет возможность ребёнку с нарушением слуха воспринимать окружающий мир, активизируя зрительный и осязательный анализатор, а также развивать устойчивость и концентрацию внимания.
LEGO индивидуализирует процесс, ребенок сам выбирает содержание своего образования. Изменяется позиция ребенка он становится субъектом, а не объектом образования. При работе над проектом мы отвели слабослышащему ребёнку ту роль, которая для него более успешна.
Цель и задачи проекта
Цель проекта: создание условий для развития творческих способностей у ребенка с особыми возможностями здоровья (ребенка-инвалида с нарушением слуха) в LEGO-конструировании.
Задачи:
- Формировать конструктивные творческие способности ребенка с ОВЗ дошкольного возраста в условиях детского сада, учить мысленно собирать из частей целое; уметь обыгрывать созданную модель.
- Развивать у ребенка с особыми возможностями здоровья любознательность, познавательную мотивацию, познавательные процессы, воображения, творческую активность, конструктивное воображение; мелкую моторику рук, стимулируя общее речевое развитие и умственные способности.
- Воспитывать устойчивый интерес к конструктивной деятельности, желание творить, изобретать, воспитывать желание к созданию композиции для совместной игровой деятельности со сверстниками.
Срок реализации проекта: с 09.10.2017г. по 31.10.2017г.
Участники проекта: воспитанница подготовительной группы с ОВЗ (ребенок-инвалид с нарушением слуха), педагоги, родители.
Координаторы проекта: воспитатели Зыкова Анастасия Андреевна, Буленкова Евгения Владимировна.
Оборудование:
- лего-конструктор;
- платформа для постройки;
- краски;
- игрушки по сюжету.
Предполагаемые результаты:
- У ребенка с особыми возможностями здоровья сформированы конструктивные творческие способности может мысленно собирает из частей целое; обыгрывает созданную модель.
- У ребенка с особыми возможностями здоровья развивается любознательность, познавательная мотивация, познавательные процессы, воображение, творческая активность, конструктивное воображение; мелкая моторика рук.
- У ребенка с особыми возможностями здоровья присутствует устойчивый интерес к конструктивной деятельности, желание творить, изобретать; проявляется желание к созданию композиции для совместной игровой деятельности со сверстниками.
Продукт проекта: постройка «Город моей мечты».
Тактика реализации проекта
№ | Ключевые действия | Сроки | Ответственные |
1 этап - подготовительный | |||
1 | Создание целей и задач для реализации проекта. Мотивация ребенка на конструктивную деятельность, беседы по теме проекта | 09.10.2017-11.10.2017 | Воспитатели, родители |
2 | Подбор оборудования, подготовка платформы | 12.10.2017-13.10.2017 | Воспитатели, родители, ребенок |
2 этап - основной | |||
1 | Рассматривание образцов, схем будущих построек | 16.10.2017 | Воспитатели, родители, ребенок |
2 | Постройка моделей по замыслу ребенка по теме «Город моей мечты», используя LEGO конструктор | 16.10.2017-25.10.2017 | Ребёнок |
3 этап - заключительный | |||
1 | Обыгрывание постройки совместно со сверстниками в группе детского сада | 26.10.2017-31.10.2017 | Воспитатели, дети подготовительной группы |
2 | Выставка постройки в фойе детского сада | 31.102017 | |
3 | Создание видеоролика | В течение реализации проекта | Воспитатели |
Методы и формы работы:
словесные:
- беседы, рассказы;
- отгадывание загадок;
- ситуативные разговоры и речевые ситуации;
- составление описательных рассказов.
наглядные:
- рассматривание схем и образцов различных построек;
- рассматривание фотографий достопримечательностей города;
- наблюдения;
практические:
- моделирование элементов построек;
- проведение дидактических игр;
- конструирование по схемам;
- сюжетно-ролевая игра.
Мероприятия основного этапа планируются проводить в рамках индивидуальной деятельности с ребёнком – инвалидом с ОВЗ, в течение двух недель, 2-3 раза в неделю.
Используя LEGO конструктор, ребенок с особыми возможностями здоровья, закрепит цвета, величину, форму, активизируется сенсорное восприятие. Обучиться навыкам группировать предметы по нескольким признакам, свойствам; овладеет навыками сопоставления, сравнения по нескольким признакам. Закрепит с приемы наложения и приложения, сравнит предметы контрастных и одинаковых размеров, закрепит навык соизмерять предметы по длине, ширине, высоте, величине в целом.
LEGO-постройки с успехом используются в дидактических, сюжетно-ролевых, театрализованных играх, в самостоятельной и совместной деятельности. Формируются понятия больше и меньше. В организационной образовательной деятельности по LEGO-конструированию развивается интерес к моделированию и конструированию. Постепенно от предметно-игровых действий, перейдет к сюжетно-отобразительной игре. Дополняя конструирования любимыми детскими героями, произойдет дальнейшее развитие сюжетной игры, которая занимает длительный период в обучении и воспитании детей с особыми возможностями здоровья.
Занятия помогут справиться с психоэмоциональной нагрузкой, успокоиться, переключиться. Формируя предпосылки учебной деятельности сформируется желание трудиться, доводить начатое до конца, действовать по инструкции, планировать работу, работать целенаправленно.
Реализация проекта предоставит ребенку возможность увидеть нестандартные подходы к работе, обеспечивая дальнейшее творческое развитие.
Взаимодействие с родителями заключается в привлечении к подготовке платформы для постройки, создание ситуации успеха в конструктивной деятельности.
Ресурсы реализации проекта
- Нормативно-правовые:
- наличие нормативно-правовой базы функционирования системы дошкольного образования.
- Организационные:
- психолого-медико-педагогический консилиум детского сада;
- инициативная группа по реализации проекта.
- Информационные:
- методические рекомендации для педагогов ДОУ по работе с детьми с ОВЗ;
- учебно – методическая литература по конструированию и проектной деятельности для дошкольного образования;
- медиатека цифровых образовательных ресурсов.
- Материально-технические:
- LEGO конструктор;
- схемы и образцы лего построек;
- ноутбук;
- фото- и видеоаппаратура.
- Кадровые:
- наличие педагогических кадров, прошедших курсы повышения квалификации: СДО Центра дополнительного профессионального образования «Событие», «Конструирование и робототехника в дошкольной образовательной организации в условиях реализации ФГОС», 72 часа, 2017 год (Буленкова Е.В.); ОГАУ ДПО ИРО Иркутской области «Инновационная деятельность в ДОУ в условиях внедрения ФГОС ДО», 72 часа, 2016 год (Зыкова А.А., Буленкова Е.В.).
Список литературы
- Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. утв. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 г. № 1155.
- Фешина Е. В. Лего конструирование в детском саду: Пособие для педагогов. – М.: 2011. Комарова Л. Г. Строим из LEGO (моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора LEGO). – М.: — 2001.
- Осипенко Н. В., Волкова Ю. В. LEGO-конструирование как средство создания образовательной среды, ориентированной на интересы ребенка, в том числе и с ограниченными возможностями здоровья // Образование и воспитание. — 2017. — №1.1. — С. 17-20.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектная деятельность на 2014-2015у.г. Тема: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционные формы изобразительной деятельности»
«Я не волшебник, я только учусь…»(Возрастная группа: 6-7 лет) Что может быть главней на свете, ...
Педагогический проект на тему: "Развитие творческих способностей и эмоционально - волевой сферы ребёнка средствами театрализованной деятельности"
Общество постоянно испытывает потребность в творческих личностях, способных активно действовать, нестандартно мыслить, находить оригинальные решения в любых жизненных ситуациях. Современные дети реш...
План работы по самообразованию по теме: «Развитие творческих способностей детей старшей группы через нетрадиционные техники рисования» 2015-2016 год
К нетрадиционным техникам изоискусства обусловлено тем, что нетрадиционное рисование даёт возможность использовать хорошо знакомые предметы в качестве художественных материалов, такое рисование ...
Экологический проект на тему: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе приобщения к миру природы через целевые прогулки».
развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе приобщения к миру природы через целевые прогулки....
Обобщение опыта на тему: "Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционные формы изобразительной деятельности
Дети с самого раннего возраста пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своем изобразительном творчестве. Моя работа заключается в использовании нетрадиционных техник рисования.Рисовани...
Проект на тему: «Развитие творческих способностей детей через использование нетрадиционных формы художественно-изобразительной деятельности»
Проект на тему:«Развитие творческих способностей детей через использование нетрадиционных формы художественно-изобразительной деятельности"Введение.У детей дошкольного возраста еще не сформ...
Индивидуальный план профессионального развития Тема: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционные формы рисования».
Цель:Создать условия для развития творческих способностей, изобразительных навыков ребенка, используя различные изобразительные материалы и нетрадиционные техники рисования.Задачи:Расширять представле...